Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Великий Новгород

Конфессия:Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)
Адрес:г. Великий Новгород, улица Молотковская, 18
Год постройки:1379
Храмовой день:21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы
Настоятель:и.о. наставника Илья Андреевич Мельников
Телефон:+7 (916) 061-65-20

В 1199 году на месте нынешнего храма Поморской общины Новгорода была построена деревянная Церковь Рожества Богородицы в женском Михалицком монастыре, что на Молотковской улице. Основана монастырская церковь была княгиней Еленой, супругой удельного князя Ярослава Владимировича, скончавшегося в год основания монастыря. Старый деревянный храм Рожества Богородицы на Михалице сгорел в пожаре 1377 г. В летописи об этом сказано: «сгоре Церкви от грома святая Богородица на Михалице» (Новгородская первая летопись…, 1950. С. 374).
 
В 1379 г. на месте сгоревшего деревянного храма был построен новый, теперь уже каменный, храм.  Затем, уже в  в 17 веке, храм был основательно был перестроен. При Петре I монастырь был упразднен и храм стал приходским.
 
Во время войны 1941–1945 гг. церковь сильно пострадала. В 1955 году храм представлял собой каменную коробку с огромными вертикальными трещинами. Реставрационно-восстановительные работы проведены в течение весенне-летнего сезона 1956 года. Памятник восстановлен в формах XVII века с выявлением форм и деталей XIV века. Автор исследования и проекта реставрации Л.Е. Красноречьев. Реставрационно-восстановительные работы по трапезной проведены в 1959–1960 гг.
 
В 1989 году храм был передан Поморской общине.

Для Староверия особое значение имеет нынешний Северо-запад, в прошлом Архангельская, Новгород­ская, Псковская, Вологодская и Невельская губернии. Новгород и Псков естественно стали местом кон­центрации староверческого населения. А в Новгород­ской области до сих пор имеется верующие самых строгих правил в посте и молитве, которые сами и их потомки переселились по различным обстоятельствам жизни в город, в прошлом - славный и богобояз­ненный Новгород.

Будущий председатель Новгородской общины, Лидия Афанасьевна Михеева, на вселенские панихи­ды посещала ближайшие общины в Новгородской области, а на великие праздники приезжала в столич­ные города. Впервые церковное пение она услышала в 1955 году на Коломенской улице в храме Ленин­градской общины. В последующие годы бывала и в Рижской общине. После смерти матери, будучи в разводе с мужем, приблизилась к духовной жизни, занялась чтением псалтыря, канонов по умершим и других канонов. В 1985 году на праздник Троицы посетила Московскую общину. Возвращаясь из по­ездки в Старую Руссу, в пути задумалась о создании общины в Новгороде. После ответа из Вильнюса начались местные хождения по городским и област­ным инстанциям, получив категорический отказ.
14 августа 1988 года в год празднования Тысячеле­тия Крещения Киевской Руси в храме, тогда еще Ленинградской общины, молились соборную службу и молебен Всемилостивому Спасу. Это была первая служба после пристройки к старой колокольне нового большого помещения с куполом. После службы со­стоялся разговор с настоятелем общины, когда было принято решение и полная договоренность о регист­рации Новгородской и помощи со стороны Невской общины.

Власти Новгорода не торопились регистрировать общину, список верующих был собран немного менее 150 человек. И только телеграмма в Правительство Москвы ускорила передачу храма Рожества Богоро­дицы общине.

Настоятелем общины был зарегистрирован Анато­лий Федорович Степанов, из Выборга, приезжавший в храм на большие праздники и исповедавший при­хожан в Великий пост.

Начались новые тяготы благоустройства храма, ко­торый был в запущенном состоянии. По идеологиче­ской традиции того времени, почти все церкви были овощными хранилищами и складами. К середине февраля 1990 года основной ремонт был закончен, а в праздник Благовещения прошла первая соборная служба с участием гостей из Старой Руссы и других городов Новгородчины. Многие молились со слезами радости. Работа по благоустройству продолжалась. Необходимо было помещение обеспечить водой, электроэнергией и теплом.
Особенные трудности были с отоплением. Хло­потное дровяное, дорогое электрическое и, наконец, проведено   газовое   центральное   отопление.   Стены сияют белизной, иконостас поставлен, клироса обо­рудованы, полы покрашены. Основные работы закон­чены. Приближается храмовой праздник Рожества Богородицы, на который собрались гости со многих городов Северо-запада: из Риги, Ленинграда и Новго­родской области — Старой Руссы, Бурги и Крестец.

Праздничную большую икону Рожества Богороди­цы, семейную реликвию Бариновых, прислали Роза­новы (по болезни не приехавшие на престольный праздник) через супругов Дубковских. Как и подоба­ет, храмовый Образ стоит на престоле. Весь храм вместе с пристройкой заполнился многочисленными верующими, гостями и прихожанами, а также пред­ставителями прессы. Состоялось освящение храма. Еще задолго до регистрации общины Лидия Афанась­евна начала собирать книги и иконы для будущего храма. Объездила всю Новгородскую область неодно­кратно бывала в Крестцах и деревнях этого района, Хотоли и Добрости, в городах Пестово, Сольцах и Окуловке, где собрано больше всего икон с помощью Анны Афанасьевны Шанченко. Из Бурги Малови-шерского района Михаил Васильевич Никитин пода­рил большую икону Новгородских чудотворцев через Невскую общину. Церковь украсилась духовными дарами пожертвователей.
Постепенно в храме стали проводиться не только соборные службы, но и частные требоисполнения. Помимо основного молитвенного здания, церкви во имя Рожества Богородицы, древней постройки 1379 года, общине была передана трапезная монастыря во имя Михаила Малеина. Новгород и его чудный храм стал привлекать внимание многих искренне верую­щих. И, как в таких случаях бывает, людей со скры­тыми собственными интересами. Чаще всего посеща­ли общину молодые люди, приобретшие поверхност­ные навыки ведения службы и претендующие на главенство в правлении общины. Из Москвы. Ле­нинграда и Риги приезжали единовременные и «постоянные» служители, жаждущие первенства и власти. Слава Богу, Господь отвел опасность от толь­ко что образовавшейся общины, не дав ей разделить­ся благодаря своевременным совместным действиям городских представителей и Российского Совета. Раздорники под маской «ревнителей благочестия и знаменного пения» покинули общину и Новгород­скую область.

Мария Федоровна Егорова приезжала из Старой Руссы. Обладая сильным низким голосом, без устали проводила воскресные и праздничные службы.

Мария Ефимовна Тимошина из Болота, проживая некоторое время в храме, учила петь, читать и прово­дила все службы.
В настоящее время на служение в качестве голов­щика благословлен Игорь Владимирович Исиляев, который несет нелегкую ношу проведения соборных служений и треб. Дополнительно свое свободное время посвящает благоустройству храма, реконструк­ции иконостаса и клиросов, реставрации древних книг (недавно он закончил дипломированные курсы реставрации книг в Москве), участвует в подготовке изданий Российского Совета, организовал учебу при храме, постоянно совершенствует свои знания в чте­нии, знаменном пении и церковном уставе.

У председателя общины Михеевой Л. А. надежные и бескорыстные, самоотверженные помощники, в службе - кроме основного - И. В. Исиляева, еще и Анна Васильевна Калинина. Валентина Афанасьевна Ефремова, Марфа Ивановна Богданова, Мария Ми­хайловна Груничева, Анна Артемьевна Бурдина из Борисова, Мария Константиновна Трофимова из Малой Вишеры. Они же — и помогают по хозяйству, а также — заместитель председателя общины Борис Иванович Вощишин, оказывающий финансовую поддержку своей экономической деятельностью. И еще немало помощников есть в общине, имена кото­рых трудно и перечислить.

Российский Совет со вниманием выполняет роль опекуна и поручил Невской общине Санкт-Петербурга помогать Новгородским староверам.

Новгородская община за искреннюю и чистую молитву набирает силы духовные неустанными трудами председателя, служителей и прихожан. Бог в помощь!
 

Источник: Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 год.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля