Оглашение

Оглашение в переводе означает «научение православной вере». Оглашенные — люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять таинство крещения и стать членом Церкви Христовой. Практика оглашения известна уже со 2 — 3 вв. Оглашение обычно длилось два или три года, в течение которых человек, желающей принять крещение, знакомился с христианским учением. Готовящемуся приступить к таинству крещения необходимо было прийти к епископу и исповедать ему свое желание стать членом Церкви. Епископ в свою очередь собирал информацию о нравственных качествах его души, поведении в семейной и общественной жизни и заносил его имя в церковный «катастих» (книгу). В этой книге содержался список оглашенных и членов общины. Оглашенным разрешалось присутствовать на богослужениях, однако во время Литургии, после чтения Евангелия, они должны были выходить из храма. Оглашенные молились, соблюдали пост и ежедневно посещали богослужения, раскаиваясь в своих грехах. Перед Пасхой оглашенные вносили свои имена в список крещаемых. В Великую Субботу местный епископ совершал торжественное крещение всех оглашенных.
 

Чин оглашения

Благословив оглашенного, священник читает пять молитв. В первой молитве он молит Господа дать готовящемуся к крещению силы исполнять святые заповеди и совокупить стаду наследия Своего. «И налагает руку на главу его». Налагает руку в знак сообщения оглашаемому благодати, как и апостолы низводили Духа, возлагая руки свои. В следующих трех молитвах священник Именем Господа Исуса Христа заклинает диавола отступить от оглашаемого, «новоизбранного воина Христа Бога». В последней молитве священник молит Владыку и Господа принять оглашенного в число своих словесных овец и дать ему ангела хранителя. Затем священник три раза крестообразно дует на оглашаемого со словами: «Изжени от него всяк лукавый и нечистый дух, сокрытый и гнездящийся в сердцы его». Бог, вначале сотворивший Адама, вдунул в него дыхание жизни. Теперь через Божественное вдуновение как бы обновляется душа, поврежденная грехом. «И знаменует (священник) чело, уста его и перси трижды крестным знамением». Священник трижды запечатлевает приступающего к крещению знамением креста на челе, чтобы освятился его ум; на устах, чтобы освятилось его слово и исповедало истину, и на персях, да будет чист сердцем, созерцает Бога, в Нем живет, и движется, и пребывает.

Далее следует отречение от сатаны. После того, как человек во время оглашения познает истинное христианское учение, он отказывается от прежнего верования и от привычек, которые укоренились в его душе при участии сатаны. Поэтому над оглашенным священник читает так называемую заклинательную молитву, в которой Именем Господа Бога из оглашенного изгоняет диавола со всеми его слугами и через это очищает душу желающего принять святое крещение. Затем священник троекратно обращается к крещаемому с вопросом: отрекается ли он от сатаны и всех дел его? Крещаемый или его восприемник (если совершается крещение младенца), повернувшись лицом на запад, который является местом захода солнца и символизирует царство зла, темной, нечистой духовной силы, трижды отвечает: «Отрицаюсь сатаны и всех дел его…» Для того, чтобы крещаемый как бы всеми тремя силами своей души (ум, сердце и воля) отрекся  от сатаны, крещаемому снова трижды задается вопрос: «Отрекаешься ли сатаны?» И крещаемый отвечает трижды: «Отрекохся сатаны…» (т.е. отрекся).

И теперь, когда крещаемый отрекся от своей прежней жизни и от подчинения сатане, он присоединяется к другому обществу и должен начать лучшую жизнь. Оглашаемый поворачивается лицом к востоку. Это символизирует то, что желающий креститься стремится к свету, ищет Христа, Который есть Восток свыше (Лук. 1, 78) и источник духовного просвещения, и идет к Нему. Крещаемый опускает руки долу, что является знаком того, что он до этого он был пленником и рабом диавола, что его измучили и изнурили игом рабства, и что теперь он имеет надежду освободиться от этого рабства через веру в Господа Исуса Христа и через святое крещение. Священник спрашивает оглашенного о его решимости сочетаться со Христом: «Обещаваешилися Христу?» И крещаемый с опущенными руками, или вместо него восприемник, отвечает: «Обещаваюся Христу и верую во Единаго Бога Отца» (произносит Символ веры полностью). По прочтении оглашенным символа православной веры, священник еще предлагает крещаемому прежний вопрос: «Обещаваешилися Христу?» После утвердительного ответа на этот вопрос крещаемый произносит опять Символ веры полностью. И в третий раз предлагается ему вопрос: «Обещаваешилися ли Христу?» — и в третий раз произносится с твердою решимостью и сознанием ответ «обещаваюся» и «верую» и то же исповедание православной веры. Наконец священник еще три раза спрашивает крещаемого: обещался ли он Христу? верует ли он во Христа? И троекратно призывает крещаемого поклониться Отцу и Сыну и святому Духу Троице Единосущней и неразделимей.

Ctrl+Enter — отправить
Нет комментариев