В давние времена на Руси хоронили умерших в деревянных некрашеных, нередко выдолбленных из цельного дерева гробах. В некоторых местностях Урала и Сибири у старообрядцев сохраняется этот обычай до сих пор. Однако в наше время гроб обвивается тканью, и весьма нежелательно использовать для этого яркую ткань. На верху крышки гроба нашивают восьмиконечный Крест. Приготовленный гроб освящают святой водой или кадят фимиамом. Все действия должны быть неторопливыми, чинными и благообразными.
Саван
Перед положением во гроб тела усопшего на дно гроба постилают саван, как символ перехода в светлую область духовного мира. Саван представляет длинное и широкое (в рост человека) полотно из белой ткани, сложенное по длине вдвое и прошитое сверху в виде капюшона. Белым цветом саван напоминает крещальные одежды, когда усопший давал обещание проводить свою жизнь в чистоте и святости, а теперь должен давать ответ пред Богом. После этого тело перевивают особой лентой, образуя три креста.
Затем полагается святый Крест на грудь усопшему, поверх покрова, в знак веры в Распятого Христа, и лестовка. На главу возлагается венчик со словами молитвы: «Святый Боже». Венчик означает, что усопший окончил свой жизненный путь и его, как верного воина Христова, ждет венец правды, уготованный любящим его. Над гробом покойного читается псалтырь.
Если есть возможность призвать священника, тогда положение покойного во гроб совершается по уставу, как указано в Потребнике перед чином погребения. После Ектеньи, когда священник читает отпуст, назначенные люди благоговейно кладут умершего во гроб, а певчие поют: «Рабу (е) Божию, преставльшемуся (йся) (имя рек), ему (ей) же и во гроб положение творим: вечная память, вечная память, вечная память». Затем протяжно поется «Святыи Боже…», а умершего покрывают до уровня груди белым полотном и принесенным из церкви покрывалом, имеющим на себе восьмиконечный крест. По блаженному Симеону, погребальный покров означает, что покойный находится под покровом (защитой) христовым и св. Церкви. Пророк Давыд: «…покрыю и, яко позна имя Мое» (Пс. 90). Белое полотно должно быть длиною в рост умершего. Но сначала оно кладется под покров в сложенном виде так, чтобы не выступало за его края и не закрывало лицо.
Гроб ставится так, чтобы умерший был обращен лицом к святым иконам, т.е. должен лежать так, как бы и по смерти взирая на лице Бога — своего Праведного Судии.
Перед иконой ставится свеча — или в изголовье гроба, или рядом с ним, на подсвечнике. Если возможно, то около гроба со всех сторон ставятся 4 подсвечника со свечами (или свечи прилепляются непосредственно к краям гроба). Когда все закончено, говорится заупокойный тропарь: «Покой Господи душу успопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея)» трижды, с пятнадцатью поклонами.
Если, нужды ради, положение во гроб совершают без священника, то, по совершении приходных поклонов, читают «Трисвятое, и по Отче наш», затем тропари «Со духи праведными…», 40 раз «Господи, помилуй», молитва «Помяни Господи Боже…», отпуст, «Вечная память», и 15 поклонов за упокой. Порядок действия сохраняется тот же, что и при священнике. Во гроб умершему кладут платок, которым он отирал свои уста после принятия Причастия.
Этим заканчивается домашняя часть приготовления к погребению. Далее начинается церковная.
Комментариев пока нет