Крещение

В древности крещение совершалось в Великую Субботу. Крестили обыкновенно в природных водоемах, реках и ручьях. Современное богослужение на Пасху имеет исторический элемент, который сохранился до наших дней:  ночной крестный ход был в те времена ходом вокруг храма новокрещенных, одетых в белые одежды и держащих в руках горящие свечи. Начиная с конца II века, в отличие от современного чина, где отрицание от сатаны совершается три раза, в этот период оно повторялось пятнадцать раз. О практике освящения воды для совершения таинства крещения в Греческой Церкви также упоминается со II — III веков.

В IV-V веках желающие принять святое крещение исповедовали свою веру «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». Блаженный Августин (354-430 гг.) писал, что такой обычай существовал в его время в Риме. Тогда же установилась традиция крестить по преимуществу взрослых с целью осознанного принятия ими христианской веры. Однако священников, отвергающих необходимость крестить младенцев, критиковал Собор.
 

Чин крещения

Крещаемый три раза погружается в воду. Вода должна быть чистой, без примеси. И здесь строго требуется, чтобы при первом погружении священник говорил: «Крещается раб Божий или раба Божия (имя рек) во имя Отца, аминь»; при втором погружении: «и Сына, аминь»; при третьем: «и Святого Духа, аминь». Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11, Кол. 2,12-13). Это самое главное в Таинстве Крещения.

Крещеный облекается в белую одежду в знак полученной им душевной чистоты и в напоминание о том, что теперь он должен вести жизнь в христианском обществе светлую, святую, чистую. Эту белую одежду крещеные в древности носили целых семь дней и благоговейно проводили все это время, сохраняя под нею помазание святым миром. Вместе с белою одеждою возлагается на новокрещеного крест в знак того, что теперь крещеный должен исполнять волю Распятого за нас на кресте Господа нашего Исуса Христа, хотя бы верующему пришлось нести крест страданий и скорби. Далее крещеный крестообразно постригается на голове, что значит полное послушание Исусу Христу. Затем крещеный младенец обносится восприемниками, а взрослый сам обходит вокруг купели трижды с зажженными свечами, выражая тем свою духовную радость, что он из чада гнева соделался возлюбленным сыном Отца небесного, из мертвого прегрешениями стал живым для Бога, из погибшего — спасенным.

Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека.
 

Крещение младенцев

Таинству Крещения младенцев предшествует ряд молитв: молитвы родильнице и молитвы при наречении имени младенцу. В молитвах родильнице священник просит Господа о прощении грехов матери младенца, восстановления ее здоровья после родов и сохранения ее жизни и жизни  младенца. В молитве при наречении имени младенцу священник молится, чтобы младенец проводил свою жизнь согласно Божиим заповедям и удостоился получить Царствие Небесное. Младенцу дается имя святого в знак того, что он принимается в союз Церкви небесной и земной и должен идти по стопам святого в делах добра, которые ведут из земной Церкви в Церковь небесную.

В XV веке на Руси появился обычай иметь двух восприемников (крестных родителей). Это новшество активно обличал митрополит Киевский и всея Руси Фотий (XIV век — 1431 г.). По древним канонам восприемник должен был быть один, соответственно: мужчина — у мальчика и женщина — у девочки. Тем не менее традиция иметь двух восприемников закрепилась на Руси, и ее придерживаются до сих пор.