После церковного раскола XVII века церковные традиции старообрядцев и новообрядцев стали постепенно расходиться, все более удаляясь друг от друга. За 350 лет накопилось множество различий в богословии, богослужении, церковном пении, иконописи, агиографии и бытовых традициях. Однако, как ни странно, некоторые церковные обычаи остаются неизмененными и во всех согласиях старообрядчества, и в новообрядчестве. Это прежде всего касается устава поста.
Указания современных календарей Русской Православной старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви, Древлеправославной Поморской Церкви, а также большинство календарей Русской Православной Церкви и других новообрядческих деноминаций содержат абсолютно идентичный устав пищевых ограничений Великого и других постов. Причина этого в том, что эти общепринятые правила восходят к Типикону («Церковному оку»), изданному в 1641 году при патриархе Иосифе и, по преданию, связанному с древним уставом Иерусалимского монастыря. Этот устав обговаривает пять возможных вариантов трапезы.
- пища скоромная (продукты любого происхождения: мясные, молочные, яйца, рыба, морепродукты, овощи, фрукты, зерновые и пр. Интересно, что в первые века христианства были и иные варианты трапез. В некоторых из них птица считалась особой категорией, отделенной от мяса);
- пища с рыбой (любые продукты растительного происхождения, рыба, масло, вино; исключается мясо и молочные продукты);
- пища растительного происхождения с растительным маслом (также вместе с маслом разрешается и вино, а в некоторые дни и морепродукты);
- пища без масла (свежие и термического приготовления овощи и фрукты, крупы, но без употребления растительного масла);
- сухоядение (под этим подразумевается невареная пища, а именно орехи, сырые овощи или фрукты, а также хлеб, который хотя и готовится термическим способом и даже с использованием растительного масла, но в эти дни разрешен).
В старообрядчестве особую популярность получил так называемый «Малый домашний Устав» — книга, составленная в XIX веке и ставшая своеобразным сборником уставных предписаний, касающихся поста, трапезы и келейной молитвы. И хотя бытует мнение, что «Малый домашний Устав» объединяет некую сумму дораскольной церковной традиции, включая обычаи древнерусских монастырей и приходских храмов, на самом деле его указания восходят к той же книге — «Церковному оку», изданному в 1641 году.
Отметим, что старообрядческий Малый Устав и Типикон 1641 года отражают лишь часть дораскольной пищевой традиции. Существует и ряд других установлений с иными указаниями относительно пищевых ограничений в посты. Такие указания имеются в известных на Руси книгах «Домострой», «Зонар», славянских кормчих и различных русских монастырских уставах.
Ныне издаваемые старообрядческие календари содержат указания Великого и иных постов, находящиеся в Малом Уставе. Однако поскольку календарные указания более краткие, мы публикуем с небольшими комментариями полный текст Малого домашнего Устава, касающийся Великого поста. Также публикуются указания Устава Кирилло-Белозерского монастыря по списку 1652 года и Соловецкой Кормчей 1493 года.
Малый домашний Устав
«О постах и о разрешении всего лета. О великом посте Устав Большой.
В первую неделю, глаголемую Феодорову, два дни, в понедельник и во вторник, ни хлеба ясти, ни воды пити. Но на молитвы и на поклоны подвизатися. А в среду, по отпущении вечерни, в четвертый час дни, едим сухоядение, и сурово зелие, и пием укроп с медом. И паки поститися до пятницы. В пятницу же едим хлеб и сурово земли, и варение без посластия.
О слабом
Если кто слаб, или не может поститися двух дней, то во вторник ест хлеб с водой, так же и в четверг.
О старом
Если кто престарел, или от недуга изнемог (болен — прим.), или млад зело, таковой в понедельник, во вторник, в среду, в четверг и в пятницу ест хлеб с водой.
О суботе и воскресенье
В суботу же и в воскресенье едим вареное с маслом.
Прочие дни Великого поста
А в другие дни святого поста, в понедельник, в среду и в пятницу не едим вареное. А во вторник и в четверг едим вареное.
По уставу убо святыя горы (очевидно, имеется в виду Афонский устав — прим.) в первый день отнюдь не подобает есть. Во вторник же, и в среду, и в четверг есть подобает по единой литре хлеба и воду, ино ничто же, кроме соли. Иже бо на всяк день есть во уреченный час, похваляет святой Феодор Студит, во оглашении пятницы первой недели.
Номоканон
Во святую и великую четырехдесятницу едим единою на день, сухоядение, точию сочиво без масла. Вина же и масла в суботу и в воскресенье вкушаем: такожде и черепокожих (имеется в виду, что в выходные разрешены морепродукты, кроме рыбы — прим.), рыбу же едим только на Благовещение и в неделю Цветоносную.
Соловецкий устав
На первой недели в понедельник, в среду и пятницу трапезы не поставляют. Во вторник и четверг на братию хлебы белые, взвар с медом, ягоды морошка, или капуста соленая, да толокно мешеное. В суботу щи белые, лапша гороховая, каша соковая, все с маслом. В неделю ко щам и каша. На других же неделях в понедельник, в среду и в пятницу ко щам два холодных блюда. Во вторник же и в четверг щи борщовые с соком и сухари, и блюда холодные, другие горячие. В суботу и в воскресенье ко щам пласти или сущи вялые пласти (сушеная или вяленая рыба — прим.) и каша.
В среду четвертой недели
На трапезе братии три блюда горячих без масла.
В четверг четвертой недели
На трапезе едим с маслом и вино пьем труда ради бденного.
В суботу праведного Лазаря
На трапезе едим вареное с маслом, и икру, если есть, и вино пьем.
В неделю Цветную
На трапезе братии утешение едим рыбу и вино пьем, благодаряще Бога.
О страстной седмице
Во страстную седмицу от понедельника даже до суботнего вечера дней шесть хлеб с водой только едим и зелие вареное, и се с воздержанием. Если есть мощно и не на всяк день приимати, но якоже речено бысть от первой недели. Во святую великую пятницу ничего не едим, также и в великую суботу повелено есть нам постити до четвертого часа ночи, и тогда по совершении Божественной Литургии вкусить мало хлеба с водой, и по одной чаше вино испити.
Псалтырь
Во святой великий четверг едим вареное без масла, пьем же и вино и ино сухоядение. Ибо иже в Ладикии собор о великом четверге в правиле 49 глаголет: яко не достоит в четверодесятнице последней недели четверг разрешати, и всю четверодесятницу безчестить.
Тоже Псалтырь
В великую убо пятницу, если возможно, не подобает есть, как отцы повелевают. Обаче убо не по правилу имамы сие, иже не едим тогда совершенне, но противу силы комуждо положено бысть от отец. И сего ради если можно есть или держати два сия дни пост, рекше пятницу и суботу, добро есть и благоприятно. Если ни, поне в суботу. В пятницу же хлеб и сурово зелие есть, и воду пить, обаче же кождо хочет и может.
Соловецкой устав
На страстной неделе, в понедельник и в среду, на произволяющих трапезу поставляют. Едят три холодных блюда. Во вторник капуста, и ягоды, и толокно. В четверг щи, и лапша гороховая, и каша соковая, все без масла. В великую пятницу братия и миряне не едят. В великую суботу по отпущении Литургии братия «укрухи».
Структура пищевых ограничений во время Великой четверодесятницы одинакова во всех уставах. Первая неделя поста самая строгая, также серьезные ограничения накладываются в пятницу и суботу Страстной седмицы. Однако в другие дни степень воздержания варьируется. Так, в одних указаниях в суботние и воскресные дни разрешается лишь пища с маслом, в других допускается более широкий ассортимент блюд. «Номоканон» разрешает черепокожих (морепродукты), а Соловецкий устав — пласти и суши (вяленая и сушеная рыба).
Устав Кирилло-Белозерского монастыря 1652 года
«Обиходник», т. е. церковно-бытовой Устав Кирилло-Белозерского монастыря, хорошо известен и был опубликован издательством «Индрик» в 2002 году. В этом «Обиходнике» дается подробная роспись практически каждого дня Великого поста, как, впрочем, и других дней церковного года. Первая неделя Великого поста такая же строгая, как и в вышеуказанных уставах. Посмотрим на трапезные установления этой знаменитой обители, касающиеся второй недели Великого поста.
«В понедельник: Того дни братии ясти хлебы брацкие, ретка, по ставцем квас, в чашех в больших вода, по мисам капуста крошена с хреном, толокно, репа, или грибы или грузди под чесноком. И в которые дни братии сухоядение, тогда четцу подачи и чаши с квасом нет.
Во вторник: Братии ясти в столех по чети хлеба брацкого, сухари, шти борщевы с соком, квас с меньшего погреба в болших чашех, горох или каша сочена. Аще в сий вторник или в которые иные дни Великого поста прилучится Обретение главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евъфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита, тогда ясти хлебы белые, квас ячной в больших чашех, шти, в мисах губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша сочена или лапша гороховая с перцем, четцу подача.
В среду: Ясти сухоядение: хлебы брацкие, ретка, по ставцем квас, в чашех болших вода, капуста с хреном, толокно, репа или грибы или грузди под чесноком.
В четверток: Ясти в столех по чети хлеба брацкого, шти борщевы сочены, сухари, квас брацкой, горох или каша сочена.
В пяток: Ясти сухоядение: хлебы брацкие, пo ставцем квас, в чашех больших вода, в мисах капуста с хреном, толокно, репа или грибы под чесноком.
В суботу: Служат собором по царе Иване, на погребение его на братию корм: хлебы белые, по чаше квасу подделного, шти с перцем, тавранчюг осетрей (блюдо из томленых овощей и осетра — прим.) или каша с семгою, горох терт с маслом, икра или короваи, пироги, а буде короваи, ино пирогов нет. На людей корм делают. В ужине хлеб брацкой, шти, квас в больших чашех с меньшего погреба, по ставцу квасу.
Во 2-ю неделю поста: Ясти хлебы белые, шти, по чаше квасу ячного, по мисам губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша или лопша горохова с перцем. Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по чаше квасу ячново в болших чашех, в ставцех квас».
Интересно, что по Уставу Кириллова монастыря во все суботы Великого поста (кроме Великой суботы, которая, по сути, к четыредесятнице не относится), поставлялась рыба. Также чаще, чем в предыдущих уставах, посреди недель Великого поста, в чтимые праздники, поставлялась икра. В Уставе Кириллова монастыря такими праздниками являлись: «главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита».
Также икра поставлялась в Вербное воскресенье наряду с рыбой. Рудименты этой древней традиции можно наблюдать в отдельных старообрядческих приходах, в которых на престольные праздники допускается готовить рыбу «аще настоятель благословит».
На Вербное воскресение в Кирилловом монастыре также подавалась рыба: «На братию корм: хлебы белые, сковороды с ушным или шти с перцем, квас подделной, двоя рыба, оладьи с медом, чаши схожие. Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по мере квасу ячного в больших чашех, двоя рыба, подсыпка».
Рыбный стол был приурочен, как правило, к заупокойным кормам: 1 и 2 суботы — по царе Иване Грозном, 3 и 5 — по царевиче Иване Ивановиче (сына Иоанна IV и Анастасии Романовны), и 4-я — по игумене Христофоре (3-й игумен монастыря, ученик прп. Кирилла). Кроме того, в 1-ое воскресенье Великого поста был заздравный корм за царя также с рыбой. Всего по Кириллову уставу рыба поставлялась 8 раз за Великий пост.
Устав о велицем посте из Соловецкой кормчей 1493 г.
Устав о Великом посте из Соловецкой кормчей 1493 г. опубликован в трудах известного исследователя русской церковной старины, профессора Сергея Ивановича Смирнова (1870-1916 гг.), автора ряда исследований, включая известный труд «Древнерусский духовник». Надо отметить, что устав о Великом посте, имеющийся в этой кормчей, это не собственно устав Соловецкого монастыря, а один из уставов, имевший хождение на Руси в то время.
Не исключено, судя по содержанию, что этот устав представляет собой потерянный и забытый ныне мирянский устав благочестивой жизни. На это наводят цитаты о воздержании от жен в пост (зачем это указание монахам?) и разрешение на широкое употребление рыбы в Великий пост. Эти положения подтверждаются и другими историческими источниками.
В частности книга «Домострой» дает такую информацию о пище Великого поста: «В пост же великий на столе еще редька, хрен, капуста, крепкий рассол и разные овощи, что Бог послал; в иные же дни, по гостям судя, и икра, и рыба вяленая, сушеная, вареная, и уха из вяленой, копченой, вареной рыбы и всяких потрохов, и сушеных немецких сельдей, из снетков, а еще и в рассоле, и в пирогах, и в каше, и в овощах, и разный снеток, и любые пироги, и каши, и блины, и кисели, — всякой постной еды у доброй хозяйки много».
Устав о велицем посте
Во всю Федорову неделю по вечернии и по Литургии едим белый хлеб с капустой, ретка горох пряженый. А пития одна чаша квасу, а больше мзда от Бога кто не пил бы все говение, от жен своих воздерживаться, занеже Господень пост есть. В суботу и в воскресенье рыбу едим дважды в день. А чаши три пить также и на ужине. (Разрешение на рыбу, видимо, было во все выходные поста, кроме Великой суботы — прим.).
А по Федорове неделе в понедельник и в среду и в пятницу хлеб и капуста и губы. И также до вербной недели.
А во вторник и в четверг горох с яглы, икра, мед пресный, квас житной на вербной неделе. В понедельник, среду и пятницу хлеб и капуста. Во вторник и в четверг горох с яглы.
А поклонов от Федоровой недели на всяк день и ночь по 400 до Лазаревой пятницы. А во все пятницы поклоняются 200 поклонов же тако, кто может. Или рукой до земли или на колени: если болен, то до пояса.
Рыбу ест больной, кроме среды и пятницы, хотя и федорову неделю и вербную. (Получается, что больным дозволялась рыба почти весь пост, кроме среды и пятницы — прим.).
Если жена по детяти да ест рыбы, давати же за то милостыня. (Разрешение на рыбу для кормящих матерей — прим. ред.).
Если же который день прилучится Иоанна Крестителя Обретение главы, или Сорок мучеников, или Алексия, человека Божия, если не на федоровой неделе, то есть рыбу, а в Федорову неделю — не есть.
Если Благовещение попадет на великую пятницу, то едим рыбу один раз в день. Если в иные дни, едим рыбу один раз в день. Также и на Обретение Главы, и на Сорок мученик, и на Алексиев день рыбу едим один раз в день.
В страстную же неделю в понедельник в среду хлеб и капуста, во вторник и в четверг — горох с яглы. А в пятницу сочиво, а масла макового не есть. А в суботу никому варива не есть, полно при вечери вкусити и масло пити. Святи ибо отцы и апостоли в эту суботу поститися уставили. И в иную никою же. В суботу бо бе в гробе Христу лежащу и Богородицы с апостолы в печали бе.
В неделю Пасхи, если достоин кто да причащается, и ест все. А если на нем епитимия, да не комкает (не причащается — прим.), но святую воду пьет, ест все и мясо всю неделю. Среду и пятницу и от жен соблюдитеся. Да не погубите постного труда излишне питием и блудом, понеже един день есть вся неделя. Егда воскрес Христос, стояло солнце не заходя всю неделю, 7 дней. В восьмой день зайде от Пасхи до поклонения колену. А в среду и пятницу молока не едим, разве в среду Преполовления тогда едим. В неделю Пянтикостную и в среду и в пятницу мясо едим все, но пребываем в чистоте и не питии много, а о церкви радити.
***
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Существующие ныне и публикующиеся в церковных календарях пищевые ограничения святой четыредесятницы и других постов сформировались непосредственно перед церковным расколом XVII века и восходят к указаниям богослужебных книг 1640-х годов.
2. Составители современных постных указателей, как правило, публикуют в своих таблицах лишь крайнюю степень поста и почти не говорят об имеющихся вариациях. Мне лично не приходилось встречать в календарях указания о морепродуктах, несмотря на то, что в Малом старообрядческом Уставе прямо сказано: «Вина же и масла в суботу и в воскресенье вкушаем: такожде и черепокожих». Также, как правило, игнорируются указания Соловецкого устава: «В суботу и в воскресенье ко щам пласти или сущи вялые». Отказ от публикации этих важных особенностей уставов приводит к тому, что эти фразы пытаются перетолковать в ту или иную сторону. Так, например, высказываются мнения, что «черепокожие» — это орехи и грибы, а на Соловках ели рыбные пласти, поскольку там якобы не было хлеба. Приходилось сталкиваться и с нелепыми мнениями, что вставки информации о морепродуктах и рыбе во время постов — это «никонианская подделка».
3. В наши дни благословения на послабления в посте принято брать исключительно у духовного отца и лишь в случаях особой нужды. Существует практика, когда беременным и кормящим пост снижается на одну ступень. Например, в дни сухоядения им разрешается вареная пища, а в дни без масла разрешается масло. Но, с другой стороны, совершенно ясно, что для кормящей женщины что сухоядение, что пища без масла одинаково недостаточны для полноценного снабжения организма белками, жирами и углеводами. То же касается страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, которым традиционные постные блюда типа квашеной капусты, соленых огурцов или гороховой каши однозначно противопоказаны. В этой связи стоит более пристально приглядеться к постным традициям, бытовавшим на Руси до первой половины XVII века, к временам «Домостроя», когда существовали вполне здоровые и естественные разграничения между монастырскими и мирскими обычаями.
Автор: Глеб Чистяков
Согласно 56 правилу 6 Вселенского собора в пост нужно воздерживаться от мяса (закалаемая пища), яиц и сыра (по логике значит молочных продуктов). В этом правиле даже запрета на рыбу нет.
В Типиконе пост намного строже. Но он был составлен игуменом южного монастыря, а это надо учитывать, особенно мирянам.
Но от чего-то постовая строгость южного монастыря, в наше время, перекочевала во все календари, которыми пользуются в т.ч миряне.
Если бы сегодня расширить постный рацион хотя бы до указаний древних рукописей и уставов, то гораздо большее число людей могло бы поститься, в том числе кормящие матери, больные. А сейчас человек, если не может поститься без масла и сухоядением (по здоровью или иным причинам), то считает себя пропащим и нередко совсем бросает пост, переходя полностью на скоромное. Может быть, поэтому по статистике так мало постящихся в стране – всего 1-2 %.
> когда существовали вполне здоровые и естественные
> разграничения между монастырскими и мирскими обычаями
Так монастырские правила сегодня перенавязаны мирянам, и это не моя мысль, а мнение многих современных богословов, историков церкви и т.п. Это и поста касается.
Хуже то, что хоть и говорят об этом много, а ничего поправить не могут. Вместо того, чтобы переписать правила, отменяют и послабляют их в частном порядке массово. В результате правила теряют всякий смысл — что это за правило, которое почти всегда разрешается не исполнять полностью или частично.
По большому счету, и переписывать правила нет особой нужды, достаточно вернуться к реальной практике древнерусской Церкви, которая как мы видим была весьма гибка и не не предполагала одинаковое «прокрустовое ложе» для монахов и мирян.
Видимо, пост по текущим (монашеским) правилам стал настолько раскрученным ритуалом, что теперь церковникам самим страшновато менять это общее представление. Проще закрывать глаза или позволять всем и каждому пост по индивидуальной программе, но некий «эталон» не трогать.
Считаю это вредным. Чем больше существует правил которые заведомо не требуются к исполнению, а только декларируются, тем в итоге менее серьезное отношение будет к исполнению всех правил которые существуют. Будет на практике сформировано понимание, что правила это как музей старины: есть, чтятся, были герои которые их могли, а мы тут сами по себе. Православная традиция ничего не отменять, а просто не исполнять, думаю не лучшая форма обращения с канонами, хоть и традиционная.
Эх Сергий, о законе толкуешь, а надобно о благодати. Ведь все эти перенаписания правил давно проходились в католичестве и во всех западных околохристианских конфессиях в силу крючкотворного менталитета латынян. Причем по дотошности расфасовывания всех нюансов постов немцы превзошли на поколения вперед. И что же у них теперь в Западной Европе изобилие постничества? Ха, как бы не так! Теперь католики обязаны поститься только 1 час до причастия, а вместо великого поста 1 день крестообразного помазания пеплом чела. Вот итог того к чему ведут «многие современные богослововы, историки церкви» и т. п.
А под флагом «кошмарной замонашенности» мирян всегда велась самая жестокая борьба с християнством, что особенно видно, начиная со времен раскола, Петра I, многих отельных периодов Российской Империи, так и в революционные, советские времена. Вершиной последних стали исключительно «научное православное» течение — обновленцы. Там тебе никакого монашества, хоть сам становись женатым епископом.
На счет же рассуждений о «правилах которые заведомо не требуются к исполнению, а только декларируются» — это любимая претензия мусульман к християнам. Они очень хорошо развили эту тему и постоянно попрекают всех нас в том, что мы рассуждаем об идеальных уровнях нравственности, в то время, когда человек в принципе существо не идеальное и не может выполнить всего того что нам завещали Святые отцы.
Думаю, что аргументы против католиков в данном обсуждении совсем не к месту. В строгости некоторых вопросов они и восточным церквям дадут фору. Например, у католиков не только епископы, но и священнство безбрачно. А в восточных церквях священникам разрешено состоять в браке. У католиков не причащают второбрачных, а в восточных церквах относятся к этому вопросу гораздо более снисходительно. Наконец, сколько у католиков монахов и монастырей, а в старообрядчестве при всей «замонашенности» иноков почти и не осталось!
Что касается реального исполнения пищевых ограничение Великого поста. По статистики социологических службы в России все правила Великого поста исполняют от 1 до 2 % населения. Мягко говоря совсем не много. Еще 11-13 % исполняют эти правила частично. Условно говоря, по современным жестким требованиям поститься лишь каждый сотый россиянин. А если вернуться к требованиям времен «Домостроя» то уже получиться каждый десятый.
Глеб, священство в браке и прочее в Православии по Постановлениям Вселенских Соборов, тако «аргументы против католиков в данном обсуждении» к месту. а вот утверждения «что для кормящей женщины что сухоядение, что пища без масла одинаково недостаточны для полноценного снабжения организма» — не к месту, ибо Господь дает саму жизнь и заботится о «алчущихъ и жаждущихъ за имя стое» его, «благодать же моя и милость съ ними есть, яко сынъ мой возлюбленный предстоя имъ, и николиже оставляя имъ». Христосъ 40 дней в пустыни постился, а мы в окружении супермаркетов и холодильников ищем основание слабинки угодить чреву «белками, жирами и углеводами»…
Так в итоге зачем отбросили гибкую и более реалистичную систему дореформенных постов для мирян, оставили одну самую строгую и теперь её не исполняют?
Старообрядчество, хотя и стало прямым наследником всего корпуса дораскольной кириллической литературы, как рукописей, так и старопечатных книг, но все же наибольшее хождение получили книги изданные в период патриаршества патр. Иосифа. Впоследствии именно эти книги в основном и переиздавались. Несмотря на большое количество древних рукописей хранящихся у старообрядцев они переиздавались крайне редко. В результате со временем книги иосифовского времени и перепечатки с них не только стали преобладать в библиотеках старообрядцев и единоверцев, но и стали своеобразным «золотым стандартом» богослужебной литературы. Соответственно и постные указания литературы этого десятилетия затмили весь остальной опыт дораскольной церкви.
Вместе с тем, не всегда отношение к книгам иосифоской печати было однозначное. В среде раннего старообрядчества возникла даже дискуссия, какие из книг напечатанных при первых патриархах считать лучшими. В адрес книг напечатанных при патр. Иосифе так же звучала критика. Некоторые современные исследователи также считают, что уже при патр. Иосифе в книги уже стали вноситься правки ухудшающие их качество.
Тем не менее, надо сказать, что даже указания имеющиеся в книгах иосифовского времени сегодня не используются полноценно. Как я уже писал, «черпокожие» (морепродукты) разрешенные в книгах иосфовского времени почти не упоминаются в современных изданиях. А в среде старообрядцев возникло поверие, что «черпокожие» это грибы, орехи и огурцы.
В наше время положение стало постепенно меняться, стали появляться издания рукописей никогда не существовавших в печатном виде. Так Московской Митрополией РПСЦ издан печатный чин архиерейской Литургии который не существовал в печатном виде до церковного раскола. Единоверцы издали печатный чин наонной Литургии.
Научными издательствами оцифровывается и издается немало исторических документов посвященных церковным обычаям древней Руси. А знаменитую книгу «Домострой» созданную в 16 веке и опровергающую ригористические установления современных церковных календарей можно купить практические повсеместно.
В том то и вся суть, что для мирян были некие подходы, а вот целостной системы никто и никогда не дерзал поставлять. Все четко, без всяких «шатаний» было только у монахов (что собственно, можно рассматривать как некий плюс монашеской жизни) — идти прямо на крест. И уже их догоняют миряне в меру своих сил, возможностей и особенностей. Ведь человеку мирскому надо продумыть не только за себя, к какой мере сможешь подняться в аскезе так, чтобы совесть не скребла, но и за домочадцев, ежели занедужишь от переусердстования. А вот тут самый сложный момент — определить то самое необходимое, ибо любому человеку свойственно обманываться, — для решения чего призвано духовничество.
Поэтому никому и никогда не удастся найти древний устав пощения для мирян ни в какой редакции: ни в доиосифовской ни в после. Его просто не существует. И никогда не видели особой необходимости его фиксировать. Даже взять тот же «Домострой» – это некий кулинарно-хозяйственный перечет, но отнюдь не изложение целостной системы поста для мирян. Допустим, рыба там поминается в Великий пост, но, хотя и не сказано, но имеется ввиду только на Благовещание и Цветоносие. Указания же ясть сия в среды и пятки мне не встречались (кто найдет обязательно сообщите!).
В конце концов, Сергий, что ты заладил «никто ничего не соблюдает, ни кто ничего не исполняет!»и т.п. Это как посмотреть: стакан наполовину пуст или наполовину полон? Сегодня может быть кто-то не сделал всего, что положено, а завтра сделает. И еще много чего ты не знаешь, особенно ввиду специфической привычки русских людей принищаться, выставляя, прежде всего, изъяны своей жизни на показ людям.
А почему вы лично, от себя, транслиуете что «Домострой» подразумевал только «Благовещание и Цветоносие» если церковные уставы того времени прямо называют другие даты, такие как Обретение Главы, Сорок мученик и прочие?
Помимо этого «Домострой» указывает рыбу и на Успенский пост. Кстати, в митрополию РПСЦ приходили даже письма от некоторых старообрядцев-ревнителей что де надо запретить «Домострой» и другие дораскольные книги (например «Зонар») потому что в них не так как сейчас указывается рыба.
Глеб меня все больше удивляет… какими книгами руководствоваться православным — указано в Апостольских правилах, а устав должно принимать, утвержденный для нас собором. что искати для себя послаблений древле — вы на суровых Соловках живете или воду каждый день ведрами тягаете, что не хватает «калорий»?
жаль городских, что не ядь — все ядъ, брашно химическое не насытит…
Глеб Чистяков:
А почему вы лично, от себя, транслиуете что «Домострой» подразумевал только «Благовещание и Цветоносие» если церковные уставы того времени прямо называют другие даты, такие как Обретение Главы, Сорок мученик и прочие?
Уважаемый Глеб, а от кого же мне еще транслировать как не от самого себя? Если я не проявил себя, как знаток всех уставов, то чисто математически суть моей мысли состоит в том, что Благовещание и Цветоносие это не оспоримый минимум, когда в Великий пост дозволена рыба. Следовательно, если имеются еще дни с дозволением есть рыбу в любых других уставе, то «Домострой» им тем более не противоречит, потому как в этом сочинении нет конкретики. Постарайтесь понять, пожалуйста, что «Домострой» — не устав и не арбитр уставам, и на эту роль не претендует и даже не замахивается.
Глеб Чистяков:
Помимо этого «Домострой» указывает рыбу и на Успенский пост.
Ну-ну… Чуть помянул «Домострой» в пост рыбу, значит жрать ее каждый день. Вместе с жабрами и потрохами. А что не лезет, то мелко истолочь в ступе и втирать в кожу. И в среды и пятки тоже, ведь в «Домострое» так Н А П И С А Н О ! ! !
Глеб Чистяков:
Кстати, в митрополию РПСЦ приходили даже письма от некоторых старообрядцев-ревнителей что де надо запретить «Домострой» и другие дораскольные книги (например «Зонар») потому что в них не так как сейчас указывается рыба.
Надо запретить понимание «Домостроя» как устава и что он может им дать фору. И, главное, глупость тоже надо запретить.
Глеб Чистяков:
например «Зонар»
И что там, на Благовещание и Цветоносие рыба запрещена?
Да, и еще, если Вы так замечательно разбираетесь в уставах постов, то расскажите нам о таких (не еретических), которые мирянам запрещали бы есть рыбу весь пост, хотя бы в Великий.
«В том то и вся суть, что для мирян были некие подходы, а вот целостной системы никто и никогда не дерзал поставлять. Все четко, без всяких «шатаний» было только у монахов (что собственно, можно рассматривать как некий плюс монашеской жизни)» — поддержу, ибо миряне разный образ жизни вели, у кого-то семья в несколько человек и все разного возраста, у кого-то работенка ого-го, тут уж кто что мог осилить