Духовный отец — посредник в отношениях человека с Богом

Хотя в таинстве покаяния кающийся исповедует свои грехи Богу, однако совершает это он в присутствии священника, который в этом таинстве действует от лица Бога и даже как бы заступает место Его. Такое посредничество священника в отношениях человека с Богом, называемое духовничеством, установлено Самим Сыном Божиим, Который дал апостолам власть прощать грехи кающихся, сказав:

Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся. (Иоанн, 20: 22-23).

Церковь дает каждому человеку право свободно выбирать духовника: «Избери себе отца духовного по сердцу», — так говорится в одном из поучений, помещенных в Чине исповеди. Бывает, что в какой-то момент понимание между христианином и духовником исчезло. Нужно стремиться вернуть взаимопонимание. Если же потеря понимания осознается обеими сторонами и не может быть восстановлена, то можно поставить вопрос о перемене духовного отца. Однако для этого должны быть веские причины, а не просто нежелание не подчиняться ему. Чтобы пойти на исповедь к другому священнику, нужно получить благословение у прежнего духовника, объяснив причины своего решения. Как священник во время Литургии, в домашних молитвах должен поминать своих духовных чад, так и христианин должен молиться за своего духовного отца.

С.Д. Милорадович «У исповеди», 1913 г. Вязниковский историко-художественный музей

Епитимия

О тех людях, которые считают сами себя христианами, однако не имеют духовного отца, в чине исповеди говорится прямо и откровенно: «лучше бы им не родиться». Когда человек приходит на исповедь и раскаивается в своих грехах, то тем самым он побеждает диавола и свое самолюбие. Но часто бывает, что, раскаявшись, человек вновь оказывается во власти диавола и совершает грех. Именно поэтому христианину, пришедшему на покаяние, дается епитимия (поручение в виде посильного, но и не слишком легкого труда, который бы служил на пользу в христианском утверждении). Вид епитимии определяется духовником. Если человек старательно исполняет полученную им епитимию, благодать Божия укрепляет его в соблюдении заповедей и охраняет от диавольских ухищрений. Священник, выслушав исповедь христианина и высказав необходимые наставления, испрашивает у Господа прощение исповеданных грехов в особых разрешительных молитвах, завершающих чин исповеди. Епитимия — это духовное наставление, которое призвано помочь человеку преодолеть его греховные пристрастия и, во всяком случае, послужить искуплению вины за совершенные грехи. Она может заключаться в молитвенных поручениях (совершать определенное количество поклонов ежедневно, молиться Псалтырь и т.д.), ограничении в пищи (не употреблять мясо, воздерживаться от спиртного), творить милостыню и другое. Длительность епитимии определяется духовным отцом, она может быть дана на несколько лет, год, или до следующий исповеди. В вопросах епитимии священник советуется с духовным чадом, так чтобы епитимия была посильной.
 

Препятствия к совершению покаяния, чинимые диаволом

Бывает, что человек, осознавая свои грехи, смущается рассказать их священнику. Вот что говорит об этом ложном стыде преподобный Ефрем Сирин (ок. 306-373 гг.):

Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там (на Страшном Суде) перед всей Вселенной. Где больше мучения? Где больше стыда? На деле мы отважны и бесстыдны, а когда должны исповедаться, тогда стыдимся и медлим.

Как не уместна во время исповеди излишняя стыдливость, так же не должно быть и чрезмерной легкости в изложении своих греховных проступков. Исповедь не должны быть похожа на «доклад о проделанной работе». Ведь мы приходим на исповедь с сокрушенным сердцем, желая раскаяться и избавиться от мучающих нас грехов. Но если вдруг человек не испытывает чувства вины, значит, должен прежде покаяться об отсутствии страха Божия и грехе своей нераскаянности. Иные рассуждают, что не видят смысла идти снова на исповедь, так как опять впали в грех, в котором каялись в прошлый раз. Такие думают про себя: «сперва исправлюсь, а потом уже пойду». Но если однажды раскаявшись человек не смог справиться со своим грехом, вряд ли получится в следующий раз исправиться.

Люди думают: как можно идти на исповедь, если после снова грешишь. Но как же если человек вдруг упал и не раз, он же вновь поднимается, а не остается лежать на земле. Также и с таинством покаяния: какие бы трудности в исправлении не возникали у нас, нужно, теперь уже повторно раскаявшись в грехе, постараться вместе с духовником разобраться в причине греха. И, приняв соответствующую епитимию, а также внимательно выслушав советы священника, постараться приложить еще больше старания к своему исправлению — тогда любая греховная привычка рано или поздно неминуемо отступит. Каждому христианину также необходимо заботиться о том, чтобы его родные регулярно бывали на исповеди. Если же возникают некие трудности: кто-то из родственников, добрых знакомых болен, не может прийти в храм или лежит в больнице, то нужно договориться со священником, чтобы он совершил таинство исповеди болящего. Благо, сейчас запросто могут пропустить священника в больницу к больному. Говорить и напоминать о покаянии родным — это наш христианский долг, ибо нет ничего страшнее смерти без покаяния.