Уважаемый читатель! Для вашего устройства была автоматически отображена мобильная версия сайта, на которой удобнее просматривать последние новости и статьи, но с нее недоступны некоторые другие разделы.

Оставить легкую версию?
да нет
Новости Статьи Беседа Вопрос священнику Библиотека

Успение Богородицы

 

Успение Пресвятой Богородицы. Новгород, XIII век

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, посвященный событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть», но смерть не в тяжких муках и страданиях, но как легкий сон и безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества. В этот день заканчивается Успенский пост, но если праздник совпадает со средой или пятницей, то пища разрешается только с рыбой, а разговляются после поста на следующий день.
 

Содержание


 

Успение Пресвятой Богородицы. История праздника

Как мы знаем из Евангелия, умирая на Кресте, Господь вручил Пресвятую Богородицу попечению апостола Иоанна Богослова. «Же́но, се сын твой», — сказал Господь Богородице, указывая на своего любимого ученика. Затем, обратившись к нему, сказал: «Се мати твоя». «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26–27). О жизни Богородицы после Вознесения Господня мы знаем только из церковного предания. Имеются пространные апокрифические сказания, например, «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», а также слова́ (проповеди) преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком. Существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Богородицы известны в православной Церкви с апостольских времен. Еще в I веке о них писал священномученик Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла. По мнению церковных историков, праздник этот был установлен в конце VI века при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 гг. Скорее всего, до этого времени праздник Успения был в Константинополе местночтимым, а затем уже стал общецерковным.
 

Жизнь Пресвятой Богородицы после Вознесения Господня

Пресвятая Богородица часто приходила для молитвы ко святому Гробу Господню. В один из таких дней ей явился Архангел Гавриил, вручил пальмовую ветвь и возвестил о том, что через три дня окончится её земная жизнь. Получив это известие, Богородица не только не испугалась, но обрадовалась, ведь для неё смерть была желанным переходом к жизни вечной, встречей с возлюбленным Сыном и Богом. Вернувшись домой, Богоматерь поведала близким о своем скором успении. Узнав об этом, христиане, жившие в Иерусалиме и окрестностях, собрались, чтобы попрощаться с Богородицей. Чудесным образом и апостолы, которые разошлись по всей земле с проповедью веры Христовой, были собраны в Иерусалиме. Увидев друг друга, они радовались и недоумевали: для чего Господь собрал их в одно место? Апостол Иоанн Богослов, приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Апостолы приветствовали Пресвятую Богородицу, и она возрадовалась и прославила Бога, что Он услышал её молитву и исполнил желание её сердца. Настал час Успения Богородицы, и Сам Господь пришел взять её душу. Неземной свет осиял горницу, в которой стоял благолепно украшенный одр с лежащей на нем Богородицей, окруженный апостолами. Увидев это, Божия Матерь произнесла:

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о́ Бозе, Спасе Моем,
яко призре на смирение рабы Своея...

и, поднявшись с ложа, поклонилась Господу, после чего без всякого телесного страдания Пресвятая Дева предала душу в руки своего Сына и Бога, как бы уснув.
 

Погребение Богородицы

Оплакав свою разлуку с Богородицей, апостолы приступили к погребению её пречистого тела. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр с телом Пречистой. Апостол Иоанн Богослов шел впереди с райской ветвью, которую принес Богородице Архангел Гавриил, а множество христиан сопровождали их с пением, свечами и кадилами. Для бо́льшего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верой прикасавшихся к священному одру.

Торжественное шествие направлялось в Гефсиманию, где покоились родители Пресвятой Богородицы (святые Иоаким и Анна) и праведный Иосиф Обручник. Озлобленные почестями, воздаваемыми Божией Матери, первосвященники и книжники послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и са́мое тело Богородицы сожгли. Но произошло чудо: облачный венец, по воздуху сопровождавший шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил всех христиан. Преследователи слышали шаги и пение, но никого не видели. Многие были поражены слепотой. Иудейский священник Афония из зависти и ненависти хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Афония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и стал христианином.

Погребальная процессия достигла Гефсимании. Там апостолы положили тело Богородицы в гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем. По промыслу Божию лишь апостола Фомы не было при погребении Богородицы. Придя на третий день, он очень сожалел, что не удостоился благословения Богоматери и не смог проститься с ней. Апостолы, сожалея об этом, решились открыть гроб, чтобы он смог поклониться пречистому телу Божией Матери, но нашли в нем только погребальные пелены — тело Богородицы было взято на небо.
 

Успение Богородицы. Богослужение

В стихерах на праздник Успения описы­вается подробно событие Успения, собрание апостолов для поклонения и лобызания тела Матери Божией, появление самого Спасителя с ангелами для принятия души Богоматери. Последнее обстоятельство показывает, что Успение Божией Матери не есть смерть, а переход Ее к истинной жизни. Стихеры праздника Успения были написаны патриархами Цареградскими Анатолием (V в.) и Германом (VII-VIII вв.), преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII в.) и Феофаном Начертанным (VIII-IX вв.).

Канон передает событие в виде драмы-диалога: слова Божией Матери, взывающей к Своему возлюблен­ному Сыну о скорейшем взятии Ея на небо; слова Спасителя, нисшедшего с ангелами взять Пречистую душу Родившей Его по плоти и отнести к Отцу; надгробные песни св. апостолов, собравшихся со всех концов все­ленной почтить достойным погребением Пречистое Тело. Каноны празднику написали в VII веке преподобные Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин.

В тех приходах, где праздник Успения является храмовым (престольным), совершается особый чин погребения Богоматери. Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию Боготелесного погребения в Великую Субботу. 
 

Тропарь и кондак Успению Богородицы

Издавна христиане молятся Богородице как заступнице и ходатаице перед Богом. Об этом говорится и в тропаре праздника Успения.

Церковно-славянский текст

Въ ржcтвЁ дв7ство сохрани1ла є3си2, и3 во ўспeніи ми1ра не њстaви бцdе. престaвибосz к8 животY, м™и сyщи животA. и3 моли1твами твои1ми, и3збавлsеши t смeрти дш7а нaша.


Русский текст

Родив Сына, сохранила девство, и после смерти, Богородице, Ты не оставила мира, потому что перешла к жизни, явившись Матерью Жизни (т. е. Господа), и Твоими молитвами избавляешь от смерти души наши.

 

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Въ мlтвахъ не ўсыпaющую бцdу, и3 в8 заступлeніихъ и3звёстное ўповaніе, гр0бъ и3 смeрть не ўдержaста. но ћкw животY м™рь, на жив0тъ престaви, и4же во ўтр0бу всели1выисz, приснодв7ственную.

Русский текст

Непрестанно молящуюся за весь мир Богородицу, известную всем заступницу и надежду, гроб и смерть не удержали. Но как Матерь Бога, Источника жизни, к жизни перенес Тот, Кто родился от ее девственной утробы.

 

Успение Богородицы. Иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, XIV век

Успение Пресвятой Богородицы. Рим, ХIII век

Успение Пресвятой Богородицы. Патмос, монастырь св. Иоанна Богослова. XV век

Успение Богородицы. Икона XVI в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Храмы Успения на Руси

Начиная от самого Крещения Руси праздник Успения Пресвятой Богородицы был особенно почитаем. Существовал многовековой обычай освящать во имя этого праздника кафедральные соборы, т. е. главные храмы государства. В Софийских соборах в Киеве и Новгороде престольным праздником было Успение. Также и построенные впоследствии соборы во Владимире, Москве, Ростове Великом, Ярославле и других городах были освящены в честь этого праздника.
 

Храмы Успения и старообрядческие монастыри 

Традиция особого почитания праздника Успения Пресвятой Богородицы сохранилась и в Русской Православной старообрядческой Церкви. Престольный праздник на Успение Пресвятой Богородицы отмечают старообрядческие общины Нижнего Новгорода, Волгограда, Томска, Владимира, Рязани, Моршанска, Киева, Пилипов-Хребтиевских (Украина) и многих других городов и сел не только в России, но и за рубежом.

Храм РПСЦ в г. Моршанске Тамбовской области. Освящен в честь праздника Успения Богородицы 17 августа 2014 г.

 

Успенский храм РПСЦ г. Томска


Кроме того, это престольный праздник для Успенского монастыря в с. Белая Криница (Украина) и мужского монастыря в с. Русская Слава (Белокриницкая митрополия, Румыния).
 

Успенский собор монастыря РПСЦ в Белой Кринице (Украина)

Свято-Успенский старообрядческий мужской монастырь Славской епархии (Румыния)

 

Старообрядческий храм-колокольня Успения Пресвятой Богородицы на Рогожском в Москве

С праздником Успения также связана непростая судьба храма-колокольни Рогожского поселка в Москве. Дело в том, что первоначально этот храм был освящен в начале ХХ века во имя Воскресения Христова. Однако после войны, в 1949 году, он был переосвящен как Успенский. Мотивы этого переосвящения до сих пор непонятны и загадочны.

Старообрядческий храм-колокольня. Рогожское, Москва


Некоторые утверждают, что храм был переосвящен, поскольку на Рогожском не хватало духовенства для празднования Пасхи Христовой в кафедральном Покровском соборе и одновременно в храме-колокольне Воскресения Христова, как престольного праздника. Другие полагают, что храм был переосвящен, поскольку в старообрядчестве не принято освящать храмы во имя Воскресения Христова. Третьи высказывают версию, что храм был осквернен во время большевистских гонений на религию и потребовалось его повторное освящение, что и было сделано на праздник Успения. Будем надеяться, что профессиональные историки рано или поздно установят истинную причину этого необычного события. Историческое имя храма-колокольни было возвращено 1 февраля 2015 года: после завершения реставрации его освятили во имя Воскресения Христова.
 

Храмы Успения у старообрядцев поморского согласия

Многие общины и других старообрядческих согласий также празднуют престольный праздник на Успение Пресвятой Богородицы. В частности, этот праздник чрезвычайно почитаем у поморцев Литвы, — там во имя Успения Богородицы освящено 15 храмов. В Белоруссии действует 14 таких поморских молелен. Четыре Успенских храма имеется в Латвии, в том числе и самый известный — Успенский храм Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины.

Моленная Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины

В США во имя Успения освящен поморский храм г. Вифлеем (Вудборн, Орегон). Подробнее об американских старообрядцах этого региона можно прочитать в статье «В Орегоне у старообрядцев».