«Яко Петр и Павел апостоли славнии и верховнии учением своим просветиша
вселенную всю. Даниил и Андрей настоятели честнии и благочестиви.
…
Смиреньший настоятелей Даниил многая души тщанием своим спасе.
Блажейше Василия обретаю Андрея. Кротша паче Даниила обретаю Давыда.
Смиреннейшему паче всех настоятелей прилепися Даниилу.
Премудрейшу паче всех философов содружися Андрею».
Прославление Даниила Викулина и братьев Денисовых Выговскими пустынножителями
***
14 октября 1733 года скончался Даниил Викулин — один из основателей Выгорецкой киновии, видный деятель старообрядчества, духовный писатель, соавтор «Поморских ответов». Писатель и историк Павел Любопытный назвал Даниила Викулина «мужем благочестивым, твердым духом и знатной памяти, славным учителем в Олонецких пределах, отважным и разительным обличителем никоновых догматов и обычаев». В «Истории Выговской пустыни» Ивана Филипова содержатся подробные сведения о жизни Даниила.
Даниил Викулин родился в 1653 г., «сперва с млада живяше в Великом Ново-граде и в Шунском погосте и у церквей во дьячках». До 1682 г. служил дьяконом Шунгского погоста Повенецкого уезда, а после начала гонений в Новгородской митрополии в 1684 г. удалился на север и в течение нескольких лет скитался с несколькими братьями из пустыни в пустынь.
Он тесно общался со старообрядцами в Поморье, выходцами из Соловецкого монастыря иеродиаконами Игнатием и Пименом. Его духовным отцом был известный деятель старообрядчества — игумен Беседного монастыря Досифей, позже старец Варлаам (Быков).
В 1691 г. Даниил Викулин вернулся в новгородские пределы и поселился вместе с ближайшими соратниками на Сарозере, в келье Игнатия Соловецкого, откуда в 1692 г. они перешли в кельи Емельяна Повенецкого, на реку Рязанку. Сюда стали приходить окрестные крестьяне, жители Москвы, Нижнего Новгорода, других городов, поселение быстро разрасталось. Даниил Викулин неоднократно выходил в окрестные сёла, проповедуя истинность и спасительность старой веры, за что подвергался преследованиям, однако пойман не был.
В октябре 1694 г. Даниил Викулин вместе с Андреем Денисовым пришел на Выг, где они, по благословению старца Корнилия Выговского, «положили общее житие составити». Так появилось «Выговское общежительство, всепречестная и богоспасаемая киновия отец и братия Всемилостивого Спаса Господа и Бога нашего Исуса Христа Богоявления» — один из крупнейших в России старообрядческих центров, остров истинного благочестия. Поморское согласие старообрядцев-безпоповцев, ведущее начало из Выговского монастыря, называлось именем Даниила Викулина: «данилово согласие», «даниловщина».
Даниил Викулин был первым киновиархом Выголексинского общежительства, сохраняя руководство духовной жизнью обители до самой смерти. Почетный второй настоятель, он имел много духовных детей.
Выговская пустынь хорошо подходила для прибежища гонимых старообрядцев: глухие непроходимые леса и болота, отсутствие поселений, удаленность от административных центров. Уже в 80-е гг. XVII в. сюда стали стекаться старообрядческие иноки, выходцы из северных монастырей, главным образом из Соловецкого. Они основали здесь много скитов.
Позже началось массовое переселение крестьян, которые основывали на новых местах старообрядческие поселения, расчищали земли под пашню и сеяли хлеб. Первые выговские жители, около 40 человек, как пишет историк пустыни Иван Филиппов, жили «нужным и скудным пустынным житием, с лучиною в часовни службу отправляюще и икон и книг в часовни скудно и мало вельми. А колокол тогда не было, в доску звониша, и дороги с волостей к ним в пустыню тогда еще не было, на лыжах с кережами хождаху».
Однако старообрядческое трудолюбие уже через четыре года помогло Выгу развить многоотраслевое хозяйство — большие площади были распаханы под пашни, огороды, разведен скот, организованы торговля, морские звериные промыслы и различные кустарные производства. В 1698 г. число выговских насельников достигало уже двух тысяч человек.
С самого начала в общежительстве был заложен раздельный принцип проживания мужчин и женщин, поселение было обнесено оградой и разделено стеной на мужскую и женскую половины. Постепенно жизнь пустыни стала организовываться по монастырскому чину строгой аскетической жизни, в соответствии с древнерусскими иноческими образцами.
«И начаша к ним людие приходити с разных мест и градов, а оные же отцы Даниил и Андрей, принимающе их с любовию и учаще и наказующе, и начаша чины и уставы церковные и монастырския хранити, молодых детей обоего полу учаху грамоте» («История Выговской пустыни» И. Филипова).
Выг был непосредственным преемником Соловецкого монастыря, и огромное значение в организации Выговской пустыни оказали соловецкие монахи, покинувшие монастырь во время осады. Основную часть насельников староверческой киновии составили также жители Олонецкого уезда: выходцы из Повенца, Толвуи, Шуньги, Космозера, Выгозера, Кижского и Шуйского погостов.
Многообразие духовных связей, духовное и кровное родство с известными деятелями старообрядчества, благословение старообрядческих первоучителей выделили Выговское общежительство среди других старообрядческих общин. Такой богатой предыстории и духовного наследия не имело ни одно другое согласие, ни одно другое старообрядческое поселение.
Помимо обучения книжной грамоте, на Выгу была организована школа знаменного пения. Среди первопоселенцев грамотных певцов было очень мало, но когда на Выг из Москвы пришел Иван Иванов, знаток знаменного распева, пустынники стали обучаться крюковому пению.
Красота богослужения выговских храмов, художественное наследие пустыни были исключительно обширны и многообразны. Практически нет такой отрасли художественного творчества, которая не получила бы развития на Выгу. Здесь создавались иконы, лубки, книжные миниатюры, резные деревянные и литые металлические иконы и кресты, предметы церковного и домашнего обихода, лицевое и орнаментальное шитье, роспись и резьба на мебели и предметах домашней утвари из дерева, плетение из бересты.
Выгорецкие художники создали свою школу иконописи — «поморское письмо», которое отличалось высоким мастерством и сложностью рисунка, богатством и разнообразием красок.
В обители действовали предприятия по выплавке меди, производству кирпича и досок, выделке кож, выгонке смолы и дегтя. Община имела несколько хлебных пристаней на Онежском озере, мельницы, несколько озерных судов, вела торговлю. При монастырях существовали школы иконописания и грамоты, библиотеки, в которых, помимо дораскольных книг, было много томов по истории, философии, географии, словесности, медицине, архитектуре.
В 1704 году Выговскую обитель приписали к Олонецким Петровским заводам. Уже через год Даниил Викулин и Андрей Денисов установили прямые контакты с руководством заводов. Выговцы должны были изыскивать и разрабатывать месторождения руды, взамен же получали возможность вести богослужение по старопечатным книгам. В 1723 г. опытные рудознатцы Даниил Викулин и Андрей Денисов, разыскивая руды для Демидовских заводов в Сибири, открыли богатейшее Колывано-Воскресенское месторождение меди.
В 1706 г. в 22 верстах от Выговского монастыря был основан женский Лексинский монастырь, появился Тихвиноборский скит на реке Геннадиевке. После постройки Лексинской обители Даниил Викулин, Андрей Денисов и Петр Прокопьев часто посещали ее, надсматривали за сестрами «и поучиша их к пению и ко всему церковному служению и в грамоте многих научиша».
Как духовный наставник пустыни, Даниил Викулин написал несколько сочинений, призывающих соблюдать монастырские порядки: два послания к инокиням Лексинской обители о «неполезных дружбах», поучение о молчании.
В 1718 г. Даниил Викулин подвергся аресту на Петровских заводах в связи с правительственным розыском по Выговскому общежительству, однако, благодаря стараниям выговцев и ходатайству начальника заводов В. И. Геннина, вскоре был отпущен.
В 1723 г. в ответ на 106 вопросов, присланных на Выг миссионером Неофитом, в Выговской старообрядческой пустыни были составлены «Поморские ответы» или «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита».
Даниил Викулин, как старейший насельник Выга, первым подписал книгу «Поморских ответов»: «Ко всепустынным сим нашим общесобранным и написанным известительным ответам общежительства Даниил Викулов по совету Выгорецкого общежительства братии руку приложил».
В 1720 — начале 1730 гг. без благословения Даниила Викулина на Выге не совершалось ни одно начинание, будь то строительство в мужском и женском монастырях, контакты с властями, оказание помощи другим старообрядческим общинам. У Даниила Викулина была дочь Анастасия, которая жила в Лексинском монастыре, а в конце XVII в., он вывез из Устьрецких заводов на Выг и свою сестру с мужем Л. Баталовым и детьми.
В 1837 г. правительственной командой по указу Николая I были запечатаны часовни обители, в Выгорецком общежительстве было разрешено селиться только «престарелым и дряхлым, не могущим трудами своими снискивать себе пропитание», также правительство запретило переселяться в Выгорец людям из других губерний. В 1848 г. были отобраны земельные владения, стали выселяться пустынножители. В 1855 г., при Николае I, обитель прекратила своё существование.
Любовь к ближним, смирение и милосердие Даниила Викулина удивляли всех и многих убеждали последовать его стопам. После преставления Андрея Денисова Даниил Викулин «уже в глубокой старости преклонися и начат часто изнемогати».
Почувствовав приближение смерти, он начал утешать Симеона Дионисьевича и прочих братий: «Брате Симеоне! Мужайся и крепися, на то ты и позван, на то тя Господь приуготова, такого строителя и древлецерковнаго благочестия ревнителя. Попецыся, чадо и брате! Господь ти помощник будет. Поревнуй брату своему Андрею блаженныя памяти! Приспе мне время и путь отец своих естественный долг отдати».
К собравшимся, он сказал: «Отец вам и наставник — Симеон Дионисиевич! Его во всем слушайте и имейте к нему веру и любовь! И да будет над вами мир и любовь, и милость Божия».
Так, «всем дав мир и последнее благословение, прекрести свое лице крестным знамением, предаде душу свою в руце Господеви. Уснув вечным сном, тихо и немятежно», имея от рождения своего 80 лет.
Даниилу Викулину Выговские пустынножители посвятили слово на день тезоименитства, несколько надгробных слов, слова на дни ежегодного поминовения, а также составили отдельную службу.
Автор: Нина Лукьянова
Комментариев пока нет