Память святых мучеников Киприана и Иустины

Мученики Киприан и Иустина. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь, 985 г. Ватиканская библиотека, Рим

Память святых священномученика Киприана и мученицы Иустины Церковь чтит 15 октября (2 октября по старому стилю). К этим святым прибегают с просьбой защиты от воздействий черной магии, колдовства и приворотов, а также о вразумлении людей, занимающихся оккультизмом, гаданиями и т.п. По молитвам святых Киприана и Иустины многие христиане избавляются от лукавых духов и получают помощь против злокозненных их искушений.
 

Содержание

 

Житие святых священномученика Киприана и мученицы Иустины

Сказание о святых мучениках Киприане и Иустине существует с глубокой древности. В оригинальном виде, по-гречески, история Киприана и Иустины излагалась в трех книгах: «Деяния Киприана и Иустины», «Исповедь Киприана», «Мученичество Киприана и Иустины». Их житие наглядно обличает всю немощь извечных лукавых врагов рода человеческого, отступающих перед силою Креста и молитвы.

В III веке, в царствование Декия (римский император с 249 по 251 г.), в Антиохии жил языческий мудрец и знаменитый волхвователь Киприан, который был родом из Карфагена. Родители-идолопоклонники с самого детства посвятили Киприана на служение языческому богу Аполлону. В возрасте семи лет он был отдан чародеям, чтобы навыкнуть тайнам волхвования и чернокнижия. По достижении 10 лет он был послан родителями для приготовления к жреческому служению на гору Олимп. До 30 лет Киприан обучался в крупнейших центрах язычества: на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, он был посвящен на Олимпе в жрецы. Получив великую силу в обращении с нечистыми духами, Киприан беседовал с самим князем тьмы, которому предал во власть свое тело и душу, и получил за это от него целый полк бесов в услужение. Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, ибо в глазах их имел способности управлять стихиями, насылать мор и язвы. Киприан прельщал слушателей вдохновенной речью и приводил их в страх своими удивительными фокусами. Язычники очень часто обращались к нему в своих нуждах, и он содействовал им различными волхованиями. Многих людей он совратил ко всяким беззакониям, а также многих погубил отравами и чародейством.

Но настало время, когда он обнаружил полное бессилие всех своих ухищрений, не сумев с их помощью преодолеть веру и стойкость одной христианской девицы по имени Иустина, давшей Богу обет о хранении девственной чистоты. Видя красоту девицы, некоторый богатый и знатный юноша захотел склонить ее к супружеству, но, получив твердый отказ, решил прибегнуть к помощи великого мага. Киприан был очень опытен в делах такого рода и обещал Аглаиду (так звали юношу), что желание его непременно исполнится и в самом скором времени. Однако в этом случае все испытанные чародейства оказывались совершенно бесполезными. Три раза посылал он лукавых духов, заклиная их соблазнить Иустину. Но сколько ни пытались они внушить ей дурные мысли и разжечь плотскую страсть к юноше, Иустина всегда побеждала их постом, молитвой и крестным знамением, и таким образом посрамленные и устрашенные крестом Господним, они отходили прочь. Тогда Киприан пришел в ярость и решил отомстить Иустине за свой позор. Он наслал мор и язвы на дом Иустины и на весь город, как некогда диавол на праведного Иова. Она же усердно молилась и преодолела таким образом все наваждения бесовские, которые готовил для нее Киприан.

Увидев, что все его средства бессильны против слабого существа — молодой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан, прозрев духовными очами, отрекся от дел диавола, взял все свои чародейские книги и пошел к христианскому епископу Анфиму. Упав к ногам епископа, он отдал на сожжение все свои книги и умолял крестить его. А на другой день, придя в церковь, не хотел выходить из нее, пока не принял Святого Крещения. Через 7 дней после Крещения Киприан был поставлен во чтеца, на 20-йдень — в иподиакона, на 30-й — в диакона, а через год рукоположен во пресвитера.

Киприан совершенно изменил свой образ жизни так, что за свои добродетели в скором времени был удостоен епископского сана, и в этом высоком служении многих язычников обратил ко Христу. Святую Иустину-девицу он посвятил в диаконисы, а затем поручил ей девичий монастырь, сделав ее игуменьею над другими христианскими девицами.

При императоре Диоклетиане, во время гонения на христиан, епископ Киприан и диакониса Иустина сподобились получить и венцы мученические. Сначала их предали всевозможным истязаниям: св. Киприану строгали тело, а Иустину били по устам и очам; затем бросили в кипящий котел, но он не причинил им никакого вреда, и они, как бы в прохладном месте, прославляли Бога. После всех мучений святые были осуждены на усечение мечом. Когда они были приведены на место казни, то Киприан попросил себе несколько времени для молитвы ради того, чтобы прежде была казнена Иустина: он опасался, чтобы Иустина не испугалась при виде его смерти. Она же радостно склонила свою голову под меч и преставилась к Жениху своему, Христу.

Мученики Киприан и Иустина. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечаны. Косово. Сербия. Около 1350 года

Видя неповинную смерть сих мучеников, некто Феоктист, присутствовавший там, очень сожалел о них и, воспылав сердцем к Богу, припал к святому Киприану и, лобызая его, объявил себя христианином. Вместе с Киприаном и он тотчас был осужден на усечение. Так они предали свои души в руки Божии; кончина свв. мчч. Киприана, Иустины и Феоктиста последовала около 304 года. Тела свв. Киприана и Иустины были обнаружены некоторыми христианскими странниками и переправлены в Рим, где до XII века покоились в базилике св. Руфины, недалеко от порта Клавдия. Затем они были перенесены в Латеранскую базилику в Риме, а часть их отвезена в родной город святых — Антиохию Сирийскую. Как свидетельствует кипрский историк XV века Леонтий Махера, в 1298 году, когда войска египетского султана Бейбарса захватили Антиохию, христианские беженцы перенесли эту часть мощей на Кипр, где они были выставлены для поклонения в церкви деревни Менико.

Мощи святых Киприана и Иустины в Менико (Кипр)

Святые свщмч. Киприан и мц. Иустина. Тропарь и кондак

Тропарь.

И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деянием обрете богодохновенне боговидения восход. Сего ради слово истины исправляя, и за веру пострадал еси до крове, священномучениче Киприане, моли Христа Бога, спастися душам нашим.


Кондак.

От козни чаровныя, обращься богомудре к разуму божественному, явися мирови врач премудр, исцеления даруя чтущим тя, Киприане со Иустиною. С неюже моли Человеколюбца Владыку Христа, спастися душам нашим.

 

Святые свщмч. Киприан и мц. Иустина. Иконы

На православных иконах святые чаще всего изображаются вместе, фронтально, в полный рост. Св. свщмч. Киприан предстает в традиционном святительском облачении, в левой руке он держит книгу, персты у правой руки сложены для благословения. Св. мц. Иустина, как и многие другие мученицы, изображается с крестом, так как мученичество является уподоблением тому самому Крестному Пути, который был пройден Христом Спасителем. Крест — это также и символ победы. Как Господь, Который страдал и умер на Кресте, на нем же и им же смог ниспровергнуть дьявола, так и мученики, перенесшие вышеестественные для человеческой природы страдания, оказались славными победителями над всевозможными силами зла. Красный цвет, который нередко доминирует в одежде св. мучеников, — символ пролитой за Христа мученической крови.

Минея Октябрь (фрагмент). Икона, Русь, Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

Миниатюра середины ХI века, которая находится в Византийской Минологии за октябрь месяц, является одним из древнейших изображений святых, существующих в наше время. 

Святые Киприан и Иустина. Миниатюра Минология на Октябрь. Византия. Около середины XI в. ГИМ. Москва.

Известна также русская икона ХVIII века с клеймами из жития святых мучеников.

Мученики Киприан и Иустина с житием. Икона. Россия, конец XVIII в.

В храме священномученика Киприана и мученицы Иустины рядом с мощами есть древняя чудотворная икона святого Киприана (1613 г.), а справа от иконостаса — большая фреска с изображением Киприана и Иустины. В 2005 году, во время Успенского поста, мощи святых Киприана и Иустины побывали в России, в Зачатьевском монастыре в Москве, впервые покинув Кипр. В честь этого события в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря был освящен придел в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины. В этом приделе хранится икона святых с частицей их чудотворных мощей. Еще одна икона с частицами мощей святых мучеников Киприана и Иустины находится в московском храме Вознесения за Серпуховскими воротами.

Святые мученики Киприан и Иустина. Современная икона
 

Храмы в честь святых свщмч. Киприана и мц. Иустины

На Кипре, недалеко от Никоссии, в деревне Менико находится храм священномученика Киприана и мученицы Иустины, где почивают их святые мощи, которые были принесены на Кипр из Сирии в 1298 году. По аналогии с другими кипрскими церквями, стены храма каменные, сохранившие свою многовековую прочность. Сечение сооружения, как и у большинства православных храмов, в форме креста, высокие стены зрительно вытягивает храм в длину, и он кажется устремленным вверх. Здание церкви отреставрировано, в 1913 году была построена новая большая колокольня. Появилась церковь, как гласит предание, благодаря кипрскому королю Петросу, который в ХIV веке, поклонившись святым мощам, исцелился от одолевавшего его недуга. В знак благодарности он велел изготовить для мощей серебряную раку, а также вместо небольшой церквушки возвести величественное здание, которое до сих пор служит пристанищем для страждущих, ищущих здесь защиту от сглаза и болезней.

Храм священномученика Киприана и мученицы Иустины в д. Менико (Кипр)
 

Память святых свщмч. Киприана и мц. Иустины. Народные традиции

В народе этот день считался опасным, когда нужно быть очень внимательными, осторожными, избегать ссор и споров: по суеверным представлениям, возрастала вероятность встречи с «нечистой силой». Но люди всегда понимали, что остерегаться здесь следует, прежде всего, неверующим в Бога грешникам, которые часто поминают и призывают «черта». Говорили также, что особенно опасаться нужно тем, кто дружит с «зеленым змием». Ведь, по определению св. Василия Великого, «пьянство есть самохотный бес», а когда сами себя добровольно предаем в руки врагов наших, то не смеем уже призывать помощь Божию. В этот день благочестивые люди читали специальную молитву: мужчинам полагалось молиться святому Киприану, а женщинам — святой Иустине.
 

Душеполезное поучение

Не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это (Втор. 18:10-12).

И Святое Писание, и поучения святых отцов категорически запрещают христианам обращаться к различным видам «тайных знаний», которые на сегодняшний день имеют широкую рекламу и облекаются в научные термины. Так, при возрастании соблазна следует быть особенно внимательными к себе и не пытаться «приподнять» запрещенную завесу. Ведь в том случае, если мы даже и получим мнимое временное облегчение в какой-либо критической ситуации, то окажемся потом отверженными от помощи Божии, как здесь, так и в День Судный. Когда же с верою и терпением обращаемся ко Христу, то вверяем себя Промыслу  Божию, и все скорбное и противное со временем обращается к нам на пользу, о чем свидетельствуют многочисленные примеры из поучений святых отцов и христианского чтения.
 

Поучение святого Иоанна Златоустого о тех, кто лечит болезни волхованием

В жизни нашей, при нахождении скорбей, или лишением имений, или тяжкими болезнями, Бог творит нам облегчение от муки вечной. Когда впадешь в лютый недуг, и многие будут принуждать тебя идти к чародеям или волхвам, ты, уповая на Бога, пребывай в терпении, и это принесет тебе венец мученический и избавит от вечных мук, если, страдая в болезни, будешь благодарить Бога.

Чего ради мы называемся христиане? Да повинуемся Христу и не ходим к врагам Божьим — волхвам и чародеям, ибо они являются врагами Божиими. Лучше есть умереть, чем идти к врагам Божиим. Какая польза — тело исцелить, а душу погубить? Какой прибыток — здесь малое принять утешение, а там быть посланным в огонь вечный и в муку вечную? Послушайте, что было прежде: разболелся царь Иохозия и, оставив помощь Божию, обратился к волхвам. Бог же наказал его болезнью, чтобы вспомнил он грехи свои. Но он забыл Бога и обратился к идолу Ваалу, и послал спросить у жрецов его: будет ли он жив. О великое зло и разум беззаконный: Бога оставил и к волхвам послал спрашивать о времени жизни своей. Тогда встретил пророк Илия слуг Иохозииных и сказал им:

Пойдите, возвратитесь к царю, который послал вас и скажите ему: так говорит Господь: разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За то с постели, на которую ты  лег, не сойдешь с нее, но умрешь (4-я Царств., 1, 6).

Так, братья, смерть прежде времени постигает тех, которые обращаются к волхвам. Святые апостолы прокляли волхования, и святые отцы также отвергли их на Соборах, на долгое время отлучая от святого причащения тех, которые ходили к волхвам, и налагая на них тяжкие епитимьи, чтобы очистились от греха.

Избегайте, братья мои любимые, проклятого волхования, чтобы, умерши прежде времени, не принять муки вечной. Но ты скажешь: сильно тяготит меня лютый недуг. Но не испытал ты еще того, что принял прежде блаженный Иов: он, потерявши стада и волов, и лишившись всего своего имения, и по смерти всех детей своих, не похулил Бога, но сказал в терпении: «Господь дал, Господь и взял». И, страдая в злой язве семь лет, не требовал исцеления от волхований, но говорил:  лучше мне умереть, чем предать хуле благоверие.

Также и расслабленный, который 38 лет лежал в недуге, не призывал врачей и не посылал к чародеям, но ожидал от Бога помощи. Так и Лазарь, алчный и больной, все дни жизни своей лежал у ворот богатого, в небрежении и поругании, так и умер, а врачей не взыскал.

Мы же какую получим милость? Они такие болезни терпели, а мы, если и мало занедужим, то тотчас лекарей и волхвов призываем в свой дом. О братья, как золото искушается огнем, так и человек болезнью от грехов очищается. Вспомним, братья, апостолов, пророков и мучеников, какие они приняли страдания: насколько попускаются кому беды и болезни в этом веке, настолько большую мзду получает он в Царствии Небесном.

Размысли, человек, о том, что не избавят тебя от болезней чародеи, но только грех сотворишь ты великий и лютый: Бога оставивши, поспешишь к бесам, и какую милость получишь ты от Бога? И как призовешь Его в молитвах? Зачем губишь душу свою? И как перед Богом ответишь: когда, ради малой болезни, оставляешь Бога и ищешь волхвов? Как потом встанешь ты в церкви и причастишься Святым Тайнам?

О человек, если болезни благодарно стерпишь, или иные какие беды, то с мучениками увенчаешься в День оный: они муки претерпели, а ты болезни и беды благодарно претерпи. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком.

(«Златоуст», сл. 19-е, свободный перевод).