Староверы всех стран просят сохранить Черемшанский монастырь

Созданный в окрестностях Хвалынска в XIX веке Свято–Успенский мужской монастырь, духовный центр древлеправославной Руси, «земной рай», «новая Палестина и Иеросалим» находится на грани полного уничтожения. Петицию против сноса монастырских зданий на имя губернатора Саратовской области подписали староверы всех согласий, живущие на разных континентах.

Староверы всех стран просят сохранить Черемшанский монастырь

Черемшан — это великая святыня древлеправославных христиан, место паломничества, совершения крестных ходов. Здесь обучались пению, иконописи и церковному служению многие будущие служители Божией Церкви. Это место, о котором епархиальные миссионеры в конце 1880-х гг. писали: «Хвалынск и Черемшан — это два священных места для раскольников нашего Поволжья. Это та же Палестина, тот же Иерусалим, куда стекаются старообрядцы на поклонение своим святыням и пред которыми местами они благоговеют до обожания их».

Староверы всех стран просят сохранить Черемшанский монастырьВ разное время на Черемшане были похоронены 6 старообрядческих епископов. Здесь, в склепе за соборным алтарем, пребывали в нетлении мощи основателя монастыря — преподобного Серапиона Черемшанского. Основатель Свято-Успенского мужского монастыря и святой подвижник старой православной веры архимандрит Серапион уже при жизни прославился непрестанными молитвенными подвигами, личным аскетизмом, великой любовью к Богу и людям. Сразу после смерти подвижника в 1898 году его стали почитать как святого Божьего угодника, многие верующие держали рядом с иконами его фотографию. Через 10 лет его тело было обретено нетленным и пребывало в монастыре до разгрома, а в 1920-е годы было захоронено тайно от властей, во избежание изъятия во времена кампании по «разоблачению святых мощей».

В 1918 году мужской старообрядческий монастырь был разогнан, церковь закрыта. Но до 1924 года продолжала существовать небольшая Успенская община, состоящая из нескольких монахов, в числе которых был и последний игумен монастыря о. Антоний. Позже монастырские здания были отданы под санаторий «Черемшаны-1». Санаторий обанкротился и был закрыт, а здания переданы государственному оздоровительному центру «Пещера монаха». Следует отметить, что монастырские строения занимают лишь малую часть обширной территории новой здравницы.

Алтарь Черемшанского монастыря

Сегодня Черемшан — это санаторно-курортная зона. Масштабная реконструкция государственного санатория «Пещера монаха» предполагает полный и частичный снос бывших монастырских построек. В настоящее время на территории ГАУ СО «Социально-оздоровительный центр «Пещера Монаха» ведутся масштабные строительные работы. На данный момент, снесено уже 2 здания бывшего старообрядческого монастыря и епархиального центра. То, что пережило годы атеизма и варварства, сегодня находится на грани полного уничтожения.

Успенская церковь и звонница монастыря

Страшно представить, но на могиле атамана Осипа Гончарова, получившего у царя в 1879 году разрешение на строительство Успенского Собора и принявшего позже иноческий постриг с именем Иоасаф, и на могиле других иноков была устроена танцевальная площадка, а сейчас через старое кладбище планируется провести велокорт и зимнюю лыжную трассу.

Министерство социального развития Саратовской области отреагировало на обращение хвалынских старообрядцев к губернатору Валерию Радаеву, отметив, что «ни одно из зданий бывшего монастыря не является исторической ценностью» и не подлежит капитальному ремонту:

К сожалению, ни одно из зданий бывшего монастыря, два из которых являются аварийными, не является исторической ценностью. Согласно техническому заключению, текущая конструкция не позволяет провести капитальный ремонт данных построек. Учитывая важность сохранения историко-культурного наследия для будущих поколений, министерством социального развития в настоящее время разрабатывается ряд возможных направлений увековечивания памяти о старообрядческом монастыре.

Между тем реставраторы Саратовской области просят губернатора Валерия Радаева сделать ансамбль Свято-Успенского мужского монастыря объектом культурного наследия регионального значения — памятником истории и архитектуры. Президент некоммерческой организации «Ассоциация Реставраторов Поволжья» Владимир Фетисов, в письме на имя губернатора сообщает, что в 2013 году специалисты провели визуальный осмотр и фотофиксацию зданий Свято-Успенского мужского Черемшанского монастыря: «Предварительный визуальный осмотр и краткие опубликованные исторические сведения и фотографии позволяют идентифицировать сохранившиеся постройки ансамбля Свято-Успенского мужского монастыря, как объект культурного наследия. Лаконичные архитектурные решения комплекса гармонично вписываются в природный ландшафт и соответствуют основополагающим принципам, исповедуемым старообрядцами. Считаем необходимым включение ансамбля Свято-Успенского мужского монастыря в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения — памятник истории и архитектуры. Просим Вашего содействия в прекращении уничтожения и сохранении уникального комплекса и придания ему охранного статуса. Решение данной проблемы мы связываем с обеспечением духовной и идеологической безопасности народов РФ».

Запретить демонтаж зданий Черемшанского Свято-Успенского монастыря, признать их объектами культурного наследия и оказать содействие в их сохранении и реставрации призывают и старообрядцы Австралии.

Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Саратове и автор петиции о. Вадим КоровинПредседатель старообрядческоий общины в Сиднее, советник Верховного Атамана «Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья» генерала Водолацкого В. П., атаман Сводно-казачьей станицы в Австралии, директор Русского Дома — музея в Австралии М. М. Овчинников и редактор журнала–летописи русских в Австралии «Австралийская лампада», член Международной Гильдии Писателей Л. Л. Ларкина составили письмо, в котором старообрядцы Австралии, неравнодушная русская общественность разных конфессий Зеленого Континента обращаются к губернатору Саратовской области с просьбой «запретить демонтаж монастырских зданий, кощунственное устроение спортивных дорожек по кладбищу и признать старообрядческие монастырские объекты культурным наследием».

28 июля 2016 года стало известно, что правительство Саратовской области направило автору петиции в защиту Черемшанского монастыря иерею Вадиму Коровину (РПсЦ) официальное письмо с информацией о том, что снос Успенского собора монастыря не планируется. Однако о.Вадим обеспокоен тем, что в письме говорится только об одном здании собора, а не о всем монастырском комплексе, а сотрудники социально-оздоровительного центра «Пещера Монаха» прямо говорят, что приказано не сносить только собор, а не остальные здания. А главное, планы у властей могут поменяться очень быстро:

Нужны твердые гарантии сохранения всего монастырского комплекса, а не просто слова о том, что одно здание пока не планируется сносить. Прошу продолжать сбор подписей под петицией!

Чиновники ложно утверждают, будто монастырь не является объектом культурного наследия, несмотря на то, что еще в 1995 году была выдана официальная справка органа охраны культурного наследия о том, что и мужской, и женский Черемшанские старообрядческие монастыри «являются памятниками культовой архитектуры».

Справка органа охраны культурного наследия о признании Черемшанских монастырей памятниками культовой архитектуры

Староверы надеются на возрождение духовной жизни на Черемшанах, ведь это уникальный, единственный в мире сохранившийся старообрядческий монастырский комплекс второй половины XIX века, и утрата его станет невосполнимой потерей.

Необходимо отметить и тот факт, что к проблеме разрушения Успенского монастырского комплекса неравнодушно отнеслись не только чада Русской Православной старообрядческой Церкви (РПСЦ), что само по себе естественно, но и староверы-безпоповцы, и даже сочувствующие новообрядцы, которые также подписывают петицию и предлагают свою помощь.

* * *

Самарская и Саратовская епархия РПСЦ объявила о проведении очередного Черемшанского крестного хода 20 августа с.г. Начало крестного хода в 9.00 от Успенского собора (бывший санаторий «Черемшаны-1»). Шествие пойдет до здания Введенского храма (санаторий «Родник»). Цель крестного хода — традиционное паломничество к святым местам, совместная молитва, почитание праздника Преображения Господня, памяти святого Серапиона Черемшанского и других подвижников Черемшанских монастырей, выражение несогласия верующих с производящимся сносом зданий монастырского комплекса, являющегося памятником культовой архитектуры.

Приглашаются все желающие христиане нашей Церкви. Представители иных конфессий могут присутствовать без участия в общей молитве. С собой надо взять еду для обеда после крестного хода.

 

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля