Утреня

Вечерня изображает начало истории человечества, первые дни грехопадения — вечер (конец) творения мира, сменившийся для человека после грехопадения темной ночью с лишением лицезрения светлого Лика Божия. Утреня изображает радостное и светлое утро — явление Христа миру. А во второй половине еще более светлое утро — воскресение Господне. Еще только начинает загораться заря на небе Вифлеема, еще не погасли звезды. И вот среди тихого неба — тихая песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение». Родился Христос — этот момент и изображает начало утрени (малое славословие), момент радостный и светлый, но время полного торжества еще не настало. Христос, родившийся на земле, должен пройти ради нас скорбный путь жизни в зраке раба и еще более скорбный путь Голгофы, пока не войдет в радость воскресения и не введет в нее нас. Памятуя это, мы в тишине еще не окончившейся ночи прибегаем смиренные, как вифлеемские пастухи, к святым яслям с воплем покаяния в словах ексапсалмия (шестопсалмия).

В церкви полумрак, чтобы сильнее падали в тишине и мраке на сердце огненные слова псалмопевца Давыда. Православная Церковь избрала для шестопсалмия псалмы такого характера, чтобы дать молящимся почувствовать с возможной полнотой и живостью падшее состояние человека, пробудить в них чувства греховности и безответности перед судом святости и правды Божией, страх вечной погибели в отчуждении от любви Божией, живое желание и надежду спасения в Боге, в Божией бесконечной милости, всепрощающей, очищающей от грехов, возвращающей к жизни из области смерти, возрождающей своей бесконечной отеческой любовью. Это псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Точно «горящий уголь» падают пламенные слова пророка на душу, расположенную слушать и вдумываться в «песни покаяния».

Плача у яслей Господа о своих грехах и умоляя о помиловании (и в псалмах, и в великой ектении, следующей за шестопсалмием), верующие ликуют о рождении Господа: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядыи во имя Господне», — приветствует хор Родившегося ради нашего спасения Христа. И поется тропарь дня, праздника или святого. Затем снова святая назидательная Псалтырь. На воскресной утрени всегда читаются 2-я и 3-я кафизмы, потому что в них заключаются псалмы, в которых святой пророк Давыд подробно предсказывает о страданиях и распятии Спасителя, поруганиях над Ним и разделении Его одежд воинами (псалом 21-й), о смерти, сошествии в ад и воскресении (псалом 15-й), победе над адом, разрушении власти диавола и вознесении на небо (псалом 23-й). Последний псалом уже полон ликования. Господь Победитель открывает двери рая, входит Сам и открываете их для верных своих. Откройтесь двери: идет Царь Славы. Кто Сей Царь Славы? Господь Сил: Он Царь Славы (пс. 23-й). И еще светлее становится настроение молящихся.

Далее читается 17 кафизма (кроме Господских праздников и недели о Фоме).


Полиелей (Полиелеос)

Начинается полиелей. Полиелей значит «многомаслие», то есть обильное освещение. В то же время слово «полиелей» можно перевести как «много милости». И то и другое название подходит к той части праздничной утрени, которая называется полиелеем. По уставу в это время зажигаются обильные светильники. Отсюда — «многомаслие».

Полиелей — это и пение псалмов 134 и 135, в которых неоднократно повторяется «яко в век милость Его», то есть повторяется много раз слово «милость». Открыты Царские врата — в знак того, что открыт гроб Христов, и через Воскресение Христово открыты двери Чертога небесного. И свет, сияющий из алтаря, как будто свет блистающих на гробе ангелов, несущих весть воскресения.

В воскресный день после кафизм Церковь выражает торжество хваления воскресения Господня. Далее изображается ранний приход мироносиц и радостная весть ангелов мироносицам: «Сонм ангелов удивился, увидев Тебя, Спаситель, причисленного к мертвым, но разрушившего силу смерти, воскресившего с собою Адама и освободившего всех от ада. Зачем вы, ученицы, мешаете миро со слезами жалости, — вещал мироносицам блистающий во гробе ангел, — видите вы этот гроб (без Мертвеца) и знайте, что Спаситель воскрес от гроба».

«Ранним утром мироносицы в слезах спешили к Твоему гробу, но им предстал ангел и сказал: «Время плача кончилось: не плачьте, но возвестите апостолам о Его воскресении».

«Мироносицы-жены с миром пришедшие к Твоему гробу, Спаситель, рыдали, но ангел им сказал: «Что вы считаете Живого между мертвыми, Он, как Бог, воскрес от гроба».

«Поклонимся Отцу и Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице, во едином существе, взывая с серафимами: Свят, Свят, Свят, — Ты Господи. Родивши подателя жизни, Дева, Ты избавила Адама от греха и даровала Евве вместо печали — радость, воплотившийся же из Тебя Бог и Человек возвратил (направил к жизни) тех, которые от нея отпали».


Антифоны

В воскресный день, после тропарей «Благословен еси Господи» и малой ектении, поют антифоны или степенны. С древности эти песнопения так называются потому, что антифоны пелись на два хора, а степенными называются потому, что смысл этих песнопений взят из 15 псалмов, называвшихся степенными — песнями степеней. Эти псалмы, 119-132, пелись в ветхозаветной Церкви на 15 ступенях входа в Иерусалимский храм, по псалму на каждой ступени.

Части этих псалмов соединены со стихами, составленными святым Иоанном Дамаскиным и иноками Студийской обители. Степенны-антифоны изображают чувства сынов Израиля, возвращающихся из плена вавилонского в землю отцов. В этих псалмах выражаются чувства души, желающей освободиться из плена греховного — из рабства диаволу, чтобы вселиться в обители, открытые нам воскресением Христовым. Здесь душа возносит к Господу то скорбный вопль об освобождении от страстей и наветов вражиих, то молитву надежды на милость Божию, то сетование о своей нечистоте душевной, то радость о служении Богу в Церкви, то страх перед судом Божиим, то всецелое упование на милосердие Спасителя:

«От юности моея мнози борют мя страсти: но Сам мя заступи и спаси мя, Спасе»

«Ненавидящии Сиона (Церковь Христову) посрамятся от Господа, яко трава бо во огневи будут изсохшая (потому что, подобно траве, сделаются добычею огня)».

«Святым Духом всяка душа живится (получает новую жизнь) и чистотою возвышается и светлеется Троическим единством священнотаино (таинственно просвещается Святою Троицею)».

 

Чтение Святого Евангелия и изнесение его на середину храма

Далее, в порядке утрени, следует чтение Евангелия. На воскресной утрени Евангелие всегда читается о явлениях воскресшего Спасителя мироносицам и апостолам. Евангелие читается в алтаре, как бы над гробом Господним, и потом износится на середину храма для поклонения и лобызания верующими и пребывает на середине храма, пока все верующие не приложатся к нему.

При изнесении Евангелия из алтаря верующие, взирая на него, как на Самого Воскресшего Господа, поклоняются ему и в умилении сердца поют торжественную песнь Воскресшему: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Исусу». Таким образом, изнесение святого Евангелия из алтаря на середину храма во время воскресных всенощных бдений знаменует то, что Воскресший Господь является и нам недостойным, подобно тому, как Он являлся по воскресении Своем женам-мироносицам и святым апостолам по Своему неложному обетованию: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20).
 

Изнесение иконы

В праздники Господни, Богородичны и святых во время полиелея износится на середину храма икона праздника или святого и перед ней поется величание празднику. Святая икона Пресвятой Богородицы находится среди храма, посреди нас для того, чтобы напомнить нам, что Владычица мира Сама всегда среди нас, как сердобольная Мать среди своих детей, как светлая всемогущая Царица среди своих верных слуг. Она около всех, верных Евангелию Ее Сына, и готова на помощь каждому, кто прибегает к Ней в своих скорбях и напастях.

После стихеры «Воскресение Христово видевше» полагается чтение псалма 50-го. Затем поется: Слава. «Молитв ради апостол, Милостиве, очисти множество согрешений наших». И ныне. «Молитв ради Богородицы». Стих: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей и по многим щедротам Твоим очисти беззакония моя, Боже Спасе мой». Далее поется стихера (так называемая по 50 псалме): «Воскрес Исус от гроба, яко же прорече, и дарова нам живот вечный, мир и велию милость». В праздничные дни вместо этой стихеры поется стихера празднику. Диакон возглашает ектению — молитву: «Спаси Боже люди своя». Потом следует пение канона.

 

Пение канона

Канон (правило) есть собрание духовных песней, составленных по образцу песней ветхозаветных и указывающих на них своим содержанием.

Образцом первой песни канона служит песнь святого пророка Моисея, в которой он прославляет Бога за избавление от фараона, потонувшего с войсками в морской пучине (Исход, гл. 15): «Пою Господа, ибо Он высоко превознесся. Коня и всадника ввергнул в море. Он Бог и прославлю Его».

Образцом второй песни, которая поется только в святую Четыредесятницу, служит обличительная песнь пророка Моисея народу израильскому: «Внимай, небо: я буду говорить, и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32).

Третья основана на песни святой Анны, матери Самуила, которая хвалит Господа за дарование ей сына. И молилась Анна: «Возрадовалось сердце мое в Господе и вознесся род в Боге моем».

Четвертая берет содержание из песни пророка Аввакума, изображающего грозное шествие Господа для суда над людьми: «Господи, услышал я слух Твой и убоялся».

Образец пятой — песнь пророка Исаии (гл. 26), изображающего грядущее царство Мессии, Который судит грешных и воскрешает праведных.

Источник шестой песни — молитва Ионы, восхвалявшего Господа из чрева кита: «К Господу воззвал я в скорби моей, — и Он услышал меня. Из чрева преисподней возопил, — и Ты услышал глас мой» (Иона, 2, 3). Иона, как известно, был прообразом воскресшего Христа.

Седьмая песнь заимствует свое содержание из песни трех еврейских отроковАнании, Азария и Мисаила, вверженных в разожженную печь по повелению Навуходоносора и оставшихся невредимыми. Она выражает сокрушение о грехах еврейского народа и торжественное прославление Бога Истинного (Дан. 3, 26-27). В печи раскаленной, но не опаляющей трех отроков, Церковь видит прообраз безсеменного и девственного зачатия и рождения Исуса Христа, прославляет всемогущество Спасителя и молит Господа об озарении нас светлым огнем Божества.

Восьмая песнь берет свое содержание из второй половины песни трех отроков. В этой половине песни содержится призывание всей твари к прославлению Господа (Дан. 3,59).

После восьмой песни канона поется песнь Богородицы: «Величает душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» с новозаветным припевом в честь Богоматери: «Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, девственно (без болезни и греха) родившую Бога Слово, истинную Богородицу, Тебя величаем» (песнь приводится в русском чтении).

Песнь «Честнейшую» сочинена была Козьмой Маюмским в самый Великий пяток, в день особой скорби для Матери Господа Исуса. Пречистой весьма благоугодна была эта песнь, и Она явилась преподобному с лицом светлым и радостным и сказала ему: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столько близка не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою».

В девятой песни Церковь прославляет Святую Деву, Матерь пришедшего в мир Спасителя.

В середине кафизм и по шестой песни канона полагается чтение учительного Евангелия и Пролога. Этим Церковь вводит нас в суть воспоминаний праздника и готовит к разумному слушанию Евангелия на следующий день.

 

Стихеры на хвалитех и великое славословие

После канона, завершаемого малой ектенией, диакон на воскресной всенощной возглашает: «Свят Господь Бог наш». Потом поются хвалитные псалмы 148-150.

Далее следует пение стихер «на хвалите», оканчивающихся песнью в честь Божией Матери (Богородичен): «Ты выше всех хвалебных песней, Дева  Богородица. Ибо чрез воплотившегося из Тебя взят в плен ад, вызван (из ада) Адам, уничтожено проклятие, освобождена Евва, умерщвлена смерть и мы получили жизнь (в союзе с Богом). Поэтому мы, воспевая, взываем: «Слава Христу, нашему Богу, оказавшему такое благоволение».

«Слава показавшему нам свет» — возглашает священник. Христиане отвечают великим славословием: «Слава в вышних Богу».

В древней Церкви, в катакомбах, бдение продолжалось до утра. И возгласом «Слава показавшему нам свет» священнослужитель возвещал о появлении утренней зари или солнца. Мы благодарим Господа за то, что Он показал нам свет Богопознания, дал свет веры, осиял лучезарным сиянием Лика своего и Евангелия: «Слава Богу на небесах, мир на земле, в людях благоволение. Мы хвалим Тебя, благословляем, кланяемся, славословим и благодарим за великую славу Твою. Господи, Царь Небесный, Боже, Отец Вседержитель. Господи, Сын Единородный и Святыи Дух. Господи Боже, Агнец Божии, Сын Бога Отца, принявший грех мира, помилуй нас. Принявший грехи мира прими молитву нашу; Сидящий одесную Отца помилуй нас, потому что Один Ты свят, Один Ты Господь Исус Христос, в славу Бога Отца, Аминь. Всякий день мы будем благословлять Тебя и прославлять Имя Твое вечно и во все времена».

Заканчивается славословие пением «Святыи Боже». Эта мольба о помиловании, которая сама по себе отдельно выражает самоосуждающее покаяние, глубочайшее смирение, страх погибели и самое чувство погибельного состояния, здесь, в связи с ангельским славословием Богу-Спасителю,  получает другой смысл и тон — выражает радость об открывшемся спасении, сердечную жажду благодатного помилования, благоговейную готовность всеми силами души служить милующему Богу.

После славословия поется тропарь праздника или (в воскресенье) особые тропари, прославляющие воскресение Христа, разрушившего смерть и осиявшего мир светом Своим через проповедь святых апостолов. Затем следуют две ектении: «Помилуй нас Боже» и «Исполним заутренния молитвы». Молитва главопреклоненная и, после обычного конца, отпуст. Далее следует первый час.

Утреня бывает вседневная и полиелейная или праздничная. Вседневная утреня совершается в те дни, в которые и вседневная вечерня, а полиелейная — в дни празднуемых святых.


Порядок утрени вседневной

По совершении полунощницы иерей возглашает: «Благословен Бог наш»;

Чтец: «Аминь»; Трисвятое; по «Отче наш»

Иерей: «Яко Твое есть царство»;

Чтец: «Аминь»; «Приидите поклонимся»; псалом 49-й: «Услышит тя Господь в день печали»; псалом 20-й: «Господи, силою Твоею возвеселится царь»

Во время чтения псалмов иерей совершает каждение храма;

Слава и ныне; Трисвятое; по «Отче наш»; тропари: «Спаси Господи люди Своя; Слава: «Вознесыися на крест волею»; и ныне: «Предстательнице Страшная и непостыдная»; ектения краткая: 1) «Помилуй нас, Боже», 2) о стране и 3) за всю братию и за всех христиан;

Иерей: «Слава Святей Единосущной»;

Чтец: «Аминь» и чтет шестопсалмие (ексапсалмы); великая ектения; «Бог Господь» на глас тропаря; тропарь по уставу; Слава и ныне; Богородичен, по гласу тропаря и по дню; кафизмы. Между кафизмами малая ектения и седальны из Октая. После последней ектении и седальнов псалом 50-й: «Помилуй мя Боже». Канон в Октае и Минеи. Ирмосы канона из Минеи поются вместо катавасии. После 3-й песни ектения малая и седальны в Минеи; после 6-й песни ектения малая; кондак и икос в Минеи;

После 8-й песни иерей возглашает: «Богородицу песньми возвеличим»;

Певцы поют песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа» с припевами «Честнейшую Херувим». Во время пения «Честнейшую» иерей или диакон кадит алтарь и храм. После канона: «Достойно есть»; малая ектения; светильны по уставу; хвалитные псалмы. Далее: «Тебе слава подобает».

Затем чтец продолжает: «Слава показавшему нам свет» и читает «великое славословие». Ектения: «Исполним заутрения молитвы». Стихеры на стиховне из Октая. Читается: «Благо есть»; Трисвятое; «Отче наш»; тропарь и Богородичен из Минеи. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».

После ектении иерей возглас и чтец: «Аминь»; «Приидите поклонимся», 3 раза, и читает псалмы первого часа.


Полиелейная утреня

Полиелейная утреня до кафизм включительно отличается от вседневной только тем, что после кафизм седальны читаются из Минеи. Затем после последней, то есть второй кафизмы, порядок утрени идет уже не такой, как на вседневной, а именно: после малой ектении и седальна по 2-й кафизме поется «полиелей» и «величание» перед праздничной иконой.

На полиелей открываются Царские двери и иерей с диаконом кадят алтарь, весь храм и народ.

После Евангелия Царские двери закрываются, а на великое славословие опять открываются до первого часа. После полиелея — малая ектения; седален из Минеи; первый антифон степенны 4-го гласа: «От юности моея»; прокимен;

Иерей: «Яко свят еси Господи Боже наш»;

Певцы: «Аминь» и «Всякое дыхание»;

Диакон: «И о сподобитися нам» и проч.

Иерей читает Евангелие.

После Евангелия читается псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже».

Поется: Слава: «Молитв ради апостол (или других святых, соответственно праздника), Милостиве очисти», и ныне: «Молитв ради Богородицы, Милостиве очисти»; стих: «Помилуй нас, Боже»; стихера из Минеи.

Диакон чтет молитву: «Спаси, Боже, люди Своя»;

Певцы: «Господи помилуй» 12 раз;

Иерей: «Милостию и щедротами»;

Певцы: «Аминь» и поется канон. Канонов два: первый Богородичный на 6, второй праздника из Минеи на 8. Катавасия по Уставу. После канона хвалитные псалмы и стихеры «на хвалитех».

После стихер иерей возглашает: «Слава показавшему нам свет»;

Певцы поют великое славословие. После славословия — тропарь праздника. Две ектении «Помилуй нас Боже» и «Исполним заутренния молитвы», «Утверди Боже».

Затем диакон возглашает: «Премудрость»;

Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;

Певцы: «Честнейшую»;

Иерей: «Слава Тебе Боже наш, упование наше, слава Тебе»;

Певцы: Слава, и ныне, «Господи помилуй», 2 раза, и «Господи благослови»;

Иерей: отпуст по уставу;

Чтец: «Аминь» и следует чтение первого часа.