Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Память святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова Церковь чтит 9 октября (26 сентября по старому стилю). Этот день относят к великим праздникам, причтенным к двунадесятымАпостол Иоанн занимает особое место среди учеников Христа. Неслучайно Церковь называет Иоанна апостолом любви, поскольку он учил, что без любви человек не может приблизиться к Господу. Апостол Иоанн является автором Евангелия от Иоанна, трех соборных посланий и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Иоанн Богослов — единственный из двенадцати апостолов, умерший естественной смертью.

 

Содержание:

 

Жизнь и проповедь апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии (дочь праведного Иосифа Обручника). Иоанн вместе со своим старшим братом апостолом Иаковом, который являлся рыбаком, был призван Исусом Христом в число своих учеников, произошло это на Генисаретском озере. И они, оставив своего отца Зеведея, последовали за Спасителем. (Мф. 4:21; Мк. 1:19). Иоанн был одним из любимейших учеников Спасителя. Согласно Евангелию от Марка Христос назвал братьев Иакова и Иоанна «сыновьями грома» (Боанергес), вероятно, за порывистый их характер. Иоанн всегда следовал за Господом. Он стал свидетелем воскрешения Господом дочери правителя синагоги Иаира (Мк. 5:37; Лк. 8:51) и свидетелем Преображения Господня на горе Фавор (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28). Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя.

Апостол Иоанн следовал за Христом, когда Его, связанного, вели на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, также он находился в архиерейском дворе при допросах Спасителя и следовал за Ним по Крестному пути. У подножия Креста он скорбел вместе с Божиею Материю и услышал обращенные к Ней слова Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого периода  апостол Иоанн заботился о Пресвятой Богородице до Ее Успения. После Успения Богоматери апостол Иоанн направился вместе со своим учеником Прохором проповедовать в Ефес. Корабль, на котором они плыли, потерпел крушение. Все, кроме апостола Иоанна, были выброшены волной на берег. На сороковой день волна и его вынесла на берег. В Ефесе проповедь апостола сопровождалась многочисленными знамениями, так количество уверовавших значительно увеличилось.

При правлении императора Нерона Иоанна схватили и повели в Рим, где дали ему выпить яд, затем бросили в котел с кипящим маслом, но Господь сохранил его. Тогда апостола сослали на о. Патмос. За время пребывания на острове Иоанн обратил всех жителей в христианскую веру, изгнал множество бесов из идольских капищ и исцелил болящих. Особенно сильно сопротивлялся проповеди апостола Иоанна волхв Кинопс, но с помощью молитвы, силой действующей через него благодати Божией, Иоанн разрушил все бесовские ухищрения Кинопса, и гордый волхв погиб в морской пучине. На о. Патмос апостол Иоанн написал книгу «Откровение» (Апокалипсис), в которой образно возвестил тайны судеб Церкви и конца мира. После окончания ссылки апостол Иоанн вернулся в Ефес, где продолжил труды по благовестию, поучая христиан остерегаться лжеучений. Здесь он написал Евангелие и три соборных послания, в которых говорится о значении любви к Богу и ближним, без которой невозможно спасение.

Иоанн Богослов на Патмосе, XVII век, Нижний Новгород

Неслучайно Церковь называет Иоанна апостолом любви, поскольку он учил, что без любви человек не может приблизиться к Господу. Будучи уже старцем, Иоанн узнал, что один юноша отошел с истинного пути и стал предводителем разбойников. Апостол отправился в пустыню на его поиски. Увидев Иоанна, юноша принялся скрываться от него, но апостол бросился за ним, умоляя его остановиться, обещая взять на себя грех юноши, лишь бы тот покаялся и оставил душепагубный путь. Юноша был тронут добротой и любовью апостола, покаялся и взялся за исправление своей жизни.


Библиотека Русской веры
Поучение на память апостола Иоанна Богослова. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале


Преставление апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн закончил свой земной путь в возрасте свыше ста лет. Он лег живым в могилу и повелел ученикам засыпать его землей, что они и сделали, скорбя о нем. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту погребения и раскопали могилу, но она оказалась пуста.

Преставление апостола Иоанна Богослова. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь, 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

В IV веке на месте могилы Иоанна Богослова была построена небольшая  церковь, а при императоре Юстиниане здесь была возведена огромная базилика с шестью куполами (каждый высотой по 30 м.). В настоящее время от нее остались только напольные плиты и колонны. 

Руины базилики святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

 

Почитание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Ежегодно из могилы апостола Иоанна выступал тонкий прах в виде манны, с помощью которого христиане исцелялись от болезней. В воспоминание этого чуда было установлено 21 мая праздноватьпамять святого апостола и евангелиста Иоанна. Также память святого апостола совершается 13 июля — в день собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов, и 9 октября — в день преставления апостола Иоанна Богослова.

 

Тропарь, кондак и канон святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

Тропарь, глас 2:

Апостоле Христу Богу возлюбленне, потщися избавити люди безответныя, приемлет бот я припадающа, иже возлегша тя на перси приемыи. Его же моли Богослове, належащее прещение языческое, яко облак разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2:

Величия твоя девьствениче кто исповест; источаеши  бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися за душа наша, яко Богослов и друг Христов.


Библиотека Русской веры
Канон святому апостолу Иоанну Богослову →

Читать онлайн


Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Иконы

Святая Церковь дала только святому апостолу Иоанну, как тайнозрителю судеб Божиих, наименование Богослова. Иконографическим символом апостола и евангелиста Иоанна является орел. Также апостол Иоанн изображается с Ангелом, который передает ему Божественное Слово. В раннехристианском искусстве апостол Иоанн Богослов чаще изображался юным, в частности, таким он изображен на мозаиках в Равенне: в куполе Баптистерия православных (сер. V в.) и в медальоне на западной арке церкви Сан-Витале (546-547 гг.).

Апостол Иоанн Богослов. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг.

Однако есть и древнейшие изображения апостола в виде старца в церкви Сан-Витале в Равенне.

Апостол Иоанн Богослов. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг.

На более поздних иконах апостол Иоанн изображен в виде старца с чернильницей, пером, книгой в руках и в присутствии ангела или орла.

Апостол Иоанн, 1408 г., преподобный Андрей Рублев. Фрагмент фрески «Страшный суд» из Успенского собора г. Владимира
Апостол Иоанн. Икона. Русь. XVI в. Рязань
Апостол Иоанн с житием. Икона. Русь. Начало XVI в. ГТГ. Москва

 

Храмы и монастыри во имя Иоанна Богослова на Руси

Во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящена церковь на Варяжках в Смоленске. Церковь была построена в 1160-е годы и представляет собой крестово-купольную одноглавую постройку. Фасад церкви разделен на три части, в каждой из которых находятся окна. С восточной стороны фасада находится портал. Венчает здание глава шлемовидной формы с массивным восьмигранным барабаном. Вверху находится маленькая главка луковичной формы. В послереволюционные годы храм закрыт и разграблен. Сильно поврежден в ходе боев за город в 1941-1943 годах: полностью разрушены колокольня, трапезная и придел. Храм передан местной епархии РПЦ в 1993 году. В 1994-1995 годах проведены реставрационные работы в интерьере храма, установлен иконостас.

Церковь Иоанна Богослова на Варяжках. Смоленcк

Во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящена церковь с Мишариной горы в Пскове. Церковь датируется 1547 годом. Храм поставлен на подклет с четырьмя столпами и тремя полукружьями апсид.  В декорации фасадов лопастными арками и апсид с валиковыми разводами, поребриком и бегунцом, появляется новая деталь: крест без валика, выложенный вокруг окна центральной апсиды. Церковь является действующей.

Церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Мишариной горе. Псков

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен собор Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря в д. Крипецкое-1 Псковской области. Соборный храм во имя апостола Иоанна Богослова был освящен в 1557 году. Собор каменный, четырехстолпный, одноглавый, на высоком подклете. В начале XX века собор был реконструирован. В 1922 году из обители и собора были вывезены все ценности. Богослужения в соборе прекратились в 1923 году. В 1950-х гг. в подклете храма располагались скотный двор и конюшня. В 1995 году Крыпецкий монастырь вновь стал действующим.

Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь в Псковской области

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен Чердынский Иоанно-Богословский монастырь в г. Чердынь Пермского края. Иоанно-Богословский мужской монастырь был основан святителем Ионой, епископом Пермским, в 1462-1463 годах. В 1718 году в монастыре была построена новая каменная двухпрестольная церковь. В 1764 году Екатериной II была проведена церковная реформа, в результате которой были закрыты многие монастыри и церкви,  Иоанно-Богословский монастырь был оставлен на собственном содержании, в результате чего пришел в совершенный упадок и был закрыт в 1784 году. С началом революционной смуты в 1917 году монастырь подвергся гонениям безбожников. В 2004 году Чердынский монастырь вновь был открыт как мужской.

Церковь Иоанна Богослова Чердынского Иоанно-Богословского монастыря

В 1478 году был основан Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, расположенный на полуострове на Череменецком озере в Лужском районе Ленинградской области в местечке Череменец Скребловского сельского поселения. Первое упоминание обители относится к 1498 году. Согласно преданию, во времена царствования Иоанна III (1440-1505гг.) в 1478 году на острове, где находится обитель, крестьянину Мокию явилась икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Князь, узнав об этом явлении, велел основать на острове монастырь во имя апостола.

Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь. Фотография начала XX века

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящена самая старая деревянная церковь в г. Переяславле-Хмельницком Украины. Постройка датируется 1606 годом. Представляет собой трехглавное здание с главами, расположенными в один ряд. Срубы притвора и нефа прямоугольной формы, алтарь граненый, построен на пяти сторонах восьмигранника. Церковь была перевезена из села Остройки и находится на территории Музея народной архитектуры и быта. В советские времена в ней размещался музей атеизма, а сейчас это музей УПЦ.

Церковь Иоанна Богослова в г. Переяславле-Хмельницком Украины

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен придел собора в честь Богоявления Господня Авраамиева Богоявленского монастыря в Ростове Великом Ярославской области. Монастырь был основан в 1261 г. Собор был построен между 1553 и 1554 гг. и представляет собой трехпридельный, пятиглавый, крестовокупольный, четырехстолпный, трехапсидный храм. В Смутное время Авраамиев  монастырь был разграблен поляками. В середине XVII века при архимандрите Ионе возведены каменные Введенская  и надвратная Никольская церкви. В XX-XXI вв. Авраамиев монастырь подвергся некачественной реставрации. В настоящее время состояние обители неудовлетворительное.

Авраамиев монастырь в Ростове Великом

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен придел собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Муромского Благовещенского монастыря в г. Муром Владимирской области. Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была поставлена в Муроме в 1192 году. В 1553 году на месте церкви началось строительство Благовещенского мужского монастыря. В 1612-1616 году обитель сильно пострадала от пожаров, кроме того, ее разграбили поляки, однако в скором времени благосостояние монастыря восстановилось, а Благовещенская церковь, согласно описи 1637 года, «после разорения от поляков обновлена игуменом». Высокий куб основного объема храма перекрыт сомкнутым сводом, который украшен двумя рядами кокошников. Третий ряд зрительно образуют кокошники в основании барабанов каждой из пяти глав. Основным элементом скромного декора, являются оконные наличники. Весьма тщательно украшены барабаны пяти глав собора.

Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Муромского Благовещенского монастыря

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен придел церкви святителя Василия Великого на Горке в Пскове. Каменное здание церкви Василия на Горке построено в 1413 году на месте деревянного здания постройки 1377 года. В советские годы церковь была закрыта. Здание сильно пострадало во время ВОВ. С 1945 года до 1998 года в здании церкви располагался Государственный архив (хранилище документов) Псковской области. С 1998 года начался восстановительный ремонт, но здание церкви сильно пострадало во время пожара 2003 года. Здание храма было передано общине РПЦ в 2003 году.

Церковь святителя Василия Великого на Горке в Пскове

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен придел церкви святителя Николы со Усохи в Пскове. Впервые церковь была построена в 1371 г., в 1536 г., после пожара, была возведена заново. Крупный, одноглавый, трехапсидный каменный храм с северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, возможно, был теплый придел во имя Иоанна Богослова; оба придела имели крыльца. Притворы — главный, западный, и боковые — северный и южный, — соединялись галереей. Однако переделки XVII–XIX вв. значительно исказили облик храма.

Церковь святителя Николы со Усохи в Пскове

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящены церкви Грузии (приблизительно 1577 г.), в пос. Маргаритес Греции (между 1450 и 1500 гг.) и в г. Охрид Македонии (между 1270 и 1280 гг.).

 

Старообрядческие храмы во имя Иоанна Богослова

В старообрядчестве в настоящее время существует несколько храмов во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В Русской Православной старообрядческой Церкви сегодня престол в г. Великом Новгороде и в г. Набережные Челны (р-ка Татарстан), а также в селе Старая Некрасовка Одесской области; в Русской Древлеправославной Церкви — в поселке Тонкино Нижегородской области.

Храм апостола Иоанна Богослова. Старая Некрасовка
Храм апостола Иоанна Богослова. Тонкино

 

Образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова в живописи

Среди художников, изображавших апостола и евангелиста Иоанна Богослова, известны мировые живописцы: Эль Греко «Иоанн Богослов» (1595-1605 гг. Музей Прадо, Мадрид); Иероним Босх «Святой Иоанн на Патмосе» (1504-1505 гг., Берлинская картинная галерея, Берлин), «Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами (Оборотная сторона доски «Св. Иоанн на Патмосе»; Ганс Мемлинг «Апостол Иоанн» (ок. 1468 г.); Доменикино «Святой Иоанн Богослов» и другие.

Эль Греко «Иоанн Богослов», 1595-1605 гг. Музей Прадо, Мадрид
Иероним Босх «Святой Иоанн на Патмосе», 1504-1505 гг., Берлинская картинная галерея, Берлин

 

Душеполезное поучение

Слово о юноше, которого спас Иоанн Богослов

Когда великий ученик Христов Иоанн Богослов пришел в град Асийский, то встретил там юношу, доброго рода, и высокого ростом, и красивого на лицо, и пожелал спасти душу его, чтобы он стал верным. Поучив его довольно заповедям Божиим, он привел его к епископу того города и сказал: «епископ, сего юношу предаю тебе, при свидетельстве Святого Духа, да соблюдешь его от всякого зла». И, сказав так, Иоанн отошел в другие страны, чтобы учить их вере Христовой.

Епископ же, принявши юношу, учил и хранил его и наставлял прилежно. И вскоре крестил его, думая, что утвердит его крещением. Юноша же стал понемногу расслабляться и сближаться с другими юношами и безумными мужчинами, ходить с ними на пиршества, и на пьянство, и на всенощное любодеяние. Потом и на грабительство, и в конечном итоге злые друзья его взяли его с собою в горы. И, поскольку велик он был телом, разбойники поставили его в старейшины себе и сделали его во всем немилостивым и безбожным, горьким и лютым.

Потом, по прошествии года, пришел Иоанн в Ефес и перед всеми сказал епископу: «приведи мне юношу, которого поручил тебе». Епископ же, глубоко вздохнул, прослезился и ответил Иоанну: «умер юноша». Иоанн же спросил: как и каким образом? Душевною смертью или телесною? И сказал епископ: «ей, душевною. Большой губитель есть и конечный лютый разбойник». И сказал Иоанн к епископу: «не тебя ли поставил я хранителем души юноши сего, как доброго пастыря для овцы Христовой? Но приведи мне теперь коня, и поеду на место, где скрывается юноша».

Севши на коня, Иоанн скоро погнал его, ища погибшую овцу Христову. Когда же дошел он до горы, где скрывались разбойники, то был схвачен разбойническими сторожами. И молил их Иоанн, чтобы отвели его к их старейшине, они же, взявши его, повели. Юноша стоял вооруженным, и когда увидел идущего к нему Иоанна, то от стыда побежал прочь. Иоанн же, забывши старость, быстро погнался за юношей и кричал ему: «что ты бежишь от меня, чадо, от отца своего? И зачем так утруждаешь меня, сын мой? Стань, не бойся, имеешь ты надежду спасения. Я за тебя душу свою положу, как за нас Господь Исус Христос. Не бойся, чадо, остановись, не ужасайся. Христос меня послал, чтобы дать тебе прощение грехов. Я за тебя пострадаю, и на мне будет кровь, которую ты пролил. На моей выи будет бремя грехов твоих, чадо!»

Услышав все это, юноша остановился и поверг оружие свое, много содрогаясь и плача. Он со слезами подошел к Иоанну и лобызал его. Десницу же свою скрывал, потому что она была еще в крови. Взявши его от разбойников, Иоанн возвратился в Ефес. Там он ввел его в церковь, дав всем нам известный пример покаяния, чтобы никто из нас, впадши во многие грехи, не отчаялся во своем спасении. Но, приходя к покаянию, получил бы Божию милость. Хочет же Господь всех нас спасти и привести в разум истинный.
 

Слово о святом Иоанне Богослове, как научил он человека писать иконы

Вблизи от Царьграда стоял некий небольшой городок, в котором проживал юный сирота по имени Гусарь. Он подрабатывал тем, что нанимался пасти гусей. Был же на воротах того города образ Иоанна Богослова, написанный красками. И всегда, когда гуси паслись перед городскими воротами, Гусарь писал перстом на песке, глядя на образ Иоанна Богослова. При этом он говорил: «Господи, дай мне, чтобы научиться мне написать образ сей, ибо желает этого душа моя». Когда же не получалось у него изобразить руки, или главу, или очи, то заглаживал свой рисунок и писал заново.

Так делал он в течение трех лет. И однажды, когда писал он, пришел к нему Иоанн Богослов в образе седовласого старца, как и был изображен он на воротах. И спросил его: «что ты делаешь, Гусарь, рисуя на песке?» Гусарь же ответил: «посмотри на ворота, где образ Иоанна Богослова. Сей образ три года учусь я написать на песке». Сказал ему святой Иоанн: «хочешь ли изучить иконное письмо?» Сказал Гусарь: «так, господин, желаю того». Тогда Иоанн взял трость и чернила и написал грамоту: «я, Иоанн Богослов, возлегший на перси честные Господни и пивший тайную Его чашу, к тебе, Хинарь, посылаю сего отрока Гусаря, чтобы научил ты его лучше себя самого писать иконы». И, запечатав грамоту перстнем, дал ее Гусарю, говоря: «иди в Царьград, там есть царский иконописец, по имени Хинарь. Он пишет в золотых царских палатах и ездит к утрене к церкви святой Софии. Дождавшись его, отдай ему эту грамоту. Скажи же, что дал мне ее Иоанн Богослов, и потом иди вместе с ним». Сказав все это, Иоанн стал невидим.

Гусарь же скоро пошел в город и, когда было утро, увидел там сего царского иконописца,  возвращающегося от церкви святой Софии, отдал ему грамоту и пошел за ним вслед. Иконописец же, прочитав грамоту, подивился тому, что в ней было написано. Гусарь рассказал ему все, что было. Тогда зависть объяла сердце иконописца, чтобы не учить Гусаря.

В то время некоторый царев муж поставил каменную церковь и заказал Хинарю написать икону святого Иоанна Богослова. Иконописец, отлучившись по некоторому делу, велел Гусарю растирать краски. По Божьему смотрению, Хинарь замедлил до обеда, тогда пришел к Гусарю Иоанн Богослов и спросил его, что он делает. Отвечал Гусарь: «тру краски, чтобы мой мастер смог писать икону Иоанна Богослова». Сказал ему Иоанн: «встань и пиши». Гусарь же, испугавшись, ответил: «я, господин, и кисть держать не учился». Иоанн сказал: «смотри на меня и пиши». Взяв же трость и вложив ему в руку, стал писать образ на доске. И, написав, отошел от него. Тогда просветилась вся палата от иконы, как от солнца.

Гусарь же стал плакать, помышляя, что будет ему теперь от мастера. Возвратившись, мастер удивился случившемуся. И с той поры стал Гусарь искуснее мастера. Возвестили же и царю, что есть у иконописца его ученик, который третий день пришел учиться, а вчера так написал икону Иоанна Богослова, что и палата светится от нее, как от солнца, как и на ум человеку не может прийти. Взявши икону, отнесли ее к царю. Царя же объял страх от света, исходящего от иконы, и было это на зазор царскому иконописцу посреди мужей царевых. Одни говорили, что ученик искуснее мастера, другие — что мастер искуснее. Сказал же царь: «я по правде смогу рассудить, кто кого искуснее. Пусть напишут два орла в моих палатах и поставят их на стену. Я же возьму и пущу ястреба. И которого орла начнет хватать ястреб, тот мастер и будет искуснее». И ответили все: «право, царь, говоришь ты».

Они же, скоро пришедши, написали два орла, каждый своего, и дивились все, глядя на обоих. Смотря на писание мастера, говорили, что нет другого такого на свете. Подошедши же к писанию ученика, дивились и изумлялись на великое его искусство. Царь же, взяв ястреба, пустил его. И начал ястреб хватать птицу ученика на стене. От той поры взял царь Гусаря к себе в палаты, чтобы писать иконы, и было его писание искуснее учителя его Хинаря. Есть же те две птицы и доныне в тех царских палатах, где и были написаны. А икону святого Иоанна Богослова отнесли в церковь и освятили эту церковь во имя святого Иоанна Богослова, и праздновали с радостью о Христе Исусе Господе нашем. Ему же слава, ныне и присно и во веки веком.

(Пролог, 26-е сентября).

Комментарии (6)

  1. До чего же неграмотность автора этого сочинения, выражена даже в самом названии.
    В Православной Церкви Апостол Иоанн никак не может именоваться богословом, потому как Он самовидец — свидетель и участник Евангельских событий. Церковь именует Его благовестителем:
    Благослови, владыко, благовестителя святаго Апостола и Евангелиста (произносится имя Апостола).
    Священник, благословляя крестным знамением, глаголет:
    Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго Апостола и Евангелиста (имя), да даст тебе глагол благовествующему силою многою, во исполнение Евангелия возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.
    Аминь.

    http://abc.shn-host.ru/index.htm

    • Ассиманиево Евангелие (глаголическая рукопись XI век) : «…месяца септября преставление святаго иоанна богословца евангелиста.»

    • Два N, два «Ии», Евангелие — «ересь», возраст однако… Мой отец тоже воевал в ВОВ.

    • Nick and Name with an initial at the same time. Что не так? Десятка два лет назад многие системы для регистрации использовали только аглицкий шрифт.

      И еще раз повторяю Православная Церковь почитает двух богословов: Св.Григория Богослова и Св. Симеона Нового Богослова.

    • «Преставление святааго Иоанна … богословьца» — Остромирово Евангелие, 1057г.; «Исплънь сы Иоан богослов любъве, исплънь бысть богословия» — Минея сент. 1095г.;»О богословьци Иwанне» — Пандекты Антиоха, XI век; «Месяца мая в и день, на память святаго Иоанна Богословьца» — Ипатiевская летопись, 1172г.; «Сказание апокалипси святаго апостола Iwанна богослова еуангелиста» — Апокалипсис, XIV век; «Лука высокий богословием и мудрейши и евангелист» — Вел.Четьи-Минеи XVI век; «Вси богословцы в словесех своих научают почитати трисоставный крест господень, сраслен от трех древ» — свщмч.Аввакум … — и это не православные источники?

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля