Арсений (Швецов), епископ Уральский

Епископ Арсений (Онисим Васильевич Швецов, 1840 — 10 сент. 1908 гг).

Один из выдающихся деятелей старообрядчества. Родился в семье крестьян-беспоповцев в деревне Ильина Гора Вязниковского уезда Владимирской губернии. Десяти лет поступил в трехклассное училище, находившееся в Красном Селе близ Гороховца, которое окончил первым учеником.

Чувствуя любовь к подвижнической жизни, втайне от родителей вскоре ушел в лес, называемый Удельным бором, к проживавшим там в землянках беспоповским старцам-отшельникам, прожил с ними около года. Вернувшись в родительский дом, он поступил на службу к ковровским купцам-беспоповцам братьям Першиным.

Однажды вместе с хозяевами он по делам был в Москве, где и познакомился с архиепископом Антонием (Шутовым), беседа с которым произвела на него глубокое впечатление. Убедившись в правоте и законности белокриницкой иерархии, в середине 1860-х гг. Онисим Васильевич присоединился к Церкви Христовой. Это произошло в старообрядческом храме Васильевой слободы Нижегородской губернии (ныне г. Чкаловск).

После присоединения, с 1866 по 1881 г. он проживал при канцелярии архиепископа Антония, исполняя работу письмоводителя. Изучая святоотеческую и старообрядческую литературу из обширной библиотеки владыки Антония, он скоро выдвинулся в ряды первейших начетчиков и апологетов старообрядчества. Вскоре после присоединения, будучи приблизительно 25 лет от роду, он написал «Историю о существовании священства в старообрядческой Христовой Церкви», охватывающую период от крещения Руси до кончины митрополита Амвросия и содержащую много ценных исторических сведений (опубликована в Уральске в 1910 г.).

В 1885 г. он принял иночество и вскоре был рукоположен в священноиноки. Постриг и рукоположение совершено архиепископом Саватием (Левшиным). В том же году уехал за границу, в Мануиловский монастырь, чтобы закончить работу над сочинением «Истинность старообрядствующей иерархии».

Вернувшись в Россию, полностью посвятил себя проповеднической деятельности. Он объездил множество краев, везде привлекая в лоно Церкви новых последователей. В 1890 г., в одну из таких своих поездок, он был по доносу арестован в Черниговской губ. и заключен в тюрьму (освобожден по ходатайству местного видного общественного деятеля, старообрядца Г.А.Гусева). Потом киевская судебная палата вовсе прекратила его дело.

После смерти епископа уральского Виктора, священноинок Арсений был избран епископом на уральско-оренбургскую епархию. 24 октября 1897 г. в с. Безводном Нижегородской губернии епископы Кирил нижегородский и Иоасаф казанский рукоположили его в епископы.

Его архиерейская деятельность была весьма плодотворна. Он был учредителем ежегодных Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия, которые пробудили в Церкви новые силы. В 1898 г., после ухода на покой архиеп. Саватия, еп. Арсений был избран местоблюстителем московской архиепископии.

Временно управляя церковно-иерархическими делами российской Церкви, еп. Арсений много содействовал налаживанию ежегодного собрания Освященных соборов. При его ближайшем участии в октябре 1898 г. состоялось избрание и возведение на московский престол архиепископа Иоанна (Картушина). После дарования свободы совести в 1905 г. он много сделал для примирения с неокружниками. В 1907 г. участвовал в съезде Союза старообрядческих начетчиков. Скончался в Уральске. Его кончину оплакало все старообрядчество. Погребение еп. Арсения 14 сентября 1908 г. совершил епископ Иннокентий (Усов). Похоронен владыка Арсений в Уральске «в склепе сбоку церкви». Ныне здание, бывшее храмом, где служил владыка Арсений, передано Русской Православной старообрядческой Церкви.
 

Канонизация Арсения Уральского

В 2011 году Арсений Уральский прославлен в лике святых Русской Православной старообрядческой Церковью. Мощи обретены и покоятся в старообрядческом храме Уральска.
 

Труды

Епископ Арсений был одним из самых основательных и плодовитых писателей. Общее количество написанного им не поддается учету. Кроме упомянутых сочинений, его перу принадлежат:

  1. «Оправдание старообрядствующей святой Христовой Церкви»;
  2. «Показание всеобдержности двоеперстного сложения и погрешностей против Святого Евангелия новообрядствующей грекороссийской церкви»;
  3. «Беседа зрителя и богомольца»;
  4. «Жизнь и подвиги старообрядческого архиепископа Антония»;
  5. «Апология, сказанная в Петербургской духовной академии 23 марта 1886 г.».

Им было составлено прекрасное практическое руководство к изучению церковного устава, издано много богослужебной литературы, переизданы «Поморские ответы», «Зитуменос», «Книга об антихристе». Написанное епископом Арсением составляет классику старообрядческой литературы.
 

Статьи об Арсении Уральском на нашем сайте:

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?