Отличия старообрядческого венчания от новообрядческого

В конце обручения по старообрядческому чину положено возложение повойника на главу невесты, что совершенно исключено в новом чине. Повойник в новообрядческих храмах не используется.

На невесту надевают кичку (повойник)На невесту надевают кичку (повойник)

Во время пения 127 псалма в новообрядческом венчании поются припевы «Слава Тебе Боже наш», которых не было в дораскольном чине. Появились также и вопросы жениху и невесте, добровольно ли они вступают в брак. Вопросы эти впервые появляются в потребнике Петра Могилы.

В старообрядческом чине венчания Апостол и Евангелие читаются в самом начале, сразу после Великой ектении. В новообрядческом — после возложения венцов.

Различается и хождение вокруг аналоя. В старообрядчестве оно совершается трижды посолонь (по солнцу), при этом трижды поется тропарь «Святии мученицы…» и «Слава Тебе, Христе Боже…» В новообрядческом чине венчания хождение совершается против солнца, отличаются порядок тропарей, которые при этом поются: в первый раз «Исаие ликуй…», во второй «Святии мученицы…», в третий «Слава Тебе Христе Боже…»

Хождение вокруг аналоя по солнцу у старообрядцевХождение вокруг аналоя по солнцу у старообрядцев Хождение вокруг аналоя против солнца у новообрядцевХождение вокруг аналоя против солнца у новообрядцев

Что может препятствовать браку? Степени плотского и духовного родства

В новообрядчестве принято, чтобы брак был сначала зарегистрирован в ЗАГСе, а в старообрядчестве государственная регистрация брака совершается, как правило, после венчания. Это отличие, очевидно, связано с тем, что в старообрядчестве венчание брака совершает, как правило, духовный отец жениха или невесты. При небольшой численности старообрядчества семейное положение каждого может быть выяснено до венчания, как это было и до раскола. Известно, что в XVI веке совершение брака предварялось «обыском», то есть  исследованием, не состоят ли жених и невеста в кровном родстве или кумовстве (духовном родстве), нет ли иных препятствий к браку. «Обыск» был отменен в господствующей церкви в XVII веке.

Страницы из рукописи «О родстве и о его определении степеней в коих разрешаются браки, и в коих запрещаются», по-другому «обыск», основанный на Кормчии 

Разница между старообрядческим и новообрядческим чином венчания отражена и в художественной литературе. П. П. Мельников-Печерский в книге «В лесах» описывает венчание купца-старообрядца в никонианском храме.

«Батюшка, уж вы, пожалуйста, жениха-то с невестой посолонь обведите,  вкрадчивым голосом сказал попу Петр Степаныч.

 Посолонь, посолонь!..  пощипывая бородку, думчиво говорил отец Родион.  Неладно будет, государь мой, не по чину.

 Уж сделайте такое ваше одолжение… Не откажите… Да уж и теплоту-то в стеклянном стакане подайте… Уж сделайте милость.

 Значит, по-вашему: стакан жениху в церкви о пол бить да ногой черепки топтать…  сказал Сушило.  Бесчинно и нелепо, государь мой!.. Вы этак, пожалуй, захотите, чтоб после венца невесте в церкви и косу расплетали и гребень в медовой сыте мочили, да тем гребнем волоса ей расчесывали.

 Вот ведь, батюшка, вы все знаете, как у нас по-старинному делается,  улыбнулся Самоквасов.

 Еще бы не знать! Сколько годов с вашим братом вожусь, со здешними, значит, раскольщиками. Все ваши обычаи до тонкости знаю,  молвил отец Родион.

 Так уж вы так и сделайте, батюшка, коли все знаете. Очень бы нас тем одолжили. А мы будем вам за то особенно благодарны.

 Да не все ль для вас едино: так ли, этак ли их повенчаю. Тут главная причина, в обыскную книгу было бы вписано,  сказал Сушило.

 Нет, уж вы сделайте такое ваше одолжение,  продолжал Петр Степаныч.  Я вам за  это сейчас же четвертную, не надрываючи,  уговаривал его Петр Степаныч.

 Ох, уж, право, какие вы!  с глубоким вздохом молвил отец Родион.  И не рад, что связался! Только уж как хотите, а одной четвертной будет маловато… А будет с невестой какая молодица, голову-то бы ей в церкви расчесать да повойник вздеть?

 Нет, батюшка, во всем поезде женского полу, опричь невесты, не будет у нас,  сказал Самоквасов.

 Так как же это будет?  вскликнул Сушило.  Не мужчине ж волоса-то ей расчесывать. Впрочем, об этом не пекитесь. Тут неподалеку для таких делов есть у нас мастерица. Ее пригласим; это уж мое дело, насчет этого вам беспокоиться нечего.

 Оченно будем вам благодарны, батюшка,  сказал Петр Степаныч.  Так какая же будет у нас ряда?  сказал он потом.

 Сами сочтите,  ответил отец Родион.  За посолонь четвертная, за стакан другая, за расплетанье косы третья, молодице четвертая. Сотенная, значит.

 Как же это, батюшка, за косу-то вдвойне вы кладете?  спросил Самоквасов.  За расплетанье косы четвертная, да молодице другая?

 Одна, значит, мне за дозволение совершить во храме бесчинный обряд, церковными правилами не заповеданный, а другая молодице за труды,  спокойно и даже внушительно сказал поп Сушило.

…Началось венчанье. Все было исполнено по условию: ходили посолонь и притом только «святии мученицы» пели, жених с невестой пили из стеклянного стакана, Василий Борисыч звонко разбил его о пол и растоптал, после венчанья молодица в притворе расплела Прасковье Патаповне косу, расчесала ее смоченным в медовой сыте гребнем и, убрав по-бабьему, шелковый повойник надела на молодую».

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля