Вопрос посещения храма не старообрядцами по-прежнему остается одним из актуальных в современной жизни старообрядческих согласий. С одной стороны, старообрядцы провозглашают, что их исповедание является вселенским, кафолическим и доступным любому человеку. С другой стороны, далеко не во всех приходах организована работа с приходящими людьми — желающими прийти к Богу, интересующимися Старой Верой и старообрядчеством, оглашенными, просто зашедшими, что называется, «на огонёк». Кое-где постороннему вовсе нельзя попасть в храм.
Правила посещения храма часто зависят от направления старообрядческого согласия. Поэтому, отправляясь в старообрядческий храм, желательно уточнить заранее, к какому согласию он принадлежит.
Так, например, старообрядцы-часовенные, чьи приходы располагаются на Урале и в Сибири, практически не допускают посторонних в храмы и на Богослужение. Это связано как со строгими обычаями часовенных, боящихся «замирщиться» от новопришедших, так и с требованиями безопасности, учитывая большое количество краж и ограблений в храмах. Впрочем, постороннего человека могут пустить в храм часовенных либо по особому благословению наставника или другого влиятельного лица общины, либо по рекомендации людей, имеющих своих родственников в этой общине.
То же самое касается и часовенных Латинской Америки, которые не пускают посторонних не только в часовни, но и к своим домашним иконостасам.
У проживающих в Северной Америке часовенных настороженность к приходящим существенно слабее. Строгое отношение к новопришедшим также существует в ныне редких общинах филипповского согласия.
Старообрядцы всех остальных согласий терпимо относятся к людям, интересующимся верой и традициями и приходящим в храм. К подобным согласиям относится Русская Православная старообрядческая Церковь, Русская Древлеправославная Церковь, Древлеправославная Поморская Церковь, Старопоморское согласие (Федосеевцы).
В храмах этих согласий разрешен доступ некрещеным и не старообрядцам. Вместе с тем, во время посещения таковыми храмов на них накладываются определенные ограничения. Так, например, в ряде случаев не разрешаются молитвенные действия во время Богослужения.
В храмах федосеевского согласия молитвенные действия не разрешаются не только посторонним, но и членам самой общины, находящимся под церковным прещением (запретом), например, состоящим в браке, который у староверов-старопоморцев не допускается.
Что нельзя делать в храме не старообрядцу:
- находиться в одежде неподобающего вида (короткие рукава, короткие юбки, брюки у женщин, босоножки). Впрочем, в южных областях Украины отношение к одежде в храме более либеральное. Во время жары женщины могут надевать платья с короткими рукавами, а мужчины такие же рубашки. Женщина должна одевать платок. В зависимости от местности или направления старообрядческого согласия платок может быть завязан или заколот на застежку;
- совершать молитвенные действия: креститься (в том числе троеперстно), кланяться, вставать на колени, ставить свечи, целовать иконы, подходить ко кресту, брать просфоры и т. п. И хотя в самом храме молиться запрещено, при входе в него все же принято делать двуперстное крестное знамение, иначе, как говорится, его хозяева Вас не поймут;
- перемещаться по храму во время Богослужения, кроме притвора (пространства около входа в храм), который отведен для новопришедших;
- принимать участие в таинствах (причащение, там, где оно бывает, исповедь);
- пользоваться телефонами, а также фототехникой без особого разрешения на то настоятеля храма или председателя общины.
Что можно делать в храме не старообрядцу:
- находиться во время Богослужения в так называемом «притворе», или на хорах храма. В некоторых местах, например, Успенском поморском храме на Преображенском кладбище г. Москвы, это пространство отгорожено, в некоторых других местах, по древнерусской дораскольной традиции, оно весьма условно, никак не отгорожено и, по сути, находится у входа в храм, по западной его стене;
- в некоторых храмах поповских согласий посторонним дозволено приобретать свечи, однако для установки их на подсвечники нужно обращаться за помощью к постоянным прихожанам. Иногда разрешается самостоятельно устанавливать свечи на специальные подсвечники, расположенные в коридоре у дверей храма. Например, так устроен вход в храм свт. Николы в Тверской общине г. Москвы.
- в некоторых храмах РПСЦ и РДЦ оглашенным (желающим или готовящимся к присоединению к Церкви) не возбраняется совершать молитвенные действия, однако строго запрещено креститься троеперстно и стоять на коленях;
- в храмах согласий, признающих священство, допускается получение освященной воды в дни праздников Крещения и Богоявления. Однако воду эту посторонним можно брать, если сосуды с ней выносятся на паперть или к входу храма, куда допускаются все желающие:
- разрешается общение со священниками и наставниками во внебогослужебное время, приобретение книг и церковной утвари.
Молитвенная поза
Новоприходящим следует помнить, что со своим уставом в чужой монастырь не приходят. Вместе с тем, надо понимать, что холодный прием в одном храме вовсе не означает, что так же Вас примут и в другом. Всё зависит не столько от характера старообрядческого согласия, сколько от личности наставника, настоятеля, а также от так называемых «церковных старушек», некоторые из которых сами не так давно пришли к Богу и, не имея иных заслуг, надеются угодить Богу чрезмерной «ревностью по вере». Помните, что вы в конечном итоге приходите не к «старушкам» и «батюшке», а к единому, всеведущему и всемогущему Богу.
спасибо