Устав домашней молитвы

Современный церковный старообрядческий Устав (христиан старообрядцев, признающих священство, что не касается безпоповцев) строится главным образом на уставах дораскольной русской Церкви, которые в свою очередь восходят к Уставу Иеруаслимского монастыря, известного на Руси в виде сборника «Церковное Око», составленного преподобным Афанасием Высоцким. По сути, весь богослужебный русский устав и основывается на разных вариациях этого монастырского устава.

Устав (Око церковное)

 

Особенности церковного Устава

Монастырский устав господствует как в храмовой, так и в домашней молитве. Это в первую очередь касается ежедневного богослужебного круга. Всех чинопоследований богослужения дня — семь: вечерня, павечерница, полунощница, утреня и первый час, третий, шестой и девятый часы. Литургия — эта божественная и священнейшая из служб служба, не находится в числе семи богослужений дня, но есть служба особенная. В древности все эти семь богослужений дня служились в определенное каждому время. Однако со временем, ради удобства молящихся, они были соединены в последования, совершаемые, как правило, утром и вечером.

Разумеется, полноценно совершать ежедневный дневной круг Богослужения можно только в монастыре. В приходских храмах дневной круг Богослужения совершается лишь в некоторые дни: воскресенья, дни праздников и памятных дат, отдельные дни поста. То же самое касается и домашней молитвы. Редко кто имеет возможность совершать ежедневное Богослужение, полностью следуя монастырскому уставу. В данном случае предпочтительно совершение как можно более полного, приближенного церковному богослужению в дни, когда таковое совершается в приходских храмах. В остальные же дни допустимо более краткое молитвенное правило.
 

Особенности сокращённого молитвенного правила дома

Если в домашних условиях невозможно хранить все специализированные богослужебные книги, есть возможность исполнять Богослужебный круг иным способом. В этом случае Богослужение исполняется чтением Псалтыри или одной Исусовой молитвой с поклонами. В современных изданиях старообрядческих молитвенников указывается, что за Вечерню читается одна-две кафизмы (кафизма — глава Псалтыри, состоящая из нескольких псалмов), за великопостную Павечерницу (Нефимон) — одна-две кафизмы, за Полунощницу — одна-две кафизмы, за утреню — от трех до пяти кафизм, за первый час — одна кафизма, за Часы — две-три кафизмы.

Также Богослужение предлагается исполнять Исусовой молитвой (а также другими краткими молитвами Богородице, святым) с поклонами земными и поясными, в зависимости от усердия:

  • за вечерню — 100–200 поклонов;
  • за Павереницу — 50–100 поклонов;
  • за Утреню — 200–400 поклонов;
  • за Первый час — 50–100 поклонов;
  • за Часы — 200–300 поклонов.

В сборнике преп. Кирилла Белозерского на замену дневному Богослужебному кругу предлагается читать половину Псалтыри в день (10 кафизм). Если же нет Псалтыри или человек неграмотен, преподобный рекомендует молиться 3000 молитв за половину Псалтыри или 6000 молитв за всю Псалтырь. Кафизма приравнена к 300 Исусовым молитвам.

Однако не стоит забывать, что все эти указания касаются иноческой жизни. Дабы не переусердствовать или, наоборот, не забросить молитву, но адекватно приспособить домашнее молитвенное правило под свой трудовой и семейный график, требуется совет духовного отца.

Ctrl+Enter — отправить
Нет комментариев