19 июня (6 июня ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Паисия Угличского. За труды на благо Церкви Христовой преподобный Паисий удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости.
Содержание:
- Житие преподобного Паисия Угличского
- Тропарь и кондак преподобному Паисию Угличскому
- Паисиев Покровский монастырь
- Преподобный Паисий Угличский. Иконы
Житие преподобного Паисия Угличского
Преподобный Паисий (в миру — Павел Иванович Гавренев) родился ок. 1398 года в селе Богородском, неподалеку от города Кашина. Его отец, Иоанн Гавренев, служил у князя Угличского Андрея Васильевича, сына великого князя Василия Темного. Ксения, мать Павла, была дочерью полководца Василия Ананьевича Кожи и родной сестрой преподобного Макария Калязинского. Павел был рано обучен грамоте и уже в детстве много читал. Часто он бывал с родителями в Калязинском монастыре у своего дяди, где проникся любовью к иноческой жизни. В десятилетнем возрасте Павел осиротел и был взят на воспитание в Троицкую Калязинскую обитель. Вскоре настоятель обители Макарий, уступая настойчивым просьбам своего племянника, которому не исполнилось еще одиннадцати лет, постриг его в иночество с именем Паисий. Раз во время ночной молитвы Паисию явился Ангел и сказал: «Ты должен быть наставником для многих; ты выйдешь отсюда и будешь жить там, где тебе велят: так надобно для славы Божией». Инок Паисий со страхом выслушал эту весть и пересказал наставнику своему. Макарию.
В 1476 году князь Угличский Андрей Васильевич, хорошо знавший родителей инока Паисия, обратился с просьбой к Калязинскому игумену — отпустить Паисия из обители для того, чтобы под его руководством основать новый монастырь. Игумен Макарий с радостью откликнулся на богоугодное желание князя и, благословив своего племянника, направил его в Углич. Князь даровал для будущего монастыря землю на левом берегу Волги, в трех верстах от Углича. Поселившись там в хижине, инок Паисий приступил к сооружению деревянного храма в честь Богоявления Господня. Вскоре к нему собрались десять монашествующих собратий, которые обосновались в построенных Паисием кельях.
Архиепископ Ростовский Тихон, в епархию которого входил Углич, рукоположил инока Паисия в священнический сан. После этого князь настойчиво просил новопоставленного принять игуменство. Уступив его просьбам, священноинок Паисий возглавил новый монастырь, где ввел строгий общежительный устав.
Князь Угличский Андрей Васильевич с большим уважением относился к священноиноку Паисию, не раз он содействовал укреплению обители и делал щедрые вклады для ее дальнейшего благоустройства. В 1479 году началось возведение нового храма. В 1482 году, после завершения работ, построенный храм был освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому монастырь стал называться Покровским. В скором времени восстал на князя Угличского Андрея Васильевича родной его брат великий князь Иоанн Московский и, согнав с престола, заключил вместе с детьми его в темницу, где и скончался в 1493 году. Не малодушествовал игумен Паисий, не изменил своему князю, но с честью похоронил его в угличском соборе. Когда же по смерти родителя сыновья князя Иоанн и Димитрий были заточены в вологодской темнице, много скорбел о такой неправде Паисий, но неоднократно обличая Иоанна, умоляя его многими посланиями оставить гнев.
Как-то раз случился крупный пожар в Угличе: загорелись все посады и торговые ряды, и не чаяли ниоткуда спасения. Тогда игумен Паисий собрал всех настоятелей, иноков и священников из обителей и церквей Углича и сам вынес из обители чудотворный образ Покрова Богоматери на пожарище. Огонь тут же угас. Было и сильное наводнение в Угличе. Волга выступила из берегов своих и окружила обитель Паисия, проникла и в оград, однако не проступила внутрь храма, ради молитв Паисия.
Преставился игумен Паисий 6 июня 1504 года. Его мощи почивали в Покровской обители. Житие Паисия было составлено на рубеже XVI и XVII столетий.
Тропарь и кондак преподобному Паисию Угличскому
Тропарь, глас 8.
О! тебе отче Паисие, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.
Кондак, глас 2.
Чистотою душевною божественно вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Паисие, отче наш, моли непрестанно о всех нас.
Паисиев Покровский монастырь
В 1609 году на Покровскую обитель напали польско-литовские захватчики: настоятель и братия были умерщвлены, монастырь разорен, но по прошествии некоторого времени силами жителей Углича восстановлен. Покровский храм стал уже пятикупольным. Архитектурный облик обители имел много общего с Авраамиевым монастырем в Ростове; вероятно, над их благоустройством трудились одни зодчие. К паперти соборного храма был пристроен еще один, с двумя престолами — во имя священномученика Антипы и преподобного чудотворца Паисия Угличского. Храм был сооружен на средства жертвователей — Волынского, Зыкова и других. Согласно введенному секуляризационной реформой 1764 года ранжированию, монастырь принадлежал к разряду третьеклассных. При монастыре также функционировала двухклассная приходская Покрово-Паисиевская школа. На территории Покровского монастыря кроме преподобного Паисия были захоронены Феодор, Данила и Алексей Адашевы, местные церковные деятели и монахи.
В 1920-е годы Паисиев Покровский монастырь был упразднен, а к концу 1930-х гг. при строительстве Угличской ГЭС обитель была разрушена, а ее территория затоплена. По преданию, незадолго до затопления монастыря мощи Паисия Угличского были тайно вынесены и сокрыты в земле высоко на волжском берегу. Их судьба неизвестна.
В 1997 году на берегу, в ближайшем месте от монастыря был установлен памятный крест.
Преподобный Паисий Угличский. Иконы
Иконография преподобного Паисия Угличского представлена многочисленными миниатюрами, памятниками иконописи, монументальной живописью, шитьем, прикладным искусством, гравюрами, отразившими общерусский характер почитания святого. Большая часть изображений сохранилась в произведениях угличского искусства. Преподобный Паисий изображается в рост, в иноческом облачении, пальцы правой руки сложены двуперстно, а в левой руке преподобный держит свиток.