Арсений (Швецов), епископ Уральский

Епископ Арсений (Онисим Васильевич Швецов, 1840 — 10 сент. 1908 гг).

Один из выдающихся деятелей старообрядчества. Родился в семье крестьян-беспоповцев в деревне Ильина Гора Вязниковского уезда Владимирской губернии. Мальчику дали имя Анисим, или Онисим — от греческого Ὀνήσιμος («Онисимос») — «полезный, благодетельный». Десяти лет поступил в трехклассное училище, находившееся в Красном Селе близ Гороховца, которое окончил первым учеником.

Чувствуя любовь к подвижнической жизни, втайне от родителей вскоре ушел в лес, называемый Удельным бором, к проживавшим там в землянках беспоповским старцам-отшельникам, прожил с ними около года. Вернувшись в родительский дом, он поступил на службу к ковровским купцам-беспоповцам братьям Першиным.

Однажды вместе с хозяевами он по делам был в Москве, где и познакомился с архиепископом Антонием (Шутовым), беседа с которым произвела на него глубокое впечатление. Убедившись в правоте и законности белокриницкой иерархии, в середине 1860-х гг. Онисим Васильевич присоединился к Церкви Христовой. Это произошло в старообрядческом храме Васильевой слободы Нижегородской губернии (ныне г. Чкаловск).

После присоединения, с 1866 по 1881 г. он проживал при канцелярии архиепископа Антония, исполняя работу письмоводителя. Изучая святоотеческую и старообрядческую литературу из обширной библиотеки владыки Антония, он скоро выдвинулся в ряды первейших начетчиков и апологетов старообрядчества. Вскоре после присоединения, будучи приблизительно 25 лет от роду, он написал «Историю о существовании священства в старообрядческой Христовой Церкви», охватывающую период от крещения Руси до кончины митрополита Амвросия и содержащую много ценных исторических сведений (опубликована в Уральске в 1910 г.).

В январе 1885 г. он принял иночество и вскоре был рукоположен в священноиноки. Постриг и рукоположение совершено архиепископом Саватием (Левшиным). В том же году уехал за границу, в Мануиловский монастырь, чтобы закончить работу над сочинением «Истинность старообрядствующей иерархии».

Вернувшись в Россию, полностью посвятил себя проповеднической деятельности. Он объездил множество краев, везде привлекая в лоно Церкви новых последователей. В 1890 г., в одну из таких своих поездок, он был по доносу арестован в Черниговской губ. и заключен в тюрьму (освобожден по ходатайству местного видного общественного деятеля, старообрядца Г.А.Гусева). Потом киевская судебная палата вовсе прекратила его дело.

После смерти епископа уральского Виктора, священноинок Арсений был избран епископом на уральско-оренбургскую епархию. 24 октября 1897 г. в с. Безводном Нижегородской губернии епископы Кирил нижегородский и Иоасаф казанский рукоположили его в епископы.

Его архиерейская деятельность была весьма плодотворна. Он был учредителем ежегодных Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия, которые пробудили в Церкви новые силы. В 1898 г., после ухода на покой архиеп. Саватия, еп. Арсений был избран местоблюстителем московской архиепископии.

Временно управляя церковно-иерархическими делами российской Церкви, еп. Арсений много содействовал налаживанию ежегодного собрания Освященных соборов. При его ближайшем участии в октябре 1898 г. состоялось избрание и возведение на московский престол архиепископа Иоанна (Картушина). После дарования свободы совести в 1905 г. он много сделал для примирения с неокружниками. В 1907 г. участвовал в съезде Союза старообрядческих начетчиков. Скончался в Уральске. Его кончину оплакало все старообрядчество. Погребение еп. Арсения 14 сентября 1908 г. совершил епископ Иннокентий (Усов). Похоронен владыка Арсений в Уральске «в склепе сбоку церкви». Ныне здание, бывшее храмом, где служил владыка Арсений, передано Русской Православной старообрядческой Церкви.
 

Канонизация Арсения Уральского

16 октября 2008 года Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви причислил святителя Арсения к лику святых. В 2011 году Арсений Уральский прославлен в лике святых Русской Православной старообрядческой Церковью. Мощи обретены и покоятся в старообрядческом храме Уральска.
 

Труды

Епископ Арсений был одним из самых основательных и плодовитых писателей. Общее количество написанного им не поддается учету. Кроме упомянутых сочинений, его перу принадлежат:

  1. «Оправдание старообрядствующей святой Христовой Церкви»;
  2. «Показание всеобдержности двоеперстного сложения и погрешностей против Святого Евангелия новообрядствующей грекороссийской церкви»;
  3. «Беседа зрителя и богомольца»;
  4. «Жизнь и подвиги старообрядческого архиепископа Антония»;
  5. «Апология, сказанная в Петербургской духовной академии 23 марта 1886 г.».

Им было составлено прекрасное практическое руководство к изучению церковного устава, издано много богослужебной литературы, переизданы «Поморские ответы», «Зитуменос», «Книга об антихристе». Написанное епископом Арсением составляет классику старообрядческой литературы.

Деятельность епископа Арсения и его богословские взгляды вызывали противоречивую реакцию в старообрядческой среде, учитывая её разнообразие. Оппоненты, в частности старообрядческий писатель Василий Механиков, обвиняли его в еретических воззрениях. Уже когда он был епископом, некоторые старообрядцы упрекали его во внесении якобы исправлений в церковные книги, называя «книжным реформатором наподобие Никона», и требовали лишить за это сана. Однако несмотря на происки недоброжелателей положение Арсения было прочным, видимо, как и его вера и Воля Божья на его подвиг.

Виднейший апологет старообрядчества Ф.Е. Мельников давал очень положительную характеристику подвижническо-просветительской деятельности епископа Арсения.

В.П. Рябушинский, представитель династии купцов-старообрядцев, русский предприниматель, так писал об интеллектуальном творческом наследии святителя:

Он оставил школу, и, пожалуй, мало найдётся среди известных старообрядческих деятелей позднейших годов и современности таких лиц, которые не должны прямо или косвенно считаться учениками или последователями уральского епископа.

Как начётник, епископ Арсений использовал не только старопечатные книги (как свои предшественники), но и новые академические издания творений Отцов церкви, находя в них аргументы в полемике с противостарообрядческими миссионерами. Плодом интеллектуального творчества епископа Арсения стало разработанное им учение о Церкви, согласно которому её непогрешимость заключается не в людях, всегда грешных и преступных, а в Христе и его благодатных действиях в церкви. Святитель считал, что церковь имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю; первую составляет исповедание веры, а вторую — верующие, как пасомые, так и пастыри, а равно и священнодействия, тесно связанные со званием пастырей. Такая постановка проблематики восходит к тому, что в период, когда у старообрядцев в течение 180 лет не было своих архиереев, внутренняя — таинственная, благодатная, Божественная — сторона церкви продолжала существовать. Поэтому старообрядческое общество «с лишением единомышленных себе епископов, не лишалось наименования церкви Христовой».


 

Статьи об Арсении Уральском на нашем сайте:

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля