Древние иконы Покровского кафедрального собора в Рогожской слободе

Покровский кафедральный собор построен в 1792 г. по проекту выдающегося русского архитектора Матфея Казакова и представляет собой прямоугольное здание, выполненное в стиле русского классицизма, увенчанное ротондой с куполом и крестом. Высота купола 43 метра.

Внутри храм расписан палехскими мастерами, трудившимися над фресками более 10 лет.

Основными и главными святынями храма являются иконы. В храме собрано более 1500 икон древнего византийскаго письма различных школ живописи, существовавших на Руси в период XV — XVIII вв.

В пятиярусном иконостасе собора находятся 318 икон, подобранных и пожертвованных из различных храмов и моленных, а также из личных собраний старообрядцев.

Богоматерь. Из деисусного чина. Вторая половина XVI в. Богоматерь. Из деисусного чина. Вторая половина XVI в. Иоанн Предотеча. Из деисусного чина. Вторая половина XVI в.Иоанн Предотеча. Из деисусного чина. Вторая половина XVI в.
Спас Вседержитель. Белозерье. Вторая половина XVI в.Спас Вседержитель. Белозерье. Вторая половина XVI в. Преподобный Паисий Великий. Новгород. Начало XVI в.Преподобный Паисий Великий. Новгород. Начало XVI в.

Справа от царских врат в нижнем ярусе находится икона с поясным изображением Спасителя из Деисусного чина XV в. школы Андрея Рублева.

Своеобразной «визитной карточкой» храма является уникальное по размерам для той эпохи паникадило весом 3 тонны (бронза, серебро, золото), которое освещается восковыми свечами по двунадесятым и иным великим праздничным богослужениям.

Паникадила в Покровском храме на РогожскомПаникадила в Покровском храме на Рогожском

Не менее уникальна деревянная лестница, которой столько же лет, как и храму. По краям несущих столбов храма располагаются церковные знамена — хоругви, дар старообрядческих общин Рогожской общине в ознаменование распечатания святых алтарей в 1905 году.

В храме находится местночтимая икона Тихвинской Божией Матери. По сложившейся традиции к этой иконе прикладываются перед таинством причащения. Слева за стеклом находятся наиболее древние иконы храма, например, св. Парасковия Пятница XIV в. Новгородских писем.

Святая Парасковия Пятница. Конец XIV — начало XV вв.Святая Парасковия Пятница. Конец XIV — начало XV вв.

В Покровском храме почти нет икон, которые были написаны специально для него. В основном иконы в храм были пожертвованы благочестивыми прихожанами, попечителями храма.

В разные годы попечителями были  купцы Рябушинские, пожертвовавшие немало древних образов, среди которых икона с «оглавным» изображением Спаса Эммануила школы Андрея Рублева (XV в).

 Икона с «оглавным» изображением Спаса Эммануила. Живопись школы Андрея Рублева первой половины XV векаИкона с «оглавным» изображением Спаса Эммануила. Живопись школы Андрея Рублева первой половины XV века

Даром одного из известнейших меценатов середины XIX в. — Козьмы Терентьевича Солдатенкова являются иконы Строгановской школы живописи XVII в. Среди авторов икон знаменитый царский иконописец Никита Павловец, принятый в Оружейную полату в 1668 г. Здесь его икона с поясным изображением св. Николы чудотворца, а также миниатюра с житием преп. Сергия Радонежского. Не менее известен иконописец той же Оружейной палаты —  Прокопий Чирин. Здесь его иконы Спаситель на престоле с припадающими Макарием Исповедником и святым Иоанном мучеником и Богоматерь с предстоящими св. Григорием Богословом и св. муч. Никитой воином.

Богоматерь на престоле со святыми Григорием Богословом, Никитой, Маврой и Евпраксией. Автор Прокопий ЧиринБогоматерь на престоле со святыми Григорием Богословом, Никитой, Маврой и Евпраксией. Автор Прокопий Чирин

Велика заслуга в организации церковной жизни старообрядчества известных Московских меценатов середины XIX в. — купцов-старообрядцев Рахмановых. Благодаря их благотворительной деятельности организовывались школы по изучению церковного пения и устава. Среди Рахмановского собрания икон выделяется «Вход Господень во Иерусалим» начала XIV в. Новгородских писем.

У святого алтаря справа находится редкая икона Византийского письма XIV в. «Спас — ярое око», здесь же икона неизвестного греческого иконописца XV в. «Спаситель — оглавный».

В ризнице Покровского храма находится уникальное собрание древних священнических облачений, аналога которому, по заключению специалистов из музеев Московского Кремля, сегодня в России нет.

 

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля