Крещение у старообрядцев-поповцев

В древности крещение совершалось в Великую субботу. Крестили обыкновенно в природных водоемах, реках и ручьях. Современное богослужение на Пасху имеет исторический элемент, который сохранился до наших дней: ночной крестный ход был в те времена ходом вокруг храма новокрещенных, одетых в белые одежды и держащих в руках горящие свечи; а также пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия» вместо Трисвятого на Обеднице. Начиная с конца II века, в отличие от современного чина, где отрицание от сатаны совершается три раза, в этот период оно повторялось пятнадцать раз. О практике освящения воды для совершения Таинства Крещения в Греческой Церкви также упоминается со II — III веков. Вода крещения преисполняется таинственной силы... Она — могила ветхого человека, место его истления и место зачатия и образования нового, духовного организма.

В IV-V веках желающие принять Святое Крещение исповедовали свою веру «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». Блаженный Августин (354-430 гг.) писал, что такой обычай существовал в его время в Риме. Тогда же установилась традиция крестить по преимуществу взрослых с целью осознанного принятия ими христианской веры. Однако священников, отвергающих необходимость крестить младенцев, критиковал Собор.
 

Чин крещения

Таинство Крещения у старообрядцев-поповцев совершается как в естественных водоёмах, так и в купели. Крещение производится священником, и лишь в исключительных случаях, когда в данной местности старообрядческий священник отсутствует, а человек сильно болеет и существует угроза его смерти некрещёным, крещение совершается мирянами. На восьмой день над новокрещённым производится миропомазание.

Правило св. Никифора Исповедника:

Подобает не крещенныя младенцы аще обрящется некто не сущу иерею крестити, крестит и свой отец, или каков либо человек христианин, несть греха.

Присоединение погружательно крещеных у старообрядцев-поповцев происходит без дополнительного крещения, посредством Таинства Миропомазания. Не имеющие же канонического крещения (прошедшие обряды обливания, окропления) получают полное трехпогружательное крещение.

Крещаемый три раза погружается в воду. Вода должна быть чистой, без примеси. И здесь строго требуется, чтобы при первом погружении священник говорил: «Крещается раб Божий или раба Божия (имя рек) во имя Отца, аминь»; при втором погружении: «и Сына, аминь»; при третьем: «и Святого Духа, аминь». Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11, Кол. 2,12-13). Это самое главное в Таинстве Крещения.

Трехпогружательное крещение священником РПсЦ в Суздале на речке Каменке

Крещеный облекается в белую одежду в знак полученной им душевной чистоты и в напоминание о том, что теперь он должен вести жизнь в христианском обществе светлую, святую, чистую. Эту белую одежду крещеные в древности носили целых семь дней и благоговейно проводили все это время, сохраняя под нею помазание святым миром. Вместе с белою одеждою возлагается на новокрещеного крест в знак того, что теперь крещеный должен исполнять волю Распятого за нас на кресте Господа нашего Исуса Христа, хотя бы верующему пришлось нести крест страданий и скорби. Далее крещеный крестообразно постригается на голове, что значит полное послушание Исусу Христу. Затем крещеный младенец обносится восприемниками, а взрослый сам обходит вокруг купели трижды с зажженными свечами, выражая тем свою духовную радость, что он из чада гнева соделался возлюбленным сыном Отца небесного, из мертвого прегрешениями стал живым для Бога, из погибшего — спасенным.

Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека.

Чинопоследования Таинства Крещения старообрядцы-поповцы соблюдают строго. Интересно, что в начале прошлого века известный старообрядческий деятель святитель Арсений (Швецов), епископ Уральский, изучив «Чин крещения», произвел в нем изменения, сделав перестановки, казавшиеся ему более логичными. Были переставлены очистительные молитвы, изменены глаголы и отложены некоторые слова в молитвах, также произведены вставки в чине младенческого погребения, великой ектении, пении трисвятого пред Апостолом и прочие изменения. 29 июля 1908 года Освященный Собор РПсЦ рассмотрел вопросы о некоторых несоответствиях составленного епископом Арсением Уральским «Чина крещения» со старопечатными Потребниками и о расхождениях составленного им «Руководства о сродствах, возбраняющих брак» со старопечатными книгами. Собор незамедлительно вынес постановление, разъяснив, какими книгами можно пользоваться:

Освященнаго Собора старообрядческих епископов Постановление. Освященный Собор, собравшийся  в царствующем граде Москве в храме Рожества Христова, 1908-го года июля 29-го дня, рассмотрев «чин святаго крещения», составленный господином Арсением, епископом Уральским и Оренбургским, напечатанный в частной типографии, при сличении котораго с двумя потребниками, изданными при Патриархе Иосифе Московском и всея России в 5-е и 10-е лето Его патриаршества, оказалось разногласие, заключающееся в перестановке очистительных молитв, изменении глаголов и отложении некоторых слов в молитвах. А также вставках в чин младенческого погребения: великой ектеньи, пении трисвятаго пред апостолом и прочих  изменений. Освященный Собор предупреждает паству свою, что святая церковь не берет на себя никаких ответственности за исправление и издание богослужебных книг частными лицами, если оригиналы их не просмотрены и не одобрены к печати Освященным Собором епископов, или, если они расходятся с оригиналами, печатаными при первых пяти Московских и всея России Патриархах, почему Собор благословляет руководствоваться только теми книгами, которыя изданы до Никона патриарха, или перепечатаны с них. Что касается «руководства о сродствах, возбраняющих брак, составленный Арсением, старообрядческим епископом Уральским», разрешение недоумений родственных степеней как кровнаго, двухроднаго, трехроднаго, также и духовнаго свойств. Освященный Собор ПОСТАНОВИЛ: Руководиться теми указаниями, кои освящены веками, как восприявшие силу закона, изложенныя в книгах: Кормчей, Номоканоне, Матфея-Властыря. Разрешение брака, обоснованное на определении той или другой из указанных книг, недолжно подлежать зазору, хотя бы оно не согласовалось с другой книгой. Что же касается самопроизвольных сокращений родственных степеней, не согласующихся сказанным книгам, то таковые должны быть отвержено и отнюдь не приемлемо к руководству ни святителями, ни священниками, по изречению: «Власть предстателем ни в чем же дастся ко преступлению велений, но да предлежат тем, иже узаконена суть». (Номоканон, лис. 743, об.) И тако призываем Божие благословение на всех истинно-православных христиан, послушных чад святыя церкви.

Среди подписавших соборное постановление был и епископ Арсений. Но его письменное обращение Антонию, епископу Тобольскому и Пермскому, говорит о том, что он все же не был согласен с Постановлением Собора.

Святитель Арсений (Швецов), епископ Уральский

  

Крещение младенцев

Таинству Крещения младенцев предшествует ряд молитв: молитвы родильнице и молитвы при наречении имени младенцу. В молитвах родильнице священник просит Господа о прощении грехов матери младенца, восстановления ее здоровья после родов и сохранения ее жизни и жизни  младенца. В молитве при наречении имени младенцу священник молится, чтобы младенец проводил свою жизнь согласно Божиим заповедям и удостоился получить Царствие Небесное. Младенцу дается имя святого в знак того, что он принимается в союз Церкви небесной и земной и должен идти по стопам святого в делах добра, которые ведут из земной Церкви в Церковь небесную.

В XV веке на Руси появился обычай иметь двух восприемников (крестных родителей). Это новшество активно обличал митрополит Киевский и всея Руси Фотий (XIV век — 1431 г.). По древним канонам восприемник должен был быть один, соответственно: мужчина — у мальчика и женщина — у девочки. Тем не менее традиция иметь двух восприемников закрепилась на Руси, и ее придерживаются до сих пор.