Неделя о мытаре и фарисее — это первое из четырёх воскресений, с которого начинается подготовка к Великому посту. Впереди неделя о блудном сыне, неделя Мясопустная, неделя Сыропустная (Масленица). Именно в неделю о мытаре и фарисее в Богослужении начинается использование Постной Триоди. Также эта неделя посвящена известной евангельской притче о мытаре и фарисее.
***
Подготавливая нас духовно к Великому посту, церковные песнопения, прежде всего, обращают мысли молящихся к смиренномудрию, без которого ни одно, даже самое благое по виду дело, не может быть воистину Богоугодным. Так, Триодь Постная начинается с воспоминания хорошо известной Евангельской притчи «О мытаре и фарисее», когда смиренный грешник и мытарь выходит из храма более оправданным, чем гордый и самодовольный фарисейский праведник. Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1-е Петр. 5, 5).
«Фарисеями» (от евр. «фаруш» — особенные, отделенные) являлись последователи одной из иудейских сект, появившихся во II и III в. до Р. Х. Свое наименование фарисеи получили оттого, что старались отличиться особенною ревностью к закону. С течением времени в качестве дополнений и разъяснений к закону образовалось множество древних преданий, которые относились преимущественно к его внешней, обрядовой стороне. Придавая всем отеческим преданиям и обычаям Божественную важность наравне с законом Моисея, фарисеи составили из себя особый класс или общину и стали чуждаться общения с остальным народом, который относился к ним с глубоким уважением, как к строгим ревнителям закона. Но под внешнею праведностью и обрядовою ревностию фарисеев скрывалось самое возмутительное лицемерие, самое холодное бездушие и самые безнравственные деяния, что и находило себе достойное обличение в речах Исуса Христа [1].
«Мытарями» назывались лица, назначаемые римлянами для сбора податей с иудеев. Они обыкновенно брали на откуп собирание этих пошлин и употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Как корыстолюбивые и наглые агенты языческой державы, мытари считались в народе предателями и изменниками своей страны и Господа Бога. Говорить с ними почиталось грехом, общаться с ними — осквернением, хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди [2].
«Сказал (Господь) также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны и уничижали других, следующую притчу: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Милостив будь ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел в дом свой оправданным более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 9–14).
Толкование св. Иоанна Златоуста («Златоуст», сл. 1-е):
Пріиди1те ќбw брaтіе, послyшайте хrт0ва глaса, да бодрёйши бyдемъ на послушaніе. сію2 бо при1тчу сп7съ речE нaшегw рaди сп7сeніz: не сни1де бо прaведны< рaди, но грёшныхъ рaди, да спасyтсz. Чlка, речE, двA внид0ста в8 цRковь помоли1тисz, є3ди1нъ фарисeй, ґ другjи мытaрь. T начaтка сл0ва познaемъ, к0ждо бо нaсъ въ себЁ џба и4мамы. цRковь, разумёемъ, люби1мицы, составлeніе тэлесE своегw2, ћкоже ґпcлъ гlетъ: брaтіе, вы2 є3стE цRкви бGа жи1ва.
ДвA, речE, кHнника, мытaрь и3 фарисeй: и3 впрzжE фарисeй двA кwнS, да пости1гнетъ в8 вёчную жи1знь, є3ди1нъ к0нь добродётельныи, п0стъ и3 млcтынz: ґ другjи к0нь, г0рдость, и3 величaніе, и3 њсуждeніе. и3 запS г0рдость добродётели, и3 разби1сz к0ннаz колесни1ца, и3 поги1бе самомни1мый всaдникъ. никт0же бо, речE, њ себЁ пріeмлетъ чcть, но звaнныи t бGа. речE бо апcлъ: не хвали1сz на вётвіи седS, не ты2 бо к0рень н0сиши, но к0рень тебE.
ВпрzжE же и3 мытaрь двA кwнS, є3ди1нъ ѕлaz дёла, лихои1мство, нечистотY, несhтство: ґ другjи к0нь, смирeніе, неtчazніе, и3 спасE всaдника смирeннаz надeжда, є3ди1нэмъ бо сл0вомъ њбрёте њправдaніе, речE: б9е њчи1сти мz грёшнаго. д0брэ речE прbркъ. бли1зъ гDь всёмъ с®цемъ призывaющихъ є3го2 и4стинною.
Тропарь, глас 6.
Ангельския силы на гробе Твоем, стрегущия омертвиша. И стояше Мария при гробе, ищущи пречистаго Тела Твоего. Испроверже ада не искушься от Него. Срете Деву, даруяи живот, воскрес из мертвых, Господи слава Тебе.
Кондак, глас 2.
Мытаря иногда щедре оправда Спасе благии, очисти возопивша, и мене окаяннаго презрев безмерная прегрешения спаси, Долготерпеливе, иже Един сыи Благопременитель.
Библиотека Русской веры
Канон в неделю о мытаре и фарисее →
Читать онлайн
На протяжении всего Евангельского повествования часто можно встретить противопоставление между мытарями и фарисеями. Так, фарисеи постоянно укоряли Господа за то, что Он «ест и пьет с мытарями и грешниками», ибо считали подобные дела вовсе недостойными для вождя народа и пророка. По своему высокоумию они смотрели на себя как наизбранных от всех прочих людей и были уверенны, что Царство долгожданного Мессии принадлежит только им, исключительно по праву рождения от «семени Авраамова». На суетность этого ложного их мудрования указывал еще Иоанн Креститель в самом начале проповеди покаяния и Нового Завета:
«Увидев же Иоанн многих фарисеев и садукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плод достойный покаяния. И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (т. е. обратить язычников); уже и секира при корене дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 7–10).
Благодаря таким убеждениям, фарисеи не видели для себя нужды точно заботиться и о внутренней стороне Закона. Внешнюю же они соблюдали очень тщательно, ибо это делало их праведными в глазах простого народа и позволяло занимать выгодные и доходные должности. Невиданные доселе чудеса и всеобщая любовь вызывали у них черную зависть к Христу Спасителю, они постоянно укоряли Его и не могли спокойно слушать истины Евангельского учения. Господь также неоднократно указывал на их лукавство и лицемерие, незадолго до крестных Своих страданий Он говорил с ними особенно открыто и убедительно, о чем подробно можно прочитать у св. евангелиста Матфея:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф. 23, 13).
«Мало того, — говорит Господь, — что вы сами не веруете и порочны, но отклоняете и других от веры в Меня и своим примером губите. Народ обычно подражает начальникам, особенно когда видит их склонными ко злу. Посему всякий наставник и учитель должен наблюдать, какая от него польза. Горе ему, если он своей жизнью препятствует другим преуспевать в добре» [3].
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение (Мф. 23, 14).
«Называет фарисеев лицемерами, так как они показывали благочестие, а между тем не делали ничего соответственного благочестию; напротив, совершая продолжительные молитвы, они в то же время поедают домы вдов. Они были обманщики, которые издевались над простецами и обирали их. Тягчайшее осуждение они примут за то, что поедают домы вдовиц, которых, напротив, следовало бы поддерживать и помогать в их бедности. Или иначе: они примут тягчайшее осуждение за то, что они творят зло, поедают имущество вдовиц под предлогом доброго дела — молитвы; наибольшего осуждения достоин именно тот, кто под видом добра обманывает» [4].
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф. 23, 15).
«Не только иудеев развращаете вы, но и тех, кто от идолослужения обращается к иудейской вере, — так называемых прозелитов. Вы стараетесь кого-нибудь обратить к иудейскому образу жизни и обрезанию, а когда кто станет иудеем, он гибнет, заражаясь вашей порочностью. Сын геенны — это человек, достойный сожжения в геенне, имеющий с геенной какое-то духовное сродство» [5].
«Господь называет фарисеев «слепыми» за то, что они не хотят учить тому, чему должно; предпочитая второстепенное, оставляют наиболее главное. Порицает их, как «безумных», потому что они, пренебрегая важнейшим в законе, старались о точности в мелочах, не упуская даже пожертвовать десятину от растения тмина. «Слепыми вождями» зовет их, так как они, хвалясь ученостью и знанием всего, для всех были бесполезны, даже губили людей, повергая в ров неверия. Ибо они, по словам Господа, «оцеживали комара», то есть замечали малые погрешности, и в то же время «поглощали верблюда», то есть упускали из виду великие преступления» [6].
Таким образом, вся внешняя праведность фарисеев оказывалась подобной «украшенному гробу», который с виду был богато убран, внутри же полон мертвых костей. Гордые фарисеи, поистине мертвые душою, не внимали призывам к покаянию, так как Господь, обличая их, желал их обращения, но только исполнялись все большей ненавистью к Нему Самому. В конце Своей проповеди Он уже ясно говорит им о том, что они добровольно лишают себя вышней благодати, тогда как мытари и грешники обретают ее:
«А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди сегодня работай в винограднике моем». Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И, подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Исус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же и видев это не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21, 28–32).
«Господь приводит здесь два рода людей, из которых одни сначала дали обещание, — таковы были иудеи, говорившие некогда: «все, что сказал Бог, сделаем и будем послушны», а другие — люди, первоначально не покорявшиеся, каковы блудницы и мытари, равно и язычники; все эти люди сначала не слушались воли Божией, а в конце концов покаялись и послушались. Заметь здесь премудрость Христа: Он не сказал фарисеям сначала: «мытари и грешники лучше всех вас», нет, Он сперва уловил их. Они сами признали, что из двух сыновей более покорный тот, который на деле исполнил волю отца. Когда же они признали это, Господь прибавил: пришел Иоанн путем праведности, то есть жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна. Однако же в то время как блудницы послушали его, вы —нет; потому они и предваряют вас, то есть вперед входят в Царство Божие. Постарайтесь же и вы, уверовав, войти хотя бы после них. Если же не уверуете, то и вовсе не войдете. И ныне многие дают обет Богу и Отцу стать иноками или священниками, но после обета не хранят усердия, а другие не давали обета об иноческой или иерейской жизни, но проводят жизнь, как иноки или иереи; так что послушными чадами оказываются они, так как исполняют волю Отца, хотя и ничего не обещали» [7].
Настоящая притча, без сомнения, относится непосредственно и ко всем нам. Прп. Антоний Великий пишет, что к каждому человеку, приступающему к доброму начинанию и стремящемуся к подвигу, обязательно подходит и лукавый дух тщеславия, чтобы погубить труды его и сделать их неугодными перед Господом. Ведь в притче фарисей порицается не за соблюдение внешних правил добродетели, как таковых (читаем и в каноне: «фарисея добродетелем, потщимся уподобитися»), но за гордость и отсутствие любви к другим людям, которые отлучают душу от Бога и делают бесполезными упражнения в подвигах телесных. Многократно называют фарисея и «безумным» не потому, что он постился или отдавал десятину от своего прибытка на нужды священнослужителей, но потому, что всю свою мнимую праведность приписывал только самому себе, а не Божественному дарованию. Особенно же тяжко здесь осуждение к ближнему: «не таков, как этот мытарь», когда, говоря подобным образом, человек осмеливается предвосхищать и Суд Божий, и последнее определение. Так же и мытарь имеет похвалу не за тот образ жизни, который он проводил: ведь и на самом деле он был предосудителен, но за слезы, смирение и покаяние, потому что в этом обретается залог для духовного возрождения. Ибо Господь пришел, чтобы «грешников спасти», но грешников кающихся, и необходимо уметь сочетать как и внешнее, так и внутренне исправление. При том никогда не забывать, что если не будем иметь в сердце своем самого главного — любви и смирения, то в конечном итоге можем оказаться подобными книжникам и фарисеям, т. е., «отлученным», к страшному и вечному отлучению от Бога и радости в Царстве святых.
Прaвда же ќбо высокоyміемъ низпaдаетъ, грёхъ же смирeніем8 потреблsетсz. речE бо дв7дъ д¦омъ с™hмъ, ћкw не њправди1тсz преd тоб0ю всsкъ живhи. И# пaки речE: смири1хсz и3 спасе мz. («Златоуст», сл. 1-е).
Литература:
[1]. Пояснение к «Толкованию» Бл. Феофилакта на Евангелие от Матфея.
[2]. Пояснение к «Толкованию» Бл. Феофилакта на Евангелие от Матфея.
[3]. Бл. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея.
[4]. Бл. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея.
[5]. Бл. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея.
[6]. Бл. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея.
[7]. Бл. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея.
Комментариев пока нет