Лубок Павла Варунина
Постами называются особые дни, установленные Церковью с целью расположить верующих больше заботиться о своей духовной жизни, о вечном спасении души, к покаянию и внутреннему самоочищению. С внешней стороны пост состоит либо в воздержании от рыбной и мясной пищи, либо в совершенном неядении (полное воздержание от пищи в продолжение одного или нескольких дней). Постные правила предусматривают различные степени воздержания: самые строгие дни указаны в Великом посте, когда и вовсе не поставляется пища. Следующая степень — «сухоядение», когда на трапезе предлагается хлеб, овощи и т.п. невареная пища. Горячая пища без масла также имеет свои уставные дни. Разрешение на растительное масло и рыбу считается уже легкой степенью воздержания. Подробный устав о предполагаемой постной трапезе на каждый день можно найти в годичном церковном календаре. С внутренней стороны пост состоит в усугублении дел христианской любви, милосердия и молитвы.
История установления поста восходит к самому началу сотворения мира и человека. Заповедь о посте Господь дал людям еще в раю: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16-17). Поэтому святые отцы объясняют назначение поста следующим образом: поскольку потерял человек первое райское блаженство ради своего невоздержания, то приобрести его вновь он должен с помощью труда и воздержания, ибо подобное исцеляется подобным. Также читаем и в Триоди Постной:
Не пости1вшесz по зaповэди зижди1телевэ, t садA разyмнагw первоздaннаz, и4же t преслушaніz см7рть пл0дъ њбъsста, дрeва же жи1зни, и3 рaйскіz пи1щи tчуждє1нна бhвша. тёмже пости1мсz вёрніи t снэдє1й тлённыхъ, и3 страстє1й всегуби1тельныхъ, да ћже t бжcтвенаго кrтA жи1знь њбъи1мемъ, и3 съ бlгоразyмнымъ разб0йникомъ, къ пeрвому возврати1мсz nтeчеству, пріє1млюще t хrтA бGа вeлію млcть (стихера Великаго Поста).
Во времена Ветхого Завета соблюдение многодневных и кратковременных постов было свойственно всем благочестивым людям, о чем находим подтверждение в многочисленных примерах Священного Писания. Посты могли предварять особые молитвенные прошения, как у Боговидца Моисея или пророка Илии; служили знаком сокрушения и покаяния, как видим на примере впадшего в грех царя Давыда и ниневитян; ради соблюдения поста в плену халдейском три отрока — Анания, Азария и Мисаил — были удостоены особой благодати и премудрости от Бога.
Новозаветная Церковь также с самого начала своего основания имеет пост как одну из важнейших фундаментальных традиций. Сам Господь здесь служит для нас образом к подражанию, так как начал Он Свою всенародную Евангельскую проповедь после сорокадневного поста в пустыне. В Деяниях Апостольских также немало сказано о посте и воздержании в среде первых христиан. Так, апостол Павел начал соблюдать пост не только при обращении ко Христу (Деян. 9, 9), но и тогда, когда он стал христианским проповедником (2 Кор. 6, 5); в Антиохии соблюдала пост вся христианская община (Деян. 12, 2,3); ученики Христа постились для того, чтобы Господь Бог благоволил новопосвященным пресвитерам (Деян. 14, 23).
Святая Христова Церковь, благопосолушным чадам ея, православным христианом, завещала хранити пост, не менее как и самое правило молитвы. Аще по словеси апостола мы и непрестанно должны молитися (Сол. 273), но всегда стояти на молитве не совместимо естеству человеческому, почему и распределяются в церкви некия времена для молитвы. Так и в воздержании поста, по следующему Христову изречению: «Внемлите себе, да не когда отягчаются сердца ваша объядением и пиянством» (Лк. 107), мы должны всегда поститися, но как иногда от труда и немощи ослабляется тело наше и не может выносити поста всегда в полной его строгости, по сему святая Церковь и уставила для поста такоже определенныя времена: то годовыя, то седмичныя, как это указано и святым апостолом Павлом в слове о супружеской жизни, где он сказал: «Не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте и молитве, и паки собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим» (Кор. 136). («Устав» святителя Арсения Уральского).
Изображая характер истинного поста, Церковь говорит в своих песнопениях: «Истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»… «Постящеся, братие, телесне постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб и нищия безкровные введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость».
Посты бывают однодневные и многодневные. К однодневным относятся посты:
1) в среду — в воспоминание предательства Спасителя Иудою;
2) в пятницу — в воспоминание о страданиях и смерти Исуса Христа;
3) в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября н. ст.) пост установлен ради воспоминания страстей Господних, когда мы благоговейно поклоняемся Честному и Животворящему Кресту;
4) в день усекновения главы св. Иоанна Крестителя (11 сентября н. ст.) постимся в честь и память воздержанного жития великого пророка Иоанна, а также ради скорбного воспоминания о беззаконном кровопролитии, которое совершилось ради скверного невоздержания и пьянства;
5) в сочельник или канун Крещения Господня (18 января н. ст.) пост установлен для очищения и освящения святой водой, о чем указано в уставе Чина освящения воды на этот день.
Святитель Афанасий Великий пишет: «Кто разрешает среду и пяток, сей распинает Христа, как иудеи, ибо в среду Он был предан, а в пяток — распят».
Пост среды и пятка на каждую седмицу во все лето, в воспоминание страдания и смерти Исуса Христа: ибо в среду злочестивый Июда предал Христа июдеям, а в пяток беззаконнии июдеи распяша Его. Но как смерть Христова привела нас в безсмертие, посему убо и должно верующим, по чувству их благодарности, поститися во всякую среду и пяток, чтобы сим воспомянути страдания Спасителя нашего. Пост среды и пятка не есть подвиг о посте произвольный, но обязательный для всякого христианина. А для иноков и сущих в покаянии он увеличивается и еще на день понедельника («Устав» святителя Арсения Уральского).
Говорили об авве Пахомии, что однажды встретил он по дороге несущих к погребению тело мертвого человека и увидел здесь двух ангелов, идущих позади одра. Размышляя о них, он просил у Бога, чтобы открыл ему касательно их. И пришли два ангела к нему, и Пахомий сказал им: зачем вы, будучи ангелами, сопровождаете мертвого? Отвечали ему ангелы: один из нас ангел среды, другой — пятка. И поелику до тех пор, пока не умер человек, не оставлял он поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем тело его. Так как даже до смерти своей сохранил он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа («Древний патерик»).
В церковном году есть также некоторые периоды, когда пост среды и пятка оставляется и разрешается скоромная пища. Это бывает:
В Светлую седмицу;
В седмицу по сошествии Святаго Духа;
В праздники Рожества Христова и Богоявления;
В десять дней по Рожестве Христовом (святки);
В седмицу по недели о мытаре и фарисеи;
В седмицу сыропустную, когда можно есть все, кроме мясных продуктов.
Многодневных постов четыре:
1) Рождественский пост начинается за сорок дней до Рождества Христа Спасителя и продолжается 6 недель, с 28 ноября по 6 января включительно (с 15 ноября по 24 декабря по старому стилю). Установлен для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова: здесь мы готовим себя к тому, чтобы достойно, с чистым сердцем и душой встречать сошедшего в мир Сына Божия, воздавая Ему должную похвалу и почесть. Так как пост этот начинается после 14 ноября, дня памяти св. апостола Филиппа, то он называется также в народе Филипповым постом или Филипповкой.
2) Великий пост, продолжающийся 7 недель перед Пасхой и состоящий из двух постов: из святой Четыредесятницы или 40-дневного поста (в воспоминание сорокадневного поста Спасителя) и Страстной седмицы.
3) Петров пост или апостольский, в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла, начинающийся через неделю после праздника Троицы и продолжающийся до 11 июля включительно (28 июня по старому стилю), дня памяти апостолов. Установлен он в честь святых апостолов, а также и в воспоминание того, что апостолы, по сошествии Святаго Духа, разошлись из Иеросалима по всем странам, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы (Деян. 13, 2-3), чтобы проповедовать Евангелие всем народам.
4) Успенский пост, продолжающийся две недели, с 14 по 27 августа включительно (с 1 по 14 августа по старому стилю). Установлен этот пост для достойного приготовления к празднику Успения Богородицы и в подражание ее жизни, проведенной в подвигах поста.
Великий пост — самый строгий из многодневных постов. Правила пощения изложены в «Большом уставе». Посты, за исключением Великого, не имеют своего особого богослужебного чина. Только богослужение Великого поста очень своеобразно и отлично от богослужения остального года.
Все эти четыре годовых поста были известны еще в первые века христианства. Так, в беседе святителя Льва Великаго (папа Римский 440-461 гг., память 18 февраля) указано следующее объяснение о временах постных: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятьдесятницу, для осени осенний — в седьмом месяце, для зимы — зимний. Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
«Апостольское 69-е правило определяет: аще который епископ, или презвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду и пяток всего лета, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен, ащи ли мирянин, да будет отлучен. При таком строгом определении сего правила неции ищут, чего ради разрешается пост среды и пятка в вышеисчисленных седмицах, и находят к решению сего следующее винословие.
Праздники: Рожества Христова и по нем 10 дней, и Богоявления, и седмица Святыя Пасхи разрешены от поста среды и пятка, в честь родившагося, и явившего нам Тройческое Божество, и, наконец, победившаго смерть обдержащую весь род человечь, Исуса Христа Сына Божия.
Седмица же по сошествии Святаго Духа, в честь Его к нам пришествия и вечнаго с нами пребывания.
А седмица по мытари и фарисеи: ибо с недели мытаря и фарисея начинается Постная Триодь, а сие начало и ведет наш разум к безвиновному началу всех Богу Отцу. А потому Святая Церковь в честь етаго начала-Бога Отца и освобождает нас на сию седмицу от поста среды и пятка, воздавая сим разрешением равночестие Святей Троице, положив на каждое Лице Ея разрешенныя времена от поста среды и пятка.
Неделя же сыропустная, хотя и при воспрещении от мяса, но разрешается на скоромную пищу, не исключая среды и пятка, в воспоминание нашего горькаго вкушения еще в Едеме от плода древа познания добра и зла, в лице нашего перваго прародителя Адама. По сему убо в неделю сию и воспоминается изгнание Адама из рая и со всем потомством его. Для того Святая Церковь сие попущает нам, как бы на самом деле олицетворить в праотце нашем бывшее падение во Едеме, дабы и паки потом обратились мы ко взысканию потерянного нами блаженства строгим соблюдением поста, во одном его сухоядении, на что и положены нам
следующия пять дней первыя недели Великаго Поста» («Устав» святителя Арсения Уральского).
«Постимся постом прятным, угодным Господеви»: святые отцы называют пост «Царицей и матерью» всех добродетелей, но при этом указывается, что должен он быть «разумным» и «умеренным», потому что «ни что не может сравниться с умеренностью во всех подвигах» («Цветник» священноинока Дорофея). «Не насыщайся досыта, оставь место Духу Святому» — так говорит известная христианская пословица. Но при этом следует, однако, помнить, что пост для нас есть «воздержание, а не изнурение». Как тело должно служить душе, так и пост телесный, должен прежде всего служить к обретению внутренних добродетелей, иначе он теряет свое первое непосредственное назначение: гневливого и памятозлобного постника-отшельника святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, гнездящимся в норе своей. Настоящий пост – это время покаяния и сокрушения о грехах своих, только тогда он приобретает истинный духовный смысл. «Постящемуся надлежит быть тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни» (Свт. Иоанн Златоуст). «Истинен пост, еже злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотем отлучение, клеветы, лжи, и клятвопреступления. Еже сих умаление, пост есть истинен и благоприятен» (Триодь Постная).
Слово пастыря
…Однажды весенней порой я шел в храм на службу. На улице темно, грязно. Неожиданно поскользнулся и провалился в грязь по колено. Выбрался из этой грязи и думаю: вот идешь в храм, преодолеваешь разные физические препятствия, ту же грязь, скажем. Из-за какой-то обыкновенной грязи и то трудно идти в храм. А вот как тяжело человеку преодолеть грязь семидесятилетнего безбожия…
Трудно ему уже понять, для чего нужно молиться, почему нужно так строго пост соблюдать. Вот задает мне вопрос один такой пожилой человек:
— Батюшка, ну для чего же вот так серьезно надо воздерживаться в посте от животной пищи, какая нам от этого польза?
А я ему отвечаю:
— Давай вспомним, Адам с Еввой в раю ели мясо?
— Да вроде нет.
— А молоко они там пили?
— Нет, кажется.
— А рыбу они там ели?
— Не ели.
— А чем же они там питались?
— Плодами.
— Да, Господь им сказал: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу». Только от одного древа запретил им вкушать Господь. И они это запрет нарушили.
Так вот, чтобы подтвердить свое желание быть в раю, чтобы подчеркнуть свое стремление быть с Господом Богом, человек должен, пусть и не всегда, не всю свою жизнь, воздерживаться и довольствоваться растительной пищей. Тем самым он преодолевает последствие грехопадения прародителей в самом себе, преодолевает последствия собственных грехов. Чтобы заслужить сладость райских плодов, нужно в этой жизни чем-то пожертвовать. Вкушая плоды земные, человек подтверждает свой выбор:
—Да, Господи, я хочу быть с Тобой в раю!
А что делали Адам с Еввой в раю? Они общались с Богом. А как же нам в наших сегодняшних условиях общаться с Богом? Открыть Священное Писание, открыть Псалтырь псалмопевца и царя Давыда и призвать Бога в святой молитве. Если читать не умеем, взять лестовку и помолиться Исусовой молитвой: «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго!» (Священнопротоиерей Валерий Шабашов, «Старовер Верхокамья», № 2(47), март, 2016).
Православные праздники. О трапезе в праздники
По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
Пост в среду и пятницу
Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.
В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря). Для всех православных вебмастеров рекомендуется ru.megaindex.com использовать специальные инструменты для анализа своего сайта
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником
Завершая обзор устава о посте, изложенного в Типиконе, хочется подчеркнуть, что он сформировался на основе живого опыта многовековой аскетической жизни наших предков и считался исполнимым для каждого среднего человека. В житиях преподобных отцев нередко описываются дивные и превосходящие человеческое разумение подвиги поста. Одни святые отцы не вкушали весь Великий Пост, другие, постились до 9-го часа ежедневно и вкушали пищу 1 раз в день не досыта, а третьи во всю жизнь не вкушали не только молока, но даже рыбу, а елей поставляли на стол – лишь раз в год, на Пасху. Примеры подобного постничества можно встретить даже в жизнеописаниях афонских старцев 19-20 вв. Посему представляется весьма полезным сознавать свою немощь в постническом подвиге, сравнивая общепринятые сегодня обычаи православного постнического делания и рекомендации Церковного устава. А также, с благословения духовных отцев, разнообразить личный постнический подвиг, принимая для себя за правило хотя бы то или иное отдельное требование устава на определенный период времени
И предписываемые Типиконом правила пощения – также идеал, которого достигали немногие величайшие подвижники. Для этой массы православных возможно только то или иное приближение к идеалу, сопровождаемое чувством мытарева смирения. Православному постнику нечем хвалиться. Даже и сравнительно строгие постники, проводящие например четыредесятницу без рыбы, а 1, 4 и 7 седмицы без масла, не могут сказать, что они исполнили положенное, ибо уставный идеал великопостного пощения еще строже. А на замену правил поста каким-либо другим легким подвигом православному не может дать разрешения ни священник, ни епископ.
Рассказывают, что уставщик Площанской пустыни Орловской епархии, иеромонах Варфоломей († после 1917 г.) строго замечал чтецу: «Ты прочитал только 38 раз „Господи помилуй». Дочитай еще 2 раза». Это не мелочная придирка. Великая молитва должна быть совершаема с великим вниманием, с точным соблюдением Устава. Точное до йоты выполнение Устава – это не буквоедство, а ревность – за послушание не нарушать и на йоту установленного Церковью. Неверный в малом может ли быть верным в великом? (Лк.16:10).
Наш церковный Устав слагался г. о. в монастырях и в те времена, когда монашеская жизнь достигала идеальной высоты, и когда это не было исключением, когда наоборот уклонения от идеала были сравнительно редкими исключениями. Составители Устава – по преимуществу лучшие представители монашества, подвижники, проводившие большую часть дня в молитвенной беседе с Богом. Естественно, что в Уставе в значительной мере отразилась монастырская практика. Но это отнюдь не делает его менее обязательным для мiрских приходских храмов. Во всех религиях, в которых не отрицается значение подвига, высшим идеалом считается особый, отличный от других, подвижнический образ жизни. И Православная Церковь, нисколько не опорачивая мiрскую, семейную жизнь, идеалом считает ИНОЕ равноангельское, ИНОЧЕСКОЕ житие, к которому не только в основном, но и во многих деталях должна приближаться и жизнь мирян. Идеал православных мирян – монастырь в мiру. У наших благочестивых предков так и было. В древней Руси не только монахи и священнослужители, но и миряне хорошо знали церковный Устав, знали до мелких подробностей как порядок церковного богослужения, так и правила совершения церковных служб без священника,– знали даваемые Уставом правила внешнего поведения в храме и дома, хорошо знали правила «церковного вежества», как тогда выражались, и всеми этими правилами руководились повседневно, насколько возможно приближая и свою домашнюю молитву к церковной (возжжение многих светильников во время молитвы, сверх неугасимых, каждение ручною кадильницею пред домашними святынями) и домашний семейный уклад – монастырскому (обилие святых икон не только внутри дома, но и снаружи, на вратах, при входе; устройство особой молитвенной храмины; земные поклоны пред родителями и старшими; испрашивание на всякое дело благословения главы семьи…). К великому прискорбию, с печальных времен Петровского обмiрщения святой Руси, одурманенные чадом, проникшим с Запада сквозь прорубленное Петром окно, русские люди стали больше глядеть на землю, чем на небо, стали все дальше и дальше уходить от церковного уклада жизни, все больше и больше забывать церковный Устав.
Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.
Сам соблюдаю почти все посты чего и вам желаю