Суточный круг богослужения

С первых веков христианства святыми отцами был установлен суточный круг богослужения. Его составляют службы, совершаемые в течение суток, которые, согласно церковным правилам, начинаются с вечера. Это счисление перешло в христианскую Церковь из Ветхого Завета, где началом суток считается время солнечного заката, а самими сутками — период между солнечным закатом одного и последующего за ним дня.

Суточный круг чинопоследований богослужения условно делиться на семь частей: вечерня, павечерница, полунощница, утреня, первый час, часы (третий, шестой, девятый) и литургия. Собираться семь раз в храм на молитву — это древняя иноческая традиция. Еще в Ветхом завете царь и пророк Давыд свидетельствовал о себе, что он семь раз в сутки становился на молитву Богу — «Седмицею днем хвалихъ Тя» (Пс. 118; 164). Литургия — это самая главная часть православного круга богослужения, божественная и священнейшая из служб.

Все части церковных служб в древности совершались последовательно, отдельно одна от другой. Однако вследствие того, что христиане из-за своих житейских занятий не могут приходить в храм семь раз в сутки, к каждой отдельно совершаемой церковной службе, в настоящее время все семь церковных служб соединены в три богослужениявечернее, состоящее из вечерни и павечерницы; утреннее, состоящее из полунощницы, утрени и первого часа, и дневное, состоящее из третьего, шестого и девятого часов и Литургии.

 

Суточный, седмичный, годовой круг богослужения и подвижные дни

Молитвословия и песнопения, входящие в состав богослужения и повторяющиеся через определенный период времени, составляют круг богослужения. Одни молитвословия повторяются в богослужении постоянно, каждый день, составляя его основную часть, — сюда относятся все молитвословия Часослова и Служебника. Другие молитвы изменяются с каждым днем недели и повторяются через такой промежуток времени — это все песнопения Октая. Третьи молитвословия и песнопения изменяются с каждым днем года и повторяются через каждый год, они содержат в себе воспоминания и прославления событий и лиц соответственно каждому дню месяца или года — это все песнопения Минеи. Так как эти молитвословия и песнопения подразделяются на три рода, то и существуют три круга богослужения.

1) Неизменяемые молитвословия, повторяющиеся ежедневно, составляют суточный круг богослужения или суточное богослужение.

2) Молитвословия и песнопения, изменяемые с каждым днем недели и повторяющиеся через каждую неделю, составляют седмичный (недельный) круг богослужения или седмичное богослужение.

3) Молитвословия и песнопения, изменяемые с каждым днем года и повторяющиеся через каждый год, составляют годовой круг богослужения. К годовому кругу богослужения относятся молитвословия и песнопения подвижных дней и праздников, содержащиеся в Постной и Цветной Триоди.

Таким образом, в одном и том же богослужении бывают молитвословия и песнопения всех трех кругов: суточного, седмичного и годового.

Комментарии (1)

  1. Я всегда помню про это

    Молитвословия и песнопения, входящие в состав богослужения и повторяющиеся через определенный период времени, составляют круг богослужения. Одни молитвословия повторяются в богослужении постоянно, каждый день, составляя его основную часть, — сюда относятся все молитвословия Часослова и Служебника. Другие молитвы изменяются с каждым днем недели и повторяются через такой промежуток времени — это все песнопения Октая. Третьи молитвословия и песнопения изменяются с каждым днем года и повторяются через каждый год, они содержат в себе воспоминания и прославления событий и лиц соответственно каждому дню месяца или года — это все песнопения Минеи. Так как эти молитвословия и песнопения подразделяются на три рода, то и существуют три круга богослужения.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля