В последние годы в нашей стране растет интерес к старообрядчеству. Многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современному дню старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. О смысловом значении термина «старообрядчество» читайте в статье «Что такое старообрядчество?».
Содержание
- Раскольники или старообрядцы?
- Изменение отношения к термину «старообрядчество» в обществе
- Старообрядческие начетчики, синодальные богословы и светские ученые о термине «старообрядчество»
- Старообрядцы — носители старой веры
- Что такое старообрядчество?
Раскольники или старообрядцы?
Сам по себе термин «старообрядчество» возник вынужденно. Дело в том, что Синодальная Церковь, её миссионеры и богословы называли сторонников дораскольного, дониконовского православия не иначе, как раскольниками и еретиками. Делалось это потому, что древнерусские старообрядческие церковные традиции, существовавшие на Руси почти 700 лет, на новообрядческих соборах 1656, 1666–1667 годов были признаны неправославными, раскольническими и еретическими.
Сергий РадонежскийФактически, такой величайший русский подвижник, как Сергий Радонежский, признавался неправославным, что вызвало явный глубокий протест у верующих.
Эту позицию Синодальная Церковь взяла как основную и пользовалась ей, поясняя, что сторонники всех без исключения старообрядческих согласий отпали от «истинной» Церкви из-за своего твердого нежелания принимать церковную реформу, которую начал приводить в жизнь патриарх Никон и продолжили в той или иной степени его последователи, включая императора Петра I.
На этом основании всех, не принимающих реформы, назвали раскольниками, переложив на них ответственность за раскол русской Церкви, за якобы отделение от православия. До начала XX века во всей полемической литературе, издаваемой господствующей церковью, христиане, исповедующие дораскольные церковные традиции, именовались «раскольниками», а само духовное движение русского народа в защиту отеческих церковных обычаев называли «расколом».
Этот и другие еще более оскорбительные термины использовались не только для того, чтобы обличить или унизить старообрядцев, но и для того чтобы обосновать гонения, массовые репрессии против сторонников древнего русского церковного благочестия. В книге «Пращица духовная», изданной по благословению новообрядческого Синода, так и говорилось:
«Раскольники не суть сынове церкви, но сущие преслушницы. Они достойны предании бытии к наказанию градского суда…достойны всякого наказания и ран.
А по не исцелении, и смертного убиения».
В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался
И большая часть русского народа, сама того не желая, стала именоваться оскорбительным, переворачивающим с ног на голову суть старообрядчества, термином. При этом внутренне с этим не соглашаясь, верующие — сторонники дораскольного православия — искренне стремились добиться того, чтобы официально именоваться иначе. Для самоидентификации они взяли термин «древлеправославные христиане» — отсюда и именование каждого старообрядческого согласия своей Церкви: Древлеправославной. Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие». В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь».
Немаловажно, что среди верующих «по-старому» термин «старообрядчество» долгое время не использовался потому, что сами верующие так себя не называли. В церковных документах, переписке, бытовом общении они предпочитали именовать себя «христианами», иногда «староверами». Термин «старообрядчество», легализованный светскими авторами либерального и славянофильского направления во второй половине XIX века, считался не вполне корректными. Смысл термина «старообрядчество» как такового указывал на сугубое главенство обрядов, тогда как в реальности старообрядцы считали, что Старая Вера — это не только старые обряды, но и совокупность церковных догматов, мировоззренческих истин, особых традиций духовности, культуры и быта.
Изменение отношения к термину «старообрядчество» в обществе
Однако к концу XIX века ситуация в обществе и Российской империи начинает меняться. Правительство с большим вниманием стало относиться к нуждам и запросам древлеправославных христиан, понадобился некий обобщающий термин для цивилизованного диалога, нормативных актов и законодательства. По этой причине термины «старообрядчество», «старообрядцы» приобретает все большее распространение. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства. Для старообрядцев внутренняя противоречивость этого термина в том и состояла, что, используя его, они объединяли в одном понятии истинно Православную Церковь (т.е. своё собственное старообрядческое согласие) с еретиками (т.е. старообрядцами других согласий).
Тем не менее старообрядцы в начале XX века позитивно восприняли, что в официальной прессе термины «раскольники» и «раскольничий» стали постепенно заменяться на «старообрядцы» и «старообрядческий». Новая терминология не носила негативной окраски, а потому старообрядческие согласия стали активно использовать её в общественной и публичной сфере. Слово «старообрядчество» принимается не только верующими. Светские и старообрядческие публицисты и писатели, общественные и государственные деятели все активнее используют его в литературе и официальных документах. В то же время консервативные представители синодальной церкви в дореволюционное время продолжают настаивать на том, что термин «старообрядчество» неверен.
«Признавая существования «старообрядчества», — говорили они, — придется признать и наличие «новообрядчества», то есть признаться в том, что официальная церковь использует не древние, а новоизобретенные чины и обряды».
По мнению новообрядческих миссионеров, такого саморазоблачения нельзя было никак допустить. И все же слова «старообрядцы», «старообрядчество» со временем все прочнее укоренялись в литературе и в повседневной речи, вытесняя и из разговорного оборота подавляющего большинства сторонников «официального» православия термин «раскольники».
Старообрядческие начетчики, синодальные богословы и светские ученые о термине «старообрядчество»
Размышляя над понятием «старообрядчество», писатели, богословы и публицисты давали разные оценки. До сих пор авторы не могут придти к одному мнению.
Не случайно поэтому даже в популярной книге, словаре «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы» (М., 1996), увидевший свет в издательстве Русской Православной старообрядческой Церкви, не имеется отдельной статьи «старообрядчество», которая бы объясняла суть этого явления в отечественной истории. Единственное, здесь лишь замечается о том, что это «сложное явление, объединяющее под одним названием и истинную Церковь Христову, и тьму заблуждений».
Заметно усложняет восприятие термина «старообрядчество» наличие в среде старообрядцев разделений на «согласия» (старообрядческие церкви), которые делятся на сторонников иерархического устройства со старообрядческими священниками и епископами (отсюда и именование: поповцы — Русская Православная Старообрядческая Церковь, Русская Древлеправославная Церковь) и на тех, кто не принимает священников и епископов — беспоповцев (Древлеправославная Поморская церковь, Часовенное согласие, бегуны (странническое согласие), федосеевское согласие).
Старообрядцы — носители старой веры
Некоторые старообрядческие авторы считают, что далеко не только разница в обрядах отделяет старообрядчество от новообрядчества и других конфессий. Есть, например, и некоторые догматические различия в отношении к церковным таинствам, глубокие культурологические различия в отношении к церковному пению, иконописи, церковно-канонические отличия в церковном управлении, проведении соборов, в отношении к церковным правилам. Такие авторы утверждают, что старообрядчество содержит не только старые обряды, но и Старую Веру.
Следовательно, утверждают такие авторы, удобнее и правильнее с точки зрения здравого смысла, использовать термин «староверие», негласно подразумевающий собой все то, что является для принявших дораскольное православие единственно верным. Примечательно, что первоначально термин «староверие» активно использовали сторонники беспоповских старообрядческих согласий. Со временем он прижился и в других согласиях.
Сегодня представители новообрядческих церквей очень редко называют старообрядцев раскольниками, термин «старообрядчество» прижился как в официальных документах, так и церковной публицистике. Однако новообрядческие авторы настаивают, что смысл старообрядчества кроется в исключительном следовании старым обрядам. В отличие от дореволюционных синодальных авторов, нынешние богословы РПЦ и других новообрядческих церквей не видят опасности в применении терминов «старообрядчество» и «новообрядчество». По их мнению, возраст или истинность происхождения того или иного обряда не имеет никакого значения.
Собор Русской Православной Церкви 1971 года признал старые и новые обряды абсолютно равноправными, равночестными и равноспасительными. Таким образом, в РПЦ форме обряда ныне придается второстепенное значение. Вместе с тем новообрядческие авторы продолжают наставить, что старообрядцы, староверы — это часть верующих, отделившихся от Русской Православной Церкви, а следовательно, и от всего православия, после реформ патриарха Никона.
Что такое русское старообрядчество?
Так какое же толкование термина «старообрядчество» наиболее приемлемо сегодня как для самих старообрядцев, так и для светского общества, включая ученых, изучающих историю и культуру старообрядчества и жизнь современных старообрядческих церквей?
Итак, во-первых, поскольку в момент церковного раскола XVII века старообрядцы не вносили никаких нововведений, а остались верными древней православной церковной традиции, то нельзя назвать их «отделившимися» от православия. Они никуда не уходили. Наоборот, они отстаивали православные традиции в их неизменном виде и отказались от реформ и нововведений.
Во-вторых, старообрядцы представляли собой значительную группу верующих древнерусской Церкви, состоящую как из мирян, так и из духовенства.
И, в-третьих, несмотря на разделения внутри старообрядчества, которые произошли по причине жестоких гонений и невозможности на протяжении столетий организовать полноценную церковную жизнь, старообрядцы сохранили общие родовые церковно-общественные признаки.
С учетом сказанного, можно предложить следующее определение:
СТАРООБРЯДЧЕСТВО (или СТАРОВЕРИЕ) — это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями, вплоть до Петра I включительно.
Материалы по теме:
— история старообрядчества
— старообрядческие храмы на карте
— фотографии старообрядцев
— выдающиеся личности старообрядчества
— новости старообрядчества
Радость-то какая, братья и сестры! В духовном центре старообрядчества в Рогожской слободе прошло общее собрание учредителей ассоциации старообрядческих организаций «Международный старообрядческий союз». В новый союз вошли общественные (некоммерческие) организации, созданные старообрядцами различных согласий. Читая сегодня в «Коммерсанте» https://www.kommersant.ru/doc/5965449 об этой новости меня не покидало чувство «дежа-вю»: где-то я уже встречала такое название. И точно – ещё 3-4 сентября 2019 года Вадим Коровин «взвалил на себя» тяжкое бремя и тогда создал организацию с точно таким же названием. Прошло без малого 4 года и под эгидой милитрополита РПсЦ Корнилия «МСС» ( вторая версия) создан, как противовес «Всемирному союзу староверов». И, хотя упомянутое собрание выглядит весьма сомнительным как по представительству старообрядческих течений (РДЦ-?), так и по скрытности проведения, его военно-политическая подоплёка очевидна. По мнению руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина «новое объединение имеет шанс «стать главным представителем всех согласий в публичном поле, для общества и государства», способствовать «сотрудничеству с государством в обустройстве общин староверов на Дальнем Востоке и в Сибири», а также быть «источником мягкой силы при сотрудничестве со старообрядцами в других странах». Как-то во время поездки на малую родину пришлось мне случайно познакомиться с мягкой силой коровьей лепёшки на деревенской дороге. Сложно представить: сколько коровинских лепёшек будет теперь разбросано в «публичном поле»?
к сожалению приходится констатировать факт что сейчас уходит возможно последнее поколение живых носителей исконно подлинной старообрядческой культуры.
происходит ее подмена — помпезностью, масштабностью — к этому мы стремимся.
Судите сами — кто сможет спеть так, как Агафья Лыкова?
А кто-то озабочен этой проблемой?
Отдельные этнографы не более того.
Если бы сохранением наследия (наследия ПОДЛИННОГО) ОЗАБОТИЛИСЬ НА УРОВНЕ ХОТЯ БЫ РУКОВОДСТВА СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СОГЛАСИЙ) то может некий шанс бы и был.
в конце концов в Сибири еще много
что есть, да и в европейской части.
Но этого не происходит
«Они все (старообрядцы) твердят, что толки их суть древлеотеческое предание. Какое древлеотеческое? Всё это новые выдумки. Древлеотеческое предание содержится Православною Церковию. Мы заимствовали св.учение от св.Правосл. Греческой Церкви и все священные книги от неё к нам перешли. Книги сии в древности все содержали так, как мы теперь содержим. Но лет за 100 или 150, до блаженного Патриарха Никона и благочестивейшего Государя Алексея Михайловича, переписчики неопытные начали их портить, и в продолжение сего времени все портили и портили и, наконец, до того все перепортили, что терпеть уже нельзя было. Эти порчи, внесенные в книги, все без изъятия были новины. Когда потом их отменили, и книги поставили в тот вид, как было издревле – разве это значило, что новину внесли в книги?! Не новину внесли, а возвратили их на старое. В наших книгах теперь все так, как есть в греческих, и как в наших древних, после равноапостольного князя Владимира. Поди, кто хочет, посмотри в Патриаршей библиотеке, в Москве, старые книги, и – сами уверитесь. Стало, старые книги у нас, а не у раскольников, и древлеотеческое предание тоже у нас, а не у них. У них же все новины, — книги новы, и предание ново. Поясню вам это примером. Софийский собор в Киеве – древнейший Собор, — был расписан изначала по стенам. Когда-то потом, не упомнит никто, заштукатурили эту роспись и на новой штукатурке снова расписали храм. Старая роспись осталась под низом. А вот, в недавнее время, эту новую штукатурку и с расписанием отбили, и восстановили то расписание, которое было под нею – древнейшее. Что это – новину внесли они в Софийский храм или поставили его в древний вид? Конечно, в древний вид поставили. Теперь Софийский храм находится в таком виде, как был в древности, а не в том, как был лет за 20. Вот так и с книгами было. Когда выбросили из них все, вновь внесенное, не поновили их, а на древнее возвратили, и наши исправленные книги суть воистину древние, а не раскольнические – испорченные.
Вот и «самотканная» специалистка по книжной справе объявилась!
Вы противоречите сами себе. Это вы — исправленные, а мы настоящие! Если вам с нами не по пути, идите с Миром. Или вы и Сергия Радонежского, а также других ему подобных считаете неправильными?! Не много ли на себя берёте? Наша вера непоколебима, ей не страшны гонения и запреты. Это доказано веками. Только мы никому ничего не доказываем в отличии от вас. Мы просто живём по законам жизни и своей веры. Всем Мира и Добра!
а к какому упованию принадлежал Сергий Радонежский?
Тогда не было поморцев, белокриницких и т. п.
Каждый же из оных претендует причем на всю полноту наследия, а не на его часть
Да, согласен, учение догматическое и иерархия в РПЦ старые, но обряды и книги являются новыми, придуманными после 13 века, в основном перенятые у католиков во времена распространения католического влияния после Ферраро-Флорентийского собора в результате которого появились униаты. Это ясно видно например по иконописи — у вас практически все иконы пишутся в стиле ренессанса и возрождения, стиле позаимствованном в Италии, где он появился во времена Микеланджело. Точно также и в случае с церковной архитектурой, стоянием на коленях во время службы, партесным пением и во многих других случаях. Поэтому ваша обрядность является не старой а новой. В приведённой же выше цитате Феофан Затворник искренне заблуждается, причиной чего является то что его образование было весьма специфическим, он жил во времена быстрого развития науки, например когда он родился самым распространённым мнением было что земля плоская, а когда он умер люди уже знали что земля шарообразная, а мнение про плоскую землю уходило в прошлое. Если вы верите в ту цитату которую вы тут приводите, то вы должны верить и в плоскую землю так как в пользу мнения о плоской земле можно привести целый ряд цитат различных святых, в том числе и наших, старообрядческих. Если же вы верите в плоскую землю — то это шизофрения, пора лечиться. Надо помнить что святые не являются безошибочными, примером чему может послужить то что блаженный Августин, Амвросий Медиоланский, Иларий Пиктавийский и ещё целый ряд святых живших до 1054 года и прославленных и в католицизме и в православии и в старообрядчестве придерживались учения о филиокве, которое у нас, старообрядцев, и у вас, новообрядцев считается ересью. Были ли эти святые еретиками? Нет, они были православными, но при этом искренне заблуждались в своих мнениях относительно этого учения. Точно также ряд русских новообрядческих святых заблуждались во мнениях относительно обрядов и того какой из них древнее.
По поводу книг скажу так: кто захочет узнать о том какие книги испорченные пусть возьмёт новообрядческие и наши и сравнит их, сам всё поймёт сравнив тексты.
«Говорят они (старообрядцы), что у них старые уставы и порядки: ложь это говорят они. Не у них старые уставы и порядки, а у нас; у них же всё новое. Что мы содержим, то содержим так, как принято из Царьграда, при равноапостольном князе Владимире. А что они содержат, то привнесено в книги лет за 100 или 150 до блаженного Патриарха Никона и благочестивого Царя и Государя Алексея Михайловича. Всё, что у них; суть ошибки и порчи книг. Когда стали править книги неразумный Аввакум, да Никита Пустосвят и другие подобные, прилепились к этим порчам, сами веря и других уверяя, что они исстари были в книгах, и что правильщики книг вводят новое. – На самом же деле порча книг не была исстари, а была новина в книгах, и, когда их стали исправлять, не вводили новое, а изгоняли новое, и возвращали, а не изгоняли старое. – Раскольники, удержав при себе все ошибки и порчи, удержали новое, а не старое. – И они суть истинные нововводители. Так их и считайте, и говорить им не позволяйте, что они старой веры. – Они прямые нововеры и обманщики.
Говорят они, будто Государь признал их веру правою и льготы им дал. Это говорят они ложь. Льгот им никаких не дается. Законы те же оставлены, какие и прежде были. А что им позволяют мирно жить, это не от того, что Государь признал их веру правою. – И татарам, и жидам позволяется мирно жить. Неужели Государь и их веру признает правою?! Государь и всякой веры людям позволяет жить мирно – оттого, что никого не хочет приневоливать в свою веру; ибо из-под неволи что за вера? – А раскольники криво толкуют милость Государя Императора, будто он их сторону признал правою. Закон так говорит: живи себе мирно, хоть ты и раскольник, но совращать и соблазнять никого не смей. Кто совратит православного в раскол, того сошлют на поселение. Остался бы разве этот закон в силе, если б Государь признал их сторону правою?!
В этой цитате также как и в прошлой происходит подмена правды заблуждением. Старые уставы и порядки сохраняются в старообрядчестве, а в новообрядчестве новые, и это давно уже доказано учёными и признано даже новообрядческой иерархией, есть множество доказательств этого, таких как древние книги, этнографический анализ, археологические находки, системное моделирование и много других доказательств, имеющий разум да разумеет. Вся никонианская реформа была основана на лжи и заблуждениях, плод же был соответствующий — ликвидация московского патриархата и введение вместо него синода во главе с обер-прокурором священного синода, введение крепостного права Екатериной 2, постепенная секуляризация, февральская и октябрьская революции 1917 года, падение монархии в России, преследования верующих после октябрьской революции и чрезвычайно низкий уровень воцерковлённости русского народа, где большая часть людей в храмы вообще не ходит.
Приглашаю на жительство желающих в сельскую местность.Воронежская область.т. 8 952 553 96 21
mveo@yandex.ru Виктор Александрович Чекин.
Староверы это те кого старообрядцы называли до прихода христианства на Русь. То есть это носители старой веры — язычества, веры в старых богов. Лишь спустя столетия эти понятия смешались
И с этим я полностью согласен.
Ну скажем так — не все так просто и однозначно как кажется на первый взгляд. Очень подробно можно прочитать на antiplagiat.org но там конечно не все можно принимать на веру но тем не менее, старообрядчество раскрыто довольно полно. Но не полностью опять же. Этот феномен еже ждет своего часа. Такого мощного противостояния классической церкви на Руси не было и вряд ли уже будет