Федосеевское согласие


Федосеевское согласие — одно из обществ безпоповцев, не приемлющих брака, зародившееся в Псковской и Новгородской губерниях.

Основателем согласия был Феодосий Васильев (Дионисий Васильевич Урусов, 1661 — 23 июля 1711 гг.). Он происходил из обедневшей ветви рода Урусовых (потомков татарских князей), которые после Смутного времени, лишившись столичного имения, переселились из Москвы в Новгород. Отец его служил священником синодальной церкви в Крестецком Яму в псковских пределах; сам он был там же поставлен в сан диакона (по другим сведениям был дьячком). Феодосий рано овдовел, в 1690 году по первому чину перешел в старообрядчество, где получил имя Дионисий. В 1692 году новгородские старообрядцы направили его под г. Нарву для защиты старой веры против новообрядческого миссионера Ивана Коломенского. В 1699 году Феодосий с братом Егором перебрался на жительство в тогдашнюю Польшу, под Ревель, где устроил мужскую и женскую обители. Проповедуя общее с поморцами учение о духовном пришествии антихриста и воцарении его в русской церкви, о перекрещивании всех приходящих от нее, он учил также и несогласно с поморцами, что:

  1. изображение распятия Спасителя должно иметь пилатово титло (впоследствии этот пункт подвергся изменению);
  2. брак, заключенный в новообрядческой церкви, при переходе в старообрядчество не расторгать (позже и этот пункт был изменен);
  3. брашно, купленное на торгу, считать оскверненным и потому очищать молитвами (сейчас соблюдается далеко не везде);
  4. иноков, постриженных новообрядческой церковью, признавать бельцами, не позволяя, в отличие от поморцев, совершать им треб.

Дважды Феодосий ездил в Выговское общежительство для прений с поморскими отцами об этих и других вопросах. В последнее из таких свиданий, в 1706 году, уходя из Выговской обители, он сказал: «Не буди нам с вами имети общения ни в сем свете, ни в будущем». Правда, уже в 1708 году вместе с Андреем Денисовым (1674–1730 гг.) совершил службу в одной из моленных Новгорода.

Основанные Феодосием обители начали подвергаться грабительским нападениям польских солдат (жолнеров). Многие из братии во время этих набегов погибали. Поэтому после 19 лет пребывания за рубежом Феодосий возвратился в Россию и обосновался в Вязовской волости Великолуцкого уезда. По легенде, здесь он встретился с царевичем Алексеем Петровичем (1690–1718 гг.). В этот период он успешно распространял свое учение среди людей всякого сословия. Однако из-за эпидемии смертоносной язвы был вынужден отправиться в Новгород, чтобы хлопотать о переносе обителей под Юрьев Ливонский (ныне Тарту), на Ряпину Мызу. В Новгороде или на Ряпиной Мызе он был схвачен воеводой Корсаковым и выдан новгородскому митрополиту Иову (ум. 1716 г.), который заключил его в темницу. Здесь Феодосий Васильев скончался от истязаний. После первоначального разорения Ряпина Мыза была все же передана для поселения федосеевцам, где они вновь возвели мужскую и женскую обители, семь лет жили в мире и спокойствии. С этого времени последователи Феодосия Васильева настолько умножились в числе, что вплоть до конца XIX века оставались самым многочисленным безпоповским согласием в России. Феодосий имел сына Евстратия, который в 1728 основал монастырь в местечке Гудищи (ныне Литва).

Читалки и уставщик Федосеевского толка, служащие панихиду на Преображенском кладбище в Москве

Разделение в едином до того обществе безпоповцев произошло из-за несогласия Феодосия Васильева и его сторонников с даниловцами (первые по времени безпоповцы, именуемые также старопоморцами). Название даниловцев происходит от наименования Данилова монастыря на р. Выг, где жили главные учителя безпоповцев — Даниил Викулин, братья Андрей и Симеон Денисовы — по следующим пунктам:

  1. Последователи Феодосия одинаково с даниловцами браки новоженов не признавали и без расторжения брака не допускали не только к молитве, но и к совместной трапезе. Однако браки, заключенные до присоединения к федосеевскому согласию, считали законными (по 72 прав. VI Вселенского собора), требуя от староженов лишь обещания чистого жития, а чадородие наказывая епитимиею.
  2. Даниловцы почитали надпись I. Н. Ц. I. на Кресте Господнем нововведением Никона, а федосеевцы допускали поклонение такому Кресту (однако впоследствии они склонились к обычаю даниловцев).
  3. Даниловцы не считали необходимым торжищно брашно очищать особым чином, федосеевцы же отмаливали купленные продукты молитвой Исусовой с поклонами, согласно шестой статье своего польского собора: «Аще ли по нужде от иноверных доспетое на торгу покупает кто, и за то полагати поклонов 100».

Отделение федосеевцев от даниловцев совершилось в 1706 году, когда Феодосий Васильев не сумел переубедить старцев выговского Данилова монастыря. Федосеевцы считают учение своего согласия точным продолжением учения первых старообрядцев. Родословие свое они производят от епископа Павла Коломенского (ум. 1656 г.), игумена Досифея, священноинока Феодосия, священноинока Илии (из Крестецкого яма из церкви святого Никиты епископа Новгородского), скрывшегося от гонений в лесных пустынях. Его преемником был священноинок Варлаам, бывший сначала протопопом Троицкого собора во Пскове, а затем принявший иночество во Псково-Печерском монастыре и удалившийся оттуда в пустынь для сохранения старой веры (сожжен в Клину повелением патриарха Иоакима в 1685 году). Седьмым учителем федосеевцев стал простец Иван Дементиев, перекрещенный о. Варлаамом и получивший после этого имя Карп. Происходил из Великих Лук, мученически пострадал в Новгороде. После него «бысть предивный отец и учитель» Феодосий Васильев. Первоначально федосеевцы (в основном крестьяне и ремесленники) придерживались весьма строгих правил по отношению к браку, изложенных в пунктах польского собора 1752 года. Со временем, когда община разрослась за счет перешедших из других конфессий и в ней все большую роль стали играть состоятельные купцы, отношение к браку начало изменяться. Даже московский собор 1883 года, специально собранный для укрепления небрачия, не имел важных последствий.

И. А. Ковылин

Во второй половине XVIII века федосеевцы были самым крупным безпоповским согласием. Они проживали в Москве, Петербурге, Новгороде, Риге, Польше, по всей Сибири. Кроме того, они были  в Турции, по берегам Дуная, в Пруссии и других селениях. В 1771 году во время моровой язвы (чумы) перепуганные напастью власти разрешили московским федосеевцам устроить возле с. Преображенского часовню и кладбище. Комплекс зданий, обнесенных стеной, похожей на монастырскую, был выстроен попечением купца И. А. Ковылина (1731–1809 гг.).

Москва стала центром федосеевского согласия. Отсюда письменные и устные вразумления и поучения расходились по России и за границу. Много писал преемник Ковылина, настоятель и учитель Сергей Симеонович, автор «Новой пандекты на нынешняя последняя самовластная лета», а также книг «Противу новолюбцев, такожде и во отражение самобрачников». Уставы келейных служб, обычаи, различные толкования и история согласия — все это собрано в книгу, называемую Красный устав.

К началу XX века федосеевское согласие по-прежнему численно преобладало надо всеми разветвлениями безпоповства, кроме часовенного согласия. Федосеевцы жили в основном к западу от московского меридиана, их насчитывалось до 2,5 млн. человек. После принятия Государственной Думой Закона 1906 года о церковных общинах федосеевское согласие начал раздирать сильный внутренний раздор общинников и необщинников, который и до настоящего времени нельзя считать изжитым. До 1994 года федосеевцы допускали прием к себе брачных поморцев без перекрещивания, если те никогда не принимали скачковского чина бракосочетания. После 1994 года никаких исключений для поморцев не существует, все они без различия принимаются после перекрещивания. С 1996 года они сами издают церковный календарь (ранее издавали вместе с поморцами). В богослужении федосеевцы строго придерживаются наонного пения.

Храм Воздвижения Креста Господня на Преображенском в Москве (федосеевское согласие)

В настоящее время федосеевцы проживают в России (главным образом в ее центральных областях). Миссионерской деятельности федосеевцы не ведут, но приветствуют возвращение в лоно Церкви потомков федосеевских родов. Большие зарегистрированные общины существуют в Москве (Преображенское кладбище) и Казани, численность прихожан — несколько сотен человек. Еще несколько общин существуют в местах традиционного проживания старопоморцев, например, в Тонкинском районе Нижегородской области. Незарегистрированных общин, то есть самоорганизованных религиозных групп, гораздо больше, но, вероятно, не превышает 50. Внутренние разногласия в начале XX века привели к разделению единого Федосеевского согласия на несколько направлений, среди них наиболее известны:

  • Московские федосеевцы — с центром на Преображенском кладбище, наиболее либеральное течение, принимают «новожен» на исповедь и позволяют им участвовать в службе (читать и петь), при этом не совершая крестного знамения. Издают свой журнал-календарь тиражом 300–500 экземпляров.
  • Казанские федосеевцы — с центром в Казани. Более консервативное течение, «новожен» на исповедь не принимают, право читать и петь в храме имеют только не состоящие в браке. Издают журнал-календарь тиражом 100–200 экземпляров.
  • Филимоновцы — федосеевские группы, проживающие в Нижегородской и Кировской областях.
  • Необщинники — малочисленные группы (известна группа в Москве), не признают государственную регистрацию, обособились после указа о веротерпимости 1905 года.

Существуют малые группы в д. Рымши (Латвия) и д. Гусаровка (Беларусь), находящиеся на консервативных позициях и полностью отделившиеся от остальных федосеевцев.