30 января (17 января ст. ст.) Церковь совершает память преподобного Антония Великого (около 251, Кома, Египет — 356, Дейр-Мари). Антоний Великий — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Ему молятся о даровании смирения, избавлении от страстей, бесовских нападений, укреплении веры и аскетического делания, телесном здравии.
Содержание
- Житие преподобного Антония Великого
- Почитание преподобного Антония Великого
- Тропарь и кондак преподобному Антонию Великому
- Изречения преподобного Антония Великого
- Преподобный Антоний Великий. Иконы
- Преподобный Антоний Великий. Картины
- Народные традиции в день преподобного Антония Великого
Житие преподобного Антония Великого
Изначально, как указано и в Апостольских посланиях, в христианстве определились два пути к богоугождению: или благочестивая семейная жизнь, или же, как более близкое к совершенству, иноческое житие: «темже и вдаяи браку свою деву добре творит. И не вдаяи лучше творит» (Кор. 139). Когда мы читаем об удивительных подвигах древних подвижников, многое на сегодняшний день кажется уже почти невероятным, но достоверные исторические источники по фактам свидетельствуют, что истинная крепкая вера поистине способна творить чудеса. Ведь если человек достигает святости и соединяется, таким образом, духом с Богом, он и сам становится «богоподобным», получая при этом сверхъестественные дарования, превосходящие обычную человеческую природу.
Преподобный Антоний Великий родился около 251 года в семье благородных и богатых родителей, которые воспитали его в христианской вере. Уже с малых лет он отличался благочестивым житием. Св. Афанасий Великий составил подробное жизнеописание прп. Антония, включив в него рассказы о чудодействиях и духовные изречения преподобного. Свт. Иоанн Златоуст высоко ценил этот труд св. Афанасия и отмечал, что житие сие, ради назидания духовного, следует читать всякому христианину.
«1. Антоний родом был египтянин. Поскольку родители его, люди благородные и довольно богатые, были христиане, то и он воспитан был по-христиански и в детстве рос у родителей, не зная ничего иного, кроме них и своего дома. Когда же стал отроком и преспевал уже возрастом, не захотел ни учиться грамоте, ни сближаться с другими отроками, но имел единственное желание, как человек нелукав, по написанному об Иакове, жить в дому своем (Быт. 25, 27). Между тем ходил он с родителями в храм Господень и не ленился, когда был малым отроком, не сделался небрежным, когда стал уже возрастать, но покорен был родителям, и внимательно слушая читаемое в храме, соблюдал в себе извлекаемую из того пользу. Воспитываемый в умеренном достатке, он не беспокоил родителей требованием разнообразных и дорогих яств, не искал услаждения в снедях, но довольствовался тем, что было, и ничего больше не требовал.
2. По смерти родителей остался он с одной малолетней сестрой, и, будучи восемнадцати или двадцати лет от роду, сам имел попечение и о доме, и о сестре. Но не минуло еще шести месяцев по смерти его родителей, когда он, идя по обычаю в храм Господень и собирая воедино мысли свои, на пути стал размышлять о том, как Апостолы, оставив все, пошли во след Спасителю, как упоминаемые в Деяниях верующие, продавая все свое, приносили и полагали к ногам Апостольским для раздаяния нуждающимся, какое имели они упование и какие воздаяния уготованы им на небесах. С такими мыслями входит он в храм. В чтенном тогда Евангелии слышит он слова Господа к богатому: «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси и гряди в след Мене» (Мф. 19, 21). Антоний, приняв это за напоминание свыше, как если бы для него именно было это чтение, выходит немедленно из храма и все, что имел во владении от предков (было же у него триста арур (арура — египетская мера земли во сто локтей) весьма хорошей, плодоносной земли), дарит жителям своей веси, чтобы ни в чем не беспокоили ни его, ни сестру, а все прочее движимое имущество продает и, собрав довольно денег, раздает их нищим, оставив немного для сестры.
3. Но как скоро, вошедши опять в храм, услышал, что Господь говорит в Евангелии: «не пецытеся на утрей» (Мф. 6, 34), ни на минуту не остается в храме, идет вон и остальное отдает людям неимущим; сестру определяет на воспитание в обитель, поручив известным ему и верным девственницам, сам же перед домом своим начинает, наконец, упражняться в подвижничестве, внимая себе и пребывая в терпении. В Египте немногочисленны еще были монастыри, и инок вовсе не знал великой пустыни, всякий же из намеревавшихся внимать себе подвизался, уединившись неподалеку от своего селения. Поэтому в одном ближнем селении был тогда старец, с молодых лет проводивший уединенную жизнь. Антоний, увидев его, поревновал ему в добром деле и сначала стал уединяться в местах, лежащих близ селения. И если слышал там о каком рачителе добродетели, шел, отыскивал его, как мудрая пчела, и не прежде возвращался в место свое, как увидевшись с ним. Когда же получал от него некоторое напутствие для шествования стезею добродетели, шел к себе. Так проводя там первоначально жизнь, Антоний наблюдал за своими помыслами, чтобы не возвращались к воспоминанию о родительском имуществе и о сродниках. Все желания устремлял, все тщание прилагал к трудам подвижническим. Работал собственными своими руками, слыша, что «праздный ниже да яст» (2 Сол. 3, 10), и часть издерживал на хлеб себе, иное же на нуждающихся. Молился он часто, зная, что должно наедине молиться непрестанно (1 Сол. 5, 17), и столь был внимателен к читаемому, что ни одно слово Писания не падало у него на землю, но все удерживал он в себе, почему, наконец, память заменила ему книги» [1].
Первое время преподобный Антоний еще имел некоторое сообщение с людьми: так, он приходил к литургии в сельскую церковь и продавал свое рукоделье через одного преданного ему благочестивого мирянина. Но по мере духовного преуспеяния чувствовал он все большую необходимость к полному уединению, чтобы ничем уже не развлекаться от молитвы и богомыслия. Около двадцати лет подвизался преподобный в совершенном одиночестве, побеждая естественную природу «ветхого человека», ночи проводя в молитве и бдении и питаясь при этом только хлебом с солью и водой, раз в день, по захождении солнца. Впрочем, бывало, что и по два, и по три дня он вовсе не вкушал никакой пищи: так обильно почивала на нем Божья благодать, что и прежде смерти он жил уже как бесплотный ангел на земле. Но чем крепче и мужественнее душа подвижника, тем более жестокие искушения может попускать ему Господь, чтобы высоким примером победы в подвиге укреплять души немоществующих и возбуждать их к возможному по силам подражанию трудам в добродетелях. Преподобный Антоний также очень много пережил страданий от злодейства лукавых демонов, которые то внушали ему помыслы сожаления о сестре (сестра его, впоследствии ставши доброй подвижницей, была избрана настоятельницей над девственницами), то наводили сомнения о напрасно погубленной молодости и растраченном богатстве; восставала и плотская брань. Когда же по немощи человеческой и жестокости нападений — ибо демонам иногда попускается наносить и чувственные удары — Антоний начинал уже изнемогать, Сам Господь видимым образом приходил к нему на помощь, восставляя и утешая его:
Возведя взор, видит Антоний, что кровля над ним как бы раскрылась, и нисходит к нему луч света. Демоны внезапно стали невидимы, телесная боль мгновенно прекратилась, жилище его оказалось ни в чем не поврежденным. И, ощутив эту помощь, воздохнув свободнее, чувствуя облегчение от страданий, обращается он с молитвою к явившемуся видению, и говорит: «Где был Ты? Почему не явился вначале — прекратить мои мучения?» И был к нему голос: «Здесь пребывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твое ратоборство; и поелику устоял ты и не был побежден, то всегда буду твоим помощником и сделаю именитым тебя всюду». Услышав это, Антоний восстает и начинает молиться, и настолько укрепляется, что чувствует в теле своем более сил, чем было их прежде. Было же ему тогда около тридцати пяти лет [2].
В 305 году римским императором стал Гай Галерий Валерий Максимин Даза (270-313 гг.). Он с особой жестокостью продолжал преследования христиан. Проведший уже около 40 лет в пустыни, прп. Антоний в 311 году, когда того потребовали крайние обстоятельства и долг любви к своим братьям, прервал свое уединение и приходил «в мир», в Александрию, чтобы помочь страждущим за веру христианскую во времена жестоких Максимиановых гонений. Он ободрял христиан и появлялся в наиболее опасных местах.
«46. Посем постигло Церковь бывшее в то время Максимианово гонение. И когда святые мученики ведены были в Александрию, последовал за ними и Антоний, оставив свой монастырь и говоря: «Пойдем и мы, чтобы или подвизаться, если будем призваны, или видеть подвизающихся». Было у него желание приять мученичество, но, не хотя предать сам себя, прислуживал он исповедникам в рудокопнях и в темницах. Много было у него попечения — позванных в судилище подвижников поощрять к ревности и принимать участие в тех, которые вступили в мученический подвиг, сопровождая их до самой кончины. Судия, видя бесстрашие Антония и бывших с ним и их попечительность, приказал, чтобы никто из иноков не показывался в судилище и чтобы вообще они в городе не оставались. Все прочие в этот день почли за лучшее скрываться. Антоний же позаботился о себе особым образом. Он вымыл свою верхнюю одежду и во всем чистом на следующий день предстал перед народом, поднявшись на высокое место, где даже игемон увидел его, проходя мимо со своими воинами. Когда все дивились ему, он хранил полное спокойствие, показывая тем христианскую нашу ревность. Ибо, как сказал уже я, он готов был стать мучеником. И сам он, казалось, печалился о том, что не сподобился мученичества; но Господь хранил его на пользу нам и другим, чтобы соделаться ему учителем многих в подвижнической жизни, какой научился он из Писаний. Ибо многие, взирая только на образ его жизни, потщились стать ревнителями его жития. Итак, снова стал он, по своему обычаю, прислуживать исповедникам, и как бы связанный вместе с ними, трудился в служении им» [5].
Когда гонения стихли, в 313 году Антоний ушел на берег Красного моря, в монастырь близ Суэцкого залива в Писпирских горах. Здесь, чтобы избавить приносивших ему хлеб учеников от хлопот, он возделывал сам небольшое поле. Время от времени он посещал братию, начавшую подвизаться в Фиваде под его настоятельством. Прожив уединенно около 70 лет, Антоний встретился со святым Павлом Фивейским (ок. 228 года — ок. 341 года), прожившим в пустыне около 90 лет и сообщившим ему о прекращении гонений на христиан и возникновении арианской ереси.
Около 350 года по настойчивому приглашению Афанасия Великого (ок. 295-373 гг.) Антоний был вынужден вновь оставить уединение и вторично явиться в Александрию, на этот раз ради обличения ереси ариан, распустивших было слух, что великий подвижник придерживается одних с ними мыслей. Но сам преподобный настолько строго и бескомпромиссно осуждал арианство, что называл его даже «последнею ересью и предотечей антихриста». Появление подвижника оказывало могучее воздействие на толпы людей.
«Дерево познается по плодам своим»: на первый взгляд кажется странным, каким образом могут сочетаться в одном человеке и высшая заповедь в христианстве о любви ко всем людям, и в то же время «бегство» от людей, т. е. уединенная жизнь подвижника? Но, говоря так, надо иметь понимание, что пока человек находится под влиянием внутренних страстей, он вовсе не способен быть совершенным в любви ко всем людям, т. е. любить одинаково как родных своих, так и незнакомых, врагов и друзей, богатых и незнатных и прочее. Плод же истинного духовного отшельничества виден в том, что сердце подвижника становится «храмом Духа Святаго», и тогда он имеет уже любовь высшую и бесстрастную, подобно тому, как любит нас Сам Господь. Такая любовь выражается самым действенным образом: во-первых, здесь сила молитвы обо всем мире, во-вторых, открывается способность духовного назидания ко спасению, если же подвижник получает также дарования изгнания бесов и врачевания болезней, то многие люди и из мирских селений начинают стремиться к нему за помощью.
Как повествует свт. Афанасий, преподобный Антоний отличался великим смиренномудрием. Однажды он увидел сети вражии, распростертые по всей земле. Тогда преподобный вздохнул и спросил у Господа: «Кто сможет избегнуть их?» И Господь ответил ему, что «смирение».
«67. Антоний был терпеливого нрава и имел смиренномудрое сердце. При всей духовной высоте своей, чрезвычайно уважал церковное правило и всякому церковнослужителю готов был отдавать перед собою предпочтение. Не стыдился преклонять главу перед епископами и пресвитерами. Если когда приходил к нему какой диакон ради пользы своей, он предлагал ему слово на пользу, но совершение молитв предоставлял диакону, не стыдясь учиться и сам. Нередко предлагал вопросы и желал слушать пребывающих с ним; сознавался, что и сам получает пользу, если кто скажет что-либо полезное. И лицо его имело великую и необычайную приятность. Приял же Антоний от Спасителя и сие дарование: если бывал он окружен множеством монахов, и кому-нибудь, не знавшему его прежде, желательно было видеть его, то, миновав других, он прямо подходил к Антонию, как бы привлекаемый взором его. Среди других выделялся Антоний не ростом и взрачностью, но благонравием и чистотою души. Поскольку душа была безмятежна, то и внешние чувства оставались невозмущаемыми, а потому от душевной радости весело было и лицо, и по движениям телесным можно было ощущать и уразумевать спокойствие души, согласно с написанным: «сердцу веселящуся, лице цветет, в печалех же сущу, сетует» (Пр. 15, 13). Так Иаков узнал, что Лаван замышляет худое, и сказал женам своим: «несть лице отца вашего, якоже вчера и третияго дне (Быт. 31, 5). Так Самуил узнал Давыда, потому что «радостнотворны были очи его и зубы белы, как молоко. Так узнавали и Антония, потому что пpи душевном спокойствии никогда не возмущался, и при радостном состоянии духа никогда не бывал мрачен» [6].
Преставился преподобный Антоний будучи уже глубоким старцем, проведшим 85 лет жизни в иноческих подвигах. Незадолго до отшествия своего ко Господу он наказал двум ближайшим ученикам, находившимся при нем последние 15 лет его жизни, похоронить его в пустыне и не устраивать торжественного погребения его останков в Александрии. Из двух своих мантий одну преподобный завещал святителю Афанасию Александрийскому (память 18 января), другую — святителю Серапиону Тмунтскому. Преподобный Антоний мирно почил в 356 году, в возрасте 105 лет, и погребен своими учениками в прославленной им пустыне в сокровенном месте.
Как свидетельствует св. Афанасий, и при кончине земной своей жизни преподобный Антоний сохранял ту же бодрость духа и крепость сил телесных, достойно завершив избранное поприще и воистину явившись «светильником, вверху горы стоящим», просвещающим духовным светом многие последующие поколения. Обращаясь к иночествующим (впрочем, касается это не только иноков, но и всех, желающих наследовать вечное спасение), преподобный Антоний увещевает не расслабевать духом и не поддаваться тяготе и унынию, а также сожалению о пустом и скоропреходящем, но возноситься мыслями к вечному воздаянию и с твердостью совершать начатый подвиг, «ибо недостойны страсти нынешняго времени, к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8, 18).
«Также, взирая на мир, не будем думать, будто отреклись мы от великого чего, ибо и вся эта земля очень мала перед целым небом. Поэтому, если бы и над всею землею были мы господами и отреклись от всей земли, то и в этом опять не было бы ничего, равноценного Царству Небесному. Ибо как тот, кто бросает одну драхму меди, чтоб приобресть сто драхм золота, так и тот, кто, будучи господином целой земли, отрекаясь от нее, оставляет не много, а получает во сто крат более. Если же и вся земля не равноценна небесам, то оставляющий несколько десятин, как бы ничего не оставляет. Хотя бы оставил он при этом и дом, и много золота, и тогда не должен хвалиться и малодушествовать. С другой стороны надо подумать, что если бы не оставили мы (что имеем) ради добродетели, всячески после, умирая, оставили бы то, как и оставляем часто даже тем, кому и не хотели бы, как упомянул о сем еще Екклезиаст (Еккл. 4, 8). Почему же не оставить нам сего ради добродетели, чтобы наследовать за то Царство Небесное?
По сей же причине, никто из нас не должен питать в себе желание приобретать. Ибо какая выгода приобретать то, чего не возьмем с собою. Почему не приобретать нам лучше то, что и с собой взять можем, как-то: благоразумие, справедливость, целомудрие, мужество, рассудительность, любовь, нищелюбие, веру во Христа, безгневие, страннолюбие? Приобретши сии добродетели, мы найдем их впереди себя там, приготовляющими нам пристанище на земле кротких» [7].
Почитание преподобного Антония Великого
В «Житиях святых» св. Димитрия Ростовского (РПЦ) упоминается, что при византийском императоре Юстиниане (482-565 гг.), в 561 году, нетленные мощи преподобного Антония были открыты и перенесены из пустыни в Александрию; затем, по завоевании Египта сарацинами, около 635 года их перевезли в Константинополь. В 980 году святые мощи перенесены в епархиальный округ Вьенский, в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л’Аббеи) во Франции, где хранятся по сей день. Глава преподобного Антония с 1491 года хранится в городе Арле (Франция), в церкви св. Иулиана. Однако в монастыре святого Антония в Египте считают, что мощи этого угодника Божия не были открыты и сейчас находятся под спудом в монастырской церкви его имени.
Источниками сведений об Антонии Великом являются записи церковных историков Сократа, Созомена, Руфина, блаженного Иеронима и других. Главным из них является греческое агиографическое произведение «Жизнь Антония», которое было написано около 365 года одним из видных греческих писателей IV века, отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия признается шедевром агиографической литературы. Из многочисленных произведений, посвященных Антонию Великому и известных в греческой письменности, в славянском переводе распространилось лишь житие, написанное Афанасием Великим. Согласно мнению специалистов, перевод был сделан в Болгарии. Исследователи спорят лишь о личности переводчика Иоанна пресвитера. Одни считают, что названный в послесловии жития Иоанн — это Иоанн Экзарх, другие полагают, что вдохновитель перевода Иоанн — это архиепископ Иоанн Охридский, деятельность которого приходилась на XI век. В первом случае перевод Иоанна пресвитера датируют X веком, во втором — XI веком. В настоящее время преобладает первая точка зрения.
Известно, что Антоний Великий не первым удалился в пустыню, до него уже во II веке были подвижники, которые селились на более или менее продолжительное время в уединенных местах для аскетических целей, иногда по внешним побуждениям, например, из-за гонений на христиан, но часто исключительно для духовных подвигов. Но преподобный Антоний был первым ярким и принципиально новым представителем пустынного жительства: «он освятил монашескую отшельническую жизнь». При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника, жили отдельно друг от друга в скитах и подвизались в молитве, посте и трудах. Антоний не основывал монастырей, но люди сами приходили к нему, видя его духовную мудрость. Постепенно вокруг него собралось много учеников-пустынников и последователей. Имя преподобного Антония было прославлено во всем христианском мире, как пишет свт. Афанасий: «Слух об Антонии дошел и до царей. Константин Август и сыновья его Констанций и Констант Августы по слуху сему писали к нему, как к отцу, и желали получить от него ответ». Он же рассказывает и о многочисленных чудотворениях святого отшельника.
Тропарь и кондак преподобному Антонию Великому
Тропарь, глас 4
Ревнителю Илии, нравы подобяся Крестителю: правыми стезями последуя Христу отче Антоние, пустынныи быв житель, и вселенную утвердив молитвами. Тем моли Христа Бога, да спасет душа наша.
Кондак, глас 2
Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси. Крестителю подобяся, всяцем образом преподобне. С ним же тя убо почитаем, отче отцем Антоние.
Прпdбне џ§е, глaсъ є3ђaліz хrт0ва ўслhшавъ, ми1ра њстaвилъ є3си2. богaт8ство и3 слaву, нивочто2 же в8мэни1въ. тёмже всёмъ вопіsше, во€люби1те бGа, и3 њбрsщете бlгодaть вёчную. ничт0же преdпочитaйте пaче любвE є3гw2, да є3гдA пріи1детъ в8 слaвэ своeй, њбрsщете пок0й со всёми с™hми. є3г0же мlтвами хrтE, сохрани2 и3 спаси2 дш7S нaшz.
(Стихера преподобному)
Изречения преподобного Антония Великого
Из истории нам известны многочисленные примеры отцов и учителей Церкви, как высокая светская образованность, соединяясь с грамотою духовной, действенно служила на пользу к народному просвещению. Преподобный Антоний, от юности посвятивший себя иноческому подвижничеству, был, однако, по общепринятым понятиям «человеком некнижным», чем и удивлял в особенности языческих философов, которые, видя острую проницательность его ума, не могли понять, каким образом приобрел он столь глубокую премудрость при недостатке во внешней учености. Но св. Антоний, обращая внимание их на свойства природы человеческой, пояснял, что «в ком здравый ум, тому не нужны письмена» [3], ибо и великие ветхозаветные праведники, подобно Ною, Аврааму, Иакову, имевшие чистый и совершенный ум, были научаемы от Самого Бога. Преподобный писал также в своих наставлениях:
Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению этого слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни поистине должны именоваться умными людьми [4].
Говоря о совершенстве души ко спасению, преподобный Антоний поучал, что должно более всего стараться нам о приобретении добродетелей, к которым укрепляется душа по мере ослабления страстей и сластей телесных. Говорил также: «солнце да не зайдет во гневе вашем», относя сие изречение не только ко гневу, как к таковому, но и ко всякому нераскаянному греху. Так, советовал он испытывать себя на всякий день и ночь о грехах и помыслах, чтобы вовремя обнаружить зарождающуюся червоточину и не допускать себе усугубления болезни, ибо Сам Господь сказал: «в чем застану, в том и сужу», а время для Суда Его нам неизвестно. Таким образом, поучал он приходившую к нему братию, чтобы каждый день, пробуждаясь и ложась спасть, спрашивали они себя, не последний ли день и ночь настает им нынче, ибо с такими помыслами и заботами удобно научиться избегать нам греховных навыков. Предостерегал также об опасности самомнения, часто искушающего и преуспевших в духовных подвигах.
Кроме пространного слова, помещенного в его «житии», до нас дошли следующие письменные труды преподобного: 20 посланий к инокам, 20 кратких слов о добродетелях и пороках, 170 глав о доброй нравственности, его правило для монахов с двумя к нему прибавлениями и множество изречений и сказаний о нем, которые можно найти в различных святоотеческих поучениях. В конце V столетия появилось собрание изречений, отражавших монашеский идеал. Следующие изречения приписываются Антонию Великому:
«Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством».
«Я видел все ловушки, врагом расставленные на земле, и сказал со вздохом: «Кто сможет их обойти?» Тогда я услышал голос, сказавший: «смиренный»».
«Кто в пустыне в своей келье предается тишине, тот неуязвим для трех искушений: слуховых, речевых и зрительных; одна лишь борьба предстоит ему — борьба с чувственностью».
«Как рыбы издыхают, если долго находятся на суше, так и монахи лишаются притягательной силы, даруемой тишиной, если они надолго покидают свою келью, проводя время со светскими людьми. Как рыба должна вернуться в воду, так и мы должны стремиться в келью, чтобы во время пребывания за ее пределами не пропустить стражу в своем сознании».
«Не попадет в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретет спасения».
«Будем убегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с зараженным ненавистию и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. Точно, доверяющий себя зверю безопаснее того, кто доверяет себя сварливому и зараженному ненавистию. Не отвращающийся от сварливости и не гнушающийся ею не пощадит никого из человеков, ниже друзей своих».
«Бьющий кусок железа наперед смотрит мыслью, что намеревается сделать: серп, меч или топор. Так и мы должны размышлять, к какой добродетели приступить нам, чтобы не трудиться понапрасну».
«Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, смирение и кротость возносят человека с земли на небо».
«Ежедневно умирай, чтоб жить вечно, потому что боящийся Бога жив будет во веки».
«Если кто заговорит о неполезном для души — будь подобен глухому, который не слышит, и немому, который не говорит».
«Если случится кому, по наущению диавола, подвергнуться падению, тот да восстанет покаянием — да прибегнет к Тому, Который низшел на землю для спасения одной овцы, увлеченной грехом в заблуждение».
«Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих».
«Люби смирение; оно покроет все грехи твои».
«Молитва, совершаемая с небрежением и леностию, — празднословие».
«Не будь сластолюбив и предан объедению, чтоб не возобновились в тебе прежние твои согрешения».
«Не забывай трудов, понесенных тобою ради добродетели, не впади в леность, чтоб не оказаться в последний час твой нерадивым и заблудшим с пути правого; но возлюби Господа до конца, чтоб наследовать милосердие».
«Не приклони слуха, чтоб услышать зло о ближнем; будь другом человеков, и стяжешь жизнь».
«Не ропщи и не позволь себе оскорбить кого-либо».
«Не считай себя мудрым, иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих».
«Непрестанно бодрствуй над собою, чтобы не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! Приблизился конец их, и некому помочь им, нет им надежды спасения».
«Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле».
«О добром деле, которое желаешь сделать, отнюдь не говори — исполни его, не разгласив о нем предварительно».
«Остерегись рассердиться на кого-либо — прощай всем».
«От ближнего нам и жизнь, и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретаем Бога, если же соблазним брата, то согрешим против Христа».
«Ощутив гнев, тотчас отвергни его далеко от себя, чтоб радость твоя о Господе пребыла ненарушенною до конца. Умоляю как юношей, так и старцев, чтоб они не дозволяли гневу обладать собою».
«Прочь — ложь! Она изженет из тебя страх Божий».
«Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод».
«Сын мой! Не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия».
«Удали от себя ненависть, охраняй себя от вожделений твоих, равно как и от скверных помышлений».
«Я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию, потому что понадеялись на свои дела и презрели заповедь Того, Кто сказал: «вопроси Отца твоего и возвестит тебе»
Наставления преподобного Антония Великого в большом количестве включены в сборник «Добротолюбие».
Преподобный Антоний Великий. Иконы
Преподобный Антоний Великий изображается седовласым старцем, облаченным в рясу и мантию, на голове куколь, в левой руке свиток, правая поднята в жесте благословения. Самое раннее изображение предположительно Антония Великого имеется на терракотовой ампуле IV-VI вв. (Британский музей. Лондон). В ряду преподобных он представлен в церкви Иоанна Крестителя в Гюлю-Дере и Айвалы-килисе в Гереме (Каппадокия), между 913 и 920 гг.; в наосе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция) и других. Антоний Великий изображен на иконах из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, ок. 945 г. и XIII в.; на иконах работы Михаила Дамаскина, XVI в. (Византийский музей, Афины); на миниатюрах рукописей из монастыря Ставроникита на Афоне; в Минологии Василия II и других. В поствизантийском искусстве Антоний Великий часто изображался с посохом в правой руке и раскрытым свитком в левой.
Иконография Антония Великого в древнерусской иконописи следует византийским образцам: в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1198-1199 гг.; в росписи преподобного Андрея Рублёва, 1408 г., на столпе в западной части Успенского собора во Владимире; в Рождественском соборе Саввина Сторожевского монастыря около Звенигорода, начала XV в.; на фреске Успенского собора Московского Кремля, 1481 г.
Изображение Антония Великого среди избранных святых часто встречается на русских иконах: «Святые Антоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и образ Богоматери «Знамение»», XV век; «Святые Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный», XV век; «Святые Никола, Антоний Великий и Афанасий Афонский», XVI век, и другие.
Преподобный Антоний Великий. Картины
Из многих византийских и западноевропейских изображений, связанных с аскетическими добродетелями, целебными силами и природой, с XV столетия выделяется наиболее популярный мотив — искушение святого Антония. Многообразие изображений святого Антония связано с тем, что его считают покровителем многих профессий: крестьян, всадников, звонарей и других. На Востоке Антония почитают как отшельника и отца монахов, на Западе, напротив, как чудесного целителя. Популярность Антония достигла вершины в Средние века в западной церкви. Около 1070 года был основан орден святого Антония. Это учреждение стало центром по лечению больных «антониевым огнем» (предполагают, что это гангрена, или болезнь, вызываемая тяжелым отравлением спорыньей). Житие преподобного Антония Великого нашло широкое отражение в западноевропейском искусстве: это работы Мартина Шонгауэра (1435/1440 — 1491 гг.), Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.), Иеронима Босха (ок. 1450-1516 гг.), Диего Веласкеса (1599-1660 гг.), Франсиско де Сурбарана (1598-1664 гг.) и других.
Образ преподобного Антония Великого представлен в философской драме «Искушение святого Антония» Гюстава Флобера.
Народные традиции в день преподобного Антония Великого
День памяти преподобного Антония Великого в народе называли Антоном Перезимником. В этот день крестьяне проверяли запасы кормов — хватит ли их до весеннего Юрьева дня, освящали сено и кормили им домашний скот. Преподобному Антонию молились о безопасности скота, о благополучном отеле коров. В Хорватии и Словении день святого Антония считался праздником тяглового скота. В Болгарии Антониев день называли «верижици», а в северо-западной Хорватии январь назывался «Антонским месяцем».
На Руси в этот день пекли толокняные колобки. Крестьяне совершали обряд, помогающий обхитрить нечистую силу. Тот, кто первым выходил по утру на улицу, шел от крыльца пятами вперед, как бы обозначая следами, что в дом пришел сам хозяин. На снегу проводили поперек снежной тропки, на которой оставался след, черту, чтобы отсечь всевозможному злу путь к дому. При этом приговаривали: «Ни на новце, ни на утренней заре, ни в обыден, не заступай здоровьица рабы Божией (имя рек)». Сохранился ряд поговорок и примет в Антониев день: «Антонина — зиме половина», «Перезимник обнадежит, обтеплит, а потом обманет — все морозом стянет»; «Не верь теплу на Антона — морозно будет».
[1]. Житие преподобного отца нашего Антония Великого, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах Оп.: Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994). С. 178–250.
[2]. Житие преподобного отца нашего Антония Великого, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах Оп.: Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994). С. 178–250.
[3]. Житие преподобного отца нашего Антония Великого, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах Оп.: Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994). С. 178–250.
[4]. «Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170-ти главах», «Добротолюбие», т. 1-ый.
[5]. Житие преподобного отца нашего Антония Великого, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах Оп.: Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994). С. 178–250
[6]. «Изречения св. Антония Великаго», «Добротолюбие», т. 1-ый.
[7]. Житие преподобного отца нашего Антония Великого, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах Оп.: Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994). С. 178–250.
Комментариев пока нет