- Как отличить старообрядческий храм от новообрядческого;
- Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы;
- Восьмиконечный крест;
- Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила;
- Иконы;
- Подручники;
- Унисонное пение и одежда верующих.
Как отличить старообрядческий храм от новообрядческого?
Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить старообрядческий храм от новообрядческого (никонианского). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация. Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.
Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы
Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.
Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.
Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.
Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.
Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.
Восьмиконечный крест
На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений. Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч. и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм не старообрядческий. И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное положение.
Крест на новообрядческом храме | Крест на старообрядческом храме |
Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила
Оказавшись внутри старообрядческого храма, нужно осмотреться. В старообрядческих храмах во время Богослужения практически не используется электрический свет (за исключением клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.
Паникадило с электрическими свечами | Паникадило для восковых свечей, Рогожское |
Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей — красных, белых, зеленых и пр. — не допускается.
Внутри старообрядческого храма. Иконы
Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».
Внутреннее убранство старообрядческих храмов |
Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в новообрядческих или униатских церквях, тут не допускаются. Определенным образом о принадлежности храма могут сказать сами иконные изображения.
Новообрядческие иконы |
Православные (старообрядческие) иконы
Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых — царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий. Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «вёдер», то этот храм явно не старообрядческий. Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.
Внутри старообрядческого храма. Подручники
В старообрядческих храмах также можно встретить подручники — специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.
Подручники для земных поклонов. Рогожское
Вопреки расхожему мнению, якобы в старообрядческих храмах никогда не бывает стульев или сидений (как у католиков или униатов), на самом деле подобные сиденья имеются во многих (но не всех) старообрядческих безпоповских храмах прибалтийских стран.
Cтарообрядческий безпоповский храм
Унисонное пение и одежда верующих
Если в церкви происходит Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих. Аккорды, трезвучия и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены. Также определенную информацию о принадлежности храма может дать одежда верующих, которая отличается своей строгостью.
это на фото «прибалтийский» храм часовенных г. Нукус со скамейками
Скажите, пожалуйста, что за символ украшает купол храма на правом рисунке самой первой иллюстрации к этому посту? Откуда взято данное изображение?