Блаженный Иоанн Устюжский

Блаженный Иоанн Устюжский

11 июня (29 мая ст. ст.) Церковь чтит память блаженного Иоанна Устюжского, Христа ради юродивого. Святой Иоанн прославился заступничеством при нашествии врагов и благодатными исцелениями больных различными недугами. Благодаря его молитвам русское войско одержало победу над польско-литовскими захватчиками под Дмитровом в 1610 году.

 

Содержание:

 

Житие блаженного Иоанна Устюжского

Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец, родился в селе Пухово, неподалеку от старого Устюга, в семье благочестивых родителей Саввы и Марии. С юных лет он отличался строгой постнической жизнью, по средам и пятницам ничего не ел, а в остальные дни питался только хлебом и водой. Родители его переселились в город Орлец на реке Юг, в 40 верстах от Устюга. Овдовев, мать Иоанна приняла постриг с именем Наталия в Троицком Орлецком монастыре. Иоанн принял на себя подвиг безмолвия, а затем подвизался в юродстве. Перейдя в город Устюг, он поселился в построенной для него хижине и проводил ночи в неустанной молитве. Днем же, в разодранном рубище и босой в любое время года, ходил по улицам города, отдыхая иногда на куче навоза и перенося множество оскорблений и издевательств от жителей города.

Еще при жизни блаженный удостоился от Бога дара чудотворения. Однажды зимой Иоанн размешал руками в печи горящие уголья, и, перекрестившись, улегся на них, не потерпев никакого вреда. Кроме того, он словом исцелил от горячки Марию, супругу устюжского князя Феодора Красного. В восемнадцатилетнем возрасте мирно скончался 29 мая 1494 года и был погребен близ Успенского собора в городе Устюге.

Впоследствии над его мощами была построена церковь его имени. Служба блаженному Иоанну Устюжскому написана в XVI веке. Прославление святого состоялось на Московском Соборе в 1547 году. В 1554 году было составлено его Житие, а несколько позже — похвальное слово.

 

Тропарь и кондак блаженному Иоанну Устюжскому

Тропарь, глас 5.

Наготою телесною и терпением, обнажил еси вражия коварствия, обличая неподобное его деяние, зелне стражда солнечный вар, и нужныя великия студени, мраза и огня нечюяше, Божиею помощию покрываем, Иоанне премудре. О верно творящих память твою честно, и усердно притекающих к раце мощей твоих, моли избавитися от бед, и падения избежати.

Кондак, глас 1.

Иоанне премудре, земныя славыневозлюби, того ради яко неистовся творя, желая Царство Небесное наследовати, ударение и укорение приемля, наготу и зной терпя. Тем ныне со ангелы ликуя, моли Христа Бога за душа наша.

Другой кондак, глас 8.

Вышния красоты желая, нижняя сладости телесное ядение тщательно оставил еси, нестяжанием суетнаго мира. Возлюбил еси ангельское житие, преходя скончався Иоанне блаженне, с ними же моли Христа Бога непрестанно о всех нас.


Библиотека Русской веры
Канон блаженному Иоанну Устюжскому

Читать онлайн


Блаженный Иоанн Устюжский. Иконы

Иконография, сформировавшаяся не позднее середины — второй половины XVI в., продолжает русскую традицию иконографии юродивых Христа ради, к тому времени уже представленную изображениями блаженных Максима Московского, Исидора Ростовского и Прокопия Устюжского. Вместе с тем образ Иоанна, умершего в ранней молодости, положил начало особому, впоследствии популярному иконографическому типу — образу праведного отрока или юноши, прославившегося подвигом юродства, необычными обстоятельствами смерти или неожиданным явлением чудотворных мощей.

Блаженный Иоанн Устюжский
Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Середина XVII века. ГМЗК

Иконография блаженного Иоанна, предположительно опиравшаяся на впечатления помнивших его устюжан, обладала относительно устойчивыми признаками. Это подтверждают сведения о внешности святого, приведенные во многих иконописных подлинниках. Основные особенности иконографии Иоанна — кроме молодости это, прежде всего, знак его принадлежности к лику юродивых — «риза» — рубище, обычно белое, иногда «изчерно белое». Согласно подлинникам, рубище как бы обвивает тело Иоанна, оставляя открытыми руки (нередко «молебны», т. е. воздетые к небесам), колени, одно плечо и грудь с выступающими ребрами, что подчеркивает аскетическую худобу святого. Краткие описания внешности Иоанна в подлинниках последней четверти XVII-XIX в. обычно выглядят следующим образом: «Млад, правое плечо голо и ребра, ноги выше коленей голы, руки молебны»; «млад, риза бела, извилася по нем и на руки, а плечо голо и ребра, ноги выше колена голы, руки молебны»[1].

Кроме иконописных подлинников описания внешности Иоанна неоднократно встречаются в повествованиях о чудесах, которые входят в агиографический цикл, посвященный устюжским юродивым. Подобные описания видений во многом зависят от иконографической традиции («Святыи же Иоанн таков бяше, якоже и на иконе писан странническим образом…»; «и прииде ко мне некий человек млад образом в синем одеянии…»), но иногда отличаются большой свободой. Так, Иоанн являлся верующим «по персем во гробнице сидящь во иереистей одежды… на левой руце его поручь и в руце его жесл»; в другом случае он явился «…наг и на главе и на всем теле его миро благоуханное, яко от великих аромат, а видением миро, яко пот великий, а на бедру его видех многое миро, а от ног его видех текуща два источника святаго мира благовонна»[2].

Появление первых изображений Иоанна можно связать со строительством деревянной церкви Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, возведенной над погребением святого по инициативе устюжанина Федора Тутыгина; точное время сооружения этого храма, сохранявшегося еще в 50-х гг. XVI в., неизвестно, однако, согласно Житию, его выстроили в 1494 году.

Первое, дошедшее до нас изображение Иоанна, представляет собой композицию, где он показан вместе с блаженным Прокопием Устюжским в молении образу Пресвятой Богородицы «Воплощение», на крупной храмовой иконе второй половины XVI в. Иоанн представлен с молитвенно воздетыми руками, полуобнаженным, в белом рубище, драпирующем тело, один конец его перекинут через правую руку. Зигзагообразные контуры и резкие диагональные моделировки по белой поверхности делают образ Иоанна более заметным, полнее раскрывающим суть подвига юродства.

Известны и другие памятники с образами двух устюжских блаженных и русских юродивых: например икона первой половины XVII в., на которой перед Богородицей с Младенцем предстоят и припадают к Ним блаженные Василий, Иоанн и Максим Московские, Прокопий Устюжский и Иоанн, святой царевич Димитрий Угличский и другие святые.

Образы Иоанна середины XVII-XVIII в. в основном представлены в композициях в паре с блаженным Прокопием. Иконография парных изображений блаженных Прокопия и Иоанна XVII-XVIII вв. имеет ряд вариантов, которые отличаются друг от друга не только трактовкой жестов святых и их одежд, но и другими деталями. К ним относятся взаимозаменяемые изображения в верхней части композиции, к которым обращена молитва юродивых (фигуры Христа Вседержителя, Еммануила, образы Пресвятой Богородицы «Воплощение», Казанской, Богородицы на престоле, композиция Благовещения и т. д.), и разная трактовка фона, в частности условный гористый или холмистый пейзаж с рекой, иногда со стилизованной панорамой города.

Блаженный Иоанн Устюжский
Прокопий и Иоанн Устюжские, Христа ради юродивые. Вторая половина XVII века. Германия, Музей икон, Реклингхаузен
Блаженный Иоанн Устюжский
Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Конец XVII века. Архангельский музей изобразительных искусств

На иконе Избранные святые представлены шесть святых в два ряда, в молении Спасу Нерукотворному. В первом ряду в рост — князья Борис и Глеб, Прокопий и Иоанн, устюжские чудотворцы; во втором ряду погрудно — Иоанн и Логгин, яренгские чудотворцы. Нимбы золоченые, фон зеленоватый, поля оливковые с тонкой красной опушью. На нижнем поле белильная надпись: (пис)АЛ (и)КОНОПИСЕЦ ФЕДОР ВАСИЛЕВ КОЛМОГОРЕЦ.

Блаженный Иоанн Устюжский
Иоанн Устюжский, Христа ради юродивый с избранными святыми. Конец XVII века. СПб, Эрмитаж

Источники: 

[1] ИРЛИ ПД. Перетц. № 524. Л. 166 об., 182 об.
[2] Пигин А. В. Из истории русской  демонологии XVII в.: Повесть о бесноватой жене Соломонии: Исслед. и тексты. СПб., 1998. С. 162.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля