От редакции:
Неделя о мытаре и фарисее — это первое из четырёх воскресений, с которого начинается подготовка к Великому посту. Впереди неделя о блудном сыне, неделя Мясопустная, неделя Сыропустная (Масленица). Именно в неделю о мытаре и фарисее в Богослужении начинается использование Постной Триоди. Также эта неделя посвящена известной евангельской притче о мытаре и фарисее. Об этой притче сегодня размышляет настоятель храма св. влмч. Димитрия Солунского в х. Новонекрасовский иерей Глеб Бобков.
***
Днесь Святая Церковь начинает подготовку к Великому посту чтением Святого Евангелия притчей о мытаре и фарисее. Господь в этой притче рассказывает о том, что два человека зашли в храм помолиться. Фарисей своей молитвой начал благодарить Бога за то, что он не такой, как прочие человецы — прелюбодеи и грешницы, или как этот мытарь, который вместе с ним зашёл в церковь. Что он соблюдает Закон Божий и все заповеди, даёт десятину Богу и чтит субботы. А мытарь в простоте молился Богу с сокрушением сердца, простыми словами:
Боже, милостив буди мне грешному.
И Христос нам сказал, что последний вышел из храма более оправданным, чем фарисей, потому что «всяк возносяися смирится, а смиряяи себе вознесется». А как нас касается эта притча? А не фарисействуем ли мы?
«Мы, старообрядцы, всё соблюдаем! Мы, старообрядцы, сохранили дораскольное православие, мы Бога почитаем, мы правильно молимся, мы благодарим Тебя, Господи, что мы не такие, как эти никонияшки и прочие католики с протестантами и разными баптистами».
А что на самом деле?
А полностью ли мы соблюдаем правила Святых Апостол, семи вселенских и девяти поместных Соборов и Святых отец? Нет. А как насчет Стоглавого Собора? Тоже не всегда и не во всем. Так что наше православие не такое уж и дораскольное.
Рассмотрим, например, одно простое и касающееся всех христиан дело. Церковные требы. Точнее, цены на них. В некоторых наших приходах висят прейскуранты: Крещение — столько-то, Венчание еще сколько-то и так далее. А что на эту тему говорят правила? 23 правило Шестого Вселенского Собора: «Никто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, преподая пречистое причастие, да не требует от причащающагося за таковое причащение денег, или чего инаго. Ибо благодать не продаема и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Если же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие: да будет извержен, яко ревнитель Симонова заблуждения и коварства». И Зонара толкует сие правило: «Это правило возбраняет тем, которые преподают людям божественныя и страшныя таинства, требовать от приемлющих денег, или чего-нибудь другого; ибо, говорит, благодать не продается, и освящение не за деньги преподается, но даром разделяется достойным. А кто требует от приемлющих чего-нибудь, хотя бы самого малого, тот должен быть извержен, как ревнитель Симонова заблуждения и коварства; ибо он искал, чтобы продана была ему за деньги благодать Духа».
Мы, христиане, знаем, что Таинства так называются потому, что таинственным образом их совершает Дух Святой. Священнослужители только молятся, а тайнодействие совершает Бог. А если совершает таинства Бог, то есть ли право у священника и Церкви назначать цену и требовать деньги за их совершения? И если Христос сказал апостолам: «Туне приясте, туне и дадите», — могут ли преемники апостолов назначать цены за требы? Да, многие у нас говорят: «Само таинство у нас бесплатно, но вот сопутствующие моменты…» Вы обязаны купить столько-то свечей, пожертвовать столько-то денег на необходимые вещи и так далее…» Но чем это отличается от назначения цены? И назвать это иначе чем торговлей благодатию Святого Духа трудно. И если в таком важном деле некоторые наши приходы позволяют себе вольности, то как мы можем говорить о соблюдении правил, о дораскольном благочестии, об истинном православии? И если мы говорим о том, что соблюдаем дораскольное православное благочестие, свято и строго храним древние уставы и правила, то чем мы отличаемся от фарисеев? Давайте вспомним, чья наша вера. Она наша или чья-то? Апостол Павел говорит:
И сие не от нас. Божии дар!
И даже если мы что-то делаем правильно, то всё равно мы рабы неключимые, ничего же более от повеленного нам сотворшии. Мы сосуды скудельныя, несущие в себе сокровище веры Божией только Божиим попущением, и нельзя это забывать, а уж тем более гордиться этим! Наша вера — не от нас! Она — Божий дар!
Мозг кипит! Статья выложена сегодня, а комментариям уже больше трех месяцев! Это как? :)))
Подобную практику редакция в последнее время использует регулярно.
Ничего плохого в этом не наблюдаю. Во-первых, авторов статей меньше, чем их комментаторов, во-вторых, заметнее эволюция взглядов (прежде всего собственных) по тем или иным вопросам.
"А как насчет Стоглавого Собора?"
Могу дополнить статью печальным примером об осенении староверами себя крестным знамением. В ряде служебных книг изданных после Смуты еще до Никона, говорится о положении перст «на живот, и тем самым исповедуя сошествие Господне на землю и безсеменное зачатие Его в пречистой утробе Богоматери» — именно так распространяет одну из первых "мин" под благочестие официальный сайт РПСЦ.
Хотя в главе 31 Стоглаваго Собора 1551г. постановлено «Первее возлагати на чело, на перси – сиречь на сердце, и потом на правое плечо, тоже на левое плечо, то — есть истинное воображение крестного знаменiя», тоже и в следующей главе «… потом на персехъ…». Кто поспорит с тем, что Христос приходит в наши сердца, а под пупом у нас … сами знаете что? как можно отождествлять чрево Богородицы с нашими животами, а то и пузами! И что? Кто-нибудь в митрополии меняет указание рукоположения на пуп? Увы… И вообще, полагаю, бездумное благоговение пред всяким словом изданным до Никона, в том числе рядом глав привнесенного с Украины Номоканона, далеких от традиций русской православной жизни — это духовная слепота.
Мнится, что крест по Стоглаву получается перевёрнутый!
это, насколько помнится, утверждение Филарета Московского, большого "друга" староверов и помощника Николая 1 в преследованиях "раскольников".
Если, полагая руку на чело, не задирать нос, а, как положено, — глаза долу, и , после сердца, как положено, НА плечи, то получается очень даже правильный крест. Вы-то как можете допустить, что русские святые могли утвердить нечто кощунственное?
Взял линейку… Либо шея нужна лебединая, либо с анатомией проблемы. Или я такой косенький уродился)))
посмотрите на картину — у фарисея крест будет "перевернутый", у мытаря — правильный.
хотя нет — и у фарисея правильный. А как вы нательным крестом перед сном себя осеняете — ниже солнечного сплетения никак. Не забудьте НА плечо приложить, это руки положение только безпоповцы сохранили, не было пред ними беглых священников.
что полемизировать по решению Собора Св.Отец — исполнять надо или указать на решение Собора, внесшего новину. Святые отцы не с мерилом в руках постановили, а Святым Духом. Кому нравится полагать на живот, туда где брашно готовится "афедроном исходить" и отображать на себе католический крест, следуйте сему дальше, отвергая Стоглав. А на сайте РПсЦ хотя бы отразили "и" постановление Стоглава на сей важнейший символ Православия. Да и на межстарообрядческих совещаниях подняли бы вопрос, безпоповцы тоже на пуп кладут.
рмд "Слово свтаго Iоанна златоустаго, како подобаетъ крститися; … тако есть право крститися : положити руку на челе своемъ, потомъ на персехъ, таже на правомъ плече, потомъ на левомъ, тоже истинное воображенiе крестному знаменiю." — Измарагдъ
http://rpsc.ru/history/drevlepravoslavnie-tradicii/krestnoe-znamenie/ — все о там же.
Очень хорошая статья.
Смелая статья! Правда не все фарисейства перечислены! Но и на том спаси Христос!
"…Наша вера — не от нас! Она — Божий дар!"
Если наша вера не от нас, а свыше — "Божий дар", то она — единственно истинная и Православная, не смотря на все наши личные грехи и недостатки.