Покровский кафедральный собор построен в 1792 г. по проекту выдающегося русского архитектора Матфея Казакова и представляет собой прямоугольное здание, выполненное в стиле русского классицизма, увенчанное ротондой с куполом и крестом. Высота купола 43 метра.
Внутри храм расписан палехскими мастерами, трудившимися над фресками более 10 лет.
Основными и главными святынями храма являются иконы. В храме собрано более 1500 икон древнего византийскаго письма различных школ живописи, существовавших на Руси в период XV — XVIII вв.
В пятиярусном иконостасе собора находятся 318 икон, подобранных и пожертвованных из различных храмов и моленных, а также из личных собраний старообрядцев.
Богоматерь. Из деисусного чина. Вторая половина XVI в. | Иоанн Предотеча. Из деисусного чина. Вторая половина XVI в. |
Спас Вседержитель. Белозерье. Вторая половина XVI в. | Преподобный Паисий Великий. Новгород. Начало XVI в. |
Справа от царских врат в нижнем ярусе находится икона с поясным изображением Спасителя из Деисусного чина XV в. школы Андрея Рублева.
Своеобразной «визитной карточкой» храма является уникальное по размерам для той эпохи паникадило весом 3 тонны (бронза, серебро, золото), которое освещается восковыми свечами по двунадесятым и иным великим праздничным богослужениям.
Паникадила в Покровском храме на Рогожском
Не менее уникальна деревянная лестница, которой столько же лет, как и храму. По краям несущих столбов храма располагаются церковные знамена — хоругви, дар старообрядческих общин Рогожской общине в ознаменование распечатания святых алтарей в 1905 году.
В храме находится местночтимая икона Тихвинской Божией Матери. По сложившейся традиции к этой иконе прикладываются перед таинством причащения. Слева за стеклом находятся наиболее древние иконы храма, например, св. Парасковия Пятница XIV в. Новгородских писем.
Святая Парасковия Пятница. Конец XIV — начало XV вв.
В Покровском храме почти нет икон, которые были написаны специально для него. В основном иконы в храм были пожертвованы благочестивыми прихожанами, попечителями храма.
В разные годы попечителями были купцы Рябушинские, пожертвовавшие немало древних образов, среди которых икона с «оглавным» изображением Спаса Эммануила школы Андрея Рублева (XV в).
Икона с «оглавным» изображением Спаса Эммануила. Живопись школы Андрея Рублева первой половины XV века
Даром одного из известнейших меценатов середины XIX в. — Козьмы Терентьевича Солдатенкова являются иконы Строгановской школы живописи XVII в. Среди авторов икон знаменитый царский иконописец Никита Павловец, принятый в Оружейную полату в 1668 г. Здесь его икона с поясным изображением св. Николы чудотворца, а также миниатюра с житием преп. Сергия Радонежского. Не менее известен иконописец той же Оружейной палаты — Прокопий Чирин. Здесь его иконы Спаситель на престоле с припадающими Макарием Исповедником и святым Иоанном мучеником и Богоматерь с предстоящими св. Григорием Богословом и св. муч. Никитой воином.
Богоматерь на престоле со святыми Григорием Богословом, Никитой, Маврой и Евпраксией. Автор Прокопий Чирин
Велика заслуга в организации церковной жизни старообрядчества известных Московских меценатов середины XIX в. — купцов-старообрядцев Рахмановых. Благодаря их благотворительной деятельности организовывались школы по изучению церковного пения и устава. Среди Рахмановского собрания икон выделяется «Вход Господень во Иерусалим» начала XIV в. Новгородских писем.
У святого алтаря справа находится редкая икона Византийского письма XIV в. «Спас — ярое око», здесь же икона неизвестного греческого иконописца XV в. «Спаситель — оглавный».
В ризнице Покровского храма находится уникальное собрание древних священнических облачений, аналога которому, по заключению специалистов из музеев Московского Кремля, сегодня в России нет.
Комментариев пока нет