Уважаемый читатель! Для вашего устройства была автоматически отображена мобильная версия сайта, на которой удобнее просматривать последние новости и статьи, но с нее недоступны некоторые другие разделы.

Оставить легкую версию?
да нет
Новости Статьи Беседа Вопрос священнику Библиотека

Великая вода

Праздник Богоявления Господня является одним из самых таинственных в христианской Литургике, он также связан со многими народными традициями и приметами. В центре Богослужения этих дней находится освящение воды, символизирующее Крещение Христово. Христиане прибывают в этот день в храмы не только принести Богу молитву, но и с целью соприкосновения с великой святыней — Богоявленской водой великого освящения. 
 

Когда освящается Богоявленская вода?

Хотя освящение воды в праздник Богоявления совершается сотни лет, в последние десятилетия, видимо, под влиянием господства безбожной власти некоторые церковные истины, благочестивые обычаи и отеческие предания, связанные с этим праздником, к сожалению, стали забываться. Современные авторы замечают, что на их место приходят учения и мнения, заимствованные из мирской жизни, из практики инославных конфессий.

Среди таких сомнительных заимствований находится учение «о трех водах», которое гласит, что есть три вида святой воды. Наивысшей степенью освящения обладает вода, освященная в навечерие Богоявления. Эту воду можно использовать только в течение трех часов после чина водоосвящения. Однако после трех часов хранить и пить ее больше нельзя.

Второй степенью освящения обладает вода, освященная в сам день Богоявления. Эту воду можно хранить и потреблять в течение всего следующего года.

Третей степенью святости обладает вода, освященная во время обычного водосвятного молебна или освящаемая первого августа. Ее можно потреблять также в любое время.
 

Действительно ли существует «три степени» освящения воды?

Старообрядческие и древнерусские источники говорят о другом. Исчерпывающий ответ на эту тему мы можем найти в многочисленной дореволюционной старообрядческой литературе. Здесь уместно привести отрывок из журнала «Златоструй» за 1912 годы, этот же ответ перепечатан в журнале «Духовные ответы» за 1997 годы и некоторых других изданиях.
 

Сколько раз освящается вода на Богоявленские праздники и как хра­нить ее в течение года?

«Большая вода — Богоявленская — освящается один раз, 5 января, и о ней-то и сказано, чтобы по прошествии трех часов (дальнего ради рас­стояния, по прибытии — еще одного часа), хранить ее «опасно» — т.е. осторожно, соблюдать сохранно, как святыню, которую употребляют христиане, по рассуждению своего духовного отца, вместо причастия. По освящении воды всякий христианин имеет право кропить в своем дворе в течение трех часов, а «дальняго ради разстояния», т.е. если кому надо ехать домой за десятки, а иногда и сотни верст, то, по приезде на место, можно кропить свой двор в течение часа.

Святитель Фотий, патриарх КонстантинопольскийЕсли же сказано в «Церковном оке», что «единажды, токмо с вечера освящати воду», то далее, в том же «Церковном оке» сказано, что списатель этой книги не знает, откуда этот обычай заимствован, и просит боголюбивых хрис­тиан, знающих это, «да просветят и нас», т.е. тех, кто писал это рассуж­дение. Очевидно, что Устав не запрещает освящать воду и 6 января, а только писавший это замечание не знал причины, почему это надо со­вершать.

Причину же такого обычая мы находим в объяснении препо­добного Максима Грека, который так говорит об этом. При патриархе греческом Фотии еще существовал обычай у принявших христианство, бывших язычников. Каждого первого числа месяца они раскладывали около своих дворов костер и перепрыгивали его, т.к. некоторые ново­обращенные в христианство придерживались языческих суеверий и ве­рили, что это перескакивание очищает человека и дает ему здоровье на месяц.

Чтобы уничтожить такой языческий обычай, патриарх Фотий сделал распоряжение каждого первого числа месяца совершать освящение во­ды и окроплять верующих. Это мало-помалу отучило христиан, новооб­ращенных от их языческого обычая. Тот же патриарх установил, чтобы в январе месяце, вместо первого числа, совершать освящение воды на самый праздник Богоявления, кроме уже положенного по уставу освя­щения большой воды накануне Богоявления, т.е. 5 января.

Водосвятие в день Крещения на Рогожском

Таким обра­зом установлен был обычай совершать освящение воды первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение совершалось 6 числа, и 2 февраля, когда освящение воды совершалось на праздник Сре­тения Господня. Отсюда ясно, что 5 января освящается большая вода, а вода, освященная 6 января, имеет силу ту же, что и вода, освященная пер­вого августа. И хранить надо именно ту воду, которая освящена 5 января, о ней-то и сказано, что она заменяет иногда, по рассуждению настоятеля, святое причастие, когда кто окажется недостойным принимать Святые Тайны.

Погрешают поэтому те, которые не сохраняют этой воды только потому, что боятся ее пролить или разбить посуду. К сожалению, этот греховный и неправильный взгляд существует во многих местностях сре­ди наших христиан, и они, вместо того, чтобы благоговейно хранить свя­тыню, предпочитают избавить себя от забот по ее сохранности и выпи­вают эту святую воду в тот же день».
 

О причащении (приобщении) Богоявленской водой

О том, что в древней христианской церкви Богоявленской воды, Великой Агиасмы, в качестве духовного утешения приобщались христиане, не допущенные к причастию Св. даров, знает каждый. В любой брошюрке, посвященной святой воде, читатель обязательно встретит фразу из старинного типикона: «Точию агиасму да пиет».

То есть вместо причастия на время епитимии кающийся грешник получал возможность потреблять Богоявленскую воду. Это тайнодействие имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл. Люди, совершившие грехи, отлученные от причастия телом и кровью Христовой и находящиеся под епитимией, наложенной духовным отцом, тем не менее не выпадали из церковного общения. В течение месяцев или лет отлучения от св. причастия они получали в качестве духовного утешения св. Богоявленскую воду.

При этом кающиеся грешники регулярно исповедывались духовному отцу, совершенствовали свою жизнь и, осознавая свое неполноценное положение, стремились к полноценному церковному общению во Христе — через причастие святых Таин.

Отцы Церкви, установившие это спасительное священнодействие, понимали, что лишение кающегося грешника любой святыни приведет его к отчаянию, унынию и даже отпадению от церкви. О необходимости приобщения св. Богоявленской водой говорил один из великих церковных учителей св. Иоанн Златоуст. Ему принадлежит одна из редакций Чина причащения святой водой великого Богоявленского освящения. Молитвы Иоанна Златоуста дошли до наших дней. Русская церковь имеет их в соответствующих последованиях, помещенных в дораскольных и старообрядческих изданиях.Приобщение кающихся святой Богоявленской водой имело большое распространение в древней русской церкви. Сведения об этом мы можем найти в древних монастырских рукописях, богослужебных уставах, в дополнительных частях старинных Служебников XII-XVI веков и других письменных источниках. Подробная информация о приобщении св. Богоявленской водой содержится в сборнике преп. Кирилла Белозерского, так называемой «Энциклопедии русского игумена».

Этот документ достаточно ясно и недвусмысленно рассказывает о бытовавших в древней Руси канонических нормах и церковных правилах. В главе, посвященной причащению, говорится: «Якоже прежде проречеся о гресех каковых-либо — да отлучен будет или едино лето, или 2 лета, или 3,  или 4,  или 5, или 6, или 7, или по осьмих — пращати его противу силы коеждого … А на Рождьство Христово, и на Богоявление, и в Великий четверг и в Велия суботу, и на Пасхе — да вкушает агиасму, еже есть святая вода, и на Петров  День, и на Успение Пресвятые Богородица…» (1).

Таким образом, христиане, находящиеся под епитимией, могли приобщаться св. Богоявленской водой не только от случая к случаю, но и регулярно — каждый двунадесятый праздник, подобно остальным, удостаивавшимся св. даров. Наличие этой информации в личном сборнике преп. Кирилла Белозерскаго имеет для нас особое значение. Известно, что преподобный игумен духовно окормлял не только иноков, но и многих видных мирян тогдашней Руси. Потому его свидетельства несомненно указывают на общую церковную практику.

Традиция приобщения Богоявленской водой сохранялась в обители преподобного Кирилла вплоть до церковного раскола. В келарском обиходнике монастыря, датированном 1655 годом, мы находим: «Аще кто по совету духовного отца недостоин причастия тела и крови Христа Бога нашего, и он причащается святые воды богоявленския и на святую Пасху,  и на Петров день, и на Успение Богородицы, и на Рожество Христово, и на Богоявление Господне» (2).

После церковного раскола 17 века большинство древлеправославных христиан сохранило обычай приобщения святой Богоявленской водой. Как ни странно, но еще большему распространению потребления Богоявленской воды способствовали лютые гонения, воздвигнутые на старообрядцев. Многие церкви и монастыри были разорены и осквернены. Из-за отсутствия освященных престолов и антиминсов древлеправославные священники в некоторых местах не могли в течение многих лет служить св. Литургии.

Однако даже в  самых тяжелых условиях они каждый год совершали Великое освящение воды. Благочестивые люди хранили Великую Агиасму в течении всей жизни, и в случае невозможности принять тело и кровь Христову приобщались водой по великим праздникам, в случаях болезни и даже перед смертью.

В наши дни обычай употребления Великой Агиасмы в качестве духовного утешения продолжает существовать в старообрядческих согласиях. Однако, к сожалению, он практикуется не так часто, как в дораскольной и дореволюционной старообрядческой  Церкви. Некоторые духовники, отлучая своих чад от причастия или даже временно не допуская к нему, попутно отлучают их и от всех остальных церковных святынь. 

Этот обычай нельзя считать вполне благочестивым по двум причинам.

Во-первых, он не соответствует древней христианской и старообрядческой практике. Во-вторых, отлучение от всех церковных святынь выводит пасомого  за рамки церковной ограды. Оставшись на долгие годы без священнодейственного общения с церковью, не ощущая действия благодати Христовой, христианин подвергается суровым испытаниям и тяжелым искушениям, могущим привести к разрыву с церковью.

С другой стороны, регулярная исповедь и приобщение Богоявленской водой, несомненно, стали бы важнейшими элементами подлинно христианского покаяния, чаяния прощения, освящения, путем духовного возрождения человека. Приобщение Богоявленской водой  могло бы помочь и многим новопришедшим христианам: крещенным в детстве, но не имевшим долгие годы общения с церковью, новокрещенным, присоединенным от еретических церквей.

Всем известно, что многие из них не имеют духовного и аскетического опыта, не знают необходимых молитв, не могут содержать должный пост и говение. Временно не допуская таких людей до причастия св. тайн, духовники тем не менее могут сохранять таких христиан в церковном общении, регулярно исповедуя и приобщая Богоявленской водой.

Более подробно о данном материале читайте в исследовательской статье Глеба Чистякова Великая вода
 


1. Энциклопедия русского игумена 14-15 веков. Сборник преп. Кирилла Белозерского. — СПБ, издательство Олега Абышко, 2003. С. 85;

2. Келарский обиходник Матфея Никифорова старца Кирилло-Белозерского монастыря. — М.: Индрик, 2002. с. 102;