Не допускаются браки для находящихся в недозволенном родстве, плотском и духовном [1]. Еще в древности люди на опыте убедились, что если ближайшие родственники вступают в брачные отношения, то дети после этого часто рождались больными, с телесными и психическими нарушениями, были неспособны к нормальному деторождению [2].
Другой важной причиной запрета близкородственной связи является необходимость сохранения нормальных семейно-родственных отношений. «Связь между кровными родственниками (кровосмешение) нарушает прочность семьи. Если члены семьи будут свободно вступать друг с другом в связь, семья просто перестанет существовать» [3].
Запрещение браков между близкими родственниками вынуждает людей не замыкаться в своей родне, а породняться с другими, прежде чуждыми людьми. Это увеличивает родственную любовь в человечестве.
Запрет близкородственных браков в Священном Писании и Предании Церкви
Господь в непосредственном откровении подтверждает запрет близкородственных браков: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу, <…> чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас» (Лев. 18:6-28).
В Законе Моисея, в книге Левит, прямым обращением Бога к людям через пророка и боговидца Моисея воспрещаются браки в первых трех степенях родства (Лев. 18: 1-30) [4].
Воспрещался брак по прямому родству: с матерью, мачехой, матерью жены, с дочерью и женой сына (1-я степень), внучкой, дочерью приемного сына или дочери (2-я степень), а также в боковых линиях родства: с сестрой родной и сводной, сестрой жены, женой брата (2-я степень), теткой, женой дяди (3-я степень родства) [5].
Подобные преступления были преданы торжественному общенародному проклятию (Втор. 27:20-23). Именно за несоблюдение этих правил Иоанн Креститель обличал царя Ирода, говоря ему, что «недостоит ти имети Иродиаду, жену брата своего» (Мф. 14:3-4) [6].
Эти правила были полностью восприняты и христианской Церковью. Более того, христианские запреты родственных браков стали более строгими [7]. В дополнение к запретам книги Левит было запрещено после смерти жены жениться на её сестре (2-я степень), о чем не упоминалось в ветхозаветном законе, и вступать в брак с племянницей (3-я степень родства). Это утверждалось Правилами Апостольскими, поместными Соборами, правилами Святых Отцов [8].
«В христианской церкви с самого начала запрещен был брак 3-й степени боковой линии (Ап. 19) кровного родства. Амвросий Медиоланский в одном из своих писем отвечает, что <…> воспрещение распространялось на племянников, иначе говоря — до 4-й степени боковой линии, и <…> всегда обращалось внимание на то, <…> чтобы вследствие брака <…> старшие родственники не очутились в положении младших, а младшие <…> не заняли бы места старших.
Это подтверждает и Василий Великий в своих правилах, в частности же в 87-м правиле. Так дело обстояло в отношении браков по кровному родству, равно и по свойству» [9].
Трулльский (Пято-Шестой Собор), бывший в 691-692 гг., подтвердив ранее принятые запреты для родственных браков, установил новые. Причиной стало то, что свт. Василий Великий «в правилах своих, некоторые из запрещённых браков исчислил, а весьма многое прешел молчанием, <…> дабы таковыми названиями не осквернить слова. <…> Но, поскольку через таковое молчание <…> естество само себя смешивало, мы признали нужным открыто изложить сие», — писали Отцы Собора.
Запрещался брак с дочерью брата своего (3 степень), отца и сына с матерью и дочерью (2 степень), отца и сына с двумя сестрами, так же как матери и дочери с двумя братьями (3 степень), двух братьев с двумя сестрами (4 степень). Также возбранялись браки по духовному родству, между восприемниками от крещения и родителями крестников.
Впоследствии в 997 году при патриархе Сисинии II были запрещены браки до 6-й степени включительно, а в 1166 г. при патриархе Луке запрещены в кровном родстве до 7-й степени включительно [10].
В двухродном родстве браки были запрещены до 6-й, а в трехродном родстве до 4-й степени. Не допускалось, чтобы после браков младшие родственники становились старшими [11].
За непозволительные браки посылаются бедствия
Следует помнить, что Слово Божие предостерегает от беззаконных браков: «кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего», а если эти беззакония будут творить народы, то за это их «свергнет земля», которую они осквернили, то есть они со временем погибнут, вымрут, не оставят после себя потомства (Лев. 18:27-29).
Патриарх Сисиний писал, что за эти беззакония посылаются на людей землетрясения, язвы, голод, войны, засухи и другие наказания Божии: «Гнев Божии поселяется в дому их и в конец погубляет их» [12].
Трудности выполнения правил о брачном родстве
В реальной жизни выполнение правил о допустимом брачном родстве и в древности, и теперь сталкивается с трудностями. Речь идёт не просто о схемах родственных отношений, за ними стоят живые люди, их судьбы и судьбы их детей, человеческое счастье и несчастье, а главное, вечная участь их душ. Враг спасения, играя на человеческих страстях, соблазняет людей желать браков в недозволенных степенях родства.
В России после реформ патриарха Никона общины староверов оказались в чуждом им «никонианском» окружении и могли заключать браки только в среде своих единоверцев. В условиях гонений венчание браков совершалось украдкой, нередко в отдаленном приходе, священнику которого было некогда выяснять, состоят ли брачующиеся в допустимом родстве или нет.
Ситуация стала ещё более сложной в советское время, когда немногие православные верующие семьи, в которых были женихи и невесты, оказались в окружении огромной массы атеистического населения. Брак с иноверным или атеистом запрещён правилами и зачастую окончился бы полным отпадением от веры. В этих стесненных обстоятельствах гонительного времени многие священники руководствовались подходом «по нужде и правилу бывает пременение». Строго выдерживать все правила о степенях родства удавалось не всегда, тем более что нередко венчались уже зрелые люди, фактически состоящие в браке и имеющие детей.
В наше время гонения остались позади. Однако осталась проблема породнения жителей традиционно старообрядческих сёл России, Украины, Молдавии или потомственных прихожан храмов в крупных городах. Теперь в большинстве случаев выбор спутника жизни совершается не по воле родителей, а по личному желанию, «по красоте». Даже в традиционно старообрядческих местах и приходах молодёжь малоцерковна, часто живёт «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе» (Колос. 2:8). Если их отказываются венчать из-за недопустимого родства, они нередко вступают или угрожают вступить в невенчанное сожительство, и священник оказывается перед нелегким выбором.
Ситуация осложняется тем, что в наше время церковный брак не имеет юридической силы, а гражданское законодательство не возбраняет близкородственные браки, запрещённые Церковью [13]. Как никогда справедливо звучат слова свт. Василия Великого: «Аще кто желает брака по закону, то ему отверста вся вселенная. Аще же желание его управляется страстью, тем паче да воспретится ему брак, да научится сосуд свой содержати в святости, а не в страсти похоти» [14].
Стеснённые обстоятельства, возможно, и могут позволить в каких-то случаях браки в более близких степенях, чем это требуют правила. Однако не следует забывать, что исключения не могут стать всеобщим правилом. Господь установил запреты на близкородственные браки из любви к людям, чтобы не допустить вырождения рода человеческого.
В одном старообрядческом селе на юге бывшего СССР авторитетные старики уговорили священника обвенчать брак недопустимо близкой степени родства, поскольку другие женихи были неверующими или никонианами. Священник поддался этим уговорам. Молодым людям, вступившим в этот брак, пришлось нести тяжелый крест, так как все рождающиеся у них дети были психически нездоровы.
«Землетрясения, язвы, голод, войны, засухи и другие наказания Божии» посылаются не только как наказание, но и как спасение, поскольку исторические потрясения и бедствия зачастую приводят к переселению людей на новые места жительства, перемешивают население, предотвращая тем самым близкородственные браки.
Старообрядцам стоит подумать о том, что попытка уютно жить, замкнувшись в связанные родственными узами общины, есть путь тупиковый. Через несколько поколений в таких общинах все породнятся и уже не смогут дальше вступать в браки. Даже по этой причине невозможно уклониться от выполнения заповеди Господа: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, <…> и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28:20).
Выяснение возможности вступления в брак
Священник, согласно Кормчей, должен познакомиться с брачующимися («кто и каковы суть»), узнать перед браком, нет ли между желающими брачиться препятствия, возбраненного правилами: духовного или плотского родства, позволяет ли им возраст вступать в брак. Если священник, к которому обратились для венчания брака, узнает о его незаконности, в том числе о недопустимо близком родстве брачующихся, то «браку беззаконному причетнику не венчати», чтобы «к чужим грехом себе да не приобщати» [15].
Если же «приключится подозрение или ина какова важная вина», то вопрос рассматривается епископом («рассуждению епископову сия да подлежит»), чтобы брак не был расстроен из-за клеветы («яко от зависти и лукавства неких лиц препято быти может супружество»). Если не выявилось препятствий к браку или епископ признал их несостоятельными, «иерей да обручит, или и венчает их невозбранно» [16].
«Венчание и благословение супружества» не должно быть тайным, на дому, а должно совершаться «в церкви перед людьми», при свидетелях [17].
Запрет на венчание незнакомых людей
Запрещено венчать незнакомых, не принадлежащих к данному приходу людей: «бегунов и пришельцев, и не имущих своея си оседлости» [18]. О том, те ли они люди, за которых себя выдают, и позволительно ли им вступать в брак, можно судить только на основании их собственных слов, проверить которые сразу невозможно. В таких случаях лишь проведя тщательное расследование всех обстоятельств и получив благословение епископа, священник может венчать брак[19].
Ответственность священника за совершение незаконного брака
В Номоканоне сказано: «Священник аще в ведении благословит возбраненный брак от сродства, или кумовства, или четвероженства, или неимущь возраста, <…> да извержется, а брак да не будет тверд» [20], то есть подлежит расторжению.
Расторжение незаконных браков
Свт. Арсений Уральский пишет, что недостаток в кровном и других сродствах в единой степени исправляется двухлетней епитимией неядения мяса. Но если незаконность брака будет больше одной степени, то он в Церкви не принимается, а вступившие в него люди после того, как разойдутся, должны выполнить епитемию кровосмесников [21].
Согласно правилам свт. Василия Великого, «совокупление браком людей, состоящих в возбраненном для онаго родстве, аще усмотрено будет случившееся, яко грех человеческий, подлежит епитимии прелюбодеев». Им «да не будет позволено входити в дом молитвенный, доколе не отступят от беззаконнаго и гнуснаго действия» [22].
Матфей Властарь пишет, что «божественные правила определяют незаконные браки расторгать» [23].
Мужчина и женщина, пребывающие в противозаконном браке, могут и должны «свободити себя от спряжения оного». Они, если в дальнейшем пожелают, могут невозбранно вступить в другие браки, если к тому не будет иных законных препятствий [24].
Общие понятия брачного родства
Близость родства определяется линиями и степенями. Степень (по-славянски «ступень») — связь одного лица с другим посредством рождений. Например, отец состоит с сыном в первой степени родства, с внуком — во второй и т. д.
Между супругами устанавливается нулевая степень родства, при подсчетах степеней родства муж и жена считаются как один человек, согласно словам Евангелия о супругах: «неста два, но плоть едина» (Матф.19:5-6).
Колено — то же, что и слово «поколение». В этом же смысле иногда используется в славянском языке и слово «род». Например, слова заупокойной молитвы «память их от рода и в род» означают «память из поколения в поколение».
Линия — это связь непрерывно продолжающихся степеней родства между поколениями, например, от отца к дочери и внуку.
Допустимые и недопустимые степени родства одинаково исчисляются как для мужчин, так и для женщин. Например, как дядя не может жениться на своей племяннице (третья степень родства), так и тётя не может выйти замуж за племянника.
При церковно-канонических определениях степеней родства между людьми обычно подразумеваются семейно-родственные отношения, возникающие в результате законных христианских браков. Однако, согласно церковным каноническим правилам, таким же образом, на основании факта рождения, считаются степени родства и между людьми, рожденными вне христианского венчанного брака, как в случае государственной регистрации супружества, так и при явном блудном сожительстве. Возникающие при этом близкородственные связи так же являются препятствием для христианского брака, как и родство в венчанном браке [25].
По мнению некоторых современных знатоков церковных правил, это остаётся в силе и в том случае, если блудное сожительство имело место до крещения человека. Хотя в Таинстве Крещения и происходит полное оставление совершенных ранее грехов, но кровные родственные связи по плоти не упраздняются [26].
Родство однородное (кровное)
Существуют различные виды родства между людьми. Родство однородное или кровное (единокровное) связывает всех людей мужского и женского пола, происходящих от одного родоначальника, даже если не все они носят одну фамилию.
Родство по восходящей линии идет от человека к его предкам — отцу (матери), дедушке (бабушке), прадедушке (прабабушке) и т.д.
Родство по нисходящей линии идет от человека к его потомкам: детям, внукам, правнукам и т.д. независимо от пола.
В родстве однородном (кровном) браки по прямым нисходящим и восходящим линиям полностью запрещаются в любых степенях. То есть, запрещены браки между родителями и детьми, дедом и бабкой и внуками и т.д. во всех поколениях.
Побочное кровное родство или родство по боковой линии возникает между людьми, имеющими общих родоначальников, но не связанных между собой по прямой линии. В таком родстве находятся братья и сестры родные, двоюродные и троюродные, дяди и тёти с племянниками и племянницами, внучатые племянники, то есть внуки родных братьев или сестер и т.д.
В родстве однородном (кровном) побочном (боковом) браки воспрещаются до седьмой степени родства и разрешаются начиная с восьмой степени и далее [27]. То есть браки запрещены между родными, двоюродными и троюродными братьями и сестрами, но разрешены для четвероюродных братьев и сестер [28].
Также в однородном (кровном) родстве запрещены все браки между дядями (тетями) и племянниками (племянницами) всех степеней родства, меньших восьмой. Например, родной дядя не может жениться на родной племяннице (дочери брата), потому что они в третьей степени родства [29]. Малый (двоюродный) дядя не женится на малой (двоюродной) племяннице, дочери двоюродного брата своего, потому что они в пятой степени родства [30].
Родство по усыновлению (удочерению)
В 24-й новелле императора Льва Мудрого (конец IX — начало X вв.) предписывается совершать усыновление с совершением особого церковного чина. Этот чин «бываемый, в чадотворении» включен в славянский старопечатный большой Потребник (глава 36). Он совершается священником, состоит из особой малой ектеньи и трех молитв. После совершения этого чина усыновители становились для усыновленных вместо родителей, а приемные дети вместо родных детей [31].
В отношении запрещённых и разрешённых браков родство по усыновлению должно соблюдаться так же, как и кровное родство. Усыновитель (усыновительница) и усыновленный (удочеренная) не могли вступать в общение брака друг с другом (первая степень родства). Усыновитель не мог жениться на усыновленной так же, как на родной дочери [32]. Усыновленный сын не может жениться на жене своего названного отца после его смерти как на матери. Усыновитель не может взять в жены после смерти усыновленного сына его жену [33]. Приемный сын не может жениться на матери жены названного отца (она вместо бабки, вторая степень), ни на сестре её матери (она вместо великой тетки, четвертая степень).
Совершение браков между усыновленными и естественными (и сводными) детьми усыновителя воспрещалось так же, как и между родными братьями и сестрами (вторая степень родства). Усыновленный не может жениться ни на дочери, ни на падчерице своего названного отца, так как он приходится им вместо родного брата (вторая степень родства) [34].
Приемный сын не может жениться на дочери сына своего названного отца (он ей дядя, третья степень родства), ни на внучке (четвертая степень родства).
Родство двухродное (свойство)
Двухродное родство (свойство) объединяет посредством брака два рода. Оно создает родственные связи между единокровными родственниками мужа и единокровными родственниками его жены.
Свойственниками называются родственники по мужу, по жене. Свояченица — сестра жены, свояк — её муж. Свояки — женатые на двух сестрах. Иногда свояками называют вообще всех родных по свойству. Сват и сватья — родители молодых супругов и их родственники, породнившиеся через брак (сватовство).
Степени двухродного родства считаются так же, как и в кровном родстве, при этом степени кровного родства между родными мужа и родными жены складываются.
В двухродном родстве, в котором сочетаются два рода, браки разрешаются в шестой степени родства, если при этом не смешиваются родственные имена (поколения), то есть младшие родственники через брак не становятся старшими родственниками [35].
Например, мой брат находится со мной во второй степени родства, сестра моей жены по отношению к ней также во второй степени. При этом два родных брата не женятся на двух родных сестрах, так как между ними четыре степени и смешиваются имена (братья становятся свояками) [36].
Родной дядя и племянник не женятся на матери и дочери, так как между ними четвертая степень родства [37].
Племянник мужа может жениться на племяннице жены, так как между ними шестая степень родства и родственные имена не смешиваются (не роднятся со старшими родственниками) [38].
Если в двухродном родстве происходит смешение родственных имен, то такие браки запрещаются и в шестой, и в седьмой степени родства. Например, два родных брата не женятся на тетке и племяннице, так как пятая степень родства и племянница становится невесткой [39].
Два родных брата не женятся на двух двоюродных сестрах, так как, хотя между ними и шесть степеней, но двоюродные сестры становятся соневестками [40].
Таким же образом запрещаются и другие подобные браки. Причем в некоторых случаях отдаленного родства седьмой степени у древних авторитетных канонистов существуют разногласия по поводу их допустимости.
Второй брак
Церковные правила не одобряют второй брак, но допускают его в случае смерти одного из супругов или церковного расторжения брака для невиновной в этом стороны [41].
После смерти жены муж не может жениться на её сестре так же, как и на своей родной сестре (2-я степень родства) [42]. Не может он жениться ни на племяннице покойной жены (3-я степень) [43], ни на дочери племянницы (4-я степень) [44], ни на внучке её (5-я степень) [45]. Не может он жениться на двоюродной сестре своей жены (4-я степень) [46], на дочери двоюродной сестры (5-я степень) [47], ни на троюродной сестре (6-я степень) [48].
Родство двухродное через второй брак
Второбрачные супруги так же, как и первобрачные, находятся в нулевой степени родства. При вступлении во второй брак людей с детьми в случае рождения ими после этого совместных детей в одной семье могут оказаться полнородные, неполнородные и сводные дети.
Полнородные братья и сестры имеют двух общих родителей.
Отчим — второй муж матери (неродной отец). Мачеха — вторая жена отца (неродная мать). Неполнородные братья и сестры имеют одного общего родителя: единокровные дети — от одного отца, но разных матерей, единоутробные дети — от одной матери, но от разных отцов.
Пасынок — сын мужа от 1-й его жены или сын жены от 1-го её мужа. Падчерица — дочь мужа от 1-й жены или дочь жены от 1-го мужа.
Сводные братья и сестры — пасынки и падчерицы между собою. Они имеют разных родителей и породняются в результате вступления родителей во второй брак.
По церковным правилам, степени в сводном родстве исчисляются так же, как и в кровном родстве. Все их дети: полнородные, неполнородные и сводные состоят между собою в том же родстве, что и родные, то есть являются братьями и сестрами.
Сводный брат не может жениться на своей сводной сестре (вторая степень родства), ни на её дочери, сводной племяннице (третья степень родства) [49].
Если продолжать эту линию родства, то он не может жениться ни на внучке своей сводной сестры (четвертая степень), ни на её правнучке (пятая степень). Разрешен будет брак только на внучке в четвертом колене, праправнучке своей сводной сестры (шестая степень родства и роды не смешиваются) [50]. Однако на практике в таком браке будет слишком большая разница в возрасте между брачующимися.
Пасынок состоит в отношении с мачехой в первой степени родства, как с родной матерью [51].
Поэтому пасынок не может жениться на родной сестре мачехи, как на своей сводной тетке (третья степень), ни на её дочери, своей сводной двоюродной сестре (четвертая степень) [52].
Если продолжать эту линию родства, то пасынок не может жениться на дочери своей сводной двоюродной сестры (пятая степень родства), но может жениться на её внучке (шестая степень родства и роды не смешиваются) [53].
Сын пасынка может жениться на внучке сестры мачехи, своей сводной тетки (шестая степень и имена не смешиваются) [54].
Возможны и многие другие схемы родственных отношений, при которых браки допустимы и недопустимы. Они приведены в специальной литературе.
Родство трехродное
Трехродное родство образуется тогда, когда три чужих ранее рода роднятся при помощи браков. Родство также считается по линиям, и количество степеней слагается в общую сумму. Вначале рассмотрим случаи, когда два брака, создающие трехродное родство, существуют одновременно.
Сестра Анна и брат Фома относятся к первому роду. Муж Анны, Петр, относится ко второму роду, а жена Фомы, Марфа, — к третьему. Между Петром и Марфой вторая степень родства [55].
Из трех родов Анна и Фома называются средним родом, а Петр и Марфа называются крайними родами. Чем больше крайние роды удаляются от среднего, тем больше становится возможностей для вступления в брак, и наоборот.
В трехродном родстве (свойстве), благодаря присоединению третьего рода, браки разрешаются начиная от четвертой степени.
Шурин (брат жены) одного из братьев может жениться на своячнице (сестре жены) другого брата, между ними шестая степень родства [56].
Родство трехродное через второй брак
Я не могу жениться, после смерти моей сестры и её мужа, на его второй жене (вторая степень родства) [57].
Я не могу жениться на матери второй жены моего брата, его свекрови (третья степень родства) [58].
Я могу взять в жены, по смерти её первого мужа, жену шурина моего брата (четвертая степень родства) [59].
Однако я не могу жениться на жене умершего двоюродного брата моей покойной жены. Мы фактически вошли в кровное родство, поскольку с нашими бывшими супругами стали единой плотью, и такой брак в четвертой степени недопустим [60].
Отец (после смерти жены) женится на своячнице (сестре жены) шурина (брата жены) своего сына, между ними пять степеней [61].
Препятствием для таких браков также становится возможность смешения родов (поколений), когда младшие родственники посредством брака могут стать старшими родственниками, что недопустимо.
Я не могу жениться на падчерице дочери жены двоюродного брата моей первой жены. Хотя мы с ней в пятой степени родства, что допустимо, однако после такого брака будет смешение родов (поколений), и дочь станет двоюродной невесткой своей матери [62].
Отношения родства между разведёнными супругами
Родственники разведённых супругов продолжают оставаться в отношениях так называемого фиктивного свойства. Кормчая в связи с этим упоминает только о запрете брака между одним из разведённых супругов и сыном (дочерью) другого супруга от другого брака (свойство первой степени) [63].
Например, Петр состоял в браке с Анной, потом они развелись. Анна вышла второй раз в брак за Андрея, у них родилась дочь Наталья. После совершеннолетия Натальи Петр не может на ней жениться.
В византийскую эпоху разводы супругов случались редко, и, возможно, поэтому этот вопрос канонистами не был подробно разработан. В наше время разводы стали массовым явлением. Поэтому вопрос о возможности браков между потомками разведённых супругов приобретает большое значение.
Считаем, что, поскольку даже блудная связь создает в происшедшем от него потомстве такое же родство по плоти, как и в законном браке, то представляется обоснованным по образу этого исчислять родство между потомством разведённых супругов.
В этом случае дети, родившиеся у разведённых супругов в разных браках, считаются сводными братьями и сестрами, и степени допустимого родства для заключения браков между ними такие же, как в однородном (кровном) родстве (то есть до восьмой степени).
Родство духовное
Духовное родство возникает при восприятии младенца во время совершения Таинства Крещения [64].
Восприемник и (или) восприемница должны заботиться о духовном воспитании своего крестника или крестницы, и поэтому, по благодати, становятся вторыми родителями новокрещённого.
Должен быть один или два восприемника? На этот счет есть разные указания. Кормчая упоминает одного восприемника [65]. Стоглавый собор даёт четкое правило об одном крестном [66]. При этом с древности существует и стал узаконенным обычай иметь обязательно при крещении кума и куму, то есть восприемника и восприемницу. Номоканон при Большом Потребнике упоминает крестных отца и матери одного ребёнка [67].
В первой половине XIX века на Рогожском «исполнялся издревле существующий и церковью узаконенный уже обычай — иметь обязательно при святом крещении кума и куму, то есть восприемника и восприемницу, как для мальчика, а равно и для девочки» [68].
Восприемниками признаются только бывшие при крещении, совершаемом священником (а не мирянином) [69]. Нельзя в крестные записывать заочно людей, на крещении не присутствующих.
Крестными не могут быть ближайшие родственники по плоти.
«При крещении не могут воспринимать:
- брат брата или сестру, сестра брата или сестру;
- дед или бабка своих внуков;
- племянник или племянница – своих дядю или тетку.
Не могут быть восприемниками одного младенца:
- отец с дочерью;
- мать с сыном;
- родители мужа и жены (сватья)».
При этом смешивается родство плотское и духовное [70].
Степени духовного родства исчисляются иначе, чем при родстве плотском.
Родной отец ко всем своим детям по плоти состоит в первой степени родства.
Восприемник в первой степени родства состоит только к своему крестнику, с его отцом (кумом) состоит во второй степени, как с братом.
С родным братом крестника, если он его не крестил, восприемник стоит в третьей степени родства, как с племянником [71].
Духовное родство накладывает брачные ограничения между крестными и их крестниками.
В 53-ем правиле Шестого Вселенского Собора (Трулльского) сказано, что «сродство по духу есть важнее союза по телу». Исходя из этого некоторые канонисты считали, что родство по крещению должно считаться так же, как и кровное, и браки в нём запрещены до седьмой степени включительно.
Однако большинством древних канонистов это мнение не было поддержано. Причина была в том, что всякое постоянно проживающее в одной местности население через несколько поколений начинает породняться до такой степени, что это начинает создавать трудности для дальнейших браков. Если и по духовному родству в тех же степенях запрещать браки, то они станут совсем невозможными. Поэтому браки при духовном родстве запрещаются лишь в нескольких оговоренных случаях.
Крестный отец и крестная мать одного крестника (крестницы) не могут вступать между собою в плотской брак [72].
В двести девятой статье Номоканона при Большом Требнике сказано: «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются».
Из этого же правила следует, что супруги не могут стать крестными родителями одного крестника, так как после этого они должны прекратить супружеское сожительство.
В Кормчей на листе 551 сказано, что человек, ставший восприемником своему родному сыну, разлучается со своей женой, так как сделал её себе духовной сестрой [73].
Запрещён брак между восприемником и крестницей, как между отцом и дочерью [74].
Не может он жениться и на дочери крестницы [75].
А также запрещён брак восприемника с родной матерью восприемницы, кумой, как с сестрой [76].
В духовном родстве запрещены браки в боковых линиях до 3-й степени включительно.
Сын восприемника не может жениться на своей сестре по крещению, ни на её матери, ни на её дочери [77].
Иногда брак запрещается и в 4-й степени духовного родства. Дети крестного и родные братья и сестры крестника (другие дети кума) не могут вступать между собой в брак, хотя между ними четвертая степень родства.
Но уже в пятой степени браки разрешаются, то есть сын крестника может жениться на внучке кумы.
Тем более разрешен брак между внуками крестника и кума (шестая степень) [78].
По нисходящей линии духовное родство между крестным (крестной) и крестником (крестницей) является препятствием к браку до седьмой степени включительно, подобно кровному родству. То есть брак между родными детьми крестного (крестной) и крестника (крестницы) разрешается только в восьмой степени [79].
Крестовые брат и сестра, имеющие одного крестного, не могут вступать в брак.
Если один человек в разное время был крестным детей мужского и женского пола от разных родителей, то все они, хотя и не имеющие плотского родства, становятся крестовыми братьями и сестрами и не могут вступать между собою в брак (вторая степень родства) [80].
Во многих храмах крестными бывают одни и те же люди, например, сотрудники храма, пономарь и свечница. В этом случае все крещенные ими дети в будущем не должны вступать между собой в браки. Чтобы избежать такой ситуации, надо в храме среди сотрудников иметь одну пару особых восприемников для мальчиков, и другую пару особых восприемников для девочек. Возможно, в соответствии с 17-ой главой Стоглавого собора, вернуться к практике одного восприемника для мальчиков и одной восприемницы для девочек.
Если муж был восприемником одного младенца, а его жена другого, то эти дети не могут вступать в брак между собою так, как будто их крестил один восприемник (муж и жена считаются одной плотью) [81].
Но в детях крестовых братьев и сестер родства не имеется (согласно Кормчей, лист 551, где последующее нисходящее родство не указано).
Свт. Арсений Уральский писал, что, хотя «Номоканон же и здесь простирает сродство до 8 степени, но за невозможностью сего высчитывать, сего нигде ни наблюдается» [82].
Литература:
- Кормчая (Номоканон). Напечатана в 1912 г. в типографии П.П. Рябушинского в Москве. Репринтное издание. Санкт-Петербург 1997 г.
- Номоканон при Большом Потребнике 1623 г. Переиздание единоверческой печати 1877 г. Электронная версия http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/bolshoj_potrebnik/bolshoj_potrebnik/199-1-0-837
- Чин венчанию. Уральск 1909 г. Репринтное издание. Бородулино 1977 г.
- Каноны или книга правил. Репринт с издания 1874 г., Москва, Синодальная типография.
- Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. М. 2000 г. Репринт с издания М. 1877 г.
- Матфей Властарь. Алфавитная синтагма. М. 2006 г., репринтное издание.
- Стоглав. Санкт-Петербург 1997 г.
- Епископ Арсений Уральский (А.В. Швецов). Краткий номоканон и чин исповеди. Новосибирск, 2009 г.
- Руководство о сродствах, возбраняющих брак. Арсений Уральский. С.-Петербург, 1907 г. Переиздано в журнале «Духовные ответы» №7, 1977 г.
- К вопросу о брачном праве. Сборник статей о различных видах родства. М. 1900 г., Постановления (старообрядческого) Казанско-Вятского епархиального съезда. М.1909 г. Репринтный сборник 2008 г.
- Практическое руководство при совершении приходских треб. Составил священник Н. Сильченков. Издание 1888 г. Репринт Санкт-Петербург, 1994 г.
- Настольная книга для священно-церковнослужителей. М. 1913 г. Репринт 1993 г.
- Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. С.-Петербург 1911, репринт М. 1994.
- Протоиерей Владислав Цыпин. Каноническое право. М. 2012 г.
[1] 53, 54 прав. Шест. Всел. Соб.; 2 прав. Соб. Неокесарийск.; 23, 78, 87 прав. Василия Вел.; 11 канонич. отв. Тимофея еп. Александр.; 13 прав. Феофила, архиеп. Алекс.
[2] «По наблюдениям одного ученого, из 95 детей, рожденных от браков между близкими родственниками, вышло: 44 идиота, 12 золотушных, 1 глухонемой, 1 карлик и лишь 37 сносного телосложения». Настольная книга для священно-церковнослужителей. М. 1913 г. Репринт 1993 г. Стр. 1175.
[3] Большой библейский словарь. Под редакцией Уолтера Элуэлла и Филипа Камфорта. Санкт-Петербург 2005, стр.
[4] «Ввиду известного сладострастия жителей Востока и того исторического факта, что целые государства и отдельные нации Востока погибли вследствие расшатанности нравственных устоев, безразличного произвола половых сопряжений и прекращения всех существующих семейно-социальных отношений, — Иегова, Святый Израилев, с особенной торжественностью изрекает постановления, регулирующие семейную жизнь.
Воспрещаются браки и половые союзы в ближайшем родстве — первых трех степенях, охраняя тем нравственные отношения уважения и любви между кровными родственниками от влечения и уз плотской половой любви». Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина. Том 1 стр. 468-469.
[5] Блаженный Феодорит Кирский писал: «Иные охуждают законоположение о браке, говоря, что Бог запрещает, чего нигде и никогда не бывало. Ибо, рассуждают, кто согласится на кровосмешение со своей матерью? <…> Бог не стал бы запрещать того, на что никто не отваживался. <…> Ибо так сказал Бог: «по начинаниям Египта, и по начинаниям земли Ханаанския не сотворите» (лев. 18:3). Сказав же сие, объясняет, на что там отваживались, и запрещает таковые дела. А что люди осмеливались делать многое, сему подобное, свидетельствуют о сем персы, которые и до настоящего времени вступают в супружество не только с сестрами, но и с матерями и дочерями. Многие же отваживаются и на другие беззакония». Толкования на книгу Левит, вопрос 24.
[6] «Срамоты жены брата твоего да не открыеши, срамота брата твоего есть» (Лев. 18:16).
[7] По словам свт. Василия Великого, в ветхозаветном законе упоминались не все запрещённые случаи родственных браков, «не все роды грехов объемлет, но в особенности отвергает грехи Египтян, откуда изшел Израиль, и Хананеев, к которым он переселялся. <…> И сколько других видов нечистых страстей изобрело бесовское училище, о коих Божественное Писание умолчало? <…> Слова «да не внидеши ко всякому ближнему плот твоея открыти срамоты их» (Лев. 18:6) заключает в себе» «непредваренный учением обычай», запрещающий «недостойные названия действия мужей и жен» (87 прав. Василия Вел., Послание в Диодору Василия Вел.).
[8] 19 прав. Святых Апост.; 2 прав. Соб. Неокесарийск.; 23, 27, 68, 75, 76, 78, 79, 87 прав. Василия Вел.; 11 канонич. отв. Тимофея еп. Александр.; 5 прав. Феофила архиеп. Алекс.
[9] Епископ Никодим (Милаш). Толкования на Правило 54 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора.
[10] «Соборный свиток» патриарха Сисиния в Кормчей, лист 552-567 (стр. 1218-1249).
Епископ Никодим (Милаш). Толкования на Правило 54 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора.
[11] Епископ Арсений Уральский (А.В. Швецов). Краткий номоканон и чин исповеди. Правило 43-5, стр. 85.
[12] К вопросу о брачном праве. Сборник статей о различных видах родства. М. 1900 г.; Постановления (старообрядческого) Казанско-Вятского епархиального съезда. М. 1909 г. Репринтный сборник 2008 г. Стр. 79
Славянский текст «о гневе Божием» в Кормчей, лист 559 об.-560 (стр. 1232-1233).
[13] Статья 14 Семейного кодекса Российской Федерации не допускает заключения брака между:
— родственниками по прямой восходящей линии (то есть между родителями и детьми, дедушкой/бабушкой и внуками);
— между полнородными и неполнородными (то есть имеющими одного общего родителя) братьями и сёстрами;
— между усыновителями и усыновлёнными.
Таким образом, заключение брака между дядей и племянницей, тётей и племянником или между двоюродными братом и сестрой допускается. Допускается и брак между сводными братьями и сестрами.
По факту, в России близкие родственники заключают браки, не уведомляя ЗАГС о родственных связях. Работники ЗАГС в свою очередь не обязаны по регламенту проверять или требовать подтвердить документально отсутствие родства. Брак признаётся заключённым даже в случае последующего выявления родства супругов. Нарушение 14 статьи облагается незначительным административным штрафом, как за подачу ложных данных. Интернет-ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инцест
[14] 87 прав. Василия Вел. (Послание к Диодору).
[15] Кормчая, лист 649 обор. (стр. 1414). Дана ссылка на 10 правило Тимофея Александрийского (лист 270, стр. 675): «Причетник возван бысть венчати на брак, аще и увесть яко беззаконен есть к чужим грехом себе да не приобщает». В русском переводе «Книги правил» это правило идёт под номером 11. «Вопрос 11: Аще кто звати будет священнослужителя на сочетание брака, и сей услышит, яко брак сей есть незаконный, или кровосмешение, на пример, яко имеющая сочетатися есть сестра умершия жены: то должен ли священнослужитель послушати таковых, или творити за них приношение. Ответ: Решительно скажите: аще священнослужитель услышит о незаконности брака, и аще брак подлинно незаконный есть: то не должен священнослужитель приобщатися чужим грехам».
[16] Кормчая, лист 522 оборот, 523 (стр. 1158-1159). «Да обручит» — если сначала совершалось обручение, а венчание спустя какое-то время (иногда и через несколько лет). «Или (обручит) и венчает» — обручение и венчание совершаются в один день.
[17] Кормчая, лист 523, 523 оборот (стр. 1159-1160).
[18] Кормчая, лист 522 оборот (стр. 1158).
[19] Кормчая, лист 522 оборот (стр. 1158). Жена пропавшего без вести воина не могла, согласно 31 и 36 правилу свт. Василия Великого, вступать в брак «прежде удостоверения о его смерти». 93 правило Шестого Вселенского собора распространило это на всех жен и мужей, чьи супруги отлучились и участь их была неизвестна.
В толкованиях Аристина и Вальсамона на это правило приводятся византийские правовые нормы (новеллы Юстиниана из книги Василик), определяющие возможность вступления во второй брак в таких случаях. Жена воина могла вступить в новый брак через год после получения официального письменного извещения о смерти мужа от его воинских начальников.
Супруг (как жена, так и муж), другой супруг которого был взят в плен, может вступить в новый брак через пять лет, если остается неизвестным, жив или погиб первый супруг.
[20] Номоканон при Большом потребнике, правило 53.
[21] Епископ Арсений Уральский (А.В. Швецов). Краткий номоканон и чин исповеди. Правило 43-5, стр. 85.
Кормчая лист 563 обор. (стр. 1242). Номоканон при Большом Потребнике правило 177.
[22] 23, 68, 75 прав. Василия Вел.
[23] Матфей Властарь «Алфавитная синтагма» буква «Г» глава 9-я «О противозаконных браках», стр. 113.
[24] Кормчая, лист 550, Постановления (старообрядческого) Казанско-Вятского епархиального съезда 1889 года, стр. 31.
[25] Матфей Властарь. «Алфавитная синтагма», стр. 74: «От блуда рожденную сестру никто не берет в супружество. И ещё: соблудившему с какою-нибудь женщиной, если блуд был открытый, запрещается взять ея мачеху, а троюродную сестру брать не запрещается»
Стр. 348. «Гражданские законы и церковные правила признают родство и от блуда, и родственников от блуда, сочетавающихся между собою законным браком, как впадших в кровосмешение, подвергают наказаниям».
[26] Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Многим кажется странным, что второбрачие, (заключенное ещё) до крещения, служит препятствием к избранию и рукоположению в священнослужители, когда все грехи, раз они смыты крещением, не вменяются уже в вину человеку. Но мы должны знать, что крещением может быть прощена вина, но не может быть уничтожен закон. В супружестве же — не вина, а закон. То, что относится к греху, это в крещении отпускается, но что касается закона, это не оставляется». «Об обязанностях священнослужителей» Казань 1908 г., репринт М. 1995. стр. 195
Под законом свт. Амвросий подразумевал слова Господа: «человек <…> прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину» (Быт.2:24)
То, что этот закон остаётся в силе и при блудных связях, независимо от крещения, подтверждает апостол Павел «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть» (1Кор.6:16).
[27] Арсений Уральский. «Руководство о сродствах, возбраняющих брак».
[28] Лев. 18:9, Кормчая лист 525 оборот 526, 537, 528 (стр. 1164, 1165, 1187, 1169).
[29] Кормчая, лист 526 (стр. 1165).
[30] Кормчая, лист 526 оборот (стр. 1166).
[31] Кормчая, лист 549. (стр. 1211)
Постановления (старообрядческого) Казанско-Вятского епархиального съезда 1889 года, стр. 12.
[32] «К вопросу о брачном праве…», стр. 118.
[33] «К вопросу о брачном праве…», стр. 118.
[34] «К вопросу о брачном праве…», стр. 119.
[35] Кормчая, лист 567 (стр.1249).
[36] 87 прав. Василия Вел.; Кормчая, л. 536 (стр. 1185).
[37] Кормчая, лист 537 оборот (стр. 1188).
[38] Кормчая, лист 537 оборот (стр. 1188).
[39] Кормчая, лист 536 оборот (стр. 1186).
[40] Кормчая, лист 555 оборот (стр. 1224)
Матфей Властарь «Алфавитная синтагма», стр. 76.
[41] Свт. Василий Великий пишет: «Второй брак есть врачевство противу блуда, а не напутствие сластолюбию. Речено «Ащи ли не удержатся, да посягают» (1 Кор. 7:9). Но и посягая, да не беззаконуют». Правило 87 (Послание к Диодору).
[42] Лев. 18:16; 87 прав. Василия Вел..
[43] Кормчая, лист 530 (стр. 1173).
[44] Кормчая, лист 530 (стр. 1173)..
[45] Кормчая, лист 530 оборот (стр. 1174).
[46] Кормчая, лист 530 оборот (стр. 1174).
[47] Кормчая, лист 530 оборот (стр. 1174).
[48] Кормчая, лист 531 (стр. 1175).
[49] Кормчая, лист 532, 532 оборот (стр. 1177, 1178).
[50] «К вопросу о брачном праве…», стр. 57.
[51] Лев. 18:8; Кормчая, лист 529 (стр. 1171).
[52] «К вопросу о брачном праве…», стр. 52.
[53] «К вопросу о брачном праве…», стр. 56.
[54] «К вопросу о брачном праве…», стр. 62.
[55] «К вопросу о брачном праве…», стр. 94.
[56] «К вопросу о брачном праве…», стр. 105.
[57] «К вопросу о брачном праве…», стр. 98.
[58] «К вопросу о брачном праве…», стр. 100.
[59] Арсений Уральский «Руководство о сродствах, возбраняющих брак».
[60] Арсений Уральский «Руководство о сродствах, возбраняющих брак».
[61] «К вопросу о брачном праве…», стр. 104.
[62] Арсений Уральский «Руководство о сродствах, возбраняющих брак».
[63] Кормчая, лист 551 (стр. 1215): «Никто же может пояти себе в жену, дщерь жены своея, юже отлучи от себе, и по разлучении она роди ю со инем мужем»
Прот. Владислав Цыпин. «Каноническое право» М. 2012 г., стр. 684.
[64] Кормчая «О сродстве еже от святого крещения», листы 541 оборот – 548 (стр. 1196 – 1209).
[65] Кормчая, на листе 541 оборот (стр. 1196).
[66] «А кум бы един, либо мужеский пол, либо женский, а о два кума и мнозии кумове не были, как у вас прежде сего было». Стоглав 17 глава «О детском крещении».
[67] Номоканон при Большом Требнике, статья 209.
[68] По воспоминаниям видного старообрядческого деятеля, члена Московского Духовного Совета на Рогожском Ивана Ивановича Шибаева, которое содержится в его «Мнении по поводу постановлений Казанско-Вятского епархиального съезда», высказанном в 1892 году. «Постановления Казанск.-Вятск старообр. епарх. Съезда 1889 г.», стр. 38-39.
[69] Постановления Казанск.-Вятск старообр. Епарх. Съезда 1889 г. стр. 94. Там же сказано: «при крещении младенца, погруженного простолюдином, иерей должен совершить весь чин крещения, но не погружать <…> И при этом крещении обязательно должны быть восприемники». Стр. 16.
[70] Постановления Казанск.-Вятск старообр. Епарх. Съезда 1889 г. стр. 15.
[71] Кормчая лист 541 оборот – 542, 542 оборот – 543 (страницы 1197-1199).
Матфей Властарь «Алфавитная синтагма», стр. 88.
К вопросу о брачном праве…», стр. 152.
[72] Арсений Уральский «Руководство о сродствах, возбраняющих брак».
[73] Кормчая лист 551 (стр. 1215).
«К вопросу о брачном праве…», стр. 108.
[74] Кормчая лист 542 (стр. 1197).
«К вопросу о брачном праве…», стр. 108.
[75] Кормчая, лист 542 (стр. 1197)
«К вопросу о брачном праве…», стр. 108.
[76] Кормчая, лист 542 (стр. 1197)
«К вопросу о брачном праве…», стр. 109.
[77] Кормчая, лист 542 (стр. 1197).
[78] Кормчая лист 543
Арсений Уральский «Руководство о сродствах, возбраняющих брак».
[79] Арсений Уральский «Руководство о сродствах, возбраняющих брак»
«К вопросу о брачном праве…», стр. 158-159.
[80] Кормчая лист 551
«К вопросу о брачном праве…», стр. 126
Постановления (старообрядческого) Казанско-Вятского епархиального съезда 1889 года, стр. 39.
[81] «К вопросу о брачном праве…», стр. 114, 160.
[82] Арсений Уральский «Руководство о сродствах, возбраняющих брак».
Автор: Алексей Шишкин
Прежде чем начинать читать столь объемный текст, хотелось бы узнать, кто такой Алексей Шишкин. Может лучше не читать написанное им? На странице «Наши авторы» информации о нем нету
«Два родных брата не женятся на двух двоюродных сестрах, так как, хотя между ними и шесть степеней, но двоюродные сестры становятся соневестками [40].» — нахожу слабым авторское обоснование: а троюродные сестры при разрешенных степенях «соневестками» разве не становятся? В [40] написано: «яко многимъ нивочто же полагати братома двема бракомъ, сущема себе двоу братома чаде поимати; се же яве и невозбранно, и сщеннословиемъ творити.» — кто бы мне, неучу, перевел…
спецов нет или в поездках, посему деревенские между собой поумничают: «многие считают обычным делом двум братьям жениться на детях двух братьев (двоюродных сестрах). Это очевидно и не запрещено и проповеданием слова Божия совершается.» — Кормчая лист 555 на обороте.