Как молиться каноны на исход души

Православные христиане имеют благочестивый и человеколюбивый обычай: в час предсмертного изнеможения своего родственника или иного человека молиться над ним каноны, которые были составлены для такого случая песнописцами Андреем Критским и Иоанном Евхаитским.

Свт. Андрей Критский

Эти каноны носят общее наименование «На исход души» и призваны облегчить духовные и физические страдания умирающего.

Они содержатся во многих богослужебных книгах — Часовнике, Псалтыри, Панихиднике и других. Первый канон — творение св. Андрея Критского, 6-го гласа, с запевом «Милостиве Господи, помилуй мя, грешнаго раба Своего», второй — творение св. Иоанна, епископа Евхаитского, 6-го гласа, с запевом «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба своего». Если времени на прочтение обоих канонов совсем не остается, то можно читать только первый канон.                                  

Основное содержание тропарей канонов  — просьба о помощи Божией и молитвенном заступничестве Пресвятой Богородицы в трудные минуты расставания души с телом, когда, по слову св. Кирилла, архиепископа Александрийского, «предстанут пред нами с одной стороны силы небесные, с другой — власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел…». По церковному обычаю тропари 9-ой песни канонов не читаются, если ко времени окончания 8-ой песни умирающий ещё жив, в этом случае молебен заканчивается семипоклонным началом и дочитывается только после преставления умирающего. Если же во время чтения канонов умирающий преставился, то они дочитываются тогда с заупокойным запевом: «Покой Господи душу усопшего(ия) раба (ы) Твоего(ея), (имя рек). После «Достойно есть…» и «Трисвятого»  каноны завершаются также тропарями и молитвами заупокойного канона.
 

Каноны на исход души

Семипоклонный начал. Молитва мытаря «Боже, милостив…».

Запев Исусу: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне  Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).

Трисвятое, и по Отче наш. «Господи, помилуй» (12 раз).

Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).

Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…»

«Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон)

Канон на исход души (составлен св. Андреем Критским), глас 6-й.

«Яко по суху ходив Израиль…».

Далее запев: «Милостиве Господи, помилуй мя грешнаго(ую) раба(у) Своего (ю) (поклон).

«Приидите, собиритеся вси…».

«Ныне убо наста время всего моего живота…».

«Се предста ми множество лукавых духов…»

Богородичен: Прочее к кому возопию...».

Также и второй канон акростих до 8-й песни: Избави мя Чистая, бесов мучительства.

А от 8-й песни: песни Иоанновы. Канон Иоанна, епископа Евхаитского, глас 6-й.

Песнь 1, ирмос той же: Яко по суху.

Далее запев: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя грешнаго (ую) раба (у) Своего (ю) (поклон). «Каплям подобно дождевым…»

По девятой песни  есть молитва «Владыко  Господи Боже Вседержителю», ее может читать только священник, посему эта молитва опускается (если молятся миряне). Также и опускается следующая молитва «Бог нас ради вочеловечивыися…». Вместо нее произносится отпуст: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии…».

«Господи, помилуй» (трижды). Исходные поклоны.