Святая Литургия — самая главная часть православного круга богослужения, таинственная служба христианской Церкви. Она совершается ежедневно (в тех храмах, где службы идут непрерывно), за исключением дней самого строгого поста. Так, Литургия не служится в некоторые будние дни Великого Поста и в Великий Пяток — день крестных страданий и смерти Спасителя.
Чины Литургии в старообрядчестве
В настоящее время используется три чина Литургии:
- Литургия Василия Великого;
- Литургия Иоанна Златоуста;
- Преждеосвященная Литургия святителя Григория, папы Римского.
Чаще всего — это Литургия Иоанна Златоуста, Литургия же Василия Великого служится 10 раз в году:
- В сочельник (накануне) Рожества Христова и Крещения (или в день праздника, если он приходится на воскресенье или в понедельник);
- В день памяти святителя Василия Великого 14 января (1 января по старому стилю);
- В первое, второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста;
- В Великий Четверг и Великую Субботу.
В великопостные среду, пятницу и отдельные праздники (кроме субботы и воскресенья) совершается Литургия преждеосвященных Даров, имеющая свой особенный чин. Перед этой Литургией нет Проскомидии, молитвы Евхаристического канона были совершены ранее, отчего она и носит название «преждеосвященной».
Происхождение Литургии
Богослужебный чин Литургии складывался постепенно. В начале истории Церкви Литургия была воспроизведением тайной вечери Господа и совершалась вечером, после чего происходила совместная трапеза — агапа. Уже тогда намечались главные части Литургии: чтение священного Писания, ветхозаветные гимны, поучения, совершительные молитвы. В конце I и начале II века происходят в Литургии существенные изменения: вечери любви (агапы) отделяются от Литургии. Вводятся новозаветные чтения, появляются молитвы за новопросвещенных, которые позже развиваются в ектении. В III веке вводятся молитвы за оглашенных, кающихся, бесноватых. Молитвы древней Литургии были очень пространны, и потому учителя Церкви решили ее сократить. Этот труд совершили святители Иоанн Златоуст и Василий Великий. Разница между этими Литургиями незначительна: в Литургии Василия Великого пространнее тайные молитвы, читаемые священником.
Следует отметить, что некоторые новообрядческие богословы, стараясь оправдать реформы патриарха Никона, отменившего старые богослужебные чины и провозгласившего новые, утверждали, что точно так же и отцы Церкви «запрещали» более древние Литургии, а вместо них «сочиняли» новые. На самом деле никаких «запретов» старых и «сочинений» новых Литургий не было. Христианское богослужение развивалось постепенно. Поздние Литургии никак не противоречили более ранним, но лишь украшались соответствующей месту и времени гимнографией и чинопоследованием. Так и сами Литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого весьма условно принадлежат этим отцам Церкви, поскольку включают в себе как древние чины и молитвы, так и некоторые новые, составленные уже после упокоения этих святых. Впоследствии чин Литургии остается в общем неизменным, но отдельные песнопения и молитвы вносятся и в позднейшие века. Так, например, гимн «Единородный Сын» включен в VI веке, Херувимская песнь — в конце того же века, Символ веры — в конце V, Достойно есть — в конце X века.
Главные части Литургии
Литургия святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого состоит из трех частей:
1. Проскомидии, когда совершается приготовление Святых Даров для совершения Таинства;
Проскомидия. Фото Г. Чистякова
2. Литургии оглашенных, песнопения и чтения которой напоминают молящимся о времени, когда люди ожидали рождения Спасителя и Его проповеди до начала Крестных страданий;
3. Литургии верных, когда совершается Таинство Евхаристии — хлеб и вино, приготовленные во время Проскомидии, прелагаются (таинственно изменяются) в Тело и Кровь Господню. В конце Литургии верных священнослужители и достойные, готовые к этому люди, приобщаются Святых Таин.
Причащение младенца
Комментариев пока нет