Нетовцы (Спасово согласие)

Нетовцы (Спасово согласие) — безпоповцы, существенно отличающиеся от прочих тем, что не перекрещивают приходящих к ним из других восточно-христианских исповеданий. Так как они строго придерживаются правила о том, что человека не крестят дважды, и не имеют святого мира, то приходящих принимают в общение через проклятие ересей (нетовцы-отрицанцы) или даже только через семипоклонный начал (т. н. «подначальники»). Того, кто общается с иноверными в молитве или в еде, они считают «мирским» или «полумирским». Вступивших в брак принимают в общение только после того, как у супругов перестают рождаться дети. Умерших стараются не отпевать в церкви и не хоронить на общем кладбище.

Старообрядческая часовня. XIX векСтарообрядческая часовня. XIX век

В конце прошлого века (по данным исследователей, работавших в Томской губернии) нетовцы (как, впрочем, и представители других безпоповских согласий) считали, что антихрист воцарился, благодати, священства и церквей больше нет, спастись можно только через молитву Спасову (Исусову) и через покаяние Богу наедине. Нетовское, или спасовское, медное литье можно отличить по тому, что на оглавье они непременно помещали Нерукотворенный Образ Спасителя и отливали всего два вида икон — образы Спасителя и Богородицы. Название согласия происходит от слова «нет» — так как (по разным версиям) у них нет ни одного совершаемого ими самими таинства, нет священников, монашества, нет храмов. Спасовым согласием нетовцы называются потому, что «надеются на одного Спаса», также они называют свое согласие «по Спасовой милости».

Спасово согласие появилось на Керженце в XVIII веке. Противостарообрядческий писатель Василий Фролов писал в 1737 году: «вторая безпоповщина, под именем Козмы, называемая Кузминщина, она же Нетовщина… Учитель их Козма бысть мужик неук, невежа, едва азбуку совершенно знал. Подруга себе имел второго Козму, называемы были Куземочки». По сохранившимся документам Преображенского приказа было установлено, что на Керженце в конце XVII — начале XVIII вв. жили «расколоучитель» Козма Андреев и его сотрудник Козма Панфилов. По его учению, «благодати Божией несть ни в церквях, ни в чтении, ни в пении, ни в иконах, ни в какой вещи, все взято на небо». Однако сами спасовцы основателем спасова согласия чаще называют соловецкого инока Арсения, основавшего на Керженце два скита. Во второй половине XIX  века П. И. Мельников (1819–1883 гг.) определял численность нетовцев в 700000 человек, в предреволюционные годы их было, вероятно, от 1 до 2 млн. Согласие было распространено в основном среди крестьян и отчасти мещан среднего Поволжья, от Вязниковских и Нижегородских пределов до Саратова и Астрахани. Из Поволжья они распространились на Урал, на Юг и в Сибирь, в конце прошлого века были многочисленны в Томской губернии. 

Самым известным начетчиком нетовцев был Андрей Афанасьевич Коновалов (1861г. – ?). Необыкновенная память позволяла ему на равных выступать в прениях о вере с миссионерами господствующей церкви. На собеседованиях ему помогал молодой человек, который по его просьбе открывал указанную книгу на указанной странице и зачитывал нужную цитату. Личность Коновалова производила на слушателей глубочайшее впечатление. В 1909 году он издал в Вольске книгу о первоначальном устройстве Церкви, о вечности ее и о прекращении в ней священства. Книга была написана на основе множества собеседований с миссионерами в форме беседы старообрядца с миссионером. По приговору саратовского окружного суда книга была конфискована, автор арестован и выпущен под залог 10.000 руб., внесенных за него старообрядцами белокриницкого согласия. Впоследствии суд присяжных оправдал его. Известны также беседа его с И. К. Перетрухиным (1905 г.) «О крещении греческой церкви и митрополита Амвросия», опубликованная в составе «Святоотеческого сборника» епископа Антония пермского и тобольского, а также беседа с Л. Ф. Пичугиным в Саратове «О крещении еретиков трех-погруженцев», изданная приложением к ж. «Щит Веры» за 1914 г.

Отсутствие объединяющей нетовцев церковной иерархии стало причиной разделения их на многочисленные толки:

  • Нетовщина глухая (Спасово согласие, или староспасовцы) — они не считают возможным совершать таинства крещения и брака и обращаются для этого к священникам. Исповедьсовершают перед иконой, вычитывая Скитское покаяние. Вечерниутрени и часов не отправляют, считая это делом священническим, а читают Псалтырь и каноны. Название «глухая нетовщина» дано за то, что они службу совершают без пения. Сохранились доныне: их общины в 1990-х гг. были зарегистрированы, например, на Южном Урале, в гг. Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае. Моленная в Салавате была построена при содействии местной администрации.                   
  • Нетовщина поющая (новоспасовцы) — нетовцы, дозволяющие совершать крещение и брак мирянам. Согласие образовалось в 1840-х гг. У истоков учения стоял безпоповский наставник, симбирский мещанин Светов. Исповедуются перед стариками, службу совершают по уставу с пением, за что и названы «поющими». Принимают приходящих к ним новообрядцев через отречение от ересей. Были распространены в Нижегородской, Костромской и Владимирской губерниях. Ныне общины новоспасовцев имеются в Саратове и в Башкирии.
  • Нетовцы-отрицанцы (также называемые малоначальными спасовцами) — разновидность поющих нетовцев, принимающих переходящих в их согласие через отрицание ересей. Были распространены в тех же местах.
  • Нетовцы, не приемлющие водного крещения, — последователи этого малочисленного толка отрицали водное крещение. Вместо него повивальная бабка нарицала новорожденному имя и при чтении 50 псалма надевала на младенца крест. По их мнению, слова псалма «окропиши мя иссопом» заключают в себе тайнодейственную силу крещения.
  • Немоляки — нетовцы, которые не признают даже икон, а общие молитвы у них ограничены до крайности, как дело без священства невозможное. В литературе известно одно из первых описаний общины немоляк, сделанное чиновником и этнографом Владимиром Толстым в его докладе «О великороссийских безпоповских расколах в Закавказье», опубликованном в «Чтениях в Имп. Обществе истории и древностей российских» за 1864 г. (кн. 4, 123–131). По сведениям Толстого в Закавказье это учение принес донской казак-безпоповец Гавриил Зимин, высланный сюда начальством в 1837 г. Вслед за Толстым немоляк центральной России описал М. Пришвин в книге «У стен града невидимого» (в некоторых изданиях под названием «Светлое озеро»). 

В настоящее время старообрядцев спасова согласия насчитывается около 3.000 человек. Приходы распространены в таких областях, как Нижегородская, Вологодская, Владимирская, Ульяновская, Ярославская, Костромская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Пензенская и Республика Башкортостан. Общины зарегистрированы в Салавате и Саратове. На протяжении многих лет проводятся как региональные заседания, так и областного уровня. Эти заседания способствуют интеграции приходов спасова согласия и решению вопросов религиозного характера. Летом 2016 года было проведено духовное заседание в Димитровградском приходе Ульяновской области, приуроченное  к 50-летию съезда спасовцев, которое состоялось именно там в 1966 году. Многие приходы заинтересованы в проведении Всероссийского съезда старообрядцев спасова согласия. Последний Всероссийский съезд спасовцев состоялся в 1927 году в Самаре, в котором приняли участие свыше 500 человек, среди которых были настоятели свыше 30 приходов, представители общин, а также присутствовали и иночествующие. Информация о проведении духовных заседаний, о жизни спасова согласия в целом часто освещается в газете «Старообрядец». Наставником спасовцев А. И. Тарасовым была выпущена книга под названием «Догматические основы спасова согласия большого начала». 

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля