В конце обручения по старообрядческому чину положено возложение повойника на главу невесты, что совершенно исключено в новом чине. Повойник в новообрядческих храмах не используется.
На невесту надевают кичку (повойник)
Во время пения 127 псалма в новообрядческом венчании поются припевы «Слава Тебе Боже наш», которых не было в дораскольном чине. Появились также и вопросы жениху и невесте, добровольно ли они вступают в брак. Вопросы эти впервые появляются в потребнике Петра Могилы.
В старообрядческом чине венчания Апостол и Евангелие читаются в самом начале, сразу после Великой ектении. В новообрядческом — после возложения венцов.
Различается и хождение вокруг аналоя. В старообрядчестве оно совершается трижды посолонь (по солнцу), при этом трижды поется тропарь «Святии мученицы…» и «Слава Тебе, Христе Боже…» В новообрядческом чине венчания хождение совершается против солнца, отличаются порядок тропарей, которые при этом поются: в первый раз «Исаие ликуй…», во второй «Святии мученицы…», в третий «Слава Тебе Христе Боже…»
Хождение вокруг аналоя по солнцу у старообрядцев | Хождение вокруг аналоя против солнца у новообрядцев |
Что может препятствовать браку? Степени плотского и духовного родства
В новообрядчестве принято, чтобы брак был сначала зарегистрирован в ЗАГСе, а в старообрядчестве государственная регистрация брака совершается, как правило, после венчания. Это отличие, очевидно, связано с тем, что в старообрядчестве венчание брака совершает, как правило, духовный отец жениха или невесты. При небольшой численности старообрядчества семейное положение каждого может быть выяснено до венчания, как это было и до раскола. Известно, что в XVI веке совершение брака предварялось «обыском», то есть исследованием, не состоят ли жених и невеста в кровном родстве или кумовстве (духовном родстве), нет ли иных препятствий к браку. «Обыск» был отменен в господствующей церкви в XVII веке.
Страницы из рукописи «О родстве и о его определении степеней в коих разрешаются браки, и в коих запрещаются», по-другому «обыск», основанный на Кормчии
Разница между старообрядческим и новообрядческим чином венчания отражена и в художественной литературе. П. П. Мельников-Печерский в книге «В лесах» описывает венчание купца-старообрядца в никонианском храме.
«Батюшка, уж вы, пожалуйста, жениха-то с невестой посолонь обведите, — вкрадчивым голосом сказал попу Петр Степаныч.
— Посолонь, посолонь!.. — пощипывая бородку, думчиво говорил отец Родион. — Неладно будет, государь мой, не по чину.
— Уж сделайте такое ваше одолжение… Не откажите… Да уж и теплоту-то в стеклянном стакане подайте… Уж сделайте милость.
— Значит, по-вашему: стакан жениху в церкви о пол бить да ногой черепки топтать… — сказал Сушило. — Бесчинно и нелепо, государь мой!.. Вы этак, пожалуй, захотите, чтоб после венца невесте в церкви и косу расплетали и гребень в медовой сыте мочили, да тем гребнем волоса ей расчесывали.
— Вот ведь, батюшка, вы все знаете, как у нас по-старинному делается, — улыбнулся Самоквасов.
— Еще бы не знать! Сколько годов с вашим братом вожусь, со здешними, значит, раскольщиками. Все ваши обычаи до тонкости знаю, — молвил отец Родион.
— Так уж вы так и сделайте, батюшка, коли все знаете. Очень бы нас тем одолжили. А мы будем вам за то особенно благодарны.
— Да не все ль для вас едино: так ли, этак ли их повенчаю. Тут главная причина, в обыскную книгу было бы вписано, — сказал Сушило.
— Нет, уж вы сделайте такое ваше одолжение, — продолжал Петр Степаныч. — Я вам за это сейчас же четвертную, не надрываючи, — уговаривал его Петр Степаныч.
— Ох, уж, право, какие вы! — с глубоким вздохом молвил отец Родион. — И не рад, что связался! Только уж как хотите, а одной четвертной будет маловато… А будет с невестой какая молодица, голову-то бы ей в церкви расчесать да повойник вздеть?
— Нет, батюшка, во всем поезде женского полу, опричь невесты, не будет у нас, — сказал Самоквасов.
— Так как же это будет? — вскликнул Сушило. — Не мужчине ж волоса-то ей расчесывать. Впрочем, об этом не пекитесь. Тут неподалеку для таких делов есть у нас мастерица. Ее пригласим; это уж мое дело, насчет этого вам беспокоиться нечего.
— Оченно будем вам благодарны, батюшка, — сказал Петр Степаныч. — Так какая же будет у нас ряда? — сказал он потом.
— Сами сочтите, — ответил отец Родион. — За посолонь четвертная, за стакан другая, за расплетанье косы третья, молодице четвертая. Сотенная, значит.
— Как же это, батюшка, за косу-то вдвойне вы кладете? — спросил Самоквасов. — За расплетанье косы четвертная, да молодице другая?
— Одна, значит, мне за дозволение совершить во храме бесчинный обряд, церковными правилами не заповеданный, а другая молодице за труды, — спокойно и даже внушительно сказал поп Сушило.
…Началось венчанье. Все было исполнено по условию: ходили посолонь и притом только «святии мученицы» пели, жених с невестой пили из стеклянного стакана, Василий Борисыч звонко разбил его о пол и растоптал, после венчанья молодица в притворе расплела Прасковье Патаповне косу, расчесала ее смоченным в медовой сыте гребнем и, убрав по-бабьему, шелковый повойник надела на молодую».
Комментариев пока нет