Богослужебные последования пасхального цикла, то есть весь круг подвижных праздников года, включает в себя богослужебная книга Трио́дь. Название книги связано с тем, что содержащиеся в ней каноны большей частью состоят не из восьми, а из трех песней. Такой канон называется трипеснец, или «триодион» по-гречески. Изначально Триодь существовала в виде единого сборника, а с Х века встречается разделение на две части — Триодь постную и Триодь цветную. В Триодях постной и цветной содержатся службы от подготовительных седмиц к Великому посту (Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустной и сырной) до первого воскресенья после праздника Святой Троицы (то есть до Недели Всех святых).
Старообрядческая Триодь по́стная включает в себя богослужение с Недели (т. е. воскресенья) о мытаре и фарисее до Четыредесятницы, то есть оканчивается утренней службой пятницы шестой недели Великого поста. Таким образом в Постной триоди помещены службы, совершаемые в Великом посте и в дни подготовки к нему. Постная Триодь содержит песнопения в основном авторов VIII и IX вв.: преп. Роман Сладкопевец, преп. Андрей Критский, преп. Иоанн Дамаскин, преп. Иосиф Студит и Феодор Студит, император Лев Мудрый и другие. В ХII в. в молитвословия Триоди вносятся паремии, в ХIV в. — синаксари.
К подвигам Великого поста и покаяния Церковь начинает подготавливать верующих еще за четыре недели до поста. Эти недели (т.е. воскресные дни) следующие: мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сырная. В народе недели до Великого поста называют также сплошной, пестрой и масленицей. В богослужении уже появляются покаянные стихеры и каноны, показывающие верующим образцы и примеры покаяния.
Первая приготовительная неделя (одновременно с началом Постной Триоди) начинается после воскресенья и называется неделей мытаря и фарисея, потому что на литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лук. 10, 10-14). Притча эта внушает нам быть смиренными в молитве и жизни нашей, потому что только смиренным дается благодать Божия. Начинается сплошная неделя, т.е. во все дни разрешается скоромная пища. В Уставе указана такая причина отмены поста: в Армянской церкви (признающей только три первых Вселенских соборов) в эту неделю был установлен пост. В противовес этому православные, признающие все семь Вселенских соборов, в это время совсем не должны поститься. Кроме евангельского чтения, Церковь располагает верующих к смирению и покаянию особым умилительным песнопением, которое с этого дня начинает петься и в следующие воскресные дни (кончая пятым воскресеньем Великого поста) на утрене, перед каноном.
Множество содеянных ми зол помышляю окаянныи, и трепещу страшнаго дне суднаго. Но надеяся на милоcть благоутробия Твоего, яко Давыд вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.
(Помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, я с трепетом жду, несчастный, страшного дня суда; но, надеясь на благодать Твоего милосердия, подобно Давыду, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости).
Вторая приготовительная неделя — неделя о блудном сыне названа так потому, что на литургии читается евангельская притча о блудном сыне. Эта притча учит нас, что Господь неизреченно милосерд и ждет, чтобы, как блудный сын, мы пришли к Нему с мольбой о покаянии. В народе эта неделя носит название «пестрой», ведь среда и пятница вновь, как обычно, становятся постными днями. Иноки и те миряне, которые «понедельничают», то есть постятся и в понедельник, соблюдают в эту неделю три постных дня. На утрени в этот воскресный день (и в следующие два) после «Хвалите имя Господне» положено петь 136-й псалом. В нем изображается томление иудеев в плену Вавилонском, когда они поняли свое горькое положение и раскаялись.
На реце Вавилонстей, тaмо седохом и плaкахом, внегда помянyти нaм Сиона. На вeрбии посреде ея обе́сихом орга́ны нaша. Яко ту вопросиша нaс пленьшии нaс словeс песней, и вeдшии нaс, пения. Воспойте нaм от песней сионских, кaко воспоeм песнь Господню на земли чужде́й. Аще забyду тебе Иеросалиме, забвeна бyди десница моя. Прильпни язык мой гортaни моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иеросалима, яко в начaло весeлия моего. Помяни Господи сыны Едомския, в дeнь Иеросалимль, глаголющия истощaйте, истощaйте до основaния его. Дщи вавилоня окаянная, блажeн иже воздaст тебе воздаяние твое, еже воздaде нaм. Блажeн иже имет и разбиeт младeнцы твоя о кaмень.
(При реке Вавилона, там сидели мы и плакали, вспоминая о Сионе. На вербах посреди его (города) повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас песней, и притеснители наши (требовали) веселия: «Пропойте нам из песней Сионских». Но как воспоем мы песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть будет забвена десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым в день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его. Дочь Вавилона опустошительница! Блажен тот, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень).
Плен Вавилонский есть изображение нашего состояния в плену у грехов наших. Младенцы Вавилона — это, по объяснению св. отцов, — порочные наклонности и зародыши гибельных страстей, рождающиеся в нашей душе. Мы должны их «разбивать», т.е. преодолевать, а не быть у них в плену, подобно блудному сыну из притчи.
Третья приготовительная неделя (слово «неделя» в церковно-славянском языке означает «воскресенье»), по евангельскому литургийному чтению, называется неделею воспоминания о Страшном суде (Матф. 25, 31-46). Чтобы расположить грешника к покаянию, Церковь изображением Страшного суда напоминает нам о том, что нас ждет суд Господень, на котором каждому воздастся по делам его. Вместе с тем это евангельское чтение побуждает нас к подвигам человеколюбия, которые особенно должны мы усилить в дни поста и покаяния. Неделя эта называется еще мясопустной, или «мясопуст», т.е. мяса отпуст, потому что этим воскресеньем оканчивается вкушение мяса.
Четвертая, последняя приготовительная неделя (последний день перед Великим постом) называется неделей сыропустной. Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы. Первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику Пасхи начинается с покаяния, поста и молитвы. Предшествующая этому дню седмица (сырная, масленица) наполовину есть уже время поста: в течение ее не позволяется вкушения мяса, а в среду и пятницу не положено литургии, а совершаются только часы и уже с великопостной молитвой св. Ефрема Сирина. Также в евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений (Мф. 6, 14-21). На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот называется обыкновенно прощеным воскресением.
В эту неделю Церковь еще сильнее располагает верующих к покаянию песнопением:
Покаяния отверзи ми двери, Живодавче, утренюет бо дух мой к церкви святей Твоей. Церковь ношу телесную всю осквернену, но яко щедр очисти благоутробным си милосердием. На спасеныя стези настави мя, Богородице, скверными бо грехи окалях душу мою и в лености все житие изжих. Но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
(Податель жизни, открой мне двери покаяния, потому что душа моя с утра стремится к Твоему святому храму. Правда, весь храм моего тела я ношу оскверненный, но Ты, как милосердый, очисти его по Твоей великой милости. Богородица, наставь меня па путь спасения, потому что я постыдными грехами осквернил душу свою и провел в лености всю жизнь свою; но Ты, Твоими молитвами, избавь меня от всякой нечистоты).
С понедельника начинается Великий пост или Четыредесятница. Он установлен в память о том, что Христос после своего крещения ушел в пустыню и постился там 40 дней. Сорокадневный пост означает также, что десятую часть своего времени, десятую часть года мы посвящаем, отдаем Богу. Сорок дней — это время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно. Это время именуется в старообрядческих богослужебных книгах Четыредесятницей. Каждое воскресенье Великого поста посвящено воспоминанию какого-либо события церковной истории или памяти святого.
Первое воскресенье Великого поста называется неделей торжества православия. Оно посвящено воспоминанию торжества восстановления иконопочитания в Византии в IX веке, гонимого иконоборцами.
Во второе воскресенье совершается служба явлению Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы по уставу московского Успенского собора Кремля.
Третья неделя — крестопоклонная. Чин поклонения Кресту Господню на утрени по тому же уставу, что и на Воздвижение и в первый день Успенского поста. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг.
В четвертое воскресенье прославляется преподобный Иоанн Лествичник, который оставил нам одно из самых замечательных святоотеческих поучений — книгу «Лествица». В ней показан путь постепенного внутреннего восхождения к совершенству, а также предупреждается об опасности падения при потере духовного внимания на этом узком и тернистом пути. В последующую неделю вечером в среду совершается служба со чтением Великого канона Андрея Критского. Она содержит в себе более 1000 земных поклонов и называется «Мариино стояние». Чтобы молящиеся могли немного отдохнуть, во время службы читается житие преподобной Марии Египетской;
Пятое воскресенье посвящается преподобной Марии Египетской.
Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной недели относятся уже к Цветной триоди.
Триодь цветна́я начинается со службы вечерни пятницы, накануне Лазаревой субботы, и заканчивается Неделей Всех святых, то есть следующим воскресеньем после Пятидесятницы. Название ее происходит от Недели ваий (Цветная неделя), так как начало ее связано с праздником Входа Господня во Иерусалим.
Первая неделя Триоди цветной — Вербное воскресенье. Затем наступает Страстная неделя, во время которой православные христиане вспоминают крестные страдания и смерть Господа.
И вот Великий пост заканчивается, наступает Праздник праздников и Торжество торжеств — Святая Пасха.
Следует отметить, что такое деление Триоди было изменено в ходе реформы патриарха Никона в XVII веке, и у новообрядцев оно сейчас несколько другое: Триодь постная включает богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой субботы включительно, а Триодь цветная начинается от Недели Пасхи.
Вторая неделя поста празднуется память преподобного Григория Паламы и воспоминается его учение о исихазме (духовном делании) и посрамление западного еретика Варлаама.