Уважаемый читатель! Для вашего устройства была автоматически отображена мобильная версия сайта, на которой удобнее просматривать последние новости и статьи, но с нее недоступны некоторые другие разделы.

Оставить легкую версию?
да нет
Новости Статьи Беседа Вопрос священнику Библиотека

Страстная неделя

Исус Христос на Голгофе. Фреска Феофана Критского. Монастырь Ставроникита, Афон, 1546 г.

Страстная седмица  это последняя неделя Великого поста, во время которой святая Церковь воспоминает последние дни земной жизни Господа нашего Исуса Христа, Его страдания, смерть и погребение. В большинстве старообрядческих храмов всю неделю идет продолжительное и трогательное Богослужение по Цветной Триоди. В первые три дня страстной седмицы прочитывается вся Псалтырь, исключая 118 псалом, который читается в Великую субботу на утрени перед плащаницей, и все четыре Евангелия до страданий Христа Спасителя. Из священных песнопений в эти дни особенно трогательны тропарь «Се жених грядет в полунощи» (поется на утрени после великой ектении) и светилен «Чертог Твой» (поется после канона вместо троичного светильна).

СE жени1хъ грzдeтъ въ полyнощи, и3 блажeнъ рaбъ, є3г0 же њбрsщетъ бдsща. недост0инъ же пaки, є3г0 же њбрsщетъ лэнsщасz. блюди2 ќбw душE моS, да не сн0мъ њтzготи1шисz, и3 да не смeрти преданA бyдеши, и3 цrтвіz внЁ затвори1шисz. но воспрzни2 зовyщи, с™ъ, с™ъ, с™ъ є3си2 б9е, бцdы рaди поми1луй нaсъ.

(Вот в полночь идет Жених, и счастлив раб, которого Он найдет бодрствующим, но не достоин (Царствия) тот, которого Он застанет дремлющим. Душа моя, смотри, не отягощайся сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться за дверями Царствия Божия. Поднимись, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по ходатайству Богородицы помилуй нас).

Черт0гъ тв0й ви1жу сп7се м0й ўкрaшенъ, и3 nдeжды не и4мамъ да вни1ду в0нь. просвэти1 ми њдэsніе дш7и, свэтодaвче и3 спаси1 мz.

(Спаситель мой, я вижу Твой чертог украшенный, но не имею одежды, чтобы войти в него. Податель света, соделай светлой одежду души моей и спаси меня).
 

Содержание

 

Дни Страстной недели

В православной традиции неделя начинается с воскресенья. Каждый день последней недели Великого поста Церковь вспоминает определенное событие священной истории:

  • Вербное воскресенье — торжественный вход Господа в Иерусалим.

  • Великий понедельник — целомудренный Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет; евангельское повествование о проклятии бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях, пророчество о разрушении Иерусалима.

Великий понедельник. Проклятие смоковницы. Сербия, XIV в.

  • Великий вторник — Церковь напоминает в Евангелии о грядущем суде Божием, где Господь потребует у нас отчета в дарованных нам талантах, и вообще в делах земной жизни нашей (притчи о 10 девах, о талантах и втором пришествии Господнем).

Великий вторник. Притча о десяти девах. Миниатюра Евангелия из Россано. Италия, VI в.

  • Великая среда — предательство Иуды и евангельский рассказ о грешнице, помазавшей ноги Господа драгоценным миром. В этот день заканчиваются земные поклоны за церковной службой (кроме приходных и исходных).

Предательство Иуды. Несение креста. Собор Святого Марка, Венеция. Италия, XII в.

  • Великий четверг — воспоминание Тайной Вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии. Благочестивые христиане стараются накануне сходить на исповедь, чтобы причаститься за Литургией Святых Таин.

Великий четверг. Тайная Вечеря. Фреска монастыря Ватопед. Афон, нач. XIV в.

  • Великая пятница — моление Спасителя в Гефсиманском саду и Его арест, неправедный суд над Ним, страдания и крестная смерть Господа, Его погребение. Это день великой скорби, Литургия не совершается и трапеза не поставляется.

Великая Пятница. Христос перед Пилатом. Фреска Феофана Критского. Монастырь Ставроникита, Афон, ХVI век

  • Великая суббота — день покоя, когда тело Господа лежало в гробе.

Икона «Положение во гроб». Конец XV в. ГТГ, Москва

Таким образом, самые главные службы Страстной седмицы, да и всего церковного года, совершаются в четверг, пятницу и субботу. В этот день верующие стараются по возможности оставить все дела, чтобы пойти в храм на Богослужение.

 

Великий четверг

В народе его называют также Чистым четвергом. Соответственно, в этот день хозяйки занимаются генеральной уборкой. А может быть название говорит как раз о том, что все должно быть убрано заранее, чтобы пойти в храм хотя бы к службе Страстей Христовых?

В Великий четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю, на которой Господь установил Таинство Евхаристии. Утренняя служба в этот день бывает длиннее обычного, потому что Литургия Василия Великого совершается на вечерни. Вместо Херувимской песни поется тропарь:

Ве́чери Твое́й та́йней дне́сь Сы́не Бо́жии прича́стника мя приими́. Не пове́м бо враго́м Твои́м та́йны Твоея́, не лобза́ния Ти дам я́ко Ию́да. Но я́ко разбо́йник испове́даяся вопию́ Ти, помяни́ мя Го́споди во Ца́рствии Си.

Из песнопений этого дня также особенно трогателен тропарь дня «Егда славнии ученицы», который поется на утрени после «аллилуиа».

Е#гдA слaвніи ўчн7цы2 на ўмовeніи вeчери просвэщaхусz, тогдA їю1да ѕлочести1выи, сребролю1біz недyгомъ њмрачaшесz, и3 без8зак0ннымъ судіsмъ, тебE прaведнаго судію2 предаeтъ. ви1ждь и3мёніемъ люби1телю, и4же си1хъ рaди несhтство стzжaвша, и3 ўдавлeнію вдaвшасz. бэжи2 несhтыz души2, ћже ўчи1телю таковaz содёzвшіz, и4же њ всёхъ бlгjи гDи слaва тебЁ.

(Когда славные ученики просвещались на вечери умовения (ног), тогда нечестивый Иуда, заболев недугом сребролюбия, омрачился безумием, и вот предает беззаконным судьям Тебя, праведного Судию. Смотри, любитель богатства, на того, кто удавился из-за них: не подражай несытой душе, которая дерзнула на такое в отношении к Учителю. Милостивый ко всем, Господи, слава Тебе).

В этот день за Литургией приготовляется годовой Агнец (запасные Святые Дары для причащения больных и умирающих вне времени совершения Литургии). Это обычай, существовавший в Древнерусской церкви, сохранился и у старообрядцев-поповцев.

Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что в начале Тайной Вечери Господь омыл ноги своим ученикам, показывая пример служения ближним.

Хотя́и пе́рвыи бы́ти, да бу́дет после́днии, и влады́ка я́ко слуга́, — поется в стихере Великого четверга.

В память об этом древнерусские Уставы содержат «Чин омовения ног»: в соборе епископ омывал ноги двенадцати священникам, в монастыре игумен — братии. В новообрядческой церкви этот чин, не совершавшийся на протяжении XX века, в настоящее время восстанавливается. В старообрядчестве этот обычай не сохранился.

Икона омовение ног из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.

Вечером в четверг совершается павечерница и утреня Великого пятка (в церковной традиции день начинается с вечера). Благочестивые христиане стараются отложить все дела и прийти на службу Страстей Христовых. Это одно из самых важных богослужений церковного года, когда читается двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях, крестной смерти и погребении Господа. Молящиеся внимают им, держа в руках зажженные свечи. Перед Евангелием и после него хор поет: «Слaва страстeмъ твои1мъ, гDи» (земной поклон). Евангелия чередуются с антифонами — особенными стихерами, которые попеременно исполняют правый и левый крылос.

Четырехчастная икона Страсти Христовы. Новгородская таблетка из Софийского собора. XV век

В новообрядческой церкви вошла в употребление так называемая Пассия (passio — страдание лат.) — квазианалог службы Страстей Христовых. Авторство Пассии приписывается митрополиту Петру Могиле, однако сам Акафист Страстям Христовым, являющийся центром Пассии, сочинен архиепископом Херсонским Иннокентием (Борисовым) сравнительно недавно — в 19 веке. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Совершается она по другому графику, нежели служба страстей Христовых. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу Евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. Однако бывают случаи, что в некоторых местах Пассию совершают каждый день. Критики этого Богослужения, например, архимандрит Киприан (Керн) отмечают латинское происхождение этой службы. Другие авторы отмечают нелогичность проведения этого богослужения в первых неделях Великого Поста, поскольку молитвословия Страстей Христовых в это время нарушают линеарность и последовательность годового богослужебного круга.
 

Великая пятница

Ночью, после Тайной Вечери, Господь Исус Христос пошел со своими учениками молиться в Гефсиманский сад, был взят воинами, судим у первосвященников Анны и Каиафы, после чего подвергся поруганиям со стороны служителей первосвященников. Вспоминая все это, и верующие ночь на Великий пяток проводят в бодрствовании. Поздно вечером они собираются в святые храмы к утрени. На этой утрени читаются 12 Евангелий, в которых подробно изложены прощальная беседа Исуса Христа, молитва Его в саду Гефсиманском, взятие воинами, суд над Ним у первосвященников Анны и Каиафы, Пилата и Ирода, крестные страдания, смерть и погребение. Верующие же стоят все это время с зажженными свечами. (Стоит отметить, что в городах традиция совершать службу в ночь на Великий пяток уже почти утрачена, однако по-прежнему остается в некоторых местностях, например, на юге Украины — прим. ред.).

Великая пятница. Уничижение Христа. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.

Великая пятница. Поцелуй Иуды. Пещерная церковь, Каппадокия, XI в.

Литургия в Великий пяток, из благоговейного воспоминания страданий и смерти Христа Спасителя, не совершается. Вместо же нее совершаются «Царские часы», составленные св. Кириллом Александрийским (V в.). Они намного продолжительнее обычных, ведь помимо псалмов, содержащих пророчества о крестных страданиях Господа, читаются также паремия, Апостол и Евангелие. В песнопениях, чтениях апостола и Евангелия на этих часах также говорится о страданиях Исуса Христа. Особенностью Царских часов Великого пятка можно назвать то, что в этой службе повторяются многие стихеры и Евангелия, читавшиеся накануне вечером. Словно второй шанс для тех, кто не смог вечером прийти в храм. Вечером в пятницу совершается вынос на середину храма Плащаницы — писаной или шитой иконы, изображающей положение Господа во гроб. Затем совершается Боготелесное погребение: при чтении 17-й кафизмы поются краткие стихи, полные глубокого смысла и умиления. После умеренной, скромной трапезы и отдыха совершается павечерница с каноном «На боготелесное погребение и плач Богородицы», написанным в X веке Симеоном Логофетом. В некоторых местностях богомольцы, издалека приезжающие в храм к святому Празднику Пасхи, после павечерницы оставались в храме до начала Светлой заутрени. Во время ожидания читали вслух книгу Деяний апостольских. В настоящее время этот обычай постепенно уходит, ведь почти все имеют возможность приехать в храм ближе к полуночи, на машине.

Затем начинается утреня Великой субботы — это молитвенное бдение пред Плащаницею, как бы пред гробом Христа Спасителя. На ней читается канон «Волною морскою», написанный несколькими авторами: преподобным Космой Маиумским (братом преподобного Иоанна Дамаскина), Марком, епископом Идрунтским и инокиней Кассией. Канон изображает смятение неба и земли в минуты смерти Господа и воспевает любовь и славу погребенного Спаса, сходившего в ад и неразлучно пребывающего с Богом Отцом. Он полон такого глубокого смысла, что будет повторен еще раз, в начале пасхальной службы перед Крестным ходом. Чтобы и те, кто не смог помолиться ранее за службами, а пришел только на пасхальную, услышал вдохновенные и торжественные слова канона, объясняющего смысл и значение предпасхальных событий. Ведь только после скорбных и торжественных служб Страстной седмицы открывается в полной мере торжество и радость Пасхи!

В конце вечерней службы в некоторых храмах совершается Крестный ход. Нисшествие Христа в ад изображается трогательным с хоругвями и свечами обнесением Плащаницы вокруг храма при колокольном, медленном, так сказать, погребальном звоне. После этого верующие возвращаются в храм и прикладываются к Плащанице. В это время поется трогательная «надгробная» стихера:

Прии́дете ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго, и́же в нощи́ к Пила́ту прише́дша, и Живота́ все́х испроси́вша. Да́ждь ми Сего́ стра́ннаго, и́же не имее́т где главу́ подклони́ти. Да́ждь ми Сего́ стра́ннаго, Его́же учени́к лука́вый на́ смерть предаде́. Да́ждь ми Сего́ стра́ннаго, Его́же Ма́ти зря́щи на Кресте́ ви́сяща, рыда́ющи вопия́ше, и ма́терски крича́ше. Увы́ мне Ча́до мое́, увы́ мне, Све́те мой, и утро́бо моя́ возлю́бленная. Симео́н бо прорече́, сбы́сться днесь глаго́лющее в це́ркви. Твое́ се́рдце ору́жие про́йдет. Но в ра́дость Воскресе́ния Твоего́ плач преложи́. Покланя́емся Страсте́м Твои́м Христе́, покланя́емся Страсте́м Твои́м Христе́, покланя́емся Страсте́м Твои́м Христе́ и свято́му Воскресе́нию. (3 земных поклона).

 

Великая суббота

Утром в храме читаются часы, как перед обычной службой, но Литургия совершается после вечерни. На ней в песнопениях изображается печаль ада о потере своей власти.На ней поются воскресные и особенные пасхальные стихеры «Днeсь ѓдъ, стонS вопіeтъ, разруши1сz моS влaсть…» Священник и диакон надевают светлые, праздничные облачения, женщины стоят в белых платках.

На вечерни читается 15 паремий — отрывков из ветхозаветных книг, в которых рассказывается о сотворении мира, пасхе ветхозаветной, содержатся пророчества и прообразы Пасхи новозаветной. Чтение множества длинных паремий сохранилось с тех времен, когда накануне Пасхи совершалось крещение оглашенных. Происходило это во время службы, когда христиане слушали паремии. Затем они торжественно встречали новопросвещенных пением «Е#ли1цы во хrтA кrти1стесz, во хrтA њблек0стесz, ґллилyіа». Так начинается Литургия и в наши дни.

Херувимская песнь в этот день особенная, написанная святителем Василием Великим:

Да молчи1тъ всsка пл0ть чlча, и3 да стои1тъ с8 стрaхомъ и3 трeпетомъ, и3 ничт0же земнaгw въ себЁ да помышлsетъ, цRь бо цRю1ющымъ, и3 гDь гDьствующымъ, хrтосъ бGъ нaшъ происх0дитъ заклaтисz, и3 дaтисz въ снёдь вёрнымъ. предъи1дутъ же семY ли1ци ѓнGльстіи, со всёми начaлы и3 властьми2, многоwчи1таz херуви1мъ, и3 шестокрилaтаz серафи1мъ, лицA закрывaюще, и3 вопію1ще пёснь, ґллилyіа, ґллилyіа, ґллилyіа.

(Пусть молчат все люди и стоят со страхом и трепетом, не думая в душе своей ни о чем земном: потому что Царь царей и Господь над владыками идет на заклание, чтобы дать Себя в пищу верующим. Ему предшествуют лики ангелов со всеми Началами и Властями, многоокие (многовидящие) Херувимы и шестокрылые (скорые в исполнении воли Божией) Серафимы, закрывая (с благоговением) лица свои и воспевая песнь: аллилуиа).

Вместо Достойно поется ирмос:

Не рыдaй менE м™и, взирaющи в0 гробэ, є3г0же пл0тію без8сёмени зачалA є4си сн7а. востaну бо и3 слaвенъ бyду, и3 вознесY со слaвою, нем0лчнw ћкw бGъ, вёрою и3 люб0вію тz величaющіz.

(Не рыдай обо Мне, Мать, видя в гробе Сына, которого безсеменно зачала во чреве, потому что Я встану и прославлюсь и, как Бог, вечно буду прославлять с верою и любовью Тебя величающих).

Положение во гроб. Шитая икона — Плащаница. Греция

После заамвонной молитвы бывает обычное благословление хлебов и вина, которыми в древности молящиеся подкрепляли себя для слушания книги Деяний апостольских и затем на бдение ночное.В новообрядчестве принято освящать яйца и куличи днем в Великую субботу. Старообрядцы делают это после окончания Пасхальной службы, рано утром в воскресенье.
 

Сборник «Страсти Христовы»

В старообрядчестве большое распространение имела книга «Страсти Христовы», которую читали всей семьей на Страстной седмице. Основой книги является апокрифическое «Евангелие от Никодима» (II век от Р. Х.) Это сказание стало также источником и богослужебных текстов, например, службы Великой Субботы и иконописных сюжетов.

Книга «Страсти Христовы» с миниатюрами

Этот сборник рассказывает о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданиях, смерти, схождении во ад и воскресении. Особенно подробно описывается то, о чем вкратце или совсем не говорится в канонических Евангелиях. Это главы «О поставлении друга Христова Лазаря архиереом в Китейский град», «О совете первосвященников и книжников жидовских на Господа нашего Исуса Христа», «О сошествии предотечи и крестителя Господня во ад», «О возвещении Господа нашего Исуса Христа Пречистой своей Матери, яко идет на страсть вольную, и о поручении ея женам-мироносицам», «О болезни Иуды», «О пришествии Пречистыя Богородицы и жен-мироносиц к Пилату», «О соборе жидовском», «О плаче Пресвятыя Богородицы, стоявшей у креста Господня», «О пришествии благообразного Иосифа от Аримафей во Иеросалим и снятии со креста тела Исусова», «О сошествии Христовом во ад и об изведении праведных в рай», «О совете жидов убить Иосифа, и о возвещении им о Христе, яко воскресе от мертвых», «О пришествии из Иеросалима в Рим к Тиверию кесарю Марфы, Марии и сестер Лазаревых», «О раскаянии и страдании Пилатове», «О гибели первосвященников Анны и Каиафы».

Известно множество рукописных копий книги «Страсти Христовы», созданных на Руси в XVII–XVIII вв. Часто они украшались миниатюрами. На рубеже XVIII–XIX веков книга неоднократно печаталась в старообрядческих типографиях во Львове, Почаеве, Супрасле и других местах. Современное издание книги «Страсти Христовы» можно приобрести в книжном магазине на Рогожском, книжных лавках других старообрядческих храмов.

 

Народные традиции Великого четверга

К четвергу Страстной недели в деревенской жизни были приурочены некоторые символические приемы, сформированные  под влиянием церковных обрядов. Первые места в этот день принадлежали серебряной монете, соли и хлебу. Омочивый на тайной вечери руку в солило, в знак предстоящего отступничества и предательства, вызвал обычай очищать ту соль, которая некогда была осквернена прикосновением нечистых рук нечестивого Иуды. Пережженную, сероватого и черного вида, соль перемешивали с квасною гущею, клали в старый лапоть и бросали в огонь. Пережженную соль толкли, просеивали и затем считали настолько чистою и священною, что приписывали ей даже целебную силу, помогающую как людям, так и скоту. Эта соль считалась в особенности пригодной для того, чтобы просолить ею первые, освященные после святой заутрени, пасхальные яйца.

«В Чистый четверг». Николай Пимоненко, 1887 г.

В память омовения Спасителем ног апостолов, предшествовавшего осквернению соли Иудой, умываться в Страстной четверг старались «с серебра», для чего клали в воду серебряную монету — прообраз тех сребреников, за которые было совершено величайшее из всех людских преступлений.

В воспоминание о преломлении хлеба, каждый крестьянин подавал в церкви заздравную просфору. Крестьяне верили, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски, оставшиеся на столе, тщательно собирались и хранились, как святыня, пригодная и полезная к употреблению во время болезни.

Чистый четверг признавался крестьянами не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании крестьянки считали своим долгом мыть даже поросят, а также чистить избы. «Если в Чистый четверг вымоешь, — говорилит они, — весь год чистота в избе водиться будет». В деревнях существовал обычай омовения, который состоял в следующем. Глухой ночью, далеко до света, чтобы ворон не успел выкупать своих птенцов, женщины шли на речку (вода для обряда должна быть непременно проточная) с ведрами и кувшинами. Черпали воду на восходе солнца и перед домом сначала обливались сами, а потом будили мужа и взрослых детей, заставляя их также обливаться с головы (маленьких детей мыли в подогретой воде). Девушки мылись в Чистый четверг со специальными целями, твердо веруя, что, если на утренней заре хорошенько «вымыться, вытереть тело полотенцем и отдать затем это полотенце «оброшнику», то от женихов отбою не будет, и в самом скором времени непременно выйдешь замуж.

Кроме всеобщего мытья, крестьяне старались приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делалось на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг сохраняет мясо от порчи.

Страстная Седмица. М.В. Нестеров, 1933 г.

Наряду с обычаями, находящими объяснение в христианских верованиях, к Великому четвергу отнесены были и иные, ничего общего с верой не имеющие. Например, обычай (исключительно приуроченный к этому подвижному церковному празднику) первого пострижения волос у тех малых ребят, у которых они с первого дня рождения еще не стриглись и успели вырасти настолько, что потребовались ножницы. В этот же день подстригали у овец шерсть на лбу, у кур, коров и лошадей хвосты. Делалось это в той уверенности, что от подобных пострижек у овец будет руно длиннее и гуще; лошади не станут скакать через изгороди и портить колья, а у коров не потеряется молоко. В некоторых местностях существовал обычай  гадать о судьбе своей скотины. Также считалось, что нет наиболее удобного дня в году для тех, кто пожелает видеть нечистую силу и узнать от нее свое будущее. Во многих местностях соблюдался обычай считать деньги, чтобы велись они круглый год.