Священники обычно посещают тяжко болящих, чтобы исповедовать их и причастить. Более всего обязанность о причащении умирающих лежит на совести духовного отца. Также определенную ответственность несут родственники умирающего. Если они не позаботились о призвании священника, то этим совершили грех. Умирающий может причаститься даже после еды, но непременно с посильной исповедью и покаянием.
Однако не всегда священник может успеть посетить болящего — старообрядческих священников не так много, а расстояния между местом их служения и местом проживания христианина могут составлять сотни километров.
В таких случаях священники иногда благословляют духовным чадам, живущим на большом расстоянии от храма Божия, иметь у себя дома запасные св. Дары. В случае неотложной нужды христианин может причаститься сам или причастить опасно больного или умирающего ближнего по особо составленному чину, непременно после покаяния и исповедания грехов. В частности, Св. Дары долгие годы хранились в семье отшельников Лыковых. Однако подобная практика допустима лишь в случае, когда действительно невозможно скоро призвать священника.
Дарохранительница
Часто на смертный случай в домах держат и святую воду Великого Богоявленского освящения, или так называемую «Великую воду». Этот обычай особенно распространился в те времена, когда старообрядческое священство было гонимо и малочисленно, так что многим из христиан десятилетиями приходилось оставаться без св. Причастия.
Следует, однако, помнить, что святая вода, имеющая великую благодатную силу, все же не может сравниться с Телом и Кровью Христовой и не заменяет их. Древнее церковное обыкновение указывает давать эту воду вместо Причастия тем, кто за какие-либо грехи отлучен от св. Причастия. Итак, св. вода может быть использована для освящения и напутствия, но христианин всячески должен заботиться о том, чтобы отойти из этого мира и предстать пред Богом в чистом покаянии, сподобившись причастия св. Тела и Крови Господа нашего Исуса Христа.
Комментариев пока нет