Вербное воскресение

 Вход Господень в Иерусалим, фрагмент фрески. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, ХIV век

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение) — двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста.
 

Содержание

 

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», — сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Икона  «Воскрешение Лазаря». Великий Новгород, XV век

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»
 

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с пальмовыми ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название — Недели ваий или цветоносной.

Поскольку на Руси климат холодный, пальмы не растут, их заменили вербой, на которой как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника — Вербное воскресенье. В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.


Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями маслин и пальм встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џбщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе — Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

 

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

На пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама».

 

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим — конь светлой масти. Такой же символической со временем стала и «верба». В XVII веке это было уже дерево, украшенное искусственными цветами, орехами и засахаренными фруктами. После окончания крестного хора дерево рубили на части, угощение отправляли в царские палаты и раздавали народу.

Западный придел собора Василия Блаженного (Покровского собора на Красной площади) освящен во имя входа Господня во Иерусалим

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти» было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

 

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. Детей своих (а также и скотину) слегка хлестали вербой, приговаривая: «Не я бью — верба бьет, верба хлесть — бьет до слез».

В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней. 
 

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Вход Господень в Иерусалим. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия, середина XII в.

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV — начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе — оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других. 

Икона вход Господень в Иерусалим. Великий Новгород, XV век

Вход Господень в Иерусалим. Москва. Конец XVI в.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед. 

Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. XVI в

 

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Здание храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп Аввакум. Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Рядом с колокольней стоит пятиглавый собор во имя Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце XVIII века). Его настоятелем недолгое время был протопоп Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Ctrl+Enter — отправить

Сергий 985

> Настоятелем входоиерусалимского собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп Аввакум. Правда, служил там недолго — всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти!

Две мысли на этот счет.

Выходит, наши предки все же не такими и благочестивыми были, если верить житию Аввакума: его изгоняли и били не единожды за попытки навести порядок в церковной (и не только?) жизни прихожан. Это отражено и в фильме "Раскол", если вспомнить различные сцены служб в храме Аввакумом. То есть получается, что некий кризис в церкви до раскола все же назрел, и что-то реформировать все же было нужно?

И второе. Если поп не просто исполнитель треб и служб, а некий врач-воспитатель, то это не совсем нормально, что больные могут изгнать его. Воспитание и исправления связано обязательно с насилием, и на определенной стадии воспитатель будет для исправляемых врагом и мучителем против которого будет направлен гнев. И тут важно, наверное, чтобы у больных не было возможности прогнать врача.
более 3-х месяцев назад

Глеб

Конфликты между прихожанами и настоятелем не были такой редкостью, об этом свидетельсвуют как дораскольные документы, как и документы более поздних времен. Просто случай с протопопом Аввакумом стал широко известен благодаря самой личности автору жития. Житие Аввакума как мы знаем было распространено в огромном количестве списков и печатных версий.

Второе, а собственно почему в данном случае между настоятель и прихожанами произошел конфликт? В житии и других источниках мы знаем - Аввакум и другие ревнители благочестия середины 17 века настаивали на отмену старой традиции многогласной службы и служили "поряду" - вычитывая все молитвы и последования одно за другим.
Такая практика приводила к конфликтам в некоторых приходах из за существенного увеличения продолжительности служб. Этот вопрос стал даже предметом соборного рассмотрения (что также показано в фильме "Раскол"). Патриарх Иосиф настоял, чтобы в приходских храмах сохранялась старая трацдияи многогласаной службы, а в монастырях служили единогласно (поряду).

После церковног же раскола единогласная служба постепенно утвердилась в старообрядчестве, в новообрядчестве же, службу и так сократили, что вопрос многогласия отпал сам собой.
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

Многогласную службу видел только в сериале Раскол, и это конечно непойми что. Как можно соборно молиться, когда из каждого угла что-то свое, а в итоге кругом шум?.. Многогласие получается как механическое вычитывание, как заклинания, когда важно механически все прочитать, а то, что никто это толком "через себя" не пропустил -- не важно, и так "подействует".

С другой стороны охотно понимаю тех, кто напрягался существенным увеличением длительности служб. Интересно как обстоят дела в современном старообрядчестве с посещением длительных служб: часто ли посещают, все ли службы выстаиваются. Особенно нестариками.
более 3-х месяцев назад

Глеб

В этом фильме многогласная служба была показано пародийно, в этом был замысел режиссера, что как то объяснить необходимость никоновых реформ. В реальности многогласная служба выглядела совсем иначе. Остатки многогласия мы видим на примере служения современной Литургии, гда большая часть молитв читается втайне, во время пения клироса.
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

То есть Аввакум был за то, чтоб в алтаре не читались молитвы невидимо, а все читалось последовательно и вместе со всеми?
Какая в таком случае получалась средняя продолжительность Литургии в часах?
более 3-х месяцев назад

Глеб

Видимо ревнители благочестия имели ввиду Утреню, Часы и Вечерню.
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

Но проблема чрезмерно длительных служб значит и в те времена была. Рано или поздно с этим что-то пришлось бы делать.
более 3-х месяцев назад

Глеб

Проблема была в тех местах, а точнее приходах где практиковалось единоречная служба - все поряду. В монастырях естественно это не являлось проблемой,а в остальных приходах длительность службы не была большой из за многогласия. Продолжительность службы всегда вещь относительная. Сокращение службы во время патр. Никона казалось бы решило проблемы её продолжительности, однако, как выяснилось и в последующим такие сокращение продолжились. И сегодня во многих местах настоятели храмов РПЦ и архиереи сокращают уже сокарщенную Никоном службу на свое усмотрение.
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

Я думаю, что лишь сокращениями служб вопрос не решится. Главная проблема долгих служб -- большинству людей не понятно происходящее: хор что-то поет, поп ходит кадилом машет, читаются какие-то длинные монотонные тексты суть которых почти не ясна. В итоге несколько часов стоять на ногах без сосредоточения на происходящем ввиду непонимания происходящего. Начинаешь сосредотачиваться на нарастающих болях в ногах, в спине и у кого чего еще там. Отстоять лишь потому, что "так надо" -- можно, но эта мотивация имеет очень ограниченный заряд, что на практике и видно.

Отец Андрей Кураев предлагал прекрасную идею: чтобы проводились учебные Литургии. То есть во время службы священник объявлял: "Сейчас будет читаться такой-то канон, он тому-то, о том-то и затем-то... Теперь совершается вот то-то, оно символизирует то-то... в этой молитве мы происим то-то, вы можете молиться о тех-то и этих в процессе..."

То есть нужен обучающий церковный интерактив, чтобы люди осознанно вовлекались в происходящее на службе. Тогда будет больше тех, кто будет участвовать осознанно и не так быстро страдать от "слишком долгой службы".


У меня до раздражения иногда доходило от советов священников "Ну вы все равно приходите, постойте, послушайте, это важная служба, красивая служба". Они просто не понимают как-будто проблематики этой, абсолютно не отдавая внимание важности того, чтоб люди присутствовали осознанно. А иначе это магизм получается: ничего не понимаю, ничего не знаю, но надо приходить и стоять, тогда "заклинание подействует".
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

Сокращать службы не надо, но возможно разделять на этапы или допускать неполное (по времени) участие. Если человек будет знать, что можно зайти в храм и на 15 минут, но эти 15 минут помолиться от всей души, сосредоточенно, то человек чаще будет приходить в храм. А если будет по принципу: либо приходи и все 4 часа стой, либо вообще не приходи -- уверен, будет больше тех, кто вообще не придет.
более 3-х месяцев назад

Глеб

Если речь о катехизации, то это серьезный выход из ситуации. Но где те кадры, те школы, то финасирование котороое поможет осуществлять масштабную катехизацию?

Что касается учебныехЛитургий они вряд ли помогут. Такой опыт уже есть в синодальной церкви 20-х годов. Почитайте многочисленные труды московского епископа Антонина Грановского:

Вот, например:

"Смысл службы «от мелочей и от слова до слова понятен каждому верующему и доступен» («Обновление церкви», 1923, № 3–4).

«Мы, к примеру, молимся на родном живом языке... Но Тихон, по своей поповской профессиональной узости и корыстному крепостничеству, это запрещает и пресекает... и нам нет никаких резонов потакать его преступному ожесточению против нашего русского языка... Тихон наш душегуб, как представитель, покровитель закостенелого, отупевшего, омеханизировавшегося, выдохшегося поповства... Во имя мира и для единения в духе любви не мы должны, а он должен благословить одинаково и славянский, и русский…

…Переход на русский язык богослужения признать чрезвычайно ценным и важным приобретением культовой реформы и неуклонно проводить его, как могучее оружие раскрепощения верующей массы от магизма слов и отогнания суеверного раболепства перед формулой. Живой родной и всем общий язык один дает разумность, смысл, свежесть религиозному чувству, понижая цену и делая совсем ненужным в молитве посредника, переводчика, спеца, чародея….

…На предсоборном совещании, когда зашла речь о богослужебных реформах, епископ Иосиф с Украины сказал: на Украине во многих церквах миряне требуют чтобы священники выносили престолы и совершали службу открыто - довольно играть в прятки. Под влиянием этого было впопыхах постановлено разрешить совершение литургии на выносных престолах там, где этого пожелают верующие…

…Открытый алтарь – один оздоровит распущенность духовенства, которое, спрятавшись за перегородки, ведет себя суетливо и бесцеремонно, выветривая совершенно благоговение. Открытие алтаря возвращает алтарю чистоту и свежесть, освобождая алтарь от загружения, как теперь, церковной рухлядью и скарбом.

более 3-х месяцев назад

Сергий 985

Алексей Ильич Осипов как-то отвечал на этот вопрос, насчет перевода на русский язык служб. Он говорил, что это и бесполезно, и вредно. В качестве примера он приводил католическую церковь где были подобные перемены когда вместо латинского языка стали использовать на мессах местные языки, и прихожан в храмах стало чуть ли не меньше. Объяснение у него хорошее, можно поискать на йутюбе.

Правда, Осипов говорил, что надо проводить адаптацию текстов, заменяя там менее точные или неактуальные слова на более актуальные, оставляя при этом язык церковно-славянским. И обоснование у него было очень грамотное на мой взгляд.

Насчет масштабной катехизации. Если говорить об РПЦ, то вполне мне кажется это подъемно. Была бы воля.
более 3-х месяцев назад

Константин

До чего техника дошла! Статья сегоднешняя. а коменты 3 месяца назад написаны!
более 3-х месяцев назад

Сергей

легко современнику осуждать средневековаго крестьянина за ратование сокращения службы (рукоприкладство отвергаю): примчался на службу и отбыл по окончании в мягком кресле авто в теплую квартирку к микроволновке. а в те далекие времена (а кто-то и поныне) шли пешком по никем неочищенным от снега и не освещаемым дорогам и улицам, в лучшем случае на лошадке в санях, оставив надолго хозяйство и дом. Хорошо, если дежурный покормит скотину и печи истопит, воды принесет, да что-то сготовит. Кто-нибудь из читателей брел в темноте по снежному пути сопровождаемый волками? поделитесь чувствами...
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить