Память святителя Нико́лы, архиепископа Мир Ликийских, Церковь чтит несколько раз в году. Главный праздник — «зимний» Нико́ла, в честь преставления святителя — 19 декабря (6 декабря по старому стилю). Вешний, то есть весенний — 22 мая (9 мая по старому стилю), когда вспоминается перенесение его мощей в итальянский город Бари. В церковном календаре есть также дата рожества Святителя и перенесение его св. образа от Вятки в Москву — 11 августа (29 июля по старому стилю). Также еженедельно, по четвергам, по церковному Уставу, совершается служба апостолам и святителю Нико́ле — в тех храмах, где служба ежедневная.
На Руси почитание Николы Чудотворца было очень распространено, а количество посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев.
Содержание
- Жизнь святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских
- Святитель Никола — скорый помощник и теплый заступник
- Богослужение на праздник св. Николы. Тропарь, кондак и канон
- Храмы на Руси во имя св. Николы Чудотворца
- Святитель Никола Чудотворец. Старообрядческие храмы
- Святитель Никола Чудотворец. Иконы
- Народные традиции праздника св. Николы Чудотворца
Жизнь святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских
Святитель Нико́ла — так зовут его старообрядцы. Или, по-современному, Никола́й Чудотворец. Икона этого святого есть в каждом христианском доме. И в машине ее возят. В жизни каждого человека бывали случаи чудесной помощи «скорого помощника и теплого заступника». Многие старообрядцы так часто молятся канон святителю Нико́ле, что выучили его наизусть.
Ну а на Западе, да и у нас теперь известен Санта-Клаус, современный мифический и коммерческий символ. А ведь это искаженный, но все же узнаваемый святитель Нико́ла, архиепископ Мир Ликийских, живший в IV веке. Самый известный святой, которого почитают не только христиане!
Святитель Нико́ла родился около 270 года в Ликии, в городе Патара (на южном побережье Малоазийского полуострова). К тому времени эта страна на территории Малой Азии вошла в состав Римской империи. Святитель Нико́ла был единственным сыном состоятельных и благочестивых христиан. В старинных житиях святого сказано, что родителей его звали Феофан и Нонна. Но современные исследователи говорят, что так звали родителей другого святителя Нико́лы, епископа Пинарского (Синайского), жившего в VI веке, также уроженца Ликии. Из-за похожих жизненных обстоятельств двух епископов, причисленных к лику святых, возникло мнение, что это был один и тот же святой. Потому и в житие святителя Нико́лы, архиепископа Мир Ликийских, присутствует описание паломничества на Святую Землю и посещения построенного гораздо позднее храма Воскресения Христова на Голгофе.
Но, несомненно, святитель Нико́ла был воспитан родителями-христианами в благочестии и получил хорошее образование. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Никола во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. После смерти родителей он, раздав все «имение», ушел в монастырь, но вскоре получил повеление Божие вернуться в мир, чтобы служить людям. Тогда он поселился в столице Ликии — Ми́ра. Жил он бедно и скромно, неукоснительно посещая все церковные службы. Когда скончался архиепископ Мир-Ликийский Иоанн, для избрания нового главы архиепископии собрались все епископы той области. Много было достойных кандидатов, но епископы никак не могли прийти к согласию. Тогда все стали усердно молиться Богу, прося указать наиболее достойного человека. Самому старшему епископу Господь открыл, что архиепископом будет тот, кто первым придет утром в храм. Это был святитель Нико́ла.
Это было время правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана, известных мучителей христиан. В 303 году был издан эдикт, положивший начало самым продолжительным гонениям в Римской империи. В западной части их прекратил в 305 году преемник Максимиана Констанций Хлор. Император восточной части Римской империи Галерий продолжил гонения, прекратив их только в 311 году. Умирая, он издал эдикт веротерпимости.
В эти страшные для христиан годы святитель Нико́ла поддерживал паству, открыто проповедовал веру христианскую, за что и был заключен и темницу. Многие христиане приняли тогда мученическую смерть, но святителя Нико́лу Господь сохранил для служения Церкви и людям. После окончания гонений святитель Нико́ла вновь занял Мир-Ликийскую кафедру. Он участвовал в числе прочих 318 епископов в Первом Вселенском Соборе, созванном в 325 году императором Константином. Собор осудил арианскую ересь.
По преданию, на одном из заседаний святитель Нико́ла, не вытерпев богохульных высказываний Ария, ударил его по щеке. За этот поступок, недостойный архиерея, он был лишен омофора (знака епископского сана) и заключен в тюрьму. После этого нескольким епископам было видение, что Господь подает святителю Нико́ле Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагает на него омофор. И действительно, войдя в тюремную башню, они увидели святого в епископском облачении. В память об этом на иконах святителя Нико́лы над его головой пишут Спасителя и Богородицу.
Святитель Нико́ла дожил до глубокой старости. После непродолжительной болезни он мирно скончался и был погребен в главном храме города Миры. Известно, что кончина святителя наступила 6 декабря, но точный год неизвестен. Предполагается, что произошло это около 345 года. Мощи его, находящиеся в итальянском городе Бари (часть мощей — в Венеции), и теперь источают благоуханное ми́ро.
Местное почитание Николы, архиепископа Мир Ликийских, началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира устанавливается в IV — VII веках. На Руси празднование памяти перенесения мощей св. Николы установлено в XI веке на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия.
Святитель Никола — скорый помощник и теплый заступник
Святитель Никола в христианстве почитается как чудотворец и является покровителем путешествующих, особенно моряков, а также оклеветанных, невинно осуждённых и сирот. Известно множество чудес, совершенных святителем Нико́лой еще при жизни. Он заботился не только о духовных нуждах паствы, но и хлебе насущном. Когда в Ликии случился сильный голод, одному торговцу зерном явился во сне святитель, дал три золотые монеты в задаток и велел привезти хлеб в Ликию. Проснувшись, купец действительно нашел у себя в руке три золотые монеты. Он привез хлеб в Ликию и рассказал там о чудесном видении. Верующие узнали по описанию своего архиепископа.
В то время в Патарах жил отец с тремя дочерьми. Раньше он был богат, но разорился. Его бедность и отчаяние были настолько велики, что он решился пожертвовать честью дочерей ради спасения от голода. Узнав об этом, святитель Нико́ла тайно глубокой ночью подбросил в его дом мешочек золота. Девушки были избавлены от греха и позора, и вскоре старшая из них вышла замуж. Увидев, что благодеяние пошло на пользу, святитель Нико́ла таким же образом подбросил и второй мешочек золота. И вторую дочь отец выдал замуж, надеясь, что неизвестный благодетель и в третий раз окажет свою помощь. Так и случилось: подбросив сверток, святитель Нико́ла поспешно пошел прочь от дома, чтобы его не узнали, но отец троих дочерей нагнал его и упал в ноги, благодаря за спасение своей семьи.
Известен святитель Нико́ла и как защитник невинно осужденных. Когда правитель города Миры осудил на казнь трех горожан, оклеветанных врагами, архиепископ поспешил спасти их. Предание говорит, что он поспел к самому моменту казни и вырвал занесенный меч из рук палача. При этом событии присутствовали трое воевод, посланных императором Константином усмирять мятеж во Фригии. Исполнив повеление, они вернулись в Константинополь. Завистники оклеветали их перед императором в подготовке захвата власти. Находясь в тюрьме в ожидании казни, воеводы вспомнили о святителе Нико́ле и заочно стали просить его заступничества. В ту же ночь святитель явился во сне императору Константину и градоначальнику Евлавию, требуя освобождения невинно осужденных. Казнь была отложена, обвинения вновь рассмотрены. Император, убедившись в невиновности воевод, повелел их освободить.
Невозможно описать все случаи чудесного заступничества святителя Нико́лы, его помощи. И в наше время ежедневно разные люди, даже не христиане, обращаются к чудотворцу, прося его молитв к Господу, и получают просимое. Особенно усердно обращаются к чудотворцу мореплаватели и путешественники. Одна благочестивая женщина рассказала произошедший с ней в молодости случай. Поздним вечером возвращалась она домой, навестив родителей. Дорога шла через пустырь, на котором расположилась компания выпивших парней. Читая по памяти канон святителю Нико́ле, молодая женщина спокойно пошла мимо них и услышала вопрос: «Что это за дедушка с тобой идет?» Поняв, что ее сопровождает святитель Нико́ла, она с благодарностью продолжила молитву и благополучно вернулась домой.
Библиотека Русской веры
Поучение на память святителя Николы Чудотворца. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Богослужение на праздник св. Николы. Тропарь, кондак и канон
У каждого из праздников в честь св. Николы своя гимнография. Точно известно о греческом происхождении только одной из памятей — преставления св. Николы. В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные праздники, вероятнее всего, принадлежат Русской Церкви и богослужение к ним составляли русские песнотворцы.
В стихерах службы святителю Нико́ле, совершаемой в день его памяти 19 декабря, мы слышим о том, что угодник Божий посещает людей в скорбных обстоятельствах, спасает находящихся в морской глубине, питает голодных. В весьма пространной стихере «на хвалитех» (в конце вечерней службы) содержится благодарное восхваление святителя Нико́лы:
«Доброго пастыря, единоревнителя (единомышленника) пастырям Христовой Церкви, сошедшеся на праздник, восхвалим. В недугах — врача, в бедах — избавителя, грешные — заступника, нищии — сокровище, спутника — путешественники, находящиеся в море — правителя (указывающего безопасный путь). Всегда с любовью, с теплотой встречающего великого святителя, восхваляя, так скажем: пресвятыи Нико́лае, предвари и избавь нас от беды, в которой мы находимся в настоящее время, и спаси свое стадо своими молитвами».
Тропарь глас 4, в день преставления св. Николы
Правило вере, и образ кротости, воздержанию учителя яви тя Господь стаду Своему, яже веще́м истина. Сего ради стяжав смирением высокая, нищетою богатая, отче наш святителю Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак глас 4, в день преставления св. Николы
В мирех святе Николае святитель быв, Христово бо преподобне евангелие исполни, положил еси душу свою за люди своя, и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятися, и явися великии таинник Божия благодати.
Тропарь глас 4, на перенесение мощей св. Николы
Отечество свое Мирскии град не оставль духом, предивно же во град Барскии, преславно телом пренесеся, архиерею Николае. И повсюду множества человеческая, своим пришествием возвеселил еси, болящия исцеляя. Тем же тя молим святителю Николае, моли Христа Бога, да спасет душа наша.
Ин тропарь:
Приспе день светлаго торжества, град Барскии радуется, и с ним вселенная вся сликоствует, песньми и пеньми духовными. Днесь бо священное торжество в пренесение честных и многоцелебных мощей, святителя и чудотворца Николы, яко же солнце незаходимое возсия светозарными лучами. И разгоняя тьму искушения же и бед от вопиющих верно, спасай нас, яко предстатель наш, великии Нико́лае.
Кондак глас 3, на перенесение мощей св. Николы
Взыде яко звезда от востока до запада, твоя мощи, святителю Николае. Море же освятися шествием ти, и град Барскии приемля тобою благодать. Нас бо ради показася чудотворец изящен, предивен и милостив.
Библиотека Русской веры
Канон-молебен святителю Николе Чудотворцу →
Читать онлайн
Храмы на Руси во имя св. Николы Чудотворца
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николы, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. Первый храм, построенный на Руси, в Киеве, княгиней Ольгой еще до принятия христианства, был освящен во имя святителя Нико́лы. Построен он был над могилой князя Аскольда, которого крестил в 866 году патриарх Фотий с наречением имени Нико́ла.
На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено святому Николе. В Великом Новгороде, Пскове, Киеве, Смоленске, Архангельске — невозможно все перечислить, ведь храм во имя святителя Нико́лы был в каждом городе и почти в каждом селе. Существует даже северная поговорка «От Холмогор до Колы 33 Нико́лы». Больше было только богородичных церквей.
Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) — в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский.
Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.
Во имя святителя Николы освящен монастырь в с. Старая Ладога Ленинградской области. Дата основания монастыря неизвестна. Но существует предание об его основании после того, как в 1240 году Александра Невского разбил шведские войска у устья реки Ижоры, именно в честь этих событий и был основан монастырь в 1241 году. Никольский собор был возведен в период восстановления Старой Ладоги после разрушений, причиненных шведским войском в период Смутного времени, в начале ХVII века. Традиционное по схеме здание на древнем основании имеет трехчастное деление интерьера массивными столбами на нефы и такое же деление фасадов лопатками. Облик памятника многократно изменялся. В XVIII в. собор несколько раз перестраивался. В 1927 году Никольский монастырь закрыли официально, но монашеская община смогла просуществовать до 1937 года в виде рыболовной артели. На территории монастыря с 1930-х годов XX века разместили машинно-тракторную станцию (МТС), ремесленную школу и общежитие. В 2002 году началось возрождение монастыря.
Во имя святителя Николы освящен монастырь в д. Сторожно Ленинградской области. Монастырь, по преданию, был основан раскаявшимся разбойником, в монашестве Киприаном, после встречи со святителем Андрианом Ондрусовским. С середины XVI в. до 1764 г. Никольская церковь — единственный храм Стороженского монастыря. Церковь была закрыта в 1930 г.
Во имя святителя Николы была освящена церковь в урочище Ольгин крест Ленинградской области. Погост Ольгин Крест на берегу реки Наровы — один из самых древних погостов северо-запада Руси. В урочище Ольгин Крест находился храм во имя святителя Николы Чудотворца, построенный в ХV веке. В 1887 году храм был дополнен приделом во имя святой княгини Ольги. Никольский храм был взорван в 1944 году отступавшими немецкими войсками. В 1997 на месте разрушенного храма был установлен поклонный крест.
Во имя святителя Николы был освящен Гостинопольский монастырь в п. Волхов Ленинградской области. Обитель впервые упоминается в 1500 г. Четырехстолпный крестовокупольный одноглавый Никольский храм построен в XV в. Вероятно, в кон. XV — нач. XVI в. в храме был устроен высокий иконостас. Монастырь пострадал от шведов в 1611 г. В 1764 г. монастырь упразднен и обращен в приход. С 1935 г. церкви монастыря не действовали, закрыты в 1941 г. В 1942 г. Никольская церковь была взорвана и в дальнейшем разобрана.
Во имя святителя был Николы освящен Медведский монастырь в г. Новая Ладога Ленинградской области. Никольский собор представляет собой простую плитную постройку, сохранившую, несмотря на позднейшие ремонты и переделки, черты, свойственные древнерусскому культовому зодчеству. Можно предположить, что описываемый собор был возведен новгородскими мастерами в XV-XVI вв., а типично московское крыльцо со всходом пристроено в XVII столетии. Традиционная схема положена в основание собора — четырехугольник с одним апсидным выступом с востока. В древности стены собора не были гладко оштукатурены, а представляли собой живописную неровную поверхность, обмазанную глиной и будто вылепленную народным скульптором. Их простоту подчеркивали узкие бойницеобразные окна-щели, расширенные позднее. Внешний облик Никольского собора был сильно искажен в 1812 г., когда позакомарное покрытие с полукружиями было заменено грубым четырехскатным, устроен придел у западного фасада и растесаны окна, ведущие в подвал-подклет. Тогда же в просторном интерьере, разделенном оштукатуренными столбами, был установлен резной трехъярусный иконостас.
Во имя святителя был Николы освящен Пешношский монастырь в пос. Луговой Московской области. Никольский каменный храм постройки первой четверти XVI в., первоначально одноглавый, известен истории со времен царя Ивана IV. Начиная с монастырских описей конца XVII в., собор во имя святителя Николы Чудотворца значится о пяти главах. Четыре новые главы были крыты черепицей. В дальнейшем храм был перестроен и расширен: пристроены трапезная и две крытые паперти. В советские годы монастырь был закрыт. В 2000 годах началось возрождение обители.
В честь святителя Николы был освящен Угрешский монастырь в пгт. Дзержинский Московской области. Монастырь был основан в 1380 году. Никольский собор существовал в монастыре уже в конце XIV века. Каменный храм появился, по всей вероятности, в XVI веке после пожара 1521 года. В дальнейшем собор два раза капитально перестраивали: после Смутного времени и в середине XIX вв. В 1917 году в здании монастыря была организована детская колония Народного комиссариата финансов, в которую входили: приют для матерей с малолетними детьми, институт благородных девиц, учебный пансионат для мальчиков. Позже колония была преобразована по инициативе Феликса Дзержинского в трудовую коммуну. В 1925 году монастырь был закрыт. В 1940 году был уничтожен Никольский собор. В 1990 годы монастырь передан РПЦ.
Во имя святителя Николы освящен Антониев Краснохолмский монастырь с. Слобода Тверской области. Монастырь был основан в 1461 году. В 1480 гг. был сооружен каменный Никольский собор. Собор был построен в технике смешанной кладки: стены из белого камня, своды из кирпича. Это был крестово-купольный четырехстолпный трехапсидный храм с одной крупной световой главой и малой главой над юго-восточным углом четверика. Фасады собора делятся лопатками на три прясла. Входные проемы оформлены килевидными перспективными порталами с полуколонками, дыньками и сноповидными капителями. В то же время архитектуру храма отличает ряд новаторских черт, которые во многом предвосхищают зодчество XVI в.: полуциркульные закомары; карнизный пояс, отделяющий закомары от поля прясел; крестовые своды в угловых западных ячейках и другое. В Смутное время, в начале XVII века, обитель была разорена, но быстро восстановилась. После революции 1917 года обитель была закрыта, а в 1930-х годах сооружения монастыря были разрушены. В мае 2014 года Антониев монастырь был передан РПЦ. В настоящее время сохранились лишь три стены Никольского собора.
В честь святителя Николы освящена церковь в г. Коломне Московской области. Она была построена в 1501 г. Храм являлся патрональным для коломенского объединения купцов-гостей. К древнейшему периоду относится небольшой четверик с крестчатым сводом и граненой апсидой. Церковь неоднократно перестраивалась. В начале 1930-х гг. в храме помещался пересыльный пункт. До августа 2002 г. в здании находилась спортивная школа. Сейчас является действующим храмом РПЦ.
Во имя святителя Николы освящена церковь в д. Шеломя Архангельской области. Деревянная церковь была выстроена в 1642 году, на месте более ранней.
Во имя святителя Николы освящена церковь в д. Малошуйка Архангельской области. Церковь была построена в 1638 году. До 1853 года колокольня церкви тоже была шатровой, но затем ее шатер заменили куполом, который существует и поныне. Небольшой храм во имя святителя Николы Мирликийского Чудотворца из-за частых ремонтов и переделок до некоторой степени утратил свой первоначальный облик. Изначально он представлял собой небольшой четверик, на котором возвышался восьмигранный ярус с повалом довольно резких очертаний и установленным на нем огромным шатром с довольно большой главой на мощной шее. Главку и шею покрывал лемех, а шатер — уложенные в три ряда тесины. Под главкой и у основания барабан обрамляли два резных «воротничка». Интересной особенностью Никольской церкви до недавнего времени было нарядное крыльцо с южной стороны. Оно существовало еще в 1942 году, но позже его по непонятным причинам разобрали. Верхнюю площадку крыльца украшала большая бочка, не имеющая стены на переднем торце.
Во имя святителя Николы освящена церковь в с. Ворзогоры Архангельской области. Пятиглавый храм в честь святителя Николы был построен в 1636 году. В советское время храм был разграблен. В настоящее время возрождается.
Во имя святителя Николы освящена церковь в с. Пурнема Архангельской области. Пурнемский приход известен с середины XVI века. В книгах письма Якова Сабурова и Ивана Кутузова 1556 г. сказано: «В той же волостке в Пурнеме погост, а в нем церков Никола Чудотворец. На погосте ж двор непашенный во дворе поп Иван, во дворе пономар Иванко без пашни». В начале XVII в. Никольская церковь, вероятно, была перестроена или отстроена заново — существующая сейчас шатровая церковь Николы Чудотворца освящена в 1618 г. Деревянная, на каменном фундаменте. В советское время здание Никольской церкви использовалось как склад зерна.
Во имя святителя Николы освящена церковь в д. Новинки Лявлинского сельсовета Архангельской области. Здесь располагался древний Успенский Лявлин монастырь, основанный в XIV веке. До 1641 г. монастырь был самостоятельным, а затем перешел в ведение Антониево-Сийского монастыря. Успенский мужской монастырь всегда имел два храма: Успенский и Никольский. Во время пожара 1580 года первая монастырская Успенская церковь сгорела. Существующая Никольская шатровая церковь была построена в 1581-1584 гг. Никольская церковь представляет собой самый древний тип шатрового храма, рубленного восьмериком от основания, так называемый «восьмерик от пошвы». К восьмерику церкви, с востока и запада, прирублены одинаковые по размеру прямоугольные алтарь и трапезная. Перед трапезной небольшой притвор. Восьмерик, алтарь и трапезная рублены из массивных бревен «в обло» (с остатком), притвор рублен из бруса «в лапу». Шатер, барабан, глава и килевидные бочки покрыты лемехом. Из-за срубной конструкции главка и барабан получили граненую форму. До 1765 года церковь принадлежала Лявлинской пустыни, образованной из Успенского мужского Лявлина монастыря. После упразднения пустыни, в 1765 году стала приходской церковью. В советское время храм был закрыт. В начале 1970-х годов XX века Никольский храм передали музею деревянного зодчества «Малые Корелы». В 1967-1970 гг. Архангельской реставрационной мастерской выполнена реставрация храма.
Во имя святителя Николы освящена колокольня, расположенная в с. Малые Корелы Архангельской области. Колокольня происходит из северодвинского села Кулига Дракованова Красноборского района Архангельской области. Построена в период между приблизительно 1580 и 1620 гг. Высокий восьмериковый столп колокольни с открытым звоном, традиционным повалом и строгим шатром стоит на невысоком четверике, равном по ширине самому столпу. Шатер завершается небольшой крытой лемехом главкой, которая как шлем, надета прямо на шатер, без традиционной шейки. Другой уникальной особенностью кулижской колокольни является устройство пола ее звона ниже уровня полиц. Сами полицы внутри срезаны и ограждение звона с наружной стороны колокольни получается очень низкое. При традиционной схеме доски полиц не обрезаются и образуют пологий восьмискатный пол. При восприятии колокольни на сравнительно близком расстоянии снизу вверх, низкие ограждения звона не видны вообще, и высотность объема, расчлененного горизонтально лишь арочными проемами звона и полосами полиц, подчеркивает монументальность образа колокольни. Суровый лаконизм бревенчатого сруба, глухой шатер и мощные повалы созвучны образам сторожевых крепостных башен.
Во имя святителя Николы освящен придел Казанской церкви в г. Муроме Владимирской области. Казанская церковь в старинных актах известна под именем «Николы Можайского». Первое упоминание об этой церкви находим в сотной выписи г. Мурома 1574 г., а ее первое описание есть в писцовых книгах г. Мурома 1624 г. «За городом на посаде церковь великого Чудотворца Николы Можайского — каменная, а в церкви образ местный Чудотворца Николы, обложен серебром басменным золочен, венец золотой, а в нем 3 камня, цата золотая ж сканная да другая цата серебряная золоченная на подзоре, а в ней 3 камня… Другая теплая церковь великомученика Христова Георгия древяна с папертью. А церкви те и в церквах образы, свечи, ризы, колокола и всякое церковное строение блаженной памяти Государя царя и великого князя Ивана Васильевича…». В 1630 г. Казанская церковь сгорела. По преданию, каменная церковь Николы после пожара 1630 г. была восстановлена. Новопостроенная церковь была освящена в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. С южной стороны к Казанской церкви примыкает придел в честь святителя Николы. Казанская церковь была закрыта постановлением ВЦИК от 20 января 1930 г., а в 1936 году снесена.
Во имя святителя Николы освящен придел надвратной Спасо-Преображенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области. Церковь была освящена в 1595 году. К основному невысокому кубу примыкают пониженные пристройки: алтарь и паперть с открытыми арками. Северный и южный фасады расчленены пилястрами на три прясла, остроугольные ниши и три яруса украшены традиционным северным декором из кирпича кокошников. В XVIII веке Преображенская церковь была перестроена, были уничтожены маленькие главки и оригинальная кровля, восстановлены в XX веке при советской власти в ходе реставрации.
Во имя святителя Николы освящен храм в Подкопаях в Москве. В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки упоминается начиная с конца ХV в. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, при ней отдельно стоящая кладовая палата. В тревожные послереволюционные 1920-е годы храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Храм был закрыт в 1930 годы. Возвращен РПЦ в 1991 году.
Во имя святителя Николы освящен храм, что в Мясниках в Москве. Церковь Николы Чудотворца на Мясницкой упоминается в XVI веке. Никольская церковь была одноглавой с щипцовыми венчаниями фасадов. В период 1711-1737 гг. с южной части был пристроен придел Сошествия Святого Духа. В это же время была возведена отдельно стоящая колокольня. Спустя некоторое время церковь обветшала. В 1780-х годах было принято решение о строительстве на ее месте большого однокупольного храма Сошествия Святого Духа. В советское время церковь святителя Николы, что в Мясниках, была снесена.
Во имя святителя Николы был освящен храм в Московском Кремле. Собор был построен в 1477 году. Церковь сперва была деревянная и носила название Николы Ельняного, так как была построена из елового леса. В 1506 году на ее месте была построена каменная церковь. В нее из села Гостуни Лихвинского уезда перенесли икону святителя Николы Чудотворца, и церковь стала известна под именем Николы Гостунского. В 1812 собор был опустошен неприятелем, но оставался в целости. В 1817 г. Николо-Гостунский собор «как обветшавший и по местоположению своему и по бедности архитектуры» был разобран до основания.
Во имя святителя Николы освящен храм в с. Каменское Московской области. Первое упоминание о Никольской церкви датируется 1612 годом. Одноглавый трехапсидный храм сложен полностью из белого камня, причем большинство блоков обработаны в «получистой» технике, гладко вытесаны лишь детали портала, цоколя, архивольтов закомар. Конструктивно Никольская церковь принадлежит к редкому в русской архитектуре «пилонному типу» или типу «храмов с угловыми столбами», получившему распространение в основном в южнославянских странах в XII-XIV веках. Это были бесстолпные храмы, в которых для распределения нагрузки от светового барабана и купола в углах делались выступы-опоры. Из-за этого внутреннее пространство храма в плане получало форму креста. Внешне церковь относительно слабо декорирована, к тому же последующие переделки сопровождались разрушением древних элементов декора. Так, были утеряны два из трех порталов. Третий, южный, фрагментарно сохранился и был полностью восстановлен в 1958-1964 годах. Стены церкви первоначально завершались закомарами; их архивольты опирались на консоли, обломки которых были найдены при раскопках 1958-1964 годов. В советские годы церковь закрыли. В 1990-е годы Никольский храм был передан местной общине РПЦ.
Во имя святителя Николы освящен храм Белопесоцкого монастыря в г. Ступино Московской области. XVI веком датируется возведение надвратной Никольской церкви, служившей дозорной башней. Согласно описи обители 1627-1629 годов, в монастыре было пять башен с бойницами, каменная колокольня и стена, на которой стояли одиннадцать пушек и двадцать пищалей. Древние каменные стены с течением времени ветшали и разрушались. Их восстановление было предпринято в начале XIX века. Время не пощадило и саму надвратную церковь, подвергшуюся перестройке. Ныне существующий Никольский храм с колокольней над ним построен в 1794 году. Во время переделки ворота под Никольской церковью были упразднены, постройка перестала быть проездной. Новые ворота, увенчанные фронтоном, возведены с правой стороны от Никольского храма, вплотную к нему. Наводнение 1931 года подмыло стены, и значительная их часть тогда же рухнула. Ныне монастырские стены и башни восстановлены. С середины 1930 годов в зданиях Белопесоцкого монастыря размещались общежитие рабочих и тюрьма для заключённых, занятых строительством моста через Оку. После этого монастырь был заброшен. Возрождение монастыря началось в конце XX века.
Во имя святителя Николы освящен храм в с. Черленково Шаховского района Московской области. В XVI ст. в Черленкове находился небольшой монастырь, приписанный к Иосифо-Волоцкой обители и построенный на его средства. В нем было 12 келий, здесь постригались местные вкладчики из крестьян и начальствовали свои игумены. Монастырская церковь во имя святителя Николы была построена в 1562 г. и представляла собой монументальный четырехстолпный одноглавый храм с тремя мощными пониженными апсидами на булыжном фундаменте и дубовых сваях. На четверике стояла настенная звонница. В середине XIX века верх храма перестроили, одновременно пристроив к западному фасаду здания трапезную. В советское время храм закрыли. Во время войны в храм попал снаряд, полностью уничтожив два алтарных полукружия. В 2000 г. при храме создана община РПЦ.
Во имя святителя Николы освящен храм быв. Покровского монастыря в г. Балахна Нижегородской области. Обитель была основана в первой половине XVI века. Церковь в честь святителя Николы Чудотворца была построена в 1552 году. Никольская церковь приподнята на высокий подклет и прежде имела деревянную паперть, с трех сторон окружавшую основной куб храма. Основная объемная схема — восьмерик на четверике — выражена здесь с предельной ясностью. Выступающие углы четверика перекрыты прямыми скатами крыши. Полица — пологая часть кровли, со всех сторон окружающая крутые грани шатра, — является сплошным кирпичным массивом, перевязанным как с кладкой восьмерика, так и с кладкой шатра. Верхние венцы срублены из бревен, меньших по диаметру, чем бревна нижних венцов. Весьма примечательна форма барабана главы над шатром, выложенного как усеченная пирамида с наклонными внутрь гранями. В XVIII веке из-за упадка соляного промысла монастырь оскудел. В 1783 году монастырь был упразднен. В советское время в здании церкви находились цеха молокозавода, затем жилые помещения. Последние несколько лет в храме располагались запасники Балахнинского краеведческого музея. Возвращена верующим. 19 декабря 2008 года состоялась первая служба.
Во имя святителя Николы освящен храм в пос. Варнавино Нижегородской области. Церковь основана во 2-й пол. XV в. В 1666 г. вместо сгоревшей Никольской церкви был построен новый шатровый храм с таким же посвящением. В 1932 г. Никольский храм разобрали на дрова. Сейчас на месте древнего Никольского храма установлен деревянный памятный крест.
В честь святителя Николы освящен храм бывшего Николо-Бельского монастыря в Великом Новгороде. Церковь датируется 1313 годом.
В честь святителя Николы освящен храм на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде. Николо-Дворищенский собор был построен в 1113-1136 годы. Собор занимает главное место в архитектурном ансамбле новгородского Торга, где находилось еще девять церквей. Он представляет собой обширную парадную постройку; это пятиглавый, четырехстолпный, трехапсидный храм с нартексом. Архитектурный декор фасадов Никольского храма сдержан и строг, они расчленены лопатками на прясла и завершаются простыми закомарами. Внутреннее пространство храма разделено шестью крещатыми в плане столбами на три нефа, из которых средний много выше боковых; каждый неф завершен подковообразной апсидой. В первые годы своего основания собор был расписан фресками. Однако из всего их богатства сохранились лишь небольшие фрагменты. В настоящее время в Николо-Дворищенском соборе действует музейная экспозиция.
В честь святителя Николы освящен храм на Нутной улице в Великом Новгороде. Церковь святителя Николы соединена с церковь апостола Филиппа. Храмы были построены в 1527-1528 годах на Нутной улице новгородскими и московскими купцами. Новые церкви располагались на месте разобранной церкви XIV века. В последующие века церкви неоднократно перестраивались. В 1899 году церковь Николы Чудотворца была почти полностью разобрана, сохранились лишь западная стена, следы на смежной стене церкви Филиппа Апостола и остатки фундаментов. В 1978 г. началось восстановление той уникальной для всего древнерусского зодчества постройки типа сдвоенных с бесстолпной конструкцией и необычным количеством главок — всего четыре. В настоящее время памятник зодчества восстановлен в формах XVI века. Церкви равны по высоте, но различны по площади, апсида одна — у церкви Филиппа Апостола, подцерковье и хоры общие. Завершается сооружение двумя большими и двумя малыми главками.
В честь святителя Николы освящен храм Троицкого Михаило-Клопского монастыря в д. Сельцо Новгородской области. Впервые обитель упоминается под 1408 годом. Никольская церковь с трапезной палатой Клопского монастыря датируется XVI веком. В 1934 году Михаило-Клопский монастырь был закрыт. В 2005 году возвращен Новгородской епархии РПЦ. Никольская церковь находится в аварийном состоянии.
В честь святителя Николы освящена церковь в устье Мсты, на о. Липно в Новгородской области. Строительство храма началось в 1292 году. По преданию, на месте будущего храма в 1113 году была обретена икона святителя Николы Чудотворца, писаная на круглой доске, от которой исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович. Вероятно, в ознаменование этого события, там вскоре после 1113 года был основан монастырь и выстроена деревянная церковь. Каменный храм был заложен в 1292 году. Это квадратный в плане, крестовокупольный, четырехстолпный, одноглавый и одноабсидный храм. Лопатки на трехлопастном фасаде присутствуют только на углах. Первоначально фасады не были оштукатурены, стены были сложены из плитняка и ракушечника разных размеров и оттенков. Арки над окнами были выложены из брускового кирпича темного цвета. Над западным входом в храм находится ниша, в которой раньше были фрески. В верхней части барабана, над «бровками» окон и под трехлопастными абрисами фасадов, располагаются аркатурные пояса. Кроме того, храм оформлен небольшими нишами с каменными рельефными крестами. В XIX веке Церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко. После октябрьской революции храм был закрыт и сильно обветшал. Тогда же была снесена двухъярусная колокольня. Во время Великой Отечественной войны на острове располагался наблюдательный пункт советских войск, по временам подвергавшийся обстрелу немецкими войсками, в результате чего храм потерпел значительные утраты. В 1945 году реставраторы провели работу над фресками, а в 1954-56 годах была проведена капитальная реставрация храма, и ему был возвращен первоначальный вид. В настоящее время остров имеет статус охраняемой территории.
В честь святителя Николы освящена церковь в Пскове. Церковь во имя святителя Николы (бывшая монастырская) стоит на погосте. Когда и кем здесь был основан мужской монастырь — неизвестно. Из надписей на старинных иконах из Никольской церкви следует, что монастырь был упразднен до 1645 г., затем снова восстановлен, а в 1764 г. вновь упразднен, и церковь обращена в приходскую. В писцовых и оброчных книгах 1585-1587 гг. монастырь неоднократно упоминается: «…на реке на Пскове Николы чюдотворца Любятова монастыря…». Церковь святителя Николы представляет собой четырехстолпный одноапсидный храм с повышенными подпружными арками. Западные два столба квадратные в плане до пят подпружных арок, восточные скруглены к востоку, подпружные арки и своды перекрытия, рухнувшие в начале XIX в, вместе с барабаном были тогда же переделаны. Видимо, к тому же времени следует отнести разборку четырех световых барабанов (церковь была пятиглавой), установленных на сводах перекрытий нефов. Новый барабан имеет четыре оконных проема и плоское перекрытие. В северной стене четверика два оконных проема (в трансепте), верхний древний и дверной проем с арочной перемычкой, ведущий в палатку, примыкающую к северной стене. Палатка имеет щелевой оконный проем (в северной стене) и нишу со ступенчатой перемычкой в восточной стене палатки. В западной стене четверика один оконный проем (в центральном нефе), под ним растесанный дверной проем с арочной перемычкой, по бокам две ниши с арками.
Во имя святителя Николы освящен храм со Усохи в Пскове. Впервые церковь была построена в 1371 г., в 1536 г., после пожара была возведена заново. Крупный, одноглавый, трехапсидный каменный храм с северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, возможно, был теплый придел во имя Иоанна Богослова; оба придела имели крыльца. Притворы — главный, западный, и боковые — северный и южный, — соединялись галереей. Однако переделки XVII–XIX вв. значительно исказили облик храма.
Во имя святителя Николы освящена церковь Снетогорского Богородицерождественского монастыря в Пскове. Церковь святителя Николы Чудотворца расположена к юго-западу от собора Рождества Богородицы на верхней террасе монастыря. Каменное здание трапезной палаты со столпообразной церковью было построено в 1519 году в Снетогорском монастыре. Высокий одноапсидный, одноглавый четверик, первоначально имевший восьмискатное покрытие, а позже четырехскатную кровлю. После Октябрьской революции на территории монастыря находился Дом отдыха трудящихся, а Никольский храм стали использовать под клуб. В период оккупации Пскова немцами церковь сильно подверглась перепланировке. Немцы устроили в здании храма парадное помещение, с северной стороны вместо оконного проема пробили дверной проем и пристроили широкое крытое крыльцо. После войны здание церкви было занято детским туберкулезным диспансером, а позднее здесь размещался кардиологический санаторий. В 1992 году церковь святителя Николы в комплексе зданий Снетогорского монастыря передана РПЦ.
Во имя святителя Николы освящена церковь в г. Остров Псковской области. Церковь была построена из известняка в 1542 году и находится на территории бывшей островской крепости. Храм представляет четверик с фасадами, разделенными плоскими лопатками на три прясла, которые завершаются двух- и трехлопастными арками, с точным соответствием лопаток внутреннему делению постройки посредством четырех столпов; восьмискатная крыша; небольшая главка на стройном барабане; трёхапсидная алтарная часть с мощной центральной апсидой, пониженной относительно основного четверика. У храма имеется придел, низкий притвор и поздняя двухъярусная колокольня, исполненная в стилистике провинциального классицизма. Никольский храм считался «соборным» до постройки в 1790 году Троицкого собора в Острове. Некоторое время он был приписан к собору, а затем стал приходской церковью. В годы Великой Отечественной войны церковь подверглась значительному разрушению. Капитально отреставрирована в 1960-x годах.
Во имя святителя Николы освящен собор в д. Изборск Псковской области. Собор святителя Николы построен в XIV в. В псковских летописях церковь впервые упоминается под 1341 г., в связи с неприятельскими нападениями на Изборск, но материал постройки не указывается. Таким же образом церковь упоминается в летописях и под 1349 г., когда речь идет об освящении престола Спаса «у святого Николы на палатех». В документах XVI-ХVII вв. сообщается о каменном храме. В 1585 г. «Да в городе же церковь Николы Чудотворца каменна, а на церкви той крест железной, позалочен, да на палатях придел Преображения Спасова…». С 1599 г. церковь стала кафедральным собором. «… церковь каменная с единым приделом, в них освященных два престола в настоящей Николы чудотворца и в придельной во имя Преображения Господня. При той церкви приделана с другой стороны палатка кладовая каменная ж, она церковь состоит внутри пригорода Изборска… Колокольня каменная на городовой башни плоска в два гнезда, на ней 4 колокола, 2 небольших да 2 поменьших без надписи… Кроме оной соборной да придельной других церквей не имеется… При той церкви вблизости имеется житница казеная деревянная, другого строения церковного никакого не имеется… Около той церкви ограда деревянная, забранная с трех сторон в столбы, а с четвертой городовая каменная стена мерою 45 сажень…». В 1849 г. была построена ныне существующая колокольня. Собор Николы расположен в юго-восточной части древней крепости у Никольского захаба. Его основной кубический объем с полукруглой апсидой на восточном фасаде завершен мощным барабаном с поздней главой полусферической формы. С запада к храму примыкает низкий притвор, с которым связана невысокая поздняя двухъярусная, квадратная в плане колокольня, с юга одноапсидный придел, по южному фасаду разделенный на восточную повышенную часть с пощипцовым покрытием и декоративным барабаном, несущим главку луковичной формы, и западную галерею. Интерьер собора довольно тесен. Четыре мощных квадратных в плане столба несут пониженные подпружные арки с парусами, поддерживающие барабан главы. Индивидуальной особенностью перекрытия собора является то, что южный, северный и западный рукава креста перекрывают две подпружные арки, одна из которых с юга и севера примыкает к стенам четверика.
Во имя святителя Николы освящена надвратная церковь Успенского Псково-Печерского монастыря в г. Печоры Псковской области. Церковь была построена в 1564 году. Надвратная церковь могла какое-то время служить главным входом в монастырь, Святыми воротами. Из-за того, что церковь была построена как надвратная, ее называют церковью Николы Вратаря, а также Николы Ратного. При Никольском храме была устроена в одно время с ней каменная небольшая колокольня, бывшая звонницей; к трем каменным столбам в одну линию, уже в позднейшее время, приделаны с трех сторон тесовые стенки с одним окном. На колокольне висит пять различной величины колоколов.
Во имя святителя Николы освящена церковь в с. Верхний Мост Псковской области. Церковь была построена предположительно в XVI веке. Впервые упоминается в писцовой книге 1684 года: «На погосте церковь Николы Чудотворца, да придел на полатех Сергий Чудотворец». По преданию, вначале церковь была однопрестольной, колокольня находилась отдельно от церкви, на каменных столбах. В 1882-1883 гг. после пожара возобновлен внешний вид храма, исправлены внутренние повреждения. В 1903 году разобран ветхий и тесный придел.
Во имя святителя Николы освящена церковь в г. Порхов Псковской области. Крепость Порхов заложили новгородцы в 1387 году. В 1412 г. построили церковь «В лето 6920 поставиша церковь камену святому Николе в Порхове, при кн. Федоре Юрьевиче Смоленском». В 1427 г. во время литовских войн храм был поврежден. В 1497 церковь опять перестроили, в таком виде она просуществовала до 1770 года, когда был построен новый каменный храм. Никольская церковь была четырехстолпной и одноапсидной. Оконные проемы были декорированы наличниками с колонками по бокам. В начале XIX века возвели колокольню, она находилась прямо на крепостной стене напротив алтаря Михайловского придела. До того, как в 1782 году построили Троицкий собор, церковь святителя Николы называлась Соборной. После разрушения Троицкого собора в 1930 годах, Никольский храм стал кафедральным и оставался им до 1990 года.
Во имя святителя Николы освящена церковь в с. Виделебье Псковской области. Церковь была построена в период между приблизительно 1500 и 1600 гг. Это крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный храм. Его основной кубический объем, с пониженными полуцилиндрами апсид с востока, увенчан световым цилиндрическим барабаном с луковичной главой; с запада к нему примыкает притвор, с севера — пониженная придельная церковь с полукруглой в плане апсидой и деревянным декоративным восьмигранным барабаном, увенчанным восьмигранной главкой; с юга — большой поздний придел. К западу от церкви находится столпообразная колокольня. Фасады четверика имеют традиционное трехчастное членение лопатками, вверху соединенными между собой двухлопастными ползучими арками, а в центральных частях арки срезаны кровлей, под которой проходит карниз.
Во имя святителя Николы освящена церковь в с. Устье Псковской области. Церковь была построена в 1472 году. Храм снаружи поражает уходящим вверх, к куполу, пространством, своды церкви опираются на колоссальные мощные колонны, круглые в основании.
Во имя святителя Николы освящена церковь в п. Нижний Архыз Республики Карачаево-Черкессия. Храм строился в период между 916 и 925 гг. По своей архитектурной композиции церковь представляет собой крест, в центре которого возвышается купол. Зодчий, строивший этот храм, в качестве исходного модуля построения его архитектурной формы взял сторону подкупольного квадрата. С севера, юга и запада храм имеет большие открытые притворы со входами вовнутрь, а венчает его барабан с шатровым куполом. Стены состоят из двух панцирей, сложенных на отесанных блоках местного камня-песчаника с бутобетонным заполнением между ними.
Во имя святителя Николы освящена церковь Троицкого Муезерского монастыря на острове Троица Республики Карелия. Муезерский монастырь был основан в середине XVI в. В 1602 г. была построена теплая Никольская деревянная церковь. Церковь состоит из двух поставленных по одной оси высоких клетей, связанных общей стеной. Каждая клеть покрыта двускатной тесовой кровлей. Большая клеть служила трапезной; меньшая совмещала в себе помещение собственно церкви и алтарь, отделенные друг от друга древней тесовой перегородкой. Над церковью установлен приземистый восьмериковый сруб, завершающийся повалом. На восьмерике — традиционный крытый тесом шатер с луковичной главкой на круглом барабане. Своеобразие архитектурно-планировочной структуры церкви заключается прежде всего в композиционно свободной постановке шатра, смещенного к западу относительно поперечной оси симметрии. При этом положение шатрового столпа не соответствует структуре плана: восьмерик поставлен не только над самой церковью, но и над частью алтаря. Из четырех окон трапезной три обращены на юг. Еще одно маленькое окно есть в северной стене. Ассиметрия поперечных осей шатра и четверика зрительно разъединяет их объемы, нарушая традиционную последовательность нарастания высоты здания. Большие подклеты подчеркивают массивность нижней части церкви. Сруб Никольского храма имеет повал, представляющий собой расширение верхней части путем постепенного выпуска наружу венцов, образующих подобие бревенчатого карниза. Повал служит основанием шатровых и скатных крыш. Создавая большой свес крыши над стенами, он защищает их от дождевой воды. Главка церкви имеет традиционную луковичную форму. Крыта лемехом — кровельным материалом в виде небольших деревянных пластин. Концы лемеховых пластин заострены в виде ступенчатого клина, часто называемого также городчатым. Под вершиной треугольного фронтона можно видеть вертикальную деревянную доску — так называемое полотенце. Когда-то Никольская церковь представляла собой комплекс, который включал в себя трапезную, келарскую, паперть и крыльцо. В настоящее время келарская, паперть и крыльцо утрачены. В 1764 году Муезерскую пустынь упразднили.
Во имя святителя Николы освящена церковь в д. Линдозеро Республики Карелия. Церковь была построена в 1634 году. В 1861 г. был произведен ремонт церкви, стены были обшиты тесом, поставлена колокольня. Никольская церковь сгорела в 1960-е гг.
Во имя святителя Николы освящена церковь на острове Брусно Республики Карелия. Никольская церковь была построена в 1630 г. В начале XVII в. здесь существовал монастырь, а в XVIII столетии он был превращен в приход. Колокольня, располагавшаяся к западу от Никольской церкви, соединялась с ней переходом. Дата утраты Никольской церкви неизвестна.
Во имя святителя Николы освящена церковь Спасо-Преображенского монастыря Казанского Кремля Республики Татарстан. Церковь была построена около 1558 г. Первоначально это были белокаменные двухэтажные трапезные палаты с церковью: прямоугольное в плане двухэтажное здание, с одностолпной трапезной палатой на втором ярусе и аналогичным помещением хлебни на первом. С востока к трапезной палате примыкала церковь с полукруглой апсидой. В XVII веке второй этаж был перестроен в кирпиче, перекрыт коробовым сводом; с севера к трапезной пристроены покои настоятеля. В 1815 г. Никольская церковь была перестроена. Подклет сохранился с XVI века, сложен из белого камня, со сводчатым одностолпным помещением под трапезной и перекрытым коробовым сводом подцерковьем. Объем храма прямоугольный в плане, с асимметрично расположенной апсидой. Покои настоятеля примыкают к трапезной с севера. Купол, завершавший четверик, утрачен в советское время. С 1993 г. в Никольской церкви велись реставрационные работы. После реставрации церковь вошла в комплекс «Музея археологии Республики Татарстан».
Во имя святителя Николы освящена церковь Успенского монастыря в с. Свияжск Республики Татарстан. Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был основан в 1555 году. Никольская трапезная церковь была заложена осенью 1555 года и освящена в 1556 году. Изначально это была квадратная в плане одноглавая белокаменная церковь с восьмискатной кровлей. Ее алтарная часть позднее была заново построена в кирпиче, и в современном виде ее можно датировать второй половиной XVII века, как и декоративную обработку оконного проема самого храма. Стены трапезной и церкви были сложены из тесаного белого камня, из такого же материала был построен четырехъярусный четверик колокольни. В годы советской власти Свияжский Успенский монастырь был закрыт и разграблен. Затем территорию обители заняла психиатрическая больница, которая в 1994 году была выведена. В 1997 году Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был официально возрожден.
Во имя святителя Николы освящена церковь в Ярославле. Церковь была построена в 1620-1622 годы на средства купца Епифания Светешникова. В названии церкви вошло второе, мирское имя купца Светешникова — Надей, церковь стала именоваться храмом Николы Надеина. Несколько тяжеловесный объем Никольского храма поднят на высокий подклет. Первоначально храм был увенчан пятью главами, с широко поставленными боковыми главами на тонких шейках барабанов. Массивный четверик, башнеобразный Благовещенский придел, галереи с крыльцом и невысокая колокольня, поставленная над северо-западным крыльцом галереи, создавали единый компактный ансамбль. В храме располагается музейная экспозиция.
Во имя святителя Николы освящен придел церкви архангела Михаила в пос. Норское Ярославской области. Церковь архангела Михаила впервые упоминается в 1627 году. Тогда это был деревянный храм. Церковь, которую можно увидеть сейчас, была построена в 1748 году. Композиционный тип храма довольно характерен для сельской архитектуры Ярославля XVIII-XIX вв. Основной куб церкви имеет два ряда окон, оформленных традиционными наличниками с килевидным завершением. Под скатной крышей проходит пояс ложных закомар. Небольшие главы покоятся на глухих барабанах и носят декоративный характер. Карнизы на трапезной и апсидах украшены поребриком. Колокольня, квадратная в нижнем ярусе, с восьмигранным ярусом звонов, завершается невысоким шатром с двумя рядами слухов. Вытянутые арки звонов обрамлены архивольтами, парапеты аркады заполнены мелкими ширинками. На крыше трапезной ближе к основном кубу находится небольшая главка, что свидетельствует о том, что трапезная служила еще и зимним храмом. В настоящее время храм во имя архангела Михаила является действующим.
Также монастыри и церкви во имя святителя Николы освящены в Украине, Болгарии, Греции, Грузии, Кипре, Литве, Польше, Италии, Македонии, Палестине, Швеции, Румынии, Турции и Эстонии.
Святитель Никола Чудотворец. Старообрядческие храмы
В старообрядчестве сохранилась традиция почитания святителя Нико́лы, в честь него освящено множество старинных и новопостроенных храмов всех согласий. В РПсЦ сегодня престольный праздник отмечают на Рогожском (во имя святителя Нико́лы освящен приде́л — дополнительный алтарь — Покровского собора) и Тверская общины г. Москвы. Храмовый праздник также отмечают в Нижнем Новгороде и Калуге, где во имя святителя Нико́лы освящены приделы храмов. В Омске, Коломне и селе Устьяново Московской области, Арзамасе Нижегородской области. В Пермской области в честь святителя Нико́лы освящены храмы в Верещагино, с. Бородулино и д. Морозово. Никольские храмы РПсЦ есть в Вилково, Измаиле, Белой Кринице (Украина). В белокриницких общинах Румынии в Браиле, с. Камень, с. Сарикёй и некоторых других сегодня престольный праздник. Никольский храм построен старообрядцами белокриницкого согласия в Николаевске на Аляске.
В честь святителя Нико́лы освящены храмы Русской Древлеправославной Церкви в г. Камышине Волгоградской области, г. Семенове Нижегородской области, г. Нижнем Новгороде, дер. Ванькове Пермской обл., с. Куйтун р-ки Бурятия и др.
Престольный праздник сегодня в поморских общинах Пскова, Старой Руссы, Перми, Архангельска, Нарьян-Мара, Екатеринбурга, г. Пугачеве и с. Корсаковка Саратовской области, а также во многих зарубежных поморских общинах Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Польши и США.
Сегодня также престольный праздник для женского Николо-Улейминского монастыря (Россия) и мужского Мануйловского (Румыния). Возле города Миасса Челябинской области также существовал Никольский женский монастырь, разоренный в 20-е гг. XX века. Более полный список Никольских храмов можно найти на нашем сайте в разделе «Храмы и общины».
Святитель Никола Чудотворец. Иконы
Священное Предание точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николы Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже неискушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого. Самое древнее из известных нам иконописных изображений св. Николы, Мир Ликийского чудотворца, — образ св. Николы со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св. Екатерины.
Фресковые и мозаичные образы (в рост или поясные) святителя Николы сохранились в константинопольском соборе св. Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.
Образ святителя Николы мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие. Облачение составляют риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор.
В связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X — XI веках. Много чудотворных икон святителя Николы явилось в России и пришло из других стран. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь — «Никола Гостунский». В честь Великорецкой иконы святителя Николы с 9 по 13 августа ежегодно проходит старообрядческий Великорецкий Крестный ход из г. Кирова (Вятки) в село Великорецкое.
На Руси, терзаемой в XV — XVI веках набегами и войнами, стал особенно популярен образ святителя Николы, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных. Самыми распространенными являются образы святителя Николы Зарайского — в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где прославился многочисленными чудесами), и святителя Николы Можайского — тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой — в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения врагов. Меч в руках святителя истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие».
Народные традиции праздника св. Николы Чудотворца
Никола Чудотворец (в народе Угодник Божий, Микола Милостивый) на Руси почитался наравне с Исусом Христом и Богородицей, как самый близкий к Богу из всех святых. «Два Николы: теплый да холодный, сытый да голодный», «Никола зимний лошадь на двор загонит, весенний — откормит», «Сколько Никола Зимний даст снегу, столько Никола Вешний даст травы».
Народные названия Николы зимнего: Николин день, Никольщина, Никола морозный, Никола холодный, Микола зимний, Свечи. В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя ее — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, еще загодя, все духи тьмы». Под именем «Никольщины» следует разуметь неопределенный числом праздничных дней период времени, предшествующий и следующий за зимним Николой. Это празднество всегда справлялось в складчину, так как одному не по силам принимать всех соседей. В отличие от прочих, это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. На западе Великороссии, в Смоленщине, а также в Белоруссии, в среде стариков наблюдался старинный обычай «свечу сучить»: после молитвы св. Николе жевали соты и выплевывали в чашку с водой; из этого воска изготавливалась затем мирская свеча Николе угоднику.
Народные названия Николы весеннего: Никола вешний, Никола теплый, Никола травной, Никола с теплом. Никола вешний называется так потому, что с этого дня (22 мая) устанавливается теплая погода. «Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит», — говорят крестьяне, характеризуя приволье подножных кормов. Никола вешний считается покровителем лошадей: в этот день заказываются молебны с водосвятием, чтобы святой уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье. Также этот день считается мужским праздником, так как в этот день парни первый раз ехали в ночное и на лугах, при свете костров, пировали.
Никола Чудотворец считается и покровителем браков. На Николу любят приговаривать: «Суженого конем не объедешь», «Кому на ком жениться, тот в того и родится», — тем самым подтверждая веру в могущество святого Николы связывать судьбу суженых. После свадебного сговора обычно творили молитву этому святому, чтобы оградить будущий брак от неудачи.
Подробнее о народном почитании св. Николы читайте в статье «Образ Святителя Николы в русском народном сознании».
«Святой Никола во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.» — ошибочное суждение. После 18-ти часов среды и пятницы и иных дней седмицы считался ( и должен ныне эсть) уже следующий день, соответственно четверг, субота и т.д. «… и бысть вечеръ и бысть оутро днь единъ». Так что не принимал молока матери вовсе в эти дни.