Уважаемый читатель! Для вашего устройства была автоматически отображена мобильная версия сайта, на которой удобнее просматривать последние новости и статьи, но с нее недоступны некоторые другие разделы.

Оставить легкую версию?
да нет
Новости Статьи Беседа Вопрос священнику Библиотека

Рождество Богородицы

Рождество Богородицы. Невьянская икона. Круг Богатыревых. Вторая четверть XIX в.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый двунадесятый (от славянского «дванадесять» — двенадцать) православный праздник церковного года. Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения». Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю), является непереходящим и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.
 

Содержание

Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника
Рождество Пресвятой Богородицы в истории
Празднование Рождества Богородицы на Руси
Богослужение на Рождество Пресвятой Богородицы
Праздник Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции
Рождество Богородицы. Иконы
Храмы во имя Рождества Пресвятой Богородицы у старообрядцев

 

Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника

Из Евангелия мы узнаем только основные, самые главные события жизни Богородицы, но там не сказано ни об обстоятельствах Её рождения, ни о дальнейшей Её жизни. Эти подробности доносит до нас церковное предание, то есть древние сказания, церковно-исторические сочинения, а также гимнографическое богослужебное наследие, то есть тексты церковной службы. Родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анну, Церковь называет «богоотцами». Иоаким был потомком царя Давыда, Анна происходила из рода первосвященника Аарона. Они вели жизнь праведную и благочестивую. Предание говорит о том, что для себя они оставляли только третью часть доходов — остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм. Достигнув преклонных лет, супруги оставались бездетными. Следует сказать, что бесчадие считалось в еврейском народе наказанием за грехи, и потому Иоаким и Анна терпели несправедливые обвинения в тайных грехах. Но они не отчаивались, а надеялись на милость Божию и верили, что Господь и в старости может послать им дитя, как некогда Аврааму и Сарре.

Святые Иоаким и Анна. Фреска из монастыря Дионисиат на Афоне

В один из великих еврейских праздников Иоаким пришел в храм Иеросалимский, чтобы по закону Моисееву принести жертву Богу. Но первосвященник не принял даров Иоакима, обвиняя его в грехах, за которые Господь наказывает бесчадием. Опечаленный Иоаким не вернулся домой, а пошел в пустыню, где паслись его стада. Анна, узнав о том, что произошло в храме, также опечалилась. Однако они не роптали на Господа, а горячо молились, прося у Него милости. Их молитва была услышана Господом. По преданию, Иоакиму в пустыне, а Анне в саду было явление Ангела с радостной вестью, что у них родится дочь. Оба тотчас же пошли в Иеросалим и встретились у Золотых ворот. В положенное время у них родилась дочь, Которую назвали Марией. Иоаким и Анна с радостью благодарили Господа и обещали посвятить свое чадо служению Богу. Дата Рождества Богородицы отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия святой Анны (22 декабря).
 

Рождество Пресвятой Богородицы в истории

Одно из первых упоминаний о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439–446). У иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V веке, также 8 сентября есть праздник под названием «Рождество Владычицы Марии». В VII–VIII веках в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Официальное утверждение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию
 

Празднование Рождества Богородицы на Руси

Храмы и монастыри в честь Рождества Богородицы строились в XII–XIV веках в Боголюбово и Владимире, в Суздале, Новгороде, Пскове. Покровительство Богородицы в освобождении русских земель от татаро-монгольского ига было отражено в массовом строительстве храмов, посвященных богородичным праздникам. Рождеству Богородицы был посвящен собор Бобренева монастыря (1381) близ Коломны и надвратная церковь Андроникова монастыря.

Бобренев монастырь близ Коломны

Вдовой великого князя Димитрия Донского княгиней Евфросинией в 1392 году в Московском Кремле был основан Вознесенский монастырь и возведена белокаменная церковь в честь Рождества Богородицы в традициях владимиро-суздальского зодчества. Церковь была расписана в 1395 году выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.

 

Богослужение на Рождество Пресвятой Богородицы

В службу праздника входят творения преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) — первый канон; святителя Андрея Критского (VII век) — второй канон; Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) — стихеры на стиховне; Анатолия, епископа Солунского (IX век) — некоторые стихиры на литии; Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) — стихеры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне. В стихерах празднику Рождества Богородицы содержится вероучительная мысль, что в лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной Престол и Царский чертог; что Матерь Божия Своим величием превосходит всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий; что, разрешив неплодие родителей Матери Божией, Господь может разрешить и наше духовное неплодие, т.е. дать нам силу делать добро. В то же время в тех же стихерах все люди и ветхозаветные и новозаветные (присутствующие в храме) приглашаются возрадоваться и прославить Матерь Божию, потому что через Нее небо соединилось с землею, ад посрамился, двери рая, т.е. Царства Небесного, снова открылись людям, мы обновились и «обожились», т.е. сделались причастными Божией благодати.

В паремиях, читаемых в праздник Рождества Богородицы, в первой (Быт. XXVIII, 10-17) говорится о видении Иаковом лестницы, которая прообразовала собой Божию Матерь, соединившую небо с землею; во второй паремии (Иез. XLIII, 27; XLIV, 1-4) содержится пророчество Иезекииля, назвавшего Матерь Божию вратами, чрез которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей (Притч. IX, 1-11) говорится о Доме, уготованном для себя Ипостасной Премудростью, т.е. Исусом Христом (Дом этот, построенный Премудростью — Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, в которую вселился Господь).

Мысли канона празднику близки к мыслям стихер. В Апостоле (Филипп. II, 5-11) говорится о самоуничижении и смирении Сына Божия, принявшего зрак раба, смирившего Себя до смерти крестной, и за это препрославленного выше всякого имени. В Евангелии (Луки X, 38-42. XI, 27-28) говорится о пребывании Христа в доме у Марфы и Марии.

Самое древнее песнопение праздника, составленное, вероятно в V–VII веках, — это тропарь.

Церковно-славянский текст

Ржcтво2 твоE, бцdе дв7о, рaдость возвэсти2 всeй вселeннэй. и3з8 тебE бо восіS сlнце прaвдэ хrт0съ бGъ нaшъ, ра€руши1въ клsтву, дaстъ блгcвeніе. и3 ўпраздни1въ смeрть, даровA нaмъ жив0тъ вёчныи.

Русский текст

Рождение твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной: потому что из Тебя воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.


Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Їwаки1мъ и3 ѓнна поношeніz безчaдства, и3 адaмъ и3 є4вва. t тли2 смeртныz  свободи1стасz, пречcтаz с™hмъ ржcтв0мъ твои1мъ. то2 прaзднуютъ и3 лю1діе твои2, вины2 грэх0вныz и3збaвльшесz вопію1ще ти, непл0ды раждaетъ бцdу и3 питaтельницу жи1зни нaшеz.

Русский текст:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Евва — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

 

Праздник  Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции

По народному преданию, время, ближайшее к двунадесятому празднику Рождества Пресвятой Богородицы, называли Оспожники, Спожинки или Госпожинки. Размах праздничных гуляний зависел от того, каким выдался урожай в новом году. При хорошем урожае Госпожинки праздновали в течение целой недели: чем урожайнее лето, тем дольше праздник. Деревенское «пировство», приуроченное к празднествам церковного цикла, проходило в период от Успения Богородицы и до Покрова. Пир разворачивался по всем законам гостеприимства: варили пиво согласно количеству гостей, резали овцу или барана, готовили яства из говядины, голову и ноги быка использовали для студня, доставали рыбу из кулебяки, а также, несмотря на то, что праздничный день был скоромным, пекли пирог из домашней пшеничной муки с примесью купленной крупчатки. За день или за два до праздника дети созывали родственников на пир, отдавая предпочтение тем, кто готов оплатить угощение на своем празднике. Исключение делалось для зятьев, особенно молодых: ни тесть, ни теща не обходили их приглашением, даже если сами не рассчитывали на ответное. Было очень важно, чтобы между зятьями и свекром и свекровью дочери существовали добрые отношения, как в  пословице: «Не для зятя-собаки, а для милого дитяти». Сват и сватья у тестя и тещи их сына были самыми важными гостями, которые и садились за стол в передний угол, под самые образа.

Более широким и разнообразным деревенское веселье было в той местности, где были храмы в честь Рождества Богородицы, тогда в этих селениях проходили различные ярмарки, приуроченные к празднику.

 

Рождество Богородицы. Иконы

Древнейшие изображения праздника Рождества Богородицы известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI–ХII веках. К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна в красном мафории на высоком ложе, поддерживаемая служанкой; справа или слева внизу — сцена омовения младенца. К Анне подходят три женщины с дарами. Из окна палаты выглядывает отец Богоматери, праведный Иоаким.

Икона Рождество Богородицы. ХV век

Фрагмент иконы Рождество Богородицы. ХVI век. Музей им. А. Рублева

Рождество Богородицы. Невьянская икона. 1830-1840 гг.

Рождество Богородицы с житием. ХVI век. Из местного ряда собора Рожества Богородицы в Устюжне

 

Храмы во имя Рождества Пресвятой Богородицы у старообрядцев

Традиция освящать храмы во имя богородичных праздников, в том числе Рождества Богородицы, сохранилась и в старообрядчестве. Во многих общинах Русской Православной старообрядческой Церкви на Рождество Богородицы отмечают храмовый (престольный) праздник: в Новосибирске, Орехово-Зуево и Павловском Посаде и п. Тураево Московской области, селе Дворищи Костромской области и других. Храмовым является праздник и для многих зарубежных старообрядцев: приходов РПСЦ в г. Вилково Одесской области (Украина) и с. Егоровка (Молдова), белокриницких приходов Румынии в с. Сарикей и г. Ботосаны.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы РПСЦ. Новосибирск

Многие общины и другого старообрядческого согласия — Древлеправославной поморской церкви — также сегодня «именинники»: в Уфе, Великом Новгороде, Орехово-Зуево Московской области, селе Красногвардейское Ставропольского края. За рубежом — общины 1-я Даугавпилсская (Новостроенская) в Латвии, Масалишская,  Римковская, Слижишская в Литве.