Уважаемый читатель! Для вашего устройства была автоматически отображена мобильная версия сайта, на которой удобнее просматривать последние новости и статьи, но с нее недоступны некоторые другие разделы.

Оставить легкую версию?
да нет
Новости Статьи Беседа Вопрос священнику Библиотека

Устройство храма. Алтарь

Внутри старообрядческие храмы, подобно скинии и храмам ветхозаветным, разделяются на три части:

  1. Алтарь — место для совершающих богослужение (кроме безпоповских храмов);
  2. Среднюю часть храма (церковь) — место для молитвы верующих;
  3. Притвор храма.
     

Алтарь

Алтарь (alta-ara — возвышенный жертвенник) отделяется от среднего храма иконостасом и устрояется обыкновенно несколькими ступенями выше среднего храма.

Иконостас старообрядческого храма

Алтарь изображает собой горнее селение, небо. Для совершения богослужения и, в особенности, Литургии (кроме безпоповских храмов), алтарь должен иметь две существенные принадлежности:

  1. Престол, или трапезу;
  2. Жертвенник.
     

Престол

Престолом называется четырехугольный стол, утвержденный неподвижно среди алтаря пред Царскими вратами. Стол этот называется престолом, т.е. царским седалищем, потому что на нем в свв. Дарах присутствует царь славы Христос. Престолом изображается также гроб Господень, потому что на нем полагается тело Христово.

Престол перед Литургией в старообрядческом храме. Фото Г. Чистякова

Престол также именуется трапезой, так как здесь верующим предлагается в снедь Святое тело и кровь Господня. «Святая трапеза, — говорит св. Герман, — знаменует место погребения, где положено было тело Спасителя; на ней предлежит истинный и небесный хлеб, таинственная и безкровная Жертва и живо жертвенная плоть и кровь Его предлагается верным в пищу и питие жизни вечной».

На престоле неподвижно утверждается антимис, а сверху полагается св. Крест, Евангелие, дарохранительница и илитон.
 

Антими́с

Антими́с есть освященный архиереем шелковый или полотняный плат, на котором изображен восьмиконечный крест с тростию и копием по сторонам. В антиминс вшивается частица святых мученических мощей в память того, что древние христиане собирались для богослужения на гробах мучеников.

Старообрядческий антиминс (антимис — старославянск.) Фото Г. Чистякова

После церковной реформы патриарха Никона в новообрядческой церкви утвердилось наименование «антиминс». Изменилось и изображение на нем: вместо креста с орудиями страстей стали помещать образ Положения Исуса Христа во гроб.
 

Илито́н

Илито́н есть шелковый плат, на котором во время литургии ставится дискос и чаша со святыми Дарами.

Крест на престоле указует на присутствие на нем Исуса Христа, как нашего Искупителя. Евангелие напоминает о Христе, как об учителе истины.
 

Дарохранительница

Дарохранительница — сосуд, в котором хранятся запасные св. Дары (тело Христово, напоенное кровию Его) для причащения немощных.

Старообрядческая дарохранительница. Покровский кафедральный собор  РПСЦ


Жертвенник

Жертвенник. В левой части алтаря помещается жертвенник, назначенный для предложения, т. е. для действий, приготовительных к таинству Евхаристии. Жертвенник знаменует собой одновременно Вифлеем, где родился Господь, и место Его страданий и погребения. Так как в проскомидии в разные моменты воспоминается не только рождение Господа, а и Его смерть и погребение, то естественно, что в связи с этими последними воспоминаниями и предметы жертвенника, и жертвенник получают новое знаменование.

Жертвенник старообрядческого храма

На жертвенник поставляются священные сосуды и другие предметы, употребляемые при совершении литургии: дискос, потир, звездица, копие, лжица, грецкая губа и покровцы.
 

Ди́скос

Ди́скосом (по-гречески — круг, кружок, диск) называется небольшое, на подставке, круглое, неглубокое блюдце, на которое во время проскомидии полагаются агнец и другие частицы, вынимаемые из просфор.

Дискос. Фото Г. Чистякова

Он изображает Вифлеемские ясли, в которых положен был Исус Христос тотчас после рождения, и Голгофу, и гроб Господень, куда положено было пречистое тело Его по снятии со креста.
 

Поти́р

Поти́р (с греческого — чаша) есть чаша на высокой подставке, в которую во время проскомидии вливается вино, соединенное с водой, позже претворяющееся в истинную кровь Христову.

Старообрядческий потир. Фото Г. Чистякова

Потир напоминает ту чашу, которую на Тайной вечери преподал Исус Христос ученикам Своим, сказав им: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
 

Звезди́ца

Звезди́ца состоит из двух металлических дуг, соединенных между собой крестообразно. Она напоминает на проскомидии ту звезду, которая при рождении Иcyса Христа явилась на востоке.

Звездица. Фото Г. Чистякова

На дискосе звездица ставится для того, чтобы вынутые из просфор частицы, расположенные на дискосе в определенном порядке, не смешались от прикосновения к ним покровов, которыми зоготовленные дары до времени покрываются.
 

Лжица

Лжица есть небольшая ложечка, посредством которой тело и кровь Христовы преподаются верующим во время причащения.

Лжица. Фото Г. Чистякова

Важно, что в ходе старообрядческой Литургии священник дает Святое причастие со лжицы трижды каждому причащаемуся.
 

Копие

Копие есть заостренный с двух сторон, в виде копья, нож, который употребляется для надрезания и извлечения из просфор частиц во время проскомидии.

Копие. Фото Г. Чистякова

Оно изображает собой то копье, которым прободено было на кресте ребро Спасителя.
 

Губа

Губа — грецкая губка, употребляемая для осушения потира. После потребления из потира Святых Даров и после отирания его, губка обыкновенно влагается в потир и там хранится до следующей литургии. Эта губка не употребляется для отирания дискоса, когда частицы с него влагаются в потир; для этой цели употребляется особенная губка, которая хранится в илитоне и потому называется илитонной. Губа знаменует ту губку, какой воин поднес «оцет» (уксус) страдающему Господу.
 

Покровы

Покровы. Покровов, употребляемых при совершении литургии, три: два малые — для покрытия дискоса и потира, и один большой — для покрытия того и другого вместе. Они обыкновенно называются воздухами.

Но в богослужебных книгах воздухом называется собственно один последний покров, которым на Литургии во время пения Символа веры священник производит колебание воздуха в воспоминание бывшего при воскресении Христовом землетрясения. Покровы знаменуют и пелены, какими было обвито тело Господа при погребении.
 

Горнее место

Позади престола, у восточной стены алтаря старообрядческого храма, находится Горнее место. Место позади престола называется в литургии св. Иоанна Златоуста «горним местом», т. е. высоким. Это потому, что в древности (и теперь в кафедральных церквях) здесь устраивалось возвышенное место с седалищами для епископов. Так как епископ есть «образ Христа», то горнее место есть как бы кафедра Господа.
 

← Основные отличия от новообрядческого храма Средняя часть храма →