Уважаемый читатель! Для вашего устройства была автоматически отображена мобильная версия сайта, на которой удобнее просматривать последние новости и статьи, но с нее недоступны некоторые другие разделы.

Оставить легкую версию?
да нет
Новости Статьи Беседа Вопрос священнику Библиотека

Неделя о самаряныне

Миниатюра Беседа Христа с самарянкой. Византия, XIII в.

Пятая неделя по Пасхе в церковном богослужении посвящена воспоминанию беседы Спасителя с женщиной-самаряныней, когда Он объявляет Себя Мессией и открывает глубокий смысл высокого и Божественного Своего учения, называя его «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Женщина эта впоследствии сделалась самой ревностной христианкой и во времена гонений римского императора Нерона вместе со своими сыновьями и сестрами сподобилась принять венец мученической кончины (память святой мученицы Фотинии празднуется 20 марта по старому стилю).

Мученица Фотиния Самаряныня. Современная икона

Дни от Пасхи до Святой Троицы, так же как и дни Великого Поста, называются «святыми» и имеют некоторые свои уставные особенности в церковной и домашней молитве. Это дни особой духовной радости ради празднования светлого Христова Воскресения, которые мы должны посвящать размышлениям о Священном Писании, последовательно переходя от одного великого события к другому. Первые две недели после Пасхи напоминают о предыдущем торжестве, последующие говорят о чудесах, которые совершил Господь во времена иудейской пятидесятницы, являющейся прообразом наших великих христианских праздников. В пятидесятый день после Пасхи, после сошествия Святого Духа на апостолов, было окончательно исполнено Божественное домостроительство нашего спасения.

«Ведомо же да есть, яко от еврей убо трие суть праздницы: пасха, и пятьдесятница, и сениц потчения. Пасху убо, воспоминание творяху, приведению Чермнаго моря, пасха бо приведение толкуется. Являше же таковый праздник, наша еже от темнаго греха к раю паки приведение и возвращение. Пятьдесятницу же праздноваху, в воспоминание еже в пустыни злострастия их, и како многими скорьбми, в землю обетования введени быша, тогда плода пшеницы и вина насладишася. Являет же праздник сей, наше обращение от неверия, и в церковь внитие. Тогда бо и мы Владычня причащаемся Тела и Крове. Ови убо тоя ради вины глаголют, еже от еврей пятьдесятницу праздновати. Овии же в честь глаголют, пятьдесятным днем, яже постився Моисей, богописанный закон прият. Третий же праздник, сениц потчения празднуем, по пятих месяцех праздника пасхи» (Триодь цветная).

Народ, который в иудеях презрительно назывался «самарянами», жил около горы Соморы и потому получил для себя соответствующее наименование. Первоначально же эти люди назывались израильтянами. После смерти царя Соломона общее иудейское царство распалось на две части. Верность законному царю сохранили только два колена — иудино и вениаминово, остальные десять выбрали другого правителя и впоследствии уклонились в идолопоклонство, за что много раз были наказуемы от Бога разорением своего государства и пленением от ассирян. Из Священного Писания они принимали только Пятикнижие пророка Моисея и имели собственный храм для ритуальных действий, отличный от Иеросалимского. Радикальные иудеи гнушались ими и считали подобными язычникам: «нечистыми» и недостойными близкого общения.

По этой причине женщина-самаряныня, узнавши в Спасителе иудея, с удивлением спросила у Него, как Он может к ней обращаться, вопреки общепринятому еврейскому обычаю. По толкованию святителя Иоанна Златоустого, женщина эта была весьма бедна и зарабатывала себе на жизнь рукоделием. Ведь и пришла она на колодец в полдень (соответственно шестому часу иудейского времени исчисления), когда все прочие люди обычно искали покоя и отдыха. Только у самых бедных  тружеников, постоянно заботившихся о своем пропитании, не было такой возможности. Так же и Господь промыслительно подошел к колодцу именно к шестому часу дня, ибо в который час Евва, прельстившись, впала в грех, в тот же надлежало и исправить женское естество от падения.

«Ко источнику прииде источник чудес в шестый час, Еввин уловити плод. Ибо Евва в той изыде из рая, прелестию змиевою» (Триодь Цветная).

Начавши разговор с обыденной житейской просьбы — подать воды из кладязя, Господь, Единый видящий глубину сердца человеческого, премудро и постепенно возводит женщину к тайнам высшего богословия, которые не вполне открывал в то время даже и близким ученикам Своим и апостолам.

Сила Божия в немощи совершается (2-е Кор. 12, 9).

Так и немощная по природе своей женщина поднимается и возрастает в силе духовной.

«Посему и Христос, видя ея понятливость, открывает другую, более важную истину, которой он не открыл ни Никодиму, ни Нафанаилу» (Блаженный Феофилакт Болгарский).

Святитель Иоанн Златоуст также говорит свое похвальное слово об истинном любомудрии простой поселянки, необученной книжной грамоте:

«О преславное чудо, блудная жена сильнее апостол бе. Апостоли бо по воскресении Его, и по вознесении проповедати начаша: а сия прежде страсти проповеда Христа».

Икона Христос и самарянка. Первая четверть ХVIII в. Преображенская церковь, о. Кижи

На искренность и глубину веры женщины указывает и то, что она узнала в Христе долгожданного всеми Мессию не ради каких-либо особенных чудес Его, а ради красоты Самого Спасительного Его учения. Если Он и явил в Себе во время беседы нечто сверхъестественное, то при этом обнаружил и потаенное согрешение женщины, которого она стыдилась и желала  бы скрыть от людей. Без горячего, сердечного расположения к истине она могла бы возмутиться и покинуть это место, но, напротив, она смиренно подтверждает справедливость обличения и проникается все большим благоговением к своему собеседнику, называя Его Господином и Пророком.

«Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4, 18).

Святые отцы по-разному толкуют эти евангельские строки. Некоторые объясняют, что здесь иносказательно говорится о Пятикнижии Моисеовом, почитаемом у самарян, под шестым же разумеют Господа Исуса Христа, учение Которого они принять еще не успели. Другие указывают на пять законов, данные Богом для человечества: в раю, по изгнании из рая, при Ное, при Аврааме и при Моисее. Шестой же — Евангелие, который еще не был установлен. Число «пять» соответствует также еще и пяти основным человеческим чувствам, которые вследствие грехопадения стали подвержены всевозможным порокам.

«Самарянка есть и всякая душа, которая неразумно подчинилась пяти чувствам, потом приняла и ложные учения, как бы шестого прелюбодея, но которой (т.е. душе-грешнице) Исус благодетельствует или крещением, или источником слез. И слезы могут быть названы колодезем Иакова, то есть ума нашего, попирающего злобу. Воду сию пьет и сам разум, и дети его помыслы, и скот его неразумные части души, гнев и пожелание. Ибо слезы служат освежением и для ума и для помыслов, и для прочих сил души» (Блаженный Феофилакт Болгарский).

Беседа Христа с самарянкой. Роспись церкви в честь Воскресения Христова в Тутаеве. XVII в.

Женщина, как только услышала и вкусила  духовную сладость от возвышенных святых поучений, тотчас сильно возгорелась сердцем и даже забыла о самых необходимых  телесных потребностях и естественной усталости. Она бросила пустой водонос у колодца и побежала в город — возвестить о великой и неожиданной встрече. Ради того, чтобы слова ее звучали доказательнее, она презрела и душевный стыд, прилюдно говоря о том, что раньше тщательно скрывала.

«Поистине, душа, воспламененная Божественным огнем, не смотрит ни на что земное, ни на стыд, ни на бесчестие. Вот и она не стыдится обнаруживать свои дела, но говорит: Который сказал мне все, что я сделала. Она могла бы сказать и иначе: пойдите. Посмотрите Пророка, Который пророчествует; но она не говорит так, а презирает мнение о самой себе и имеет ввиду одно только проповедовать истину» (Блаженный Феофилакт Болгарский).

«Враги человеку домашние его». В то время как самаряне, по слову женщины, тепло и радостно принимают Спасителя в свое селение и с верою и благоговением внимают Его Божественным глаголам, иудеи относятся к Нему с подозрительным пренебрежением, не верят в Него, даже ради самых очевидных чудесных Его деяний, гневаются и клевещут. Самаряне умоляют Христа не покидать их города, иудеи же не только гонят, но и делают многократные попытки побить Его камнями.

«Смотри, пожалуй, в короткое время народ превзошел свою учительницу. Ибо они называют Его не пороком, не Спасителем Израиля, но Спасителем мира, и еще с членом: Он есть Тот Спаситель, Который собственно и истинно спас всех. Многие приходили спасать, и закон, и пророки, и ангелы, но истинный Спаситель есть Он» (Блаженный Феофилакт Болгарский).

Икона Беседа Спасител с самарянкой. Начало XVII в.

Через некоторое время, когда множество народа соберется в Иеросалим ради почтения у своему великому празднику,  Христос опять придет в Иудею проповедовать о неиссякаемом источнике воды для жизни вечной. «В последний же великий день праздника стоял Исус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 37-38). Но иудеи, в отличие от самарян, хотя и слышали те же слова, не были расположены к ним душою и сердцем, напротив, некоторые главные старейшины вознамерились даже взять под стражу Спасителя, как законопреступника, и непременно сделали бы это, если бы невидимая Божественная сила удерживала их до времени.

Женщина же самаряныня твердо и без сомнений приняла Божественное евангельское учение и привела к истинной вере всех своих родственников. Церковное предание сохранило повесть об их страдании и мученическом подвиге.

«Сия же самаряныня, яже последи от Христа именовавшися Фотиния, яже и мучения венцем увязеся при Нероне кесари, с двемя своими сынми, по мнозе озлоблении и строгании, и сосцу отрезании, и сокрушении руку, тростии тонких под ногти влагании, и олова напоении, и иных бесчисленных мук истязании, на конец ввержена бысть в студенец, и тако скончася. Ведомо же буди, яко студенца оного горлище, сиречь устие, царь Иустиниан честнее оттуду принес, в Божия Слова Премудрости церкве великия храме положи, на студенец во святей Софии, и камень, на нем же Христос седя, самаряныни беседоваше. И доселе обоя пребывают пред папертом от востока, во храм входяще на левой стране, всяк недуг исцеляющ. Паче же им же от огняниц страдати приключающимся, и трясавицею болящим. Очищает же и отгонит и чарования бываемая. Твоея мученицы Фотинии молитвами, Христе Боже помилуй нас, ныне и присно и во веки веком, аминь» (Цветная Триодь, Синоксарь в Неделю о Самаряныне).