Преподобный Димитрий Прилуцкий

Память преподобного Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского чудотворца, Церковь совершает в день его преставления 24 февраля (11 февраля ст. ст.). 16 июня (3 июня ст. ст.) празднуется сретение чудотворного образа преподобного. 

 

Содержание

 

Житие преподобного Димитрия Прилуцкого

Основным источником сведений о преподобном Димитрии является его Житие, составленное пятым игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря Макарием, который упоминается в монастырских актах как игумен в 1471 году (в 1475 игумен был уже другой). Известны более 200 списков и несколько редакций Жития. Список Жития 2-й половины XVII века хранится в «Вологодском государственном музее-заповеднике».

Преподобный Димитрий родился в начале XIV века в богатой купеческой семье Покропаевых в селе Веслево близ Переяславля-Залесского. Ещё в молодости принял постриг в Горицком Успенском монастыре, где и был рукоположен во иерея.  Спустя некоторое время основал на берегу Плещеева озера Никольский общежительный монастырь, став его игуменом.

Димитрий Прилуцкий. Клеймо 3 иконы с житием. Основание монастыря в Переяславле. Ок. 1503 г.

Житие сообщает о неоднократном посещении преподобным Димитрием Троице-Сергиева монастыря и духовной дружбе с преподобным Сергием Радонежским. По мнению историков, знакомство преподобных произошло в 1354 году, когда святой Сергий был в Переяславле на поставлении в игумены епископом Афанасием.

Житие говорит нам, что преподобный был очень красив лицом, но свою красоту старался скрывать, постоянно нося куколь. Чтобы его красота увяла, он постоянно подвизался в посте, однако, вопреки его стараниям, лицо его ещё больше просветлялось. Он почти не беседовал с мирянами и никогда — с женщинами. Однажды некая женщина, наслышанная о его красоте и целомудрии, попыталась, против воли святого, увидеть его лицо, после чего была наказана расслаблением и исцелилась только по его молитве. Святой становится известен в народе: приняв приглашение великого князя Московского Димитрия Иоанновича, преподобный посещает Москву и крестит одного из его сыновей (скорее всего, Василия I Димитриевича, который родился 30 декабря 1371 года, деда великого князя Иоанна III, очень почитавшего преподобного Димитрия).

Димитрий Прилуцкий. Клеймо 5 иконы с житием. Встреча с благоверным князем Димитрием Донским. Ок. 1503 г.

Отдельно стоит отметить тот удивительный факт, что оба великих святых мужа были друзьями и одновременно крёстными детей ещё одного известного русского святого — благоверного великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Можно припомнить ещё множество святых современников этих угодников Божиих, многие из которых были между собой знакомы либо жили примерно в одно время и происходили из одной местности. Ещё более любопытно, что подобные факты, которыми, впрочем, изобилует древнерусская история, особенно с конца XIV до первой половины XVII столетий, являются красноречивым свидетельством того, что понятие «Древняя Русь» описывает скорее не государство, а уникальную огромную церковную общину. Таким образом «Древняя Русь» и «Святая Русь» — это действительно синонимы.

Во время игуменства преподобного Димитрия в Никольском монастыре летом 1377 года был переписан популярный в Древней Руси сборник слов преподобного Ефрема Сирина «Паренесис».

По совету Сергия Радонежского преподобный Димитрий решил удалиться подальше от мирской славы. Взяв с собой одного лишь монаха Пахомия, он уходит в северные края. Тут при слиянии рек Великой и Лежи, неподалёку от села Авнега (ныне село Воскресенское Грязовецкого района Вологодской области), иноки поставили деревянную церковь Воскресения Христова, однако вскоре вынуждены были оттуда уйти из-за конфликта с местным населением, которое опасалось, что эти земли и окрестные сёла могут вскоре стать монастырскими.

Поэтому в 1371 году на левом берегу реки Вологды на месте у излучины реки, или «на Прилуце», он ставит деревянный Спасский собор и создаёт первый на Русском Севере общежительный монастырь.

Спасо-Прилуцкий Дмитриев монастырь сегодня. Вид с правого берега реки Вологды

Жители Вологды с радостью согласились помочь подвижнику в этом деле: владельцы земли, предназначенной под монастырь, «благонарочитый муж» Илья Раков и его сосед Исидор, по прозвищу Выпряг, подарили эти земли монастырю и даже сами вытоптали взошедшие на них озимые нивы, чтобы строительство монастыря могло начаться незамедлительно.

На месте, которое благословил преподобный, был поставлен крест, впоследствии находившийся в монастыре. Он не сохранился. Однако известен происходящий из Прилуцкого монастыря Киликиевский крест, датируемый первой третью XVI века. По преданию этот огромный крест высотой 190 см. был принесён преподобным Димитрием Прилуцким на плече из Переяславля. Монастырское предание название и происхождение креста связывает с Киликией (Малая Азия), откуда он был вывезен на Русь. Это богато украшенный запрестольный выносной восьмиконечный крест, выполненный из дерева и покрытый позолоченной басмой и 84 небольшими образами, искусно вырезанными из кости. По свидетельству летописи в 1552 г. этот крест игумен Арсений носил в Москву для моления перед Казанским походом Иоанна IV Васильевича.

Киликиевский крест. Костяная пластина на лицевой стороне. Распятие. 1-я треть XVI в.

Другие благочестивые вологжане обильно жертвовали новому монастырю всё необходимое: деньги, строительный лес, богослужебную утварь. Многие монахи пришли вслед за своим игуменом из ранее основанного им Никольского монастыря. Как только количество иноков достаточно умножилось, святой ввёл в нем киновийный устав, что само по себе являлось заметным событием, так как большинство монастырей Новгородской земли введению общежития сопротивлялись.

Димитрий Прилуцкий. Клеймо 7 иконы с житием. Прп. Димитрий и Пахомий приходят в Вологду и строят монастырь. Ок. 1503 г

Минейное житие также повествует о множестве духовных дарований преподобного: о дарах непрестанной молитвы, прозрения, чудотворения. Преподобный Димитрий сообщил братии о кончине великого князя Димитрия Иоанновича Донского, последовавшей 19 мая 1389 года, за несколько дней до того, как эта весть дошла до Вологды.

Преподобный предупреждал своего брата, пришедшего за благословением из Переяславля-Залесского, чтобы он не ходил торговать к язычникам эстам и саамам. Брат не послушал совета и погиб.

Монастырь святого Димитрия, стоявший у дороги на Белоозеро, принимал странников и кормил голодных. Иногда втайне от братии преподобный подавал милостыню из жертвы на монастырь, защищал пострадавших «от насилиа злых судии». В продолжение всей жизни святой был строгим постником: во время братской трапезы брал один только горшок с горячей водой («укропом») и небольшую просвиру. Рыбу и вино не вкушал никогда, даже по большим праздникам, хотя это и дозволялось Уставом. Круглый год преподобный специально носил один и тот же старый тулуп из овчины, жестоко страдая зимой от стужи, а летом от зноя.

Отошёл ко Господу преподобный в глубокой старости, предсказав свою кончину — 11 февраля 1406 года (год примерный), и был погребён у южной стены Спасского собора (ныне существующий каменный храм был освящён в 1542 году). Перед кончиной он благословил на игуменство своего ученика Пахомия.

Спасский собор и колокольня Прилуцского монастыря

После смерти угодника Божия весь монастырь наполнился тонким благоуханием. В житии день преставления преподобного указан, как это обычно делалось на Руси, без года. Год смерти определяется по датировке 1-го посмертного чуда.

Димитрий Прилуцкий. Клеймо 11 иконы с житием. Преставление святого. Ок. 1503 г

Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, когда заступничеством преподобного свершилось исцеление множества людей от болезни «корчеты» (то есть корчи, судороги), как ранее называли симптомы эрготизма — болезни, вызванной спорыньёй. Эпидемия распространилась на Вологодчине через несколько лет после преставления святого Димитрия. У людей сводило («корчило») руки, и они были вынуждены брать палки. Массовые исцеления стали происходить после покаяния у мощей преподобного Димитрия. Исцелённые на месте люди оставляли у гроба святого свои палки. После окончания эпидемии братия вывезли из монастыря целый воз таких палок.

Второе чудо совершилось во время нападения на Вологду рати вятчан в 1417 году: когда нападавшие грабили Димитриев монастырь, один из ратников стал снимать покров с раки святого, но был сбит с ног незримой силой, ударился о пол и погиб на месте — его похоронили в монастыре. Другие посмертные чудеса святого связаны с исцелениями.

 

Почитание преподобного Димитрия Прилуцкого

В течение XV века почитание преподобного распространилось по всей Руси. В одной из рукописей Спасо-Прилуцкого монастыря есть историческая запись от 1584 года, сделанная книгохранителем Арсением Высоким: «Июня в 3 день стихиры и канон на сретение образа чудотворца Димитрия». В 1503 году Иван III Васильевич прислал в дар обители образ святого игумена в благодарность за молитвенную помощь русскому войску и в память о явлении преподобного Димитрия великому князю во время удачного похода на Казань (судя по всему, речь идёт о втором походе Ивана III на Казань в 1487 году, когда Москва установила фактический протекторат над Казанским ханством). Предание гласит, что Иван III посещал Вологду перед походом и что во время самого похода он постоянно молился перед небольшим образом святого Димитрия, который ему подарили монахи Прилуцкой обители. Торжества по поводу сретения образа продолжались три дня, в память об этом событии был установлен праздник, который особенно широко и по сей день отмечается в Вологде. На месте сретения иконы возвели церковь. Из Вологды в этот день шёл большой крестный ход в Спасо-Прилуцкую обитель, где правящий архиерей служил Литургию с молебном преподобному Димитрию, после чего крестный ход возвращался в город. Праздник сретения образа преподобного Димитрия праздновался не только в Вологде, но и в других северных городах: он есть в Уставе кон. XVI — нач. XVII века, написанном в Архангельске. Икона, присланная в Вологду Иваном III, не сохранилась. Однако в 1487-1493 гг. или в 1503 г. иконописцем круга преподобного Дионисия был написан сохранившийся до сего дня образ преподобного Димитрия с житийными клеймами, которые отражают события Минейной редакции Жития. Эта икона хранится сегодня в вологодском музее-заповеднике, каждый вторник в помещении музея перед ней служится молебен.

Принесение иконы прп. Димитрия в Вологду. Оборот двусторонней иконы. 2-я пол. XVI в. под записью XVII в.

Сохранились вериги преподобного, они весят 9,5 кг и ныне хранятся в епархиальном церковно-историческом музее при монастыре.

Вериги прп. Димитрия. Спасо-Прилуцкий монастырь

Игуменский посох также не утерян — он хранится в иконостасе нижнего храма Спасского собора Прилуцкого монастыря.

Посох прп. Димитрия.Спасо-Прилуцкий монастырь

Инок суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий во II половине XVI века в похвальном слове русским святым писал: «Кто не весть блаженнаго Димитриа Прилучскаго, о немже многы повести списаны обрящеши».

4 января 1609 года жители Вологды торжественно принесли икону преподобного от его мощей в город и установили в Спасской церкви, прося у святого помощи в Смутное время.

В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634 г.) под 11 февраля отмечено: «Дмитрею Вологоцкому благовест и ревут, трезвон болшой; аще ли в пост, выпевати напредь».

До 1654 года существовал обычай, по которому после дня памяти преподобного Димитрия 11 февраля игумен Спасо-Прилуцкого монастыря ездил в Москву, где преподносил государю и его семье освящённые на молебне просвиры и воду.

Мощи святого никогда не вскрывались, они до сего дня почивают под спудом в монастыре, в арке посреди нижней церкви, посвящённой его имени. Над ними устроена деревянная гробница, обитая медными позолоченными листами. На ней лежит образ преподобного в рост в серебряной ризе.

Копия Киликиевского креста и рака с мощами преподобного Димитрия Прилуцкого

 

Тропарь и Кондак преподобному Димитрию Прилуцкому

Тропарь, глас 1-й

Свыше от Бога, преподобне, благость приял еси духовную, от Господа бо познан бысть блаженне, того ради и ты духом познал еси лучшее Его, будущаго века пребывание, и постнически испытався в своих обителех. И ныне со ангелы ликовствуя, Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси поем: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобой всем исцеления.

 

Кондак, глас 8-й

От юности, преподобне, крест свой взем, Христови последовал еси, в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть свою изнуряя; темже и Всевидящее Око, твои труды видев, чюдесы тя прославляет и всех звати тебе научает: радуйся, преподобне отче Димитрие, постником удобрение.

 

Преподобный Димитрий Прилуцкий. Иконы

Икона преподобного Димитрия имелась в монастыре ещё в 1-й половине XV века, когда его мощи стали источать чудеса и исцеления. Не исключено, что это был поясной образ, стоящий у раки преподобного и написанный преподобным Дионисием Глушицким (1362-1437 гг.), о чём имеются исторические свидетельства от 1609 года. Известный иконописец был не только современником преподобного Димитрия, но и уроженцем Вологды, поэтому представляется весьма вероятным, что они могли быть знакомы лично, или же Дионисий мог хотя бы видеть преподобного Димитрия своими глазами. Поэтому представляется, что образ преподобного Димитрия Вологодского, который мог написать иконописец, является аутентичным.

Преподобный Димитрий Прилуцкий c 16 клеймами жития. Ок. 1503 года. Дионисий. Вологодский музей-заповедник
Икона Деисус «седмица» с припадающими преподобными Димитрием Прилуцким и Дионисием Глушицким. XVII в.

Ранние редакции Жития описывают характерные черты облика преподобного Димитрия — седые волосы и не совсем седую бороду: «святолепными и постническими сединами украшен сыи, от них же потонку малым нечто от власов его брадных не оусовершен белостию конца имущи».

Преподобный Димитрий Прилуцкий Чудотворец. Нач. XVII в.

Однако иконография преподобного Димитрия разнообразна. Она представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. В ней выразилось почитание преподобного Димитрия как святого покровителя Прилуцкого монастыря и Вологодского края, отражено распространение общецерковного празднования памяти святого на Руси.

Икона Преподобный Димитрий Прилуцкий. XVI век
Икона выносная двухсторонняя «Спас с предстоящими и припадающими Святыми» и «Сретение иконы преподобного Димитрия Прилуцкого».  XVII век
Покров на раку святых мощей преподобного Димитрия Прилуцкого. Вторая половина XVII века
Покров на раку святых мощей преподобного Димитрия Прилуцкого. Первая четверть XVI века
Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Шитая пелена. 1-я пол. XVII в.
Преподобный Димитрий Прилуцкий. XVII век
Преподобный Димитрий Прилуцкий. XVII век
Прп. Димитрий Прилуцкий, св. Иоанн Милостивый, прп. Герасим Вологодский. Вторая половина XVII в.
Свт. Никола Чудотворец, Алексий Митрополит Московский и прп. Димитрий Прилуцкий. Вторая половина XVII века
Димитрий и Игнатий Прилуцкие, Прокопий и Иоанн Устюжские. XVII век
Спас Всемилостивый со святыми Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Поклонение кресту. Первая половина XVII века


Автор: Виталий Зайцев

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?