1 июня (19 мая ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Корнилия Комельского.
Содержание:
- Житие преподобного Корнилия Комельского
- Устав преподобного Корнилия Комельского
- Почитание преподобного Корнилия Комельского
- Тропарь и кондак преподобному Корнилию Комельскому
- Преподобный Корнилий Комельский. Иконы
- Храмы во имя преподобного Корнилия Комельского
Житие преподобного Корнилия Комельского
Преподобный Корнилий (мирское имя неизвестно) Комельский родился в 1457 году в Ростове Великом, он был четвертым сыном в боярском роде Крюковых. Отца его звали Феодор (в иночестве — Феодосий), а мать — Варвара. Старший брат отца, Лукиан, служил при московском великокняжеском дворе, был дьяком при дворе великой княгини Марии Ярославне, жене Василия Темного. У великих князей в то время были свои дьяки — доверенные люди, выполнявшие их ответственные поручения, письмоводители и секретари. Это были чины, занимавшие высокий социальный статус на Руси XV-XVIII веков, приближенные великих князей, митрополитов и патриархов — социальная элита общества.
Через некоторое время семья Крюковых переехала из Ростова в Москву, юноша поступил на службу ко двору великой княгини. Когда Лукиан, достигнув преклонных лет, решил удалиться в Кирилло-Белозерский монастырь, за ним последовал и двадцатилетний Корнилий, который с раннего возраста стремился к отшельнической жизни. Приняв постриг, юный Корнилий начал свои монашеские подвиги с тяжелого послушания в хлебне, а также занимался переписью церковных книг: «...к сим же и книги писаше въ церковь, свидетели же сим книги его в Кирилове и ныне». Известно, что молодой монах носил вериги.
Через 7 лет подвигов в обители, инок Корнилий оставил Белозерскую обитель и отправился странствовать. Он побывал и в Новгороде, где архиепископ Геннадий (Гонзов) хотел, чтобы он остался при нем, предлагал ему принять священнический сан, но подвижник, любивший уединенную созерцательную жизнь, поселился в пустынном месте близ Новгорода. Когда и тут его начали посещать люди, он перешел в Савватиеву пустынь под Тверью.
В 1496 году Корнилий поселился в Комельском лесу. К нему начали приходить люди, жаждавшие монашеского жития. Начала образовываться пустынь. У Московской дороги иноки поставили поклонный крест, возле которого все желающие могли оставлять пожертвование новой обители.
Однажды один из монахов, по имени Ананий, который отвечал за сбор и принесение этой милостыни в обитель, утаил часть денег. После этого, на службе, когда Ананий хотел приложиться к иконе, она воспарила в воздухе вверх. Ананий раскаялся, и Корнилий простил его.
В связи с расширением общины, в 1501 году митрополит Симон поставил Корнилия в священноиноки. Корнилий тут же начал строительство Введенской церкви. Ее освятили в 1515 году. Также была поставлена церковь во имя Антония Великого. Житие говорит о неоднократном явлении Антония Великого священноиноку Корнилию, которого святой сугубо чтил. Были построены пекарня, богадельня, поварня и больница, сразу же началась распашка земель (Корнилий, будучи игуменом, сам стал «тяжарем», т. е. пахарем). Построили и книгописную мастерскую, а перепиской книг сам игумен занимался до старости.
Когда братия достигла 90 человек, игумен Корнилий, на основании уставов преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, составил для своей обители устав, ставший третьим монашеским уставом, составленным на Руси. Этот устав сохранился более чем в 20-и списках и является одним из немногих древнерусских общежительных уставов, дошедших до нас. Его заглавие — «О жительствѣ от божественых писаний избранна о устроении преданных нам образ от святых отець во спасение душам И писанием вдан сущим о Христѣ братиям моим во обители Преславныя Богородица, честнаго ея Введения, в ней же жителствуем». В его основе — строгое послушание настоятелю — монахи, как и в Белозерском монастыре, должны были показывать игумену даже свои личные письма.
Корнилий был строгим игуменом: однажды инок, который исполнял послушание пекаря, не взял благословение на свою работу. Игумен Корнилий заставил его собрать все выпеченные хлебы, вывезти из монастыря и выкинуть при дороге. Корнилий подавал братии пример нестяжательства: один из братии, монах Закхей, однажды попросил у игумена новую мантию взамен вязанной из лыка — Корнилий обменял ее на свою, и носил ее сам пока она совершенно не пришла в негодность.
При таких строгих требованиях к вопросам нестяжательства братии, Корнилий одновременно занимался благотворительностью: в 1526 году в вологодских землях случился неурожай, ставший причиной страшного голода — зерно стоило баснословных денег. Люди умирали с голоду, родители, в надежде на спасение своих чад от голодной смерти, оставляли их у монастырских врат. Игумен распорядился кормить всех, кто просил помощи, а оставленным детям давать кров, ставить их на монастырские послушания, где им давали необходимый уход и пропитание. На праздник Введения и день памяти Антония Великого Корнилий велел раздавать каждому, приходящему в монастырь, по деньге, просфоре и калачу, не возбраняя приходить за дарами и повторно. Однажды, накануне праздника, в монастырской казне было абсолютно пусто. Корнилий молился всю ночь до самого утра, а утром гонец неожиданно привез игумену повеление от великого князя Василия III Иоанновича молиться о здравии великой княгини Елены и передал княжескую милостыню в 21 рубль, которые и использовались для традиционной раздачи в праздничный день.
Строгие требования, поддерживаемые игуменом, нравились не всем. Житие рассказывает о случаях намеренного неповиновения, а также о том, что два монаха даже хотели убить игумена. Они подстерегали его под мостом через реку Нурму, потому что он постоянно по нему ходил наблюдать за ходом работ на монастырском поле. Злоумышленники, несколько раз подряд поджидая игумена, каждый раз видели, как он идет в сопровождении большого количества людей, хотя в итоге на поле он приходил каждый раз один. Вскоре они поняли, что Корнилия так хранит Господь от их злых намерений.
После целого ряда покушений Корнилий ушел со своими близкими учениками за 70 верст на Сурское озеро, и поселился там. В 1530 году он пришел в Москву за благословением освятить новую церковь в Сурской пустыни, но эта его просьба удовлетворена не была. После этого Корнилий на какое-то время ушел в Троице-Сергиев монастырь, откуда его вернули в родную обитель с помощью самого великого князя Василия III, в 1531 году пожаловавшего Корнилиеву монастырю значительные земельные угодья, которые к тому же освобождались от налогов. Монастырская торговля и перевозка имущества княжеской милостью переставали облагаться пошлинами. Монастырь начал процветать.
Зимой 1537-1538 годов Корнилий с братией были вынуждены искать убежища от набега татар в Белозерском монастыре.
В конце жизни Корнилий передал игуменство своему ученику Лаврентию, также прославленному в лике святых, а сам ушел в затвор. Житие говорит, что Корнилий умер в возрасте 82 лет «по Пасце в пятую неделю, въ время заутрении въскресныя». 19 мая приходилось на пятое воскресенье после Пасхи именно в 1538 году, хотя большинство поздних списков Жития ошибочно указывают, что он преставился в 1537 году.
Устав преподобного Корнилия Комельского
Монастырский Устав преподобного Корнилия «О жительствѣ от божественых писаний избранна о устроении преданных нам образ от святых отець во спасение душам И писанием вдан сущим о Христѣ братиям моим во обители Преславныя Богородица, честнаго ея Введения, в ней же жителствуем», один из немногих дошедших до настоящего времени древнерусских общежительных уставов, сохранился более чем в 20 списках, датируемых XVI-XIX вв. Все они принадлежат к одной редакции. Устав состоит из предисловия и 15 глав: 1) «О церковнѣм благочинии и о съборнѣй молитве»; 2) «О благоговѣиньствѣ и благочинии трапезном, и о пищи и питии»; 3) «Указ о ястиах и о питии»; 4) «О еже не подобает кому ясти и пити кромѣ общиа трапезы без благословениа»; 5) «О одѣждах и обущах, и о прочих вещех»; 6) «О еже не просити кому что от внѣшних мирскых или инок»; 7) «О еже не имѣти особнаго стяжаниа никому ничего»; 8) «О еже не възимати кому ничтоже нигдеже без благословениа игуменя и келарева»; 9) «О еже не приходити кому безвремѣнно въ трапезу и въ служебныа келиа»; 10) «О еже вкупѣ братиам, сходящимся на дѣло кое, подобаеть творити с молчанием и съ молитвою»; 11) «О еже не подобает из монастыря къ своим или инудѣ кудѣ безсловесно исходити»; 12) «О еже не приимати братиам милостыни себѣ по рукам ни от кого»; 13) «О еже не быти питию пианственному ни от кого»; 14) «О приходящих братиах и хотящих в мѣсте сем по смерти моей жити, имуще же стяжаниа особнаа»; 15) «О исходящих из монастыря и паки възвращающихся братиах наших». Предисловие Устава следует тексту «Предания» преподобного Нила Сорского. Отличие состоит лишь в том, что преподобный Корнилий пропустил «Исповедание веры» и изменил правила приема в монастырь (в Ниловом Сорском скиту никого не постригали, а у Корнилия сказано о пострижении мирян). Устав цитирует «Предание» в 11 главе, где говорится о необходимости безотлагательного покаяния, особенно если инок впал в согрешение, находясь вне обители. Из «Предания» заимствовано правило «происхождения от обителей», согласно которому монах мог покинуть монастырь только по благословению настоятеля (глава 15). Другое правило касалось пребывания иноков в келье: вместе монахи могли собираться в келье только ради духовных бесед и наставлений (глава. 14). Фрагменты «Предания», использованные преподобным Корнилием в Уставе, практически не подвергались редактированию. Важным источником Устава преподобного Корнилия стала Пространная редакция Устава преподобного Иосифа Волоцкого, в ряде принципиальных моментов — Краткая редакция. Заимствуя конкретные правила монастырской жизни, Корнилий пропускал пространные рассуждения и патериковые повести.
Преподобный Корнилий создал в обители книгописную мастерскую: вероятно, пострижениками святого были известный писец Исаак Собака, а также старец Артемий Троицкий. Перепиской книг занимался ученик и преемник Корнилия преподобный Лаврентий. Его автографы были специально отмечены в несохранившейся отписной книге Корнилиева Комельского монастыря 1630 года, а также в отписной книге монастыря 1657 года. Преподобный занимался перепиской книг до старости, о чем свидетельствует список Толкований святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна, выполненный по заказу архиепископа Ионы (Думина): в его писцовой записи указано, что среди рукописей, которые привлекались для правки, был автограф Корнилия.
Почитание преподобного Корнилия Комельского
Почитание Корнилия Комельского началось сразу по его преставлении, а общецерковное прославление было установлено на соборе 1600 года патриархом Иовом и собором епископом: «…а велел чудотворцу Корнилию Комельскому праздновати вечерню и всенощное пение и литургию Божию служити в соборней апостольстей церкви Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения… и в митрополиях, и во архиепископьях, и в епископьях у соборных церквей и во всей великой Русии».
Богатая фактами, находящими подтверждение в документальных источниках, изначальная редакция Жития преподобного Корнилия появилась в 60-70-х годах XVI века. Основная редакция Жития составлена его учеником Нафанаилом в 1589 году.
Преподобный Корнилий был духовным отцом многим дивным мужам, позже и самим просиявшим в лике святых: преподобному Геннадию Костромскому и Любимоградскому, Кириллу Новоезерскому, Ирадиону Илоезерскому, Андриану Пошехонскому, Филиппу Ирапскому, Даниилу Шужгорскому, Симону Сойгинскому, Зосиме Ворбозомскому. В житии святого Андриана Пошехонского Корнилиев монастырь называется лаврой, что свидетельствует о большом его значении.
Честные мощи преподобного Корнилия хранились в арке северной стены под спудом в церкви его имени, построенной в 1856 году там, где ранее стояла древняя церковь во имя Феодора Стратилата. На месте могилы святого стояла деревянная рака, украшенная в 1821 году серебряной чеканной ризой. На рубеже XIX-XX веков в монастырской церкви Воскресения Христова находился чудотворный образ преподобного, с которым жители города Грязовца, ранее принадлежавшего монастырю, ходили крестным ходом в годы неурожаев и эпидемий. В ризнице хранились фелонь из белой камки и часть власяницы, по преданию принадлежавшие Корнилию. В монастырских описях 2-й половины XVII века упоминаются «судки чудотворца Корнилия деревянные».
В 1924 году Корнилиев монастырь был преобразован в санаторий, потом там находилась тюрьма, а позже — областная психиатрическая больница. Большая часть построек была разрушена в 30-е годы XX века. Сегодня на территории бывшего монастыря сохранились стены трапезной палаты, настоятельских келий, а также фрагменты церкви, которая здесь стояла.
Тропарь и кондак преподобному Корнилию Комельскому
Тропарь, глас 4.
От юности горящим желанием Божественныя любве разжигаемь, житейския молвы оставль, преподобне. Ревнитель Антонию Великому бысть, безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу, бдением и молитвами и постом образ быв своим учеником. Темже молися Господеви, Корнилие блаженне, спастися душам нашим.
Кондак, глас 8.
Господеви, от Святыя Девы восиявшу мирови, и Тому измлада, яко Ангел, послужил еси, блаженне, и силою Его пустыню, яко град сотворил еси, множество же ученик в ней собрал еси, ихже Богодухновенными ученьми просветил еси. Тем вопием ти: радуйся, отче наш Корнилие, иноком божественное удобрение.
Библиотека Русской веры
Канон преподобному Корнилию Комельскому →
Читать онлайн
Преподобный Корнилий Комельский. Иконы
Иконография преподобного Корнилия сравнительно обширна и разнообразна. Согласно указаниям иконописных подлинников последней трети XVII — 40-х гг. XIX в., облик преподобного Корнилия уподобляется внешности святителя Григория Богослова, иногда — преподобных Димитрия Прилуцкого или Кирилла Белозерского: «…впросед, брада доле Богослова и шире, мало повилась»; «…подобен Кириллу Белозерскому». Неизменно подчеркивается такая особенность иконографии Корнилия, как кудрявые волосы: «…подобием сед изтемна, власы главными кудреват, брада широка аки Григория Богослова, ризы преподобническия».
Храмы во имя преподобного Корнилия Комельского
Во имя преподобного Корнилия Комельского освящен придел собора Спаса Преображения Спасо-Геннадиева монастыря в пос. Слобода Любимского района Ярославской области.
Монастырь расположен на Сурском озере на стреле рек Костромы и Обноры. Он был основан в 1529 году преподобным Геннадием. Церквей в монастыре две: первая соборная во имя Преображения Господня, зимняя, а вторая во имя Алексия, человека Божия, летняя. Престолов в церквах шесть (5 в соборной): во имя Преображения Господня, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Геннадия, Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Корнилия Комельского.
Автор: Виталий Зайцев