Неделя 4-ая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

В четвертое воскресенье Великого поста святая Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы. Этот великий подвижник благочестия известен как автор «Лествицы» — классического руководства в духовной жизни. Память преподобного Иоанна Лествичника также совершается 12 апреля (30 марта ст. ст.).
 

Содержание:

 

Жизнь и труды преподобного Иоанна Лествичника

Преподобный Иоанн Лествичник родился в Константинополе. Точная дата его рождения неизвестна, но предположительно это было в 570 годах. В юности Иоанн получил хорошее образование. В 16 лет он пришел в Египет на Синайскую гору и избрал себе наставника — старца Мартирия. Спустя время был пострижен в иноки. Один из присутствовавших при постриге, старец Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19 лет инок Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти Мартирия Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место Фола, где провел 40 лет в полном безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах.

У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды Иоанн велел  Моисею принести в сад земли для грядок. Выполняя это послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Иоанн находился в это время в своей келье и отдыхал после продолжительной молитвы. Внезапно ему явился некий благообразный муж и, разбудив подвижника, сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Иоанн тут же проснулся и принялся молиться за Моисея. Когда тот вернулся, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил, что его едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым он  уснул. Но во сне ему представилось, будто Иоанн зовет его, и он вскочил и бросился бежать, а в это время на место, где он спал, упал камень.

Иоанн обладал высоким проницательным умом, был умудренным глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их ко спасению. Но в его окружении появились завистники, упрекающие его в многословии, которое они объясняли тщеславием. Иоанн принял на себя подвиг безмолвия, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его благочестивом житии распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, которые жаждали услышать слово назидания и спасения.

После сорокалетнего подвижничества в уединении Иоанн был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет он управлял монастырем Синая. Господь наделил Иоанна к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Иоанн преставился в 649 году в возрасте 80 лет. Местонахождение мощей Иоанна неизвестно. Житие Иоанна было составлено спустя несколько лет после его смерти иноком Раифского монастыря Даниилом, его другом и современником. Отрывочные сведения о жизни Иоанна оставил его анонимный ученик, его рассказ дополняет повествование Даниила, в котором Иоанн называется «новым Моисеем».
 

«Лествица»

Во время управления монастырем Иоанн написал знаменитую «Лествицу» — руководство для восхождения к духовному совершенству. Произведение было написано по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря. Зная о мудрости и духовных дарованиях Иоанна Лествичника, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…» Свое творение Иоанн назвал «Лествицей», объясняя название таким образом:

Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения.

Содержание одной из степеней «Лествицы» (22-ая) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Иоанн писал:

Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу — опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный… на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу… Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные… Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом неверен, тот и во многом будет неверен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. «Возносяйся смирится» даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают.

Рукописная книга «Лествица»

Первый славянский перевод «Лествицы», вероятно, был сделан в Болгарии в X веке, выписки из этого перевода вместе с выписками из Скитского и Египетского патериков вошли в состав сборника, к которому восходит Изборник 1076 г.  Из славянских переводов «Лествицы», имевших хождение на Руси, наиболее известен список, выполненный в 1387 г. митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном в Студийском монастыре и в 1390 г. привезенный им на Русь. В рукописном собрании Троице-Сергиевой лавры хранится 10 списков «Лествицы» XV-XVII вв. В целом они строятся по одному плану: после Жития Иоанна Лествичника, написанного Даниилом Раифским, и предварительных посланий предлагается предисловие, иногда дается рисунок красочной лествицы, основной текст, после которого помещалось «известие о святых отцах, именовавшихся Иоанном», и ряд дополнительных материалов. Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. В 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Иосифа в Москве за несколько месяцев было осуществлено первое издание славянского перевода толковой «Лествицы», имевшее всероссийское значение. Это издание  было выполнено по рукописи соловецкого инока Сергия (Шелонина), принимавшего участие в работе Печатного двора.

Книга «Лествица», рукопись с миниатюрами. XVIII век

 

Сочинения преподобного Иоанна Лествичника

 Преподобный Иоанн Лествичник является автором нескольких сочинений:

  • «Лествица Божественного восхождения». Сочинение известно также под названием «Лествица рая». Написано в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря: «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян». Представляет собой руководство к совершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12). Сочинение относится к разряду аскетической литературы.
  • «Пастырь, или Слово особенное к пастырю». Текст адресован игумену Иоанну Раифскому. Слово посвящено роли духовного отца в жизни монаха.
  • «Ответное письмо преподобному Иоанну Раифскому». Игумен Раифского монастыря просит Иоанна Лествичника прислать «драгоценный выпуск» для назидания своих учеников; в ответ Иоанн Лествичник обещает прислать свой труд, опасаясь «смерти из-за непослушания».

 

Тропарь, кондак и канон преподобному Иоанну Лествичнику

Тропарь, глас 8

Слезами твоих источник, пустыни безплодное напоил еси, и еже из глубины воздуханми, во сто труды уплодоносил еси. И бысть светильник вселенней, сияя чудесы Иоанне отче наш. Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Яко Божественную лествицу обретше, Иоанне преподобне, твоя Божественная писания, ими же на Небо возводими бываем: и добродетелем бо был еси воображение. Моли Христа Бога да спасет душа наша.

Кондак, глас 4

На высоте Господь воздержания, воистину тя постави, яко же звезду нелестную просвещающа концы, наставниче Иоанне отче наш.


Библиотека Русской веры
Канон преподобному Иоанну Лествичнику

Читать онлайн


Преподобный Иоанн Лествичник. Иконы

Иконописные изображения, связанные с преподобным Иоанном Лествичником, разделяют на две группы: единоличные образы святого и изображения на тему «Лествицы». Преподобный Иоанн изображается худощавым, у него аскетическое лицо, высокий лоб, иногда с обозначением глубоких складок-морщин и небольшими залысинами. 

Преподобный Иоанн, великомученик Георгий и святитель Власий. Новгород, вторая пол. XIII века. СПб, ГРМ
Преподобный Иоанн. Фреска. Кипр, монастырь Неофита. 1197 г.

Преподобный Иоанн Лествичник изображается в монашеском одеянии, которое состоит из  хитона, мантии, схимы. В руках Иоанн Лествичник обычно держит крест, свиток или книгу, как автор «Лествицы». 

Преподобный Иоанн Лествичник. Монастырь св. Екатерины на Синае, конец XIV — начало XV в.

Русские сводные иконописные подлинники (XVIII в.) сообщают об облике преподобного в связи с описанием композиции «Лествицы»:

…подобием сед, брада доле Власиевы, в схиме, риза преподобническая (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 306; То же см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 84).

Иконография преподобного Иоанна сложилась достаточно рано, но по сохранившимся памятникам прослеживается не ранее X века. В мозаичных и фресковых декорациях храмов образ Иоанна Лествичника нередко помещался среди прославленных преподобных и аскетов.

Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в.

На иконе «Святые Иоанн Лествичник и Савва Стратилат, предстоящие Спасу» из сольвычегодского Благовещенского собора Иоанн Лествичник изображен с короткими волосами, удлиненной, слегка раздвоенной бородой; с раскрытым свитком в руке (текст на свитке: «Восходите, восходите, услышите, братия…» представляет собой фрагмент из Слова 30 «Лествицы».

Иоанн Лествичник и Савва Стратилат, предстоящие Спасу. Из Сольвычегодского Благовещенского собора. Сольвычегодск, СИХМ. Начало XVII в.

До настоящего времени дошло много иллюстрированных списков сочинения Иоанна Лествичника, в которых обычно помещались 1-2 миниатюры с изображением лествицы и/или преподобного на фронтисписе или в композициях, иллюстрирующих текст. Наиболее распространенным типом иллюстрации являлась композиция с ведущей к небу лествицей и восходящими по ней монахами, многие из которых низвергались, соблазняемые бесами; традиционно на этой миниатюре изображали Иоанна Лествичника — внизу у лествицы либо на одной из верхних ступеней.

Икона Видение преподобного Иоанна Лествичника. Середина XVI — начало XVII веков
Икона Видение преподобного Иоанна Лествичника. XVIII век

На сюжет «Лествицы» сохранилась византийская икона «Небесная лествица преподобного Иоанна Лествичника» (кон. XII в.) из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. На иконе представлена ведущая в небеса лестница из 30 ступеней, по которой устремляются ввысь монахи, но многие из них, улавливаемые бесами, не достигнув цели, падают вниз. На самом верху лестницы — Иоанн Лествичник, которого благословляет Христос, изображенный в небесном сегменте, за Иоанном следует архиепископ Синайский Антоний, по инициативе которого была выполнена икона. В нижней части представлена группа монахов, вверху — ангелы.

Небесная лествица преподобного Иоанна Лествичника. Происходит из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Конец XII в.

Иллюминированные рукописи Лествицы, наглядно представляющие идеалы монашеской аскетики, появляются во второй половине XI века. Некоторые содержат развернутый цикл иллюстраций различных ступеней покаяния и аскезы, но изначально в греческих рукописях было лишь выполненное чернилами изображение лестницы с тридцатью ступенями, увенчанной крестом.

Видение преподобного Иоанна Лествичника. Древнерусская миниатюра начала XVI века

В XVII веке появились печатные книги с гравюрами на тему «Лествицы»: «Триодь Постная» и «Лествица» (Киево-Печерский монастырь, 1627), «Лествица» (с гравюрой Ф. И. Попова по рис. Т. Аверкиева, М., 1647), «Триодь Постная» (с гравюрой работы В. Л. Ушакевича, Львов, типография Ставропигийского братства, 1664).

Композиция «Лествица» нередко воспроизводилась на стенах русских храмов. Так, на южной стене галереи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551 гг.) представлены в клеймах, имеющих форму келий, светлые фигуры отшельников в покаянных позах, олицетворяющих 5-ю ступень лестницы (покаяние).

Особое значение сюжет «Лествицы» получил в старообрядческой традиции. Так, на иконе «Видение преподобного Иоанна Лествичника» (кон. XVIII — нач. XIX в., ГРМ) каждая из 30 ступеней пронумерована и сопровождается надписью в соответствии с названием глав книги. Иоанн Лествичник изображен слева с развернутым свитком. В верхней части иконы представлен Исус Христос с ангелами, встречающий достигших небес иноков; справа от них широкая панорама белокаменного града с садом — Небесный Иерусалим, за стенами которого — святые, удостоившиеся райского блаженства.

Видение преподобного Иоанна Лествичника. Кон. XVIII — нач. XIX в., ГРМ
Икона Видение преподобного Иоанна Лествичника. Гуслица, XIX век

 

Храмы во имя Иоанна Лествичника на Руси

Во имя преподобного Иоанна Лествичника освящен храм на Соборной площади Московского Кремля и известен нам как колокольня Ивана Великого. В основании колокольни располагается церковь преподобного Иоанна Лествичника. После надстройки до высоты 81 м в 1600 году (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. В 1329 году на этом месте была построена церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника типа «иже под колоколы». В 1505 году старая церковь была разобрана, и к востоку от нее  итальянским мастером Боном Фрязиным была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III (1440-1505 гг.). Строительство было закончено в 1508 году. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня, которая была полностью перестроена и приобрела вид, близкий к современному, в третьей четверти 17 века. В 1600 году при царе Борисе Годунове (1552-1605 гг.) предположительно «государевым мастером» Федором Савельевичем Конем (около 1540 — после 1606 гг.) к двум ярусам колокольни «Иван Великий» был достроен еще один, после чего колокольня приобрела современный вид.

Колокольня Ивана Великого (Церковь Иоанна Лествичника). Москва

Во имя преподобного Иоанна Лествичника освящена надвратная церковь Кирилло-Белозерского монастыря. Церковь была сооружена в 1572 году на вклад сыновей Иоанна Грозного (1530-1584 гг.) царевичей Ивана (1554-1581 гг.) и Федора (1557-1598 гг.). Поэтому ее главный престол и придел были освящены во имя тезоименитых царевичам святых Иоанна Лествичника и Феодора Стратилата (ум.319 г.).

Кирилло-Белозерский монастырь. Святые ворота с надвратной церковью Иоанна Лествичника

Во имя Иоанна Лествичника освящен храм в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре в Псковской области. Храм был построен в 1540-1550 годы. Освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Иоанна Лествичника.

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь

Во имя преподобного Иоанна Лествичника освящен единоверческий храм в г. Куровское Орехово-Зуевского района Московской области.

Единоверческий храм во имя Иоанна Лествичника в г. Куровское

 

Душеполезное поучение в неделю Иоанна Лествичника

Каждая неделя Великого поста последовательно, словно по ступеням возводит нас от Прощеного воскресенья, когда вспоминали Адамово преступление и изгнание из Рая, к Светлой Христовой Пасхе, вновь открывшей нам вход в потерянное прежде Небесное Царство. Четвертая неделя великого поста посвящается памяти преподобного Иоанна Лествичника, составителя книги «Лествица». В ней показан истинный и премудрый путь для желающих достигнуть внутреннего беспристрастия и совершенства. На протяжении многих веков «Лествица» была одним из самых читаемых святоотеческих творений. Со вниманием и сегодня читают ее все, кто интересуется высшей и непреложной наукой: как спасти свою бесценную и бессмертную душу, как «совлечься ветхого человека со страстьми и похотьми» и стать «новым Адамом», непорочным и добродетельным, чтобы вслед за воскресшим Христом войти в вечную небесную пасхальную радость, уготованную достойно и праведно пожившим на земле.

Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во Святая Святых, на вершине которой утверждается Бог Любви (Из предисловия к «Лествице»).

Когда мы внутренне расслабляемся, теряем бдительность и самоконтроль, то мало-помалу сходим с пути добродетелей и идем в противоположную сторону. Тяжело и обременительно подниматься в гору, спускаться же всегда и быстро, и легко. Однако впоследствии желающему возвратиться к прежнему и лучшему состоянию потребуется уже сугубый труд.

Уму нашему постоянно требуется обучаться и направляться святыми книгами, потому что он не может оставаться праздным. Ибо если не совершает добра, то склоняется ко злу («Цветник» священноинока Дорофея).

Пока мы живем в этом теле, никто из нас не может быть точно уверен, что действительно достиг каких-либо высот и праведности в жизни, потому что много было случаев, когда и самые строгие аскеты-подвижники внезапно подвергались сокрушительному падению. Кто-то находил в себе силы восставать и подниматься снова, но были и такие, которые разбивались насмерть, т.е. повреждались умом и уклонялись в ереси или погрязали в скверных плотских пороках. Поэтому святые отцы всегда напоминают о внимании и частом книжном поучении, чтобы распознавать козни мысленного супостата и идти без преткновения к спасительному самосовершенствованию. Воистину, «Лествица» может быть самым опытным и мудрым проводником, направляющим и оберегающим нас на этом многотрудном и долговременном пути. Краткое содержание ее, раскрывающее суть и смысл духовного восхождения, описано также и в «Цветнике» священноинока Дорофея, который по праву можно называть «жемчужиной» святоотеческой литературы в древней Руси.
 

Духовная лестница, возводящая на небо

Действительность

Видел духовную лестницу добродетелей, возводящую на небо, рассчитанную по годам вочеловечившегося Христа. Начало этой духовной лестницы, возводящей на небо, основано на отказе от мира и от всего земного во всех помышлениях, делах и желаниях. А конец ее утвержден во Святая Святых. Ступени же этой духовной лестницы, возводящей на небо, сооружены по-разному, соответственно своему происхождению. И, постоянно ступая по этой духовной лестнице, пусть каждый из нас надежно следит за своей ногой, на какой из ступеней стоит, — и не поскальзывается, восходя по ней. И поднимается по этой лестнице и делом, и мыслью. А, достигнув вершины ее, станет на ней каждый, кто любит Бога.

Толкование

Жить по заповедям и совершать добрые дела — все равно что подниматься по лестнице. Поэтому и называются духовной лестницей, возводящей на небо, заповеди Господни и отеческие добродетели. И мы, словно поднимающиеся по лестнице, ступенька за ступенькой восходим вверх. А если кто через две или через три начнет переступать, то поскользнется, упадет на землю и разобьется. То же относится и к заповедям и к добродетелям. Тому, кто начнет первые заповеди и добродетели обходить, последние не покорятся, но станут сопротивляться. Поэтому следует одну за другой усваивать, словно восходя по ступеням лестницы.

Действительность

Еще назову эту лестницу путем спасительным, истинным и надежным, по которому многие идут. А следуют этим путем все, потому что приглашены в большой город. Но немногие достигают его, только избранные. Остальные же задерживаются, кто где. Те — едва начав этот путь, эти — дойдя до полпути и сбившись на другие тропинки. Одних, уже дошедших до великого города этим путем, застигает ночь у ворот, и они не успевают войти внутрь. Другие же, усердно идущие этим путем, распалив ноги сердца своего, тотчас, словно стремительный олень, и великого города засветло достигают, и внутрь радостно входят. А некоторые совсем, ни много ни мало, не хотят идти этой лестницей и трудным этим путем.

Толкование

А сколько же званных и сколько избранных, идущих этим спасительным путем? Ибо говорит Господь Бог в Святом Евангелии: «Много званных, но мало избранных» (Лк. 14, 24). Действительно, призывает Господь Бог во Святом Евангелии и в других святых книгах к спасению весь мир. Но мало находится избранных, услышавших призыв Его. Поэтому и называет их Сам Господь малым стадом. Словно утешая избранную паству Свою и рукою Своею, и словом Своим, избавляя от всякой нужды и оберегая. И говорит: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32)». («Цветник» священноинока Дорофея).

Начало спасительного пути — твердая решимость и мужество жить по вере и заповедям Божиим в неослабном терпении всех находящих здесь скорбей. Так, чтобы решиться безбоязненно следовать за Христом и не оборачиваться вспять, к прежним своим страстям и греховным навыкам и не уподобляться жене Лотовой, которая спаслась из горящего города, но погибла при этом на самой дороге, сделавшись соляным столпом. Ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). Каждый прожитый день, в который преодолели мы в чем-то свою волю и сластолюбие ради того, чтобы сохранить и исполнить святую заповедь, — словно новая ступенька для подъема вверх.

Как небо далеко отстоит от земли, так и душа человеческая в начале своего подвига далека еще от совершенства. Но постепенно трудолюбивый подвижник со многим тщанием и усердием, при постоянном самоотречении поднимается к нетленному миру, преодолевая такие скорби и препятствия, о которых может знать только тот, кто сам прошел этот путь. «Духовная брань» — узкая и тернистая дорога в гору, от земли до неба, где мы должны «сраспинаться» вместе с Христом, чтобы стать достойными райских обителей и жизни вечной.

В «Лествице» преподобного Иоанна Синайского есть удивительный рассказ о подвиге одного отшельника, аввы Исидора, на примере которого точно можно видеть, как постепенно преобразуется внутренний мир человека, желающего отстать от греховного навыка и жить по Господнему Евангельскому слову.
 

Об Исидоре

Некоторый муж по имени Исидор, из князей города Александрии, удалился в сию обитель. Всепреподобный пастырь оный, приняв его, заметил, что он весьма коварен, суров, зол и горд. Посему премудрейший сей отец покушается человеческим вымыслом преодолеть бесовское коварство и говорит Исидору:

Если ты истинно решился взять на себя иго Христово, то хочу, чтобы ты прежде всего обучился послушанию.

Исидор отвечал ему:

Как железо кузнецу, передаю себя тебе, святейший отче, в повиновение.

Тогда великий отец немедленно назначает обучительный подвиг сему железному Исидору и говорит:

Хочу, чтобы ты, истинный брат, стоял у ворот обители и всякому входящему и исходящему человеку кланялся до земли, говоря: «помолись обо мне, отче, ибо я одержим злым духом».

Исидор так послушался своего отца, как Ангел Господа. Когда же провел семь лет в этом подвиге и пришел в глубочайшее смирение и умиление, тогда приснопамятный отец, после семилетнего законного искуса и беспримерного Исидорова терпения, пожелал его, как достойнейшего, причислить к братии и сподобить рукоположения. Но он много умолял пастыря, чтобы ему позволили там же и тем же образом оканчивать подвиг, неясно намекая сими словами на то, что кончина его приближается и что Господь призывает его к себе, что и сбылось…

Спросил я сего великого Исидора, когда он еще был в живых: какое во время пребывания его у ворот ум его имел делание? Достопамятный сей, желая оказать мне пользу, не скрыл от меня этого.

Вначале, — говорил он, — я помышлял, что продал себя в рабство за грехи мои, и потому со всякой горестью, самонасилием и кровавым понуждением делал поклоны. По прошествии же года сердце мое уже не ощущало скорби, ожидая от Самого Господа награды за терпение. Когда минул еще один год, я уже в чувстве сердца стал считать себя недостойным и пребывания в обители, и видения отцов, и зрения на лица их, и причащения Святых Таин, и, поникши очами долу, а мыслью еще ниже, уже искренне просил входящих и исходящих помолиться обо мне («Лествица», слово 4, 23–24).

Смирение и безропотное терпение находящих скорбей — словно два поручня, крепко поддерживающие нас на пути восхождения к добродетелям. Как куколка незаметно для посторонних глаз превращается из неприглядной гусеницы в прекрасную бабочку, так и душа подвижника украшается и освещается в тайном делании аскетического самосовершенствования. Из житейских примеров мы видим, как потихоньку, год за годом, бывший первоклассник последовательно подходит к урокам высшей математики, которую никак не смог бы усвоить в начале обучения, даже если бы и имел для того неординарные способности.

Духовную школу по справедливости называют «наукой наук», потому что она открывает человеку неведомый, лучший мир, и посредством молитвы делает его собеседником с Богом и святыми Божиими угодниками. Но тем более наука эта требует сугубого к себе внимания и долговременного обучения, поэтапно возводя человека к своему чудесному и сокровенному познанию. Когда старшеклассник оканчивает школу, где он, постепенно возрастая телом и разумом, из ребенка становится уже вполне взрослым человеком, то с трепетом ожидает выпускного экзамена, как итога и оценки прошедших лет перед началом новой, незнакомой жизни.

Но как страшен и трепетен будет тот последний, заключительный экзамен для всех наших дел, когда увидим самих себя в истинном нелицеприятном свете, и когда Господь поставит нам оценку и скажет Свое Слово, по которому каждому по заслугам откроется неведомая и нескончаемая вечность.

Премудрое это дело, поистине премудрое и нет мудрее его на свете, как если кто душу свою спасет. Поскольку все хитрости земные на земле и останутся, одна эта премудрость пойдет с душою и введет ее в Царство Небесное. Высоко отстоит небо от земли, и нет на него ни вещественной лестницы, ни видимого подъема. И поднимаются на него только те, что претерпевают страдания и скорби, и смиренномудрые. Идущие по лестнице этой — по пути добродетельному и спасительному, и хранящие заповеди Господни и отеческие добродетели.

Восходите, восходите по лестнице этой непрестанно и по пути этому спасительному, о братья! Если хотим взойти на небо, вот нам лестница, возводящая на небо и путь спасительный.

«Цветник» священноинока Дорофея.

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля