Основные отличия старообрядческой Литургии от новообрядческой

В старообрядческом богослужении нет ранней и поздней Литургии. Даже в храме, где есть несколько Престолов, совершается одна Литургия, завершая собой суточный круг богослужения. В новообрядческой службе изменены слова многих молитв: Символа Веры, Херувимской.
 

Изменения в Символе Веры
 

По-старообрядчески

По-новообрядчески

…Господа Исуса Христа…
 
…Господа Иисуса Христа…
 
…рожденна, а не сотворена…
 
…рожденна, несотворенна…
 
…Егоже Царствию несть конца…
 
…Егоже Царствию не будет конца…
 
... И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и  Животворящаго… ...И в Духа Святаго, Господа Животворящаго…


 

Изменения в Херувимской песни
 

По-старообрядчески
 
По-новообрядчески
 
Иже Херувими тайно образующе
 
Иже Херувимы тайно образующе
 
Животворящей Троице трисвятую песнь приносяще
 
Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе
 
Всяку ныне житейскую отвержем печаль
 
Всякое ныне житейское отложим попечение
 
Яко Царя всех подъемлюще
 
Яко да Царя всех подымем
 
Ангельскими невидимо дароносима чиньми. Аллилуиа Ангельскими невидимо дориносима чиньми. Аллилуиа


 

Разница в молитвах Евхаристического канона
 

По-старообрядчески
 
По-новообрядчески
 
Еще приносим Ти словесную сию и безкровную жертву. Молим и просим, и ми́лися деем. Посли Дух Свой Святыи на нас и на предлежащия Дары Сия Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары Сия


 

Кроме молитв имеется также разница в обычаях и порядке службы:
 

Старообрядческая Литургия
 
Новообрядческая Литургия
 
Проскомидия совершается во время чтения Часов — третьего, шестого и девятого. Читаются только третий и шестой час. Девятый час новообрядцы молятся вечером, но зачастую не молятся его совсем.
Служится на 7 просфорах Служится на 5 просфорах
Просфоры пекутся на закваске Просфоры пекутся на дрожжах
Просфора с круглой печатью, изображающей восьмиконечный крест Печать прямоугольная, крест четырехконечный
Просфоры к Проскомидии приносятся свежеиспеченными, теплыми Просфоры холодные, могут быть испечены несколькими днями ранее
Из одной просфоры вынимается (вырезается!) только одна частица Из просфоры вынимается множество частиц, по числу поминаемых имен
Символ Веры и «Отче наш…» поет только хор Символ Веры и «Отче наш…» обычно поют все, находящиеся в храме

В старообрядческом храме крестятся двоеперстно. Священник осеняет Святые Дары также двумя перстами.

Пение только унисонное, в один голос, песнопения записаны старинной, безлинейной нотацией — крюками.

«Октай». Так выглядит крюковое знаменное пение

Как нужно себя вести в стаорообрядческом храме

При входе в храм нужно остановиться и прислушаться, что читается или поется. Если в этот момент ходить дозволяется, то помолиться семипоклонный «начал» (приходные поклоны), встать на определенное место и находиться там до конца службы. При этом традиционно мужчины стоят в правой половине храма, женщины — в левой. Во многих приходах Украины, Молдавии, где мужчин за службу ходит больше, они стоят в передней части храма, а женщины — позади. На молитве в старообрядческом храме следует стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны. При этом — для удобного стояния — пятки сомкнуты, а носки несколько разведены. Руки сложены на груди горизонтально, правая поверх левой. Такое положение, согласно святоотеческому толкованию, напоминает верующим о сложении крыльев Небесных сил бесплотных, предстоящих Престолу Господа.

В старообрядческом храме все совершается чинно и благоговейно: поклоны молящиеся совершают одновременно, в положенные по Уставу моменты службы.

Все молящиеся кланяются одновременно

При земных поклонах используются подручники, чтобы руки оставались чистыми.

Подручник

Подручник

Ко Кресту подходят сначала священнослужители, затем причащавшиеся в этот день, потом мужчины, после них — женщины.

Молящиеся подходят ко кресту

В старообрядческом храме нельзя стоять на коленях, целовать любую икону, какую захочется, а только за вечерней службой во время пения величания молящиеся прикладываются к иконе того праздника или святого, служба которому совершается. Утром, после окончания Литургии, также можно приложиться к этой иконе.

Молящиеся прикладываются к иконе

Старообрядцы исповедуют свои грехи только одному священнику, своему духовному отцу, и по его благословению причащаются Святых Таин. Чтобы перейти на исповедь к другому священнику, необходимо взять благословение духовного отца. В новообрядчестве принято исповедоваться у разных священников. Даже если человек считает какого-то священника своим духовным отцом, он одновременно может исповедоваться и у других.