Созданный в окрестностях Хвалынска в XIX веке Свято–Успенский мужской монастырь, духовный центр древлеправославной Руси, «земной рай», «новая Палестина и Иеросалим» находится на грани полного уничтожения. Петицию против сноса монастырских зданий на имя губернатора Саратовской области подписали староверы всех согласий, живущие на разных континентах.
Черемшан — это великая святыня древлеправославных христиан, место паломничества, совершения крестных ходов. Здесь обучались пению, иконописи и церковному служению многие будущие служители Божией Церкви. Это место, о котором епархиальные миссионеры в конце 1880-х гг. писали: «Хвалынск и Черемшан — это два священных места для раскольников нашего Поволжья. Это та же Палестина, тот же Иерусалим, куда стекаются старообрядцы на поклонение своим святыням и пред которыми местами они благоговеют до обожания их».
В разное время на Черемшане были похоронены 6 старообрядческих епископов. Здесь, в склепе за соборным алтарем, пребывали в нетлении мощи основателя монастыря — преподобного Серапиона Черемшанского. Основатель Свято-Успенского мужского монастыря и святой подвижник старой православной веры архимандрит Серапион уже при жизни прославился непрестанными молитвенными подвигами, личным аскетизмом, великой любовью к Богу и людям. Сразу после смерти подвижника в 1898 году его стали почитать как святого Божьего угодника, многие верующие держали рядом с иконами его фотографию. Через 10 лет его тело было обретено нетленным и пребывало в монастыре до разгрома, а в 1920-е годы было захоронено тайно от властей, во избежание изъятия во времена кампании по «разоблачению святых мощей».
В 1918 году мужской старообрядческий монастырь был разогнан, церковь закрыта. Но до 1924 года продолжала существовать небольшая Успенская община, состоящая из нескольких монахов, в числе которых был и последний игумен монастыря о. Антоний. Позже монастырские здания были отданы под санаторий «Черемшаны-1». Санаторий обанкротился и был закрыт, а здания переданы государственному оздоровительному центру «Пещера монаха». Следует отметить, что монастырские строения занимают лишь малую часть обширной территории новой здравницы.
Сегодня Черемшан — это санаторно-курортная зона. Масштабная реконструкция государственного санатория «Пещера монаха» предполагает полный и частичный снос бывших монастырских построек. В настоящее время на территории ГАУ СО «Социально-оздоровительный центр «Пещера Монаха» ведутся масштабные строительные работы. На данный момент, снесено уже 2 здания бывшего старообрядческого монастыря и епархиального центра. То, что пережило годы атеизма и варварства, сегодня находится на грани полного уничтожения.
Страшно представить, но на могиле атамана Осипа Гончарова, получившего у царя в 1879 году разрешение на строительство Успенского Собора и принявшего позже иноческий постриг с именем Иоасаф, и на могиле других иноков была устроена танцевальная площадка, а сейчас через старое кладбище планируется провести велокорт и зимнюю лыжную трассу.
Министерство социального развития Саратовской области отреагировало на обращение хвалынских старообрядцев к губернатору Валерию Радаеву, отметив, что «ни одно из зданий бывшего монастыря не является исторической ценностью» и не подлежит капитальному ремонту:
К сожалению, ни одно из зданий бывшего монастыря, два из которых являются аварийными, не является исторической ценностью. Согласно техническому заключению, текущая конструкция не позволяет провести капитальный ремонт данных построек. Учитывая важность сохранения историко-культурного наследия для будущих поколений, министерством социального развития в настоящее время разрабатывается ряд возможных направлений увековечивания памяти о старообрядческом монастыре.
Между тем реставраторы Саратовской области просят губернатора Валерия Радаева сделать ансамбль Свято-Успенского мужского монастыря объектом культурного наследия регионального значения — памятником истории и архитектуры. Президент некоммерческой организации «Ассоциация Реставраторов Поволжья» Владимир Фетисов, в письме на имя губернатора сообщает, что в 2013 году специалисты провели визуальный осмотр и фотофиксацию зданий Свято-Успенского мужского Черемшанского монастыря: «Предварительный визуальный осмотр и краткие опубликованные исторические сведения и фотографии позволяют идентифицировать сохранившиеся постройки ансамбля Свято-Успенского мужского монастыря, как объект культурного наследия. Лаконичные архитектурные решения комплекса гармонично вписываются в природный ландшафт и соответствуют основополагающим принципам, исповедуемым старообрядцами. Считаем необходимым включение ансамбля Свято-Успенского мужского монастыря в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения — памятник истории и архитектуры. Просим Вашего содействия в прекращении уничтожения и сохранении уникального комплекса и придания ему охранного статуса. Решение данной проблемы мы связываем с обеспечением духовной и идеологической безопасности народов РФ».
Запретить демонтаж зданий Черемшанского Свято-Успенского монастыря, признать их объектами культурного наследия и оказать содействие в их сохранении и реставрации призывают и старообрядцы Австралии.
Председатель старообрядческоий общины в Сиднее, советник Верховного Атамана «Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья» генерала Водолацкого В. П., атаман Сводно-казачьей станицы в Австралии, директор Русского Дома — музея в Австралии М. М. Овчинников и редактор журнала–летописи русских в Австралии «Австралийская лампада», член Международной Гильдии Писателей Л. Л. Ларкина составили письмо, в котором старообрядцы Австралии, неравнодушная русская общественность разных конфессий Зеленого Континента обращаются к губернатору Саратовской области с просьбой «запретить демонтаж монастырских зданий, кощунственное устроение спортивных дорожек по кладбищу и признать старообрядческие монастырские объекты культурным наследием».
28 июля 2016 года стало известно, что правительство Саратовской области направило автору петиции в защиту Черемшанского монастыря иерею Вадиму Коровину (РПсЦ) официальное письмо с информацией о том, что снос Успенского собора монастыря не планируется. Однако о.Вадим обеспокоен тем, что в письме говорится только об одном здании собора, а не о всем монастырском комплексе, а сотрудники социально-оздоровительного центра «Пещера Монаха» прямо говорят, что приказано не сносить только собор, а не остальные здания. А главное, планы у властей могут поменяться очень быстро:
Нужны твердые гарантии сохранения всего монастырского комплекса, а не просто слова о том, что одно здание пока не планируется сносить. Прошу продолжать сбор подписей под петицией!
Чиновники ложно утверждают, будто монастырь не является объектом культурного наследия, несмотря на то, что еще в 1995 году была выдана официальная справка органа охраны культурного наследия о том, что и мужской, и женский Черемшанские старообрядческие монастыри «являются памятниками культовой архитектуры».
Староверы надеются на возрождение духовной жизни на Черемшанах, ведь это уникальный, единственный в мире сохранившийся старообрядческий монастырский комплекс второй половины XIX века, и утрата его станет невосполнимой потерей.
Необходимо отметить и тот факт, что к проблеме разрушения Успенского монастырского комплекса неравнодушно отнеслись не только чада Русской Православной старообрядческой Церкви (РПСЦ), что само по себе естественно, но и староверы-безпоповцы, и даже сочувствующие новообрядцы, которые также подписывают петицию и предлагают свою помощь.
* * *
Самарская и Саратовская епархия РПСЦ объявила о проведении очередного Черемшанского крестного хода 20 августа с.г. Начало крестного хода в 9.00 от Успенского собора (бывший санаторий «Черемшаны-1»). Шествие пойдет до здания Введенского храма (санаторий «Родник»). Цель крестного хода — традиционное паломничество к святым местам, совместная молитва, почитание праздника Преображения Господня, памяти святого Серапиона Черемшанского и других подвижников Черемшанских монастырей, выражение несогласия верующих с производящимся сносом зданий монастырского комплекса, являющегося памятником культовой архитектуры.
Приглашаются все желающие христиане нашей Церкви. Представители иных конфессий могут присутствовать без участия в общей молитве. С собой надо взять еду для обеда после крестного хода.
Комментариев пока нет