Пророк Илия

Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом. Из церкви Илии Пророка села Выбуты близ Пскова. Конец XIII — начало XIV вв. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Память святого славного пророка Илии Фезвитянина совершается 2 августа (20 июля ст. ст.). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. Пророку Илие молятся о даровании дождя во время засухи.
 

Содержание

 

Пророк Илия. Жизнеописание

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского (ум. 403 г.), когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (3 Цар. 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Пророк Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава (ум. 852 до н. э.), когда его жена финикиянка Иезавель решила установить культ Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учрежден штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвертой Книгах Царств (3 Цар. 17-20 и 4 Цар. 1-3).

Когда нечестие Ахава достигло предела, пророк Илия возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод (3 Цар. 17:1). Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царем и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и были казнены пророком (3 Цар. 18:40). Это еще более разгневало Иезавель, которая поклялась убить Илию. По указанию Божию, пророк Илия скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему пищу.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Через некоторое время пророк Илия, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершил еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии. Народ воскликнул: «Воистину Господь есть Бог Един, и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Илия скрылся в пустыни.

В это время пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии.

По преданию, пророк Илия был взят на Небо живым: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24).  В книге Премудрости Исуса, сына Сирахова, событие вознесения Илии описывается так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно Четвертой книге Царств, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив ее ему уже с огненной колесницы (4 Цар. 2:11-13).

В Книге пророка Малахии сказано, что Бог пошлет пророка Илию назад на землю: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). Здесь идет речь о Втором Пришествии. Перед Вторым Пришествием пророк Илия спустится с небес, чтобы обличить лже-Мессию и обратить остаток Израиля к истинному Богу.

Пророк Илия упоминается несколько раз в Новом Завете. Так, описан эпизод, как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предотечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Исуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. 17:11-12). Тогда ученики поняли, что Исус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк. 6:28).

Во время Преображения Господня пророк Илия явился вместе с Моисеем, и они беседовали с Исусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Предполагается, что он есть один из двух светильников, предстоящих перед Богом, и должен явиться пред Вторым пришествием Христа на землю (Откр. 11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовет пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.

 

Чудеса святого пророка Илии

По молитве пророка Илии «заключилось» небо и не давало дождя (3 Цар. 17:1), из-за чего случился голод. По слову Бога, пищу ему приносили вороны (3 Цар. 17:6) и Ангел (3 Цар. 19:5-6). По слову пророка пища в доме сарептской вдовы не кончалась (3 Цар. 17:13-16). Пророк Илия воскресил отрока сарептской вдовы (3 Цар. 17:21-22). Пророк Илия низвел огонь на жертвенник (3 Цар. 18:36-38). По молитве пророка Бог дал дождь на землю после трехлетнего «заключения» неба (3 Цар. 18:41-45). Пророк Илия говорил с Богом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо (3 Цар. 19:9-14). Пророк Илия низводил огонь с небес, как для наказания грешников, так и для знамения истинного Богопочитания (4 Цар. 1:10-12). Пророк Илия разделял реку Иордан подобно Моисею, ударив по ней своей одеждою (4 Цар. 2:8). Пророк Илия был вознесен живым на небо за особую праведность перед Богом (4 Цар. 2:11).


Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. Святой пророк Илия всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей, и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки о том, чтобы выйти замуж.

День памяти пророка Илии совершается 2 августа (20 июля ст. ст.). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. По месту рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фезвитянин.
 

Тропарь и кондак святому пророку Илие

Тропарь, глас 4

Плотьскjи ѓнGлъ, и3 прор0кwмъ степeнь. вторhи п®тча пришeствіz хrт0ва, и3ліS слaвныи. свhше послaвъ є3лисewви бlгодaть, недyги прогонsти, и3 прокажeнныz њчищaти. тёмъ же чтyщимъ є3го2 т0читъ цэльбы2. 

Плотьскии ангел, и пророком степень, вторыи предотеча пришествия Христова, Илия славныи, свыше послав Елисеови благодать, недуги прогоняти, и прокаженныя очищати, тем же чтущим его точит цельбы.

Кондак, глас 2

Прbрче и3 прови1дче вели1кихъ дёлъ бGа нaшегw, и3ліE великоимени1те, и4же вэщaніемъ свои1мъ ўстaвивыи водот0чныz џблаки, моли2 њ нaсъ є3ди1наго чlколю1бца.

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, иже вещанием своим уставивыи водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца.
 

Святой пророк Илия. Иконы

Изображения пророка Илии были так же широко распространены, как и образы святителя Николы Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. В иконографии пророка Илии соединены символические элементы, отражающие его значение как соучастника важнейших событий в истории божественного домостроительства. Слова святителя Иоанна Златоуста содержат яркую образную характеристику пророка:

Представим... Илию, пророка, земного ангела и небесного человека, ходившего по земле и управлявшего небесной колесницей, бывшим ростом в три локтя и достигавшего до великой высоты, поднявшегося до самых сводов небесных, повелителя вод, которого язык был хранилищем вод и ключом небес (Иоанн Златоуст, свт. Слово об ап. Петре и прор. Илии // Творения. 2004. Т. 2. Кн. 2. С. 776).

В христианском искусстве были распространены не только единоличные образы пророка Илии, но отдельные сцены из его Жития. При почитании Илия наделялся разными функциями. Для иноков его жизнь являлась образцом аскетических подвигов. В императорской среде его чтили как покровителя воинской доблести. Император Василий I Македонянин ежегодно в день памяти Илии посещал богослужение в Новой церкви Большого императорского дворца, где хранились милоть и пояс Илии. В народном восприятии Илия был покровителем стихий. Роль пророка-боговидца в божественной икономии, эсхатологические ожидания Илии как провозвестника Второго пришествия, а также различные аспекты его почитания стали причинами разнообразия иконографии.

Известны изображения пророка Илии в иудейской синагоге в Дура-Европос (249-250 гг.). В сцене с царем, судя по фрагментам ног, пророк был представлен фронтально. У полосы земли сохранилось фрагментарное изображение ног, возможно, остатки фигуры полководца Авдия, приведшего Илию к Ахаву.  В сцене воскрешения сына сарептской вдовы Илия возлежит на ложе, на руках у него младенец, которого он протягивает к руке Господа, изображенной вверху, слева — предваряющее действие — вдова в черных одеждах подает Илии тело мертвого сына, справа — вдова в светлых праздничных одеждах держит на руках веселящегося младенца.

Самое раннее изображение пророка Илии представлено в иконографии «Вознесение пророка Илии, или Огненное восхождение» и находится в капелле Сант-Акуилино базилики Сан-Лоренцо Маджоре в Милане (ок. 370 ш.). В апсиде базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549 г.) в сцене «Преображение Господне» (фигура Христа замещена крестом с Его ликом в средокрестье, апостолы Петр, Иоанн и Иаков представлены в виде агнцев, кресту в позе оранта предстоит епископ Аполлинарий, по сторонам которого — 12 апостолов в виде агнцев) полуфигуры пророков Илии (справа) и Моисея (слева) представлены в облаках. Илия — старец с длинными, седыми волосами, разделенными посередине прямым пробором и спадающими на спину, седая длинная борода заострена книзу.

Самое раннее известное иконное изображение Илии выполнено в технике восковой живописи (энкаустики) в VII веке и находится в монастыре великомученицы Екатерины на Синае. Икона являлась правой створкой не сохранившегося триптиха. Илия изображен седовласым, его одежды проработаны ассистом. Правая рука — в пророческом жесте, в опущенной левой — развернутый свиток.

Пророк Илия. Икона. VII в. Монастырь великомученицы  Екатерины на Синае

В византийском искусстве сохранились редкие примеры единоличных изображений Илии. Одной из ранних является большого размера икона (1180-1200 гг., Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением Илии на синем фоне, облаченного в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развернутый свиток. На медальоне на складне с образами Богоматери Оранты и Исуса Христа (кон. X — нач. XI в., Национальная библиотека св. Марка, Венеция) Илия представлен со свитком в руке среди пророков, апостолов и святителей.

В иконографические программы храмов средневизантийского периода нередко включены отдельные сюжеты Жития Илии. К наиболее ранним примерам принадлежат фрески пещерной церкви Айвалы-килисе (Каппадокия; между 913 и 920 гг.), где на склонах небольшой арки, обрамляющей нишу со сценой «Жертвоприношение Авраама», представлены «Жертвоприношение на горе Кармил» и «Вознесение пророка Илии».

Пророк Илия. Фрагмент фрески церкви Сорока мучеников в Тырнове. Ок. 1230 г. Региональный исторический музей, Велико Тырново

Особое почитание пророка Илии на Синае, недалеко от которого, на горе Хорив, он сподобился видеть Бога, привело к широкому распространению его изображений в составе разных икон, происходящих из монастыря великомученицы Екатерины или созданных для него.

Пророк Илия. Вторая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет

Богоматерь с Младенцем с пророками Моисеем и Илией и святителем Григорием Богословом. Ок. 1250-х гг. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Возможно, что справа изображен не святитель Григорий Богослов, а святитель Никола Чудотворец

Наибольшее распространение в монументальном искусстве и в иконописи получили сюжеты «Пророк Илия в пустыне» и «Огненное восхождение пророка Илии».

Илия Пророк, питаемый вороном. 1199 г. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. Фреска в аркосолии алтарной апсиды

Развернутые житийные повествования в монументальной живописи известны с XIII в. Один из ранних дошедших циклов расположен на северной стене юго-восточного компартимента храма в Ахтале (1205-1216 гг.) и включает 3 сюжета: «Жертвоприношение на горе Кармил», «Пророк Илия в пустыне», «Вознесение пророка Илии».

Первый христианский храм, возведенный в Киеве, был освящен во имя пророка Илии. Вместе с традиционным корпусом Житий Илии и Похвальных слов на Руси рано появился цикл апокрифических произведений. Так, в русских индексах, начиная с Изборника князя Святослава 1073 г., встречается указание на апокриф «Ильино обавление» (Хождение Агапия в рай), где проводником старца Агапия по райскому саду был Илия. В «Слове и видении апостола Павла» («Хождение апостола Павла по мукам») речь идет о встрече в раю апостола Павла с Илией и Елисеем. Эти сочинения, несмотря на внесение их в разряд запрещенных книг, в разное время были востребованы и стали источником новых иконографий пророка Илии.    

Пророк Илия. Из пророческого чина. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. Новгород, 1509 г. Собор Святой Софии, Новгород

Илия Пророк. Первая половина — середина XV в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Илия Пророк. Новгород. Конец XIV — начало XV вв. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пророк Илия. Новгород. XV в. Происходит из села Воробьево близ Машозера Прионежского района Республики Карелия

Илия Пророк. Из деревни Кефтеницы в Карелии. XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пророки Илия и Елисей. Из пророческого чина. Последняя треть XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

В Киевской Руси почитание пророка Илии приобрело особенности. Сопоставление Илии с архангелом Михаилом, рано проявившееся в различных иконографических изводах, характерно для древнерусской культуры и несвойственно для Византии. Одной из причин сочетания образов Илии и архангела Михаила послужило то, что оба имеют власть над огненной и водной стихиями, а также почитаются как заступники за человеческий род на Страшном Суде. Ранний пример изображений Илии сохранился в Кондакаре Типографского устава (кон. XI — нач. XII в., ГТГ).

Самый ранний образ в древнерусском монументальном искусстве известен в росписи святой Софии Киевской, где седовласый Илия представлен в рост, со свернутым свитком в руке в нижней зоне на юго-западном подкупольном столбе.

Огненное восхождение Илии Пророка. XIV в. Государственный исторический музей, Москва

Многоплановость иконографии «Пророк Илия в пустыне», содержащей евхаристическую тему и выражающей идеал монашеской жизни, в русском искусстве была дополнена мотивами покорности Божией воле, углубленной молитвы и одновременно дерзновенного и ревностного общения с Богом. Немногочисленные памятники XV века изображают Илию сидящим на камне вполоборота вправо, левой рукой он подпирает голову, в правой — свиток.

Илия Пророк в пустыне. Новгород. Первая половина XV в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Илия Пророк в пустыне. Ярославль. Конец XV в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Илия Пророк в пустыне. Первая треть — вторая четверть XVI в. Собрание В. А. Бондаренко, Москва

Илия Пророк в пустыне. XVI в. Происходит из церкви в селе Волосово близ Каргополя Плесецкого района Архангельской области. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Илия Пророк в пустыне. Великий Устюг (?). XVI в. Государственный музей палехского искусства, Палех

Илия Пророк в пустыне. Ок. 1530 г. Происходит из церкви Илии Пророка Цыпинского погоста, расположенного близ Ферапонтова монастыря. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов

Илия Пророк в пустыне. Белозерье (?). Вторая половина XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Очевидно, еще в домонгольской Руси прослеживались параллели между Илией, в огненном столпе взятом на небо, и образом Божией Матери «Неопалимая Купина», которые объединяет тема божественного огня, преображающего, но не опаляющего.

В XVI веке иконография «Огненное восхождение» стала насыщаться изображением предшествующих событий из Жития Илии. На новгородской иконе второй четверти XVI в. присутствуют два сюжета: «Ангел побуждает Илию» и «Переход через Иордан посуху». В результате иконография, в которой сочетается несколько композиций без распределения их по клеймам, получила большое распространение и оформилась в особого вида житийные иконы. Этот феномен присущ только иконографии Илии. Специального названия эти «комплексные» композиции не получили и именуются, как правило, по сюжету, выделенному масштабом.

Огненное восхождение пророка Илии. Новгород. Вторая четверть XVI в. (1530-е годы) Частное собрание при Фонде Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного, Москва

Огненное восхождение Илии Пророка. Русский Север. XVI в. Государственный исторический музей, Москва

Огненное восхождение пророка Илии. Вторая половина XVI в. Происходит из Горицкого монастыря на Шексне. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Огненное восхождение пророка Илии, с житием. Последняя четверть XVI в. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Огненное вознесение Илии Пророка. Русский Север. Конец XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Огненное восхождение пророка Илии. Новгород. Начало XVII в. Музей икон, Реклингхаузен, Германия

Огненное восхождение пророка Илии, с житием. Пантелеев Игнатий. Русский Север (Обонежье, с. Тубозеро), 1647 г. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

В русском искусстве сохранился самый ранний иконный житийный цикл пророка Илии — образ «Пророк Илия в пустыне, с житием» с погоста Выбуты близ Пскова (нач. XIII в., ГТГ). В среднике изображен Илия в пустыне, в апостольских одеждах — хитоне и гиматии, без ворона.

Илия Пророк с житием. Конец XIV в. Нижегородский художественный музей

Развитие житийной иконографии активно продолжалось в XVI веке. Особое внимание к образу Илии объяснялось распространением его почитания. Известны многочисленные «обыденные» церкви во имя пророка Илии.

Небольшие по размеру житийные иконы Илии предназначались для аналоя либо для домашней молитвы. Некоторые из них имели индивидуальный подбор клейм, включающих редкие сюжеты. Для ярославской церкви святителя Николы Чудотворца Семеном Спиридоновым Холмогорцем была написана икона «Пророк Илия, с житием в 26 клеймах» (1678, ЯХМ). Илия изображен в рост, со свитком в руке, в молении к Господу, в небесном сегменте слева, со сферой в руках, сидящим на херувимах. Композиция средника заключена в арку на фоне изысканных трав. Архитектура и пейзаж в клеймах необычайно сложны и разнообразны.
 

Храмы Илии пророка на Руси

Во имя святого пророка Илии освящена церковь на погосте Выбуты Псковской области. Каменная Ильинская церковь построена из плиты в XV веке. Предположительно, здесь стоял более древний храм, т.к. в Третьяковской галерее в Москве имеется икона святого пророка Илии из церкви в Выбутах, датированная XIII веком. Церковь стоит на берегу реки Великой. Колокольня каменная, в связи с притвором церкви. Престолов в церкви два: главный — во имя святого пророка Божия Илии, придельный — во имя святителя Николы. Близ церкви находится кладбище. Церковь была закрыта в советское время. Финансовый отдел Псковского окрисполкома 15 декабря 1927 года направил в окружной отдел народного образования (ОКРОНО) письмо с грифом «Не подлежит оглашению», в котором сообщал о намерении «реализовать Госпромцветмету 14 штук разного размера колоколов с закрытой Выбутской церкви». В ответ ОКРОНО сообщил, что «продажа колоколов немузейного значения может быть произведена лишь Главнаукой». В годы Великой Отечественной войны церковь была повреждена. В 1955-1957 годах реставрирована по проекту В.П. Смирнова. В 1999 году в церкви возобновлены богослужения.

Храм во имя святого пророка Илии на погосте Выбуты

Во имя пророка Илии был освящен храм близ д. Конечек  (быв. погост Кривовичи) Псковской области. Когда и кем построена церковь — сведений не имеется. В 1877 году с правой стороны главного храма устроен придел во имя Святой Живоначальной Троицы. Церковь окружает кладбище, обнесенное каменною оградою. Ильинская церковь бывшего погоста Кривовичи сильно пострадала во время военных действий по освобождению Пскова в 1944 году. Ее развалины находятся возле деревни Конечек Псковской области.

Во имя пророка Илии был освящен храм в Теплых рядах в Москве. Каменный храм строился как собор основанного не позднее XV века рядом с Московской торговой площадью Ильинского монастыря. От имени этого храма получила название улица Ильинка, торг стал называться Ильинским крестцом. Строительство храма велось с 1519 по 1521 годы, «а ставил от простых людей нехто именем Клим, а прозвище Мужило». Церковь горела в 1547 году, пострадала при пожаре 1626 года. Восстание горожан 27 мая 1606 года в Москве против Лжедмитрия I началось после удара набата на колокольне монастырского храма Илии пророка, сделанного по приказу Шуйского. В Смутное время монастырь был упразднен, храм стал приходским, и в 1676 году его вместе с церковной землей передали Новгородскому архиерейскому дому и надстраивают верхним храмом, куда переносят престол в честь пророка Илии. Древний нижний храм освятили во имя апостола Тимофея. Храм закрыли в 1923 году, затем разобрали верхний ярус колокольни. С 1930 по 1980 годы в здании храма располагались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. С 1995 года в храме возобновились богослужения.

Храм пророка Илии в Теплых рядах (Москва)

В честь пророка Илии освящен храм в с. Пруссы Коломенского района Московской области. Селом Пруссы владели бояре Шереметевы. В середине XVI века его приобрел Коломенский епископ. Тогда же была сооружена шатровая Ильинская церковь. Она упоминается каменной в писцовых книгах 1578 года. Здание частично переделывалось в 1660-х гг. В первой половине XIX века с запада были пристроены кирпичная трапезная и деревянная колокольня «на столбах» (ныне утрачены).

 Ильинский храм в с. Пруссы

Также во имя пророка Илии освящена церковь на погосте Выя Архангельской области, которая была построена в 1600 году.

Ильинская церковь на погосте Выя

Ильинская церковь существовала в д. Часовенская (Задняя Дуброва) Архангельской области. Построена и освящена около 1622 года. В 1879 г. она разобрана, и на каменном основании сооружен новый храм. В 1884 г. колокольня разобрана до основания и переустроена на каменном фундаменте. В советские годы отпилили алтарь и обрушили шатер. Находится в аварийном состоянии.
 

Старообрядческие и единоверческие храмы во имя пророка Илии

В честь пророка Илии освящен храм РПсЦ в деревне Елкино Воскресенского района Московской области. Деревянная одноглавая церковь с шатровой колокольней, выстроенная в 1907–1909 путем реконструкции старой деревянной моленной первой пол. XIX в., была закрыта в 1937 и позже сломана. В 2005 вновь создана община верующих, в 2007–2008 построен новый деревянный одноглавый храм.

Ильинский храм (РПсЦ) в д. Елкино

Ильинские храмы РПсЦ также существуют в Гомеле (Белоруссия), в с. Замульта Усть-Коксинского района Алтайского края, в станице Кавказской Краснодарского края, в с. Тойкино Пермской области, в г. Великом Новгороде, в г. Набережные Челны, в с. Прагури и в г. Констанца (Румыния).

Храм во имя пророка Илии в Гомеле

Ильинский храм в с. Тойкино Пермской области

Ильинский храм в Великом Новгороде

Также храм РДЦ во имя пророка Илии строится в д. Пласкинино Раменского района Московской области. Храм во имя святого пророка Илии Фезвитянина имеется в г. Тбилиси Тбилисской епархии Грузинской Древлеправославной Церкви.

В г. Минске (Белоруссия) существует единоверческая община во имя св. пророка Илии Фезвитянина, основанная в 2002 году.
 

Святой пророк Илия. Картины

Святого пророка Илию изображали на своих полотнах известные художники, такие как Гиллис ван Конингсло, Питер Пауль Рубенс, Поль Гюстав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, А.М Волков, П. Плешанов, П.И. Нерадовский и другие.

Пророк Илия и ангел в пустыне. Питер Пауль Рубенс. 1626-1628 гг. Музей Бонна,  Байонна

Ворон, кормящий пророка Илию в пустыне. Гиллис ван Конингсло. Конец XVI в. Королевский музей изящных искусств. Брюссель

Вознесение пророка Илии. Поль Гюстав Доре. Ок. 1855–1866 гг.

Вознесение пророка Илии. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Ок. 1852–1860 гг.

Пророк Илия, воскрешающий сына Сарептской вдовы. А.М Волков. 1854 г. Таганрогская картинная галерея

Воскрешение сына Сарептской вдовицы. П. Плешанов. 1854 г. Государственный Русский музей, СПб

Вознесение Илии Пророка на небо. П. И. Нерадовский. Трапезная с церковью Сергия Радонежского Троице-Сергиевой Лавры. 1948 г.


Народные традиции в Ильин день

На огненной колеснице могучий седой старец с грозными очами разъезжает из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы, поражая испуганные сонмы бесов и преступивших закон Божий сынов человеческих. Куда ни появится этот грозный старик, он всюду несет с собою огонь, ужас, смерть и разрушение. Его непреклонное сердце не смягчат ни вопли, ни стоны пораженных, и взор его грозных очей не остановится на зрелищах земных несчастий. Совершив правосудие неба, он, как бурный вихрь, мчится на своей сверкающей колеснице все дальше и дальше, и по могучим плечам его только рассыпаются седые кудри, да по ветру развевается белая, серебристая борода. Таков, по воззрениям народа, пророк Илия, олицетворяющий собой праведный гнев Божий. Повсюду на Руси он именовался «грозным», и повсюду день, посвященный его памяти, считался одним из самых опасных. Во многих местах крестьяне даже постились всю ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел свои поля, села и скотину. Самый же день праздника крестьяне называли «сердитым» и проводили его в полнейшей праздности, так как даже пустая работа считалась великим грехом. Если в этот день на небе появились тучки, народ с боязнью следил за ними глазами; если дело доходило до грозы, то боязнь эта переходила в панический страх: все население пряталось в дома, затворяли наглухо двери, занавешивали окна и, зажигая перед образом четверговые свечи, молили пророка сложить гнев на милость. В некоторых регионах, например, в Никольске Вологодской губернии крестьяне еще с вечера окуривали свой дом ладаном, а все светлые предметы, вроде самовара, зеркальца и тому подобных или закрывали полотном, или же вовсе выносили из избы, на том основании, что будто бы пророк Илия считает такие предметы предосудительной роскошью, неприличной в крестьянском быту. В Вятской губернии пророка Илию умилостивляли дарами: крестьяне в этот день приносили в церковь «под свято» ногу барана, пчелиного меду, пиво, колосьев свежей ржи и зеленого гороха. Но по вопросу о том, что из этих предметов всего более угодно Илье, происходило разногласие. Одни стояли за пчелиный мед, другие доказывали преимущество баранины.

Самым надежным средством для предотвращения гнева Ильи считались общественные молебствия, совершаемые в поле. Во многих деревнях такие молебствия совершались ежегодно. Приписывая пророку Илье власть производить гром и молнию и направлять тучи по своему усмотрению, т. е. отдавая в его руки самые страшные и вместе самые благодетельные силы природы, наш народ твердо верил, что плодородие земли есть дело пророка, и что без его воли не может быть урожая. Поэтому народ представлял себе Илью не только как вестника небесного гнева, но и как благодетеля человеческого рода, дарующего земле изобилие плодов и прогоняющего нечистую силу. По народному поверью, для нечистой силы страшен не только сам Илия, но даже дождь, который проливался в его день, имеет великую силу: ильинским дождем умывались от вражьих наветов, от напусков и чар. Сам же Илия наводил на бесов панический, беспредельный ужас: как только на небе раздавался грохот его колесницы, черти толпами бежали на межи, прятались за спины людей или укрывались под шляпки ядовитых грибов, известных в народе под именем «яруйки».

О пророке Илие сложилось много легенд и преданий. Почти в каждой деревне можно выслушать рассказ о каком-нибудь исключительном проявлении гнева или милости пророка, о каком-нибудь чуде или небесном знамении: почти в каждой волости, в каждом уезде и губернии можно было встретить новые варианты старых преданий или натолкнуться на совершенно оригинальную легенду местного происхождения. Вот, например, что рассказывали о земной жизни пророка Илии крестьяне Орловского уезда и губернии: «До 33-х лет пророк Илия сидел сиднем и не мог ходить. Родители его были люди бедные и корчевали пни, прокармливая этой работой калеку-сына. Однажды шел по земле Господь с Николой-угодником и, увидев Илию, сказал: «Поди, подай нам напиться». — «Я бы рад подать, да не могу идти», — отвечал Илия. Господь взял его за руку, и он приподнялся с земли сам. Тогда Господь почерпнул в колодце полное ведро воды и велел выпить Илье, потом почерпнул еще одно и половину третьего и спросил у него: «Ну, как ты теперь?» — «Я могу поворотить весь свет по-иному, — отвечал Илия, — если бы был столб средь неба и земли, то разрушил бы я всю землю». Услышав эти слова, Бог испугался и поспешил сбавить Илие силы наполовину и, сверх того, велел ему посидеть под землею 6 недель. Но затем, когда Илия, просидевши под землею, снова вышел на свет (вместе с пророком Онуфрием), то первое, что он увидел, была гробница. Илия вошел в эту гробницу, и тотчас же с неба спустилась огненная колесница с ангелами, которые и умчали Илию на небо, представив его пред лицем Господа. «Ты, Илия, — сказал Господь, — владей этой колесницей, пока я не приду на землю, и пусть в твоих руках отныне будет гром и молния». По народному поверью, на этой колеснице Илия перед кончиной мира спустится на землю и три раза объедет из одного конца земли в другой, предупреждая всех о Страшном суде. Это орловское предание в некоторых местах уже варьируется, и крестьяне передают, что Господь возложил на голову Илии камень в 40 десятин, чтобы убавить ему силы. Камень этот и сейчас цел и стоит на небе перед престолом Божиим.

Считая пророка Илию властителем ветров и дождевых туч, крестьяне связывают с днем этого святого множество календарных примет. «До Илии, — говорят они, — облака ходят по ветру, а с Илии начинают ходить против ветра». «До Илии поп дождя не умолит, — после Илии баба фартуком нагонит». «После Ильина дня, — говорят вологжане, — в поле сива коня не увидишь — вот до чего темны ночи». «С Ильина дня ночь длинна: работник просыпается, а кони наедаются». «С Ильина дня вода стынет». В Пошехонском уезде Ярославской губернии причину охлаждения речных вод после Ильина дня объясняли так: «Пророк Илия ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет».

Земледельческие приметы также связываются с днем Илии: «Если в этот день с утра облачно, то сев должен быть ранний и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень — средний сев, а если вечером — сев поздний и урожай плохой».

Ctrl+Enter — отправить
Нет комментариев