Уважаемый читатель! Для вашего устройства была автоматически отображена мобильная версия сайта, на которой удобнее просматривать последние новости и статьи, но с нее недоступны некоторые другие разделы.

Оставить легкую версию?
да нет
Новости Статьи Беседа Вопрос священнику Библиотека

Фомина неделя

Уверение Фомы. Монастырь Хосиос Лукас, Фокида, Греция. Мозаика в нарфике. Первая четверть XI в.

Фомина неделя (неделя Антипасхи) — это следующая за Светлой неделя, называемая по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово посредством зрения и осязания крестных ран Исуса Христа.
 

Содержание

 

Фомина неделя. Событие и история

Богослужение первой послепасхальной недели посвящается воспоминанию явления святым апостолам Христа Спасителя на восьмой день по Своем Воскресении. Фома (в переводе с евр. «близнец»), ро­дом из га­ли­лей­ско­го го­ро­да Па­не­ады, был избран Исусом Христом как один из двенадцати апостолов, о чем нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16). Иоанн Богослов сообщает об участии ап. Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. В самый день Воскресения Христова, вечером, все апостолы, кроме Фомы, были вместе, и двери были заперты. Вдруг явился им Исус Христос и приветствовал их словами: «Мир вам!». Ученики испугались, думая, что это привидение. Но Он сказал им: «Что смущаетесь? Это Я Сам», — и при этом показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики возрадовались, что видят Господа. Потом Он дунул на них и сказал: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, а на ком оставите, на том останутся». Когда пришел Фома, другие ученики говорят ему: «Мы видели Господа». Но Фома ответил им, что он до тех пор не поверит, пока сам не увидит и не осяжет ран на Теле Господа (Ин. 20:25). Через восемь дней ученики снова были вместе и Фома с ними. Двери были заперты. Исус Христос явился им и сказал: «Мир вам!». Потом, обратившись к Фоме, прибавил: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28), точно исповедуя, таким образом, как пишет бл. Феофилакт Болгарский, Божественное и человеческое естество Христа Спасителя. А Исус Христос сказал ему: «Ты поверил потому, что увидел Меня, но блаженны не видевшие и поверившие!». Господь, снисходя к немощи человеческой, явился вновь, чтобы позволить неверовавшему апостолу чувственно убедиться в истине произошедшего великого события: ибо Он воскрес в той же самой плоти, в которой пострадал на кресте.

Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа. По преданию, св. Фома имел от рождения два сросшихся между собой средних перста, но как только он сподобился вложить их в ребра Господни,  они тотчас приняли обычное положение. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии. Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным и обозначает недоверчивого человека.

 

Апостол Фома. Жизнеописание и проповедь

Опираясь на рассказ о явлении Исуса Христа апостолам на море Галилейском (Ин. 21:2), можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком. В апокрифических «Деяниях Фомы» от лица самого апостола Фомы утверждается, что его ремесло — плотницкое дело и строительство.

В славянском житии св. апостола Фомы упоминается о многих чудесах, которые он творил для уверения язычников. Так, желая обратить к истинной вере самого индийского царя Гундафора, он представился искусным зодчим и царь, доверившись его словам, вручил ему множество золота и драгоценных украшений на построение самой изысканной палаты. Но Фома растратил все эти средства на нужды нищих и убогих и, как бы для возведения кровли, попросил еще себе золота, которое израсходовал подобным же образом. Когда его дело открылось в истинном свете, Гундафор исполнился лютой ярости и заключил св. апостола в глубокий ров. По Промыслу Божию, в это самое время любимый брат царя впал в смертельный недуг. Тогда ангел Господень восхитил его душу, и он увидел в раю чудесную палату, но когда хотел войти в нее, ангел ответил, что она принадлежит брату его, Гундафору. Таким образом, по рассказу брата, понял и сам царь, что апостол сотворил ему истинное благо и, принявши вместе с братом своим святое крещение, с честью отпустил его проповедовать в другие селения.

Еще одно чудесное событие, связанное с апостолом Фомой, записано в «Слове Епифания монаха о житии Богородицы». Так, св. Фома, не оказавшийся в числе прочих учеников в первый день Воскресения Христова, подобным образом не присутствовал и при Успении и погребении Пресвятой Богородицы, но явился в Иеросалим только на третий день после произошедшего знаменательного события. Св. апостолы стали было укорять его, напоминая и о прежде бывшем упущении:

Когда воскрес Господь наш Исус Христос тридневно от гроба и явился ученикам Своим, ты не был с нами, и снова явился 2-ой раз в храме, и через 8 дней (Он) уверил тебя. И ныне во время преставления Пресвятой Богородицы где ты был?» Он же сказал: «Когда восхищен был на облаках, то увидел Святую Богородицу, грядущую во врата небесные с ликом ангельским, и дала мне пояс Свой (Лицевой летописный свод).

За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) апостол Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Считается, что ап. Фома принял мученическую кончину либо в 68, либо в 72 году. О проповеди апостола Фомы в Индии сообщают древние церковные писатели, среди которых Григорий Богослов (329-390 гг.), Амвросий Медиоланский (333-397 гг.), Иероним Стридонский (342-420 гг.), Павлин Ноланский (354-431 гг.) и другие. По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.

 

Почитание св. апостола Фомы

В православии именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье, — Фомина неделя. В церковном обиходе Фомину неделю именуют также Антипасхой, поскольку она приходится на первое воскресение после Великого Дня. Буквально «Антипа́сха» происходит от греч. «ἀντι» — «вместо», т.е. «напротив» Пасхи. Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иеросалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). В древней Церкви наиболее многочисленное крещение неофитов было принято совершать в Великую субботу, первые восемь дней после новокрещенные ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху.

Память св. апостола Фомы также совершается 19 (6 ст. ст.) октября, 13 июля (30 июня ст. ст.) — Собор двенадцати апостолов. В честь ап. Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе. Имя Фомы носит так называемое «Евангелие от Фомы» — гностический апокриф.

Самое древнее свидетельство о захоронении апостола Фомы встречается у Ефрема Сирина. Другое — в апокрифах, где сообщается о проповеди и мученической смерти апостола Фомы на северо-западе Индии. О посещении гробницы ап. Фомы в XIII-XIV веках писали многие путешественники. В 1293 году Марко Поло (1254-1324 гг.) посетил Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино (1246-1328 гг.). А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико (ок. 1274-1331 гг.) из Порденоне напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.

Мощи святого апостола Фомы пребывали в Индии до IV века. Позднее они попали в Эдессу, затем на греческий остров Хиос, а позже в Италию, в Ортону, где останки и находятся с 6 сентября 1258 года по настоящее время в Базилике Святого Фомы. Но и после перенесения мощей святого место его погребения в Индии почиталось как святое. В «Англосаксонских хрониках» при описании событий 885 года упоминается король Альфред, дающий обет в случае победы сделать богатые пожертвования в далекие святилища, и в том числе святому апостолу Фоме в Индии. Во многих документах о местонахождении гробницы апостола Фомы говорится о Мелипуре (Малаи-пурам), что в переводе означает «город на горе». Но начиная с VII века документы упоминают город Каламин. Вот что писал об этом святой Исидор из Севильи (636 г.): «В действительности, пронзенный копьем, он (апостол Фома) погиб в городе Каламине, в Индии, и там же был погребен с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)». В латинских молитвенниках того времени упоминался город Каламин как место в Индии, где апостол Фома претерпел мучения и был погребен. Когда португальцы в 1517 году нашли город Каламин, большая часть его древних руин уже ушла под воду. Тем не менее местные жители указывали на место, которое называли «гробницей апостола Фомы». Это была небольшая прямоугольная церковь с приделами, очень древняя и уже разрушенная, в которой не было никаких изображений, только кресты.  Помимо Ортоны, части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

 

Фомина неделя. Богослужение

Уставная служба недели Фоминой (Антипасхи) совершается по Триоди Цветной и соответствует чину двунадесятых Господских праздников, когда опускаются октайные песнопения. Тексты  богослужения посвящены как самому событию Воскресения Христова, так и св. апостолу Фоме. Важной темой праздника является также обновление всего мира Крестом и Воскресением Христовым. В христианском богословии воскресный день является как первым днём седмицы — днем начала творения Божия, описанного в Книге Бытия, и так одновременно и восьмым, то есть служит прообразом грядущего нескончаемого века, в котором времени уже не будет. В этом смысле неделя Антипасхи имеет особенное значение.

Первое убо имый обновление настоящия недели, яже убо глаголется воистину и осмая и первая. Первая же яко начало других, осмая паки, яко во образ учиняется безконечнаго онаго дне, иже в будущий век. Иже и первый и един будет, всяко нощию не разсекаем (Синоксарь).

Тропaрь, глаc 7.

Знaменану гр0бу, жив0тъ, t гроба восіsлъ є3си2 хrтE б9е. и двeремъ затворeнымъ ўчн7к0мъ преdстA, и4же всёхъ воскRсeніе. д¦ъ прaвыи тёми њбновлsz нaмъ, повели1цэй твоeй млcти.
 

Кондaк

Любопhтною десни1цею, жизноподaтельнаz твоS рeбра, фwмA и3спытaлъ є4сть хrтE б9е. затворeнымъ бо двeремъ ћко вни1де, с8 пр0чими ґпcтлы вопіsше, гDь є3си2 и3 бGъ м0й.

 

Уверение апостола Фома. Иконы

Сюжет уверения Фомы возникает уже в раннехристианский период (не ранее третьей четверти IV века), что связывают с развитием страстного цикла на рубеже IV и V веков. Самые древние изображения встречаются на христианских саркофагах. В числе ранних памятников следует также отметить Миланский диптих V века, мозаику центрального нефа церкви Святого Аполлинария Нового в Равенне (VI в.).

С течением времени в византийских памятниках утвердилась композиция, в которой диалог Христа и Фомы оказывается в самом центре композиции, а жест Фомы — конкретным, он касается тела Христа, но не влагает свои персты в раны. Апостолы расступаются, чтобы было видно доказательство Воскресения (мозаики Дафни и Осиос Лукас XI в.).      

Уверение Фомы. Церковь Успения Богоматери, Дафни (близ Афин), Греция. Вторая половина XI в.

Уверение Фомы. Церковь Богоматери Перивлепты, Мистра, Греция. Фреска в диаконнике. Вторая половина XIV в.

Тема уверения Фомы встречается на Руси во фресках Софийского собора в Киеве XI века, а также в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. Иконография «Уверение Фомы» входила не только в цикл многих монументальных росписей, но нередко ее изображали и на аналойных иконах. На рубеже XV-XVI веков сцена «Уверение Фомы» вошла в праздничный ряд иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря, Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря.

Уверение Фомы. Собор святой Софии, Киев, Украина. Фреска нижнего регистра южной части трансепта

Уверение Фомы. Сергиево-Посадский музей-заповедник. ХV в.

Широко известна икона «Уверение Фомы» (Дионисий и мастерская) начала ХVI века. В соответствии с евангельским повествованием, в центре композиции на фоне затворенных дверей изображен Исус Христос. С двух сторон от Него представлены апостолы, уже удостоившиеся видения воскресшего Спасителя, на переднем плане слева — апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его ребрам.  Фигура Фомы выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных. Тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, что позволяет вспомнить о словах Христа: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется».

Уверение Фомы. Дионисий и мастерская. Начало ХVI века

Святой апостол Фома на иконах часто показан молодым юношей, без усов и бороды. Красный фон иконы — свидетельство мученической кончины. В другом варианте (он не так широко распространен) апостол Фома изображается старцем — этот иконографический сюжет посвящен служению апостола в Индии.

По традиции апостол Фома изображается в одеяниях, характерных для того времени, — хитоне (вид длинной рубашки) и гиматии (верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани). Цвета одежд, в которых традиционно пишут апостола Фому, таковы: хитон — темно-зеленый или синий, гиматий — красный. Правая рука апостола Фомы воздета в благословляющем жесте, левая (в зависимости от традиции) или спрятана под гиматий, или держит свиток (кодекс) — это символ Евангелия, той Благой Вести, которую святой Фома принес народам Палестины, Индии и Эфиопии.

 

Уверение Фомы. Картины

Широкое распространение сюжет Уверения Фомы получил в западноевропейском искусстве, в творчестве Дуччо ди Буонинсенья, Гверчино, Караваджо, Рембрандта, Рубенса и других.

Уверение Фомы. Караваджо. ХVII век

Неверие Святого Фомы. Гверчино. Пинакотека. Ватикан

Уверение Фомы. Питер Пауль Рубенс

 

Храмы в честь Уверения Фомы

В честь Уверения Фомы в Воскресении Христовом освящена церковь на Мячине в Великом Новгороде. Храм был построен в 1463 году. Когда-то здесь был Воскресенский монастырь. От первоначальной церкви Уверения Фомы, построенной в 1195-1196  годах, остались лишь фундаменты. Старая церковь из-за ветхости рухнула, и в 1463 году на прежних фундаментах построена новая в стиле архитектуры  XII  века. В настоящее время церковь не действует.

Церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом на Мячине в Великом Новгороде

Действующих старообрядческих храмов в честь св. апостола Фомы в настоящее время не имеется.

 

Красная горка. Народные традиции

«Красная горка» — чисто народная традиция в названии праздника. Весна в это время уже вступает в свои права, но снег всегда начинает таять с пригорков, которые и украшаются первые молодой зеленью и цветами. «Красный» — значит «красивый», «прекрасный»: собираясь в этот день на гулянье, поселяне часто выбирали себе самый приглянувшийся пригорок, отсюда и усвоилось соответствующее наименование дня.

Красная горка в народном понятии — наиболее подходящее время для бракосочетания. Начиная с Фоминого воскресенья после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. Русские пословицы говорили: «На Красную Горку девок разборка»; «Сочтемся весной на бревнах на Красной веселой Горке, сочтемся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся». На Руси именно на этот день, Фомино воскресенье, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, хороводы, сватовства. Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки. Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России.

М. Боскин. «Хоровод», 1910 г.

В Верхнем Поволжье канун (суббота) или Фомино воскресенье назывались «Вьюнишник» или «Кликунишно воскресенье», потому что в этот день, после богослужения, деревенская молодежь целыми толпами подходила к тем домам, где проживали молодые супруги, венчанные в минувший мясоед, и кричала: «Молодая, молодая, подай вьюнца (молодого), а не подашь вьюнца, будешь ветреница». Кричали, пока в избе не откроется окошко и молодая не подаст крашеных яиц и пирогов. В некоторых регионах к молодежи примыкали и женатые мужчины и женщины и тоже кричали: «Вьюн да вьюница, подайте кокурку да яйцо, — если не дадите, вломимся в крыльцо». Кокурка — это большой, круглой формы, пшеничный пирог с изюмом: он пекся теми женщинами, которые первый год живут замужем, и предназначался для подруг-девиц, которым и вручался с низкими поклонами и с безмолвной просьбой, чтобы девицы принимали гулять с собой и молодых, недавно обвенчавшихся женщин. Та девица, которая принимала кокурку из рук молодой, отдавала треть этого каравая молодым, другую треть — мужчинам, старым женщинам и ребятишкам, а прочее уносилось в дом и было съедено девицами при пении песен.


Радоница. Народные традиции

Вторник Фоминой недели носит название «радуницы» или «радоницы». В этот день православная Русь обыкновенно поминает своих сродников. Накануне крестьянские женщины пекли пироги, пшеничные блины, оладьи, кокурки, приготовляли пшенники и лапшевики, варили мясо, студень и жарили яичницу. Со всеми этими яствами они отправлялись на погост, куда приходил и священник с причтом, чтобы служить на могилах панихиды. За панихиды женщины, собравшись человек по пять, угощали духовенство пирогами, студнем и кашей. Так как во время богослужения женщины поднимали плач на голоса, с причитаниями и завываниями, то мужчины старались не посещать такие панихиды, чтобы не видеть женских слез. Духовенство, отведав угощения, расходилось по домам. И после этого на погост приходили мужчины, начинали пир на могилах. Крестьяне христосовались с умершими сродниками, поминали их, зарывали в могилы крашеные яйца, поливали брагой, убирали их свежим дерном, поверх которого ставили различные лакомые блюда.

Ф.С. Шурпин. Этюд к картине «Радоница». Вторая половина ХХ в.

Когда яства были расставлены, крестьяне окликали загробных гостей по именам и просили их попить-поесть на поминальной трапезе. Но, угощая покойников, крестьяне не забывали и себя, так что к концу поминания на кладбище обыкновенно бывало много пьяных. Такое же происходило и на городских кладбищах, куда в день «радуницы», для пресечения безобразий, прибывали усиленные наряды полиции.


Душеполезное поучение в Фомину неделю

О духовном понимании праздника  Антипасхи, как «дне обновления Воскресения Христова», читаем подробное разъяснение в поучительном слове свт. Григория Богослова:

«Что же? скажешь. Разве не обновления день был и первый Воскресный день, последовавший за этой священной и светоносной ночью? Для чего даешь это наименование нынешнему дню, о празднолюбец, вымышляющий многие веселья?» То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть чисто день нового рождения, чтобы, как первое творение начинается днем недельным (а это видно из того, что седьмой от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел), так и второе творение начиналось опять тем же днем; потому что он есть первый в числе последующих за ним, и восьмой в числе предшествующих ему день из высоких высокий, из дивных дивный, ибо ведет к горнему состоянию. Об этом дне, мне кажется, гадает и божественный Соломон, повелевая давать «часть семи», то есть настоящей жизни, и «восьми» (Еккл.11:2), то есть жизни будущей, как от здешнего благоделания, так и от тамошнего восстановления. Но и великий Давыд в честь этого же дня воспевает псалмы свои о «восьмом» (Пс.6 и Пс.11), так как этому же дню обновлений воспевает другой псалом (29), именуя какое-то «обновление дому», а этот дом мы, которые удостоились быть, именоваться и сделаться храмом Божиим (святитель Григорий Богослов, Слово 44).

«Фо­ма, быв­ший неко­гда сла­бее дру­гих апо­сто­лов в ве­ре, — го­во­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст по поводу мученической кончины ап. Фомы, — сде­лал­ся по бла­го­да­ти Бо­жи­ей му­же­ствен­нее, рев­ност­нее и неуто­ми­мее всех их, так что обо­шел со сво­ей про­по­ве­дью по­чти всю зем­лю, не убо­яв­шись воз­ве­щать Сло­во Бо­жие на­ро­дам ди­ким».
 

Авторы: инокиня Ливия, Марина Волоскова