На вторник Фоминой недели приходится поминовение усопших (Радоница). В этот день православные христиане символично разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с упокоившимися, а во многих местах существует обычай прославления воскресшего Христа на могилах умерших. Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» описывает традиции Радоницы.
Фомина неделя (неделя Антипасхи) — это следующая за Светлой неделя, называемая по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово посредством зрения и осязания крестных ран Исуса Христа.
Ростов принадлежит к числу древнейших русских городов, который, как предполагается, мог быть и столицей древней Руси. Неудивительно, что в Ростове сложилась особая художественная традиция, долгое время сохранявшая самобытность. Искусству этого важного художественного центра Северо-Восточной Руси посвящен выставочный проект, организуемый Музеем им. Андрея Рублева совместно с Музеем русской иконы им. Михаила Абрамова.
Одним из распространенных блюд русской кухни является пудинг. Сегодня мы готовим творожный пудинг по рецепту из книги известной собирательницы рецептов русской народной кухни историка Е. И. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве».
Светлая неделя (Светлая седмица, Пасхальная неделя) — это следующая за праздником Пасхи седмица, включающая пасхальное воскресение и последующие шесть дней, до Фоминой недели. Церковная традиция празднования Светлой Пасхи в течение семи дней установлена еще с апостольских времен. Вся Светлая неделя считается «как день един».
«Христос Воскресе — Воистину Воскресе!» — говорим мы друг другу в самый главный христианский праздник праздников и Торжество торжеств, День светлого Христова Воскресения, Святой Пасхи. Для христиан — это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется как один день. О традициях праздника у старообрядцев читайте в нашем материале.
Восток и Запад далеко разошлись в своем понимании христианства. Сказалось это не только на богослужении, но и на культурных символах, отраженных в искусстве. Одним из ключевых моментов Евангелия являются страсти Христовы, которые предваряют праздник праздников и торжество торжеств — Воскресение, Пасху Христову. Конечно, мы преклоняемся перед Его страданием, но страдал-то Он не ради самого страдания, а ради Воскресения. Представляем размышления нашего автора о фильме и книге «Страсти Христовы» и о символике Крестных страданий.
Великий четверг в народе называют также Чистым четвергом. В этот день хозяйки обыкновенно занимаются генеральной уборкой. О других русских народных традициях в этот день узнаем из книги русского историка и этнографа второй половины XIX века М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».
Указ президента «О приеме в гражданство Российской Федерации старообрядцев» — положительная и важная веха в современном российском законодательстве в вопросе репатриации. Однако он нуждается в дополнительной доработке, чтобы позволить всем желающим староверам, вне зависимости от их религиозного самоопределения и профессии, вернуться в Россию и поселиться в любом ее регионе, как говорится: прибыть на малую историческую родину.
Страстная седмица — это предшествующая Пасхе неделя, во время которой святая Церковь воспоминает последние дни земной жизни Господа нашего Исуса Христа, Его страдания, смерть и погребение. В большинстве старообрядческих храмов всю неделю идет продолжительное и трогательное Богослужение по Цветной Триоди.
Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение) — двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от даты Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста.
Лазарева суббота (Воскрешение Лазаря) — это торжественный праздник, совершаемый в субботу шестой недели Великого поста. В этот день Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря через четыре дня после смерти (Ин. 11:1-45). Лазарева суббота предваряет праздник Входа Господня в Иерусалим.
Все мы слышали знаменитую пословицу «По Сеньке и шапка», но мало задумываемся о ее значении. Точнее, об историческом контексте ее происхождения. В русском традиционном обществе головной убор для мужчины являлся в том числе и статусной вещью. О том, как менялась форма и виды мужского головного убора, мы рассказываем в данной статье.
На видеосервисах страны появился новый детективный телесериал «Чудотворная» снятый по мотивам жизни отшельников Лыковых. Помимо самих «таежных робинзонов», в картине фигурируют известные персонажи того времени, такие, как журналист «Комсомольской правды» В. М. Песков, издавший документальную повесть «Таежный тупик», и ведущий научно-популярной передачи «Очевидное-невероятное» С. П. Капица.
1-2 апреля 2025 года в столице состоялся Московский экономический форум (МЭФ). Мероприятие открылось пленарной дискуссией «Новая индустриализация и умножение народа». Ведущие экономисты страны, ректора технических ВУЗов, политики и писатели поделились своими суждения о том, как надо развивать промышленность и вытаскивать страну из демографической ямы.
7 апреля Церковь торжествует Благовещение Пресвятой Богородицы — один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. «Начало нашего спасения» — так святые отцы называли этот день, в который Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей благую весть о грядущем рождении Спасителя.
В пятое воскресенье Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской — одной из самых великих святых за всю историю христианства. Ее судьба — пример глубокого покаяния и одновременно напоминание о человеколюбии Божием. Память преподобной Марии Египетской совершается также 14 апреля (1 апреля ст. ст.), в день ее преставления. По молитвам преподобной Марии верующие могут получать избавление от блудной страсти.
Церковные реформы царя Алексея Михайловича и его сына Петра Алексеевича касались не только церковных обрядов, но и в целом изменений положения Церкви в государстве. Стараниями этих двух государей официальная церковь попала в полную зависимость от светской власти, тем самым утвердив неизвестную доселе на Руси идеологию цезарепапизма.
Цель данной статьи — показать, что в современном информационном обществе фигура начетчика является культурным феноменом прошлого. В связи с этим встает ряд проблем, которые автор ставит перед читателем, но не пытается решить их сразу, считая каждую темой для отдельной статьи. Одной из таких проблем является научное клише, что старообрядчество — это книжная культура. Ученые исследуют библиотеки и книжные собрания старообрядцев, круг чтения, типографии и скриптории. От внимания исследователей, занятых материальным носителем (книгой), ускользает главная цель данных собраний — отчет о собственной вере, своем уповании, проповедь и защита старой веры, которая является устным опытом христианства с многовековой историей.
Сайт «Русская вера» продолжает цикл публикаций исследователя подмосковного старообрядчества Галины Кочетковой, посвященных наиболее выдающимся старообрядцам из д. Цаплино. Сегодня речь пойдет о цаплинской Николо-Спасской старообрядческой общине и ее храме.
30 марта Церковь отмечает память преподобного Макария, Калязинского чудотворца. У русского человека имя этого подвижника ассоциируется не только с историей отечественного иночества и монастырестроительства, но и с печальным символом периода безбожия — затопленными храмами и монастырями древнего Калязина, от которых осталась лишь печально возвышающаяся из-под воды колокольня.
В четвертое воскресенье Великого поста святая Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы. Этот великий подвижник благочестия известен как автор «Лествицы» — классического руководства в духовной жизни. Память преподобного Иоанна Лествичника также совершается 12 апреля (30 марта ст. ст.).
Предлагаем интервью с известным деятелем старообрядного движения в лоне РПЦ МП, игуменом Кирилом (Сахаровым), настоятелем храма св. Николы на Берсеневке, данное газете «Берсеневские страницы».
Празднование Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы совершается 27 марта (14 марта ст. ст.) и 29 августа (16 августа ст. ст.). Также во второе воскресенье Великого поста старообрядческая церковь совершает службу явлению Феодоровской иконы Божией Матери «по уставу Успенского собора Московского Кремля 1627 г.». У новообрядцев в этот день совершается память святителя Григория Паламы (1296-1359 гг.). Феодоровскому образу Богородицы молятся о здравии, рождении ребенка, легких родах, благополучии супружеской жизни.
В церковной жизни древней Руси и в старообрядчестве особое место занимали походные церкви и походные иконостасы. Князья и видные бояре в длительных походах не обходились без таких передвижных храмов. Открывшаяся в музее им. Андрея Рублева выставка посвящена таким иконостасам.
Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонной неделей. Название ее происходит из того, что в субботу вечером по особому чину совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, ставшему для нас «древом жизни» и открывшему вход в потерянное первозданным человеком блаженное небесное Отечество. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг.
Память Сорока мучеников Севастийских Церковь совершает 22 марта (9 марта по старому стилю). Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, которые приняли мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при Лицинии. Сорок мучеников очень почитаются православными христианами.
В последние годы активизировалась дискуссия об использовании церковнославянского языка в богослужении. Вновь слышатся разговоры, что церковнославянский язык якобы устарел. У этой ситуации есть несколько причин. Первая — глубокое непонимание значения церковнославянского языка как основы русской церковной, культурной и национальной идентичности. Вторая причина — это многолетнее отсутствие образовательных стандартов его изучения.
Картины художников будоражат человеческий разум даже сегодня, в наш век цифрового искусства и нейросетей. Это особое ощущение — смотреть на пейзаж или натюрморт, восхищаясь, как точно удалось живописцу передать не только изображение, но и настроение, атмосферу. Сегодня наш разговор пойдет о коллекционерах — людях, благодаря которым мы можем сегодня увидеть оригиналы Дега, Ренуара, Мане и других мастеров. Это Иван Абрамович Морозов и Сергей Иванович Щукин, люди, чьи корни уходят в историю Тверской области.
Сегодня мы публикуем с небольшими комментариями полный текст старообрядческого Малого домашнего Устава, касающийся Великого поста. Также публикуются указания Устава Кирилло-Белозерского монастыря по списку 1652 года и Соловецкой Кормчей 1493 года.
Наш портал уже сообщал, что священники Белокриницкой иерархии о. Никита Торан, о. Никола Якунин и дьякон Василий Якунин (Аляска, США) присоединились к Русской православной церкви заграницей. Сегодня мы публикуем архипастырское послание первоиерарха Древлеправославной Старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии митрополита Леонтия (Изота), посвященное этой теме.
Единственный сохранившийся старообрядческий храм исторической Рогожской слободы (не путать с Рогожским кладбищем) — церковь Николы Чудотворца, что на Малой Андроньевской улице Москвы, по-прежнему не возвращен его исконным владельцам.
Существуют предания о трех обретениях главы Иоанна Предотечи, в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение состоялось в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Память в честь первого и второго обретения главы Иоанна Предотечи совершается Церковью 9 марта (8 марта в високосный год, 24 февраля по старому стилю).
Православная антропология — непростая дисциплина. Этой теме посвящен не один объемный трактат. Однако в Церкви нет текста, дающего исповедание человеческой природы и смысла бытия так же ёмко, как Символ веры говорит о Боге. Предлагаем размышления на эту тему православного публициста Георгия Коряшкина.
Православие немыслимо без икон. Сегодня нам кажется, что так было всегда. Однако в истории Православия был тяжелый период иконоборчества. Полтора века, на протяжении VIII — IX веков, длился спор между византийскими императорами о возможности иконописного изображения Исуса Христа, Богородицы, святых. Спор принимал форму жестоких гонений и убийств тех, кто почитал иконы. Этот драматический период церковной истории завершился Торжеством Православия, которое христиане ежегодно отмечают в первое воскресенье Великого поста. Возникновение празднования связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой, чтобы восстановить иконопочитание в Византийской империи.
Нынешний Музейно-выставочный комплекс в Люберцах был открыт в 1976 году. Его здание на первый взгляд полностью соответствует архитектуре своего времени, но городская легенда гласит, что музей был построен на месте старообрядческой моленной. Эта легенда имеет под собой реальную основу: под новой оболочкой музейного комплекса 1970-х годов скрываются стены кирпичной Спасо-Преображенской старообрядческой церкви, возведенной незадолго до революции.
Старообрядчество столетиями сохраняло памятники древнерусского искусства — иконы, книги и другие реликвии. В эпоху гонений Романовых на русскую культуру староверы сохраняли это бесценное наследие. В XVIII-XIX веках старообрядчество и само создавало уникальные памятники церковного искусства. Период советских гонений на религию нанес огромный ущерб традиционным промыслам и практически остановил воспроизводство предметов церковного искусства. За эти годы исчезли целые классы мастеров и ремесленников, занимающихся им. Это привело к тому, что культурное наследие староверия стало умаляться — количество новых икон и церковной утвари существенно уменьшилось. Также накапливаются проблемы и с уже существующим, созданным в прошлых веках, историческим наследием.
Великий пост — совершенно особенное время в жизни для каждого православного христианина. Дни Великого поста, в отличие от иных многодневных постов, называют «святыми», т.е. «святой четверодесятницей», потому что именно здесь мы вспоминаем крестные страдания и Светлое Воскресение Самого Господа нашего Исуса Христа. Сорокадневное воздержание в пищи и питии установлено по образу поста Христа Спасителя. Мы, как христиане, обязаны подражать Ему, сколько у нас есть для этого сил и возможности.
Последний день перед началом Великого поста называется в народе прощеным воскресеньем. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений (Мф. 6, 14-21). На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга. Издавна принято в этот день мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, исповедать перед священником свои грехи и причаститься Святых Таин.
В девяностые и нулевые годы в жизнь российских детей и подростков ворвались западные киношные и мультипликационные персонажи. Тогда всем казалось, что традиционные русские сказки потеряли актуальность, и за ненадобностью их можно сложить на полку, где они будут интересны только историкам культуры и искусствоведам. Однако в последнее десятилетие темы русских сказок и их персонажи стали возвращаться в отечественную популярную культуру.
С древних времен Масленица, или Сырная седмица, славится сытной и обильной пищей. Главное блюдо недели — блины, которые на Масленицу получаются особенно вкусными. Блины — это одно из самых древнейших блюд русской кухни. Предлагаем старорусский рецепт пшеничных блинов.
18 и 19 февраля 2025 года в Москве на Рогожском прошел традиционный зимний Совет Митрополии РПсЦ. Совет начал работу с обсуждения вопроса о кандидатах в архиереи, было решено регулярно рассматривать его на епархиальном уровне, эту тему впредь будут включать в повестку всех последующих епархиальных заседаний. Публикуем Постановления Совета митрополии с соответствующими комментариями редакции, необходимость которых связана с тем, что многие пункты подобных документов непонятны не только обычным читателям, но и самим чадам белокриницкого согласия.
Что это за торжественное «действо Страшного Суда», которое совершалось 300 лет назад в воскресенье, предшествующее масленой неделе, на площади Успенского собора? А знаете ли вы, что к разгульному веселью Масленицы присоединялись, шли рука об руку дела милосердия? Представляем описание традиций празднования Масленицы на Руси из книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» русского писателя и журналиста второй половины XIX века А. А. Коринфского.
В Неделю (воскресенье) мясопустную, за неделю до начала Великого поста, Церковь вспоминает о Страшном суде Господнем. За службой в этот день читается Евангелие о втором Пришествии Господа, о награде, которая ожидает праведных, и вечном огне, в который пойдут те, кто не исполнил Заповедей Господних. В этот день последний раз можно вкушать мясо.
Покаянные стихи — это особый вид древнерусского литературно-певческого творчества, расцвет которого пришелся на XVI-XVII столетия. Этот ныне почти забытый вид духовной музыки некогда олицетворял высшие духовные устремления средневекового человека. Среди исследователей за покаянными стихами закрепилось название «ранняя русская лирика». Узнать об этой старинной традиции, а также послушать подлинные духовные стихи (а не распространенные произведения XX века, выдаваемые ныне за духовные стихи) можно на страницах нашего сайта в статье музыковеда и исполнительницы Полины Терентьевой.
Традиционная одежда для старообрядцев имеет исключительное значение. Это связано с тем, что старообрядцы используют ее для богослужений. Именно обрядовой функцией традиционной одежды обусловлена ее сохранность в старообрядческой среде.
В преддверии Великого поста по церковному Уставу указаны особого рода богослужения, располагающие к внутренней подготовке для приближающегося духовного подвига. Неделя о блудном сыне призывает всех грешников к покаянию и обращению, к началу пути для нравственного возрождения.
Сретение Господне — это двунадесятый праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля (2 февраля по старому стилю) и установлен в память принесения во храм Христа Спасителя в 40-й день по рождении для совершения установленной жертвы. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Церковно-славянское слово «сретение» можно перевести на русский язык словом «встреча». Встреча Ветхого Завета с Новым, встреча Симеона Богоприимца и Анны пророчицы с Господом Исусом Христом. Слово «сретение» наиболее полно передает смысл этого события, ведь оно означает не просто встречу, а встречу меньшего с большим, человека с Богом.
Эксперименты с современными технологиями пришли и в мир традиционного церковного искусства. 29 января в Москве был представлен фильм «Семьи небесные», в котором были представлены более 140 анимированных фрагментов шедевров русского религиозного искусства.
Память иже во святых отец наших триех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Три великих святителя почитаются как вселенские учители, оставившие нам великое богословское наследие.
8 февраля 2025 года отмечалась память 300-летия кончины российского императора Петра Первого. У его могилы митрополит РПЦ Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий отслужил заупокойную литию. На богослужении присутствовали губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер, представители Правительства и Законодательного собрания, общественных организаций, культурного и делового сообществ Северной столицы. Однако многие забывают, что царствование Петра стало одной из самых мрачных страниц в истории русской культуры, русской церкви и русской традиции. За панегириками в честь первого русского императора скрывается трагедия русского народа, который при Петре был разделен на высшую касту и чернь и был введен в прокрустово ложе «голландских», «английских» и «немецких» обычаев.
Сегодня в воскресном Евангелии мы читаем известную притчу о мытаре и фарисее, в которой Сам Господь подготавливает нас к грядущему Великому посту. Публикуем толкования святых отец об этой притче.
Бытует мнение, что традиционной русской одеждой интересуются лишь исследователи и реконструкторы. Однако в последние годы аутентичные элементы русского стиля все больше проникают в одежду самых разных групп наших сограждан. Сегодня бы беседуем с основательницей мастерской «Диво» Марией Кисилевой, которая занимается производством русских головных уборов, поморских свитеров, косовороток и других предметов традиционных промыслов.
Мы уже сообщали, что в декабре 2025 года группа клириков Белокриницкой иерархии присоединилась к Русской православной церкви заграницей. Возникшая дискуссия о причинах этого присоединения и его формы требует дополнительных разъяснений. Сегодня мы публикуем официальные документы Белокриницкой Митрополии и Каракасской и Южно-Американской епархии РПЦЗ, касающиеся данной ситуации.
В центре Москвы есть по крайней мере одно здание, красота облика которого принадлежит творению рук малоизвестного московского скульптора Ивана Федоровича Рахманова. Начинал он свой творческий путь как журналист, печатался в журнале «Путь», также занимался живописью, но в итоге выбрал для себя путь скульптора.
Палаты Макаровых — объект культурного наследия федерального значения и одно из наиболее старых зданий Калуги. История памятника начинается в 1728 году. Необычный дом был построен по заказу богатого купца-старообрядца Никифора Макарова. Это интереснейший пример гражданской архитектуры переходного периода: от русского каменного узорочья к европейским традициям.
О преподобномучениках Аркадии и Константине знают далеко за пределами Урала. Множество паломников со всех краев приезжают в Шамары не только летом, чтобы принять участие в традиционном крестном ходе к месту их упокоения, но и зимой, в день памяти священномучеников, 31 января (18 января по старому стилю).
Иван Никифорович Дёмин являлся известным и уважаемым в Москве и столичной губернии человеком, купцом первой гильдии, крупным и успешным фабрикантом, а также попечителем уездных учреждений. Он многое сделал для развития текстильного дела в тогдашнем Бронницком и в соседних уездах, занимался благотворительностью, предметно заботился он и о людях, работавших на его фабриках.
Выставочный проект в Музее имени Андрея Рублева посвящен неординарной для русского искусства теме, получившей распространение в XVI веке, благодаря интересу заказчиков из кругов интеллектуальной знати и духовенства в царствование Ивана IV к подробной иллюстрации сложных богословских текстов. Редчайшие памятники, представленные на выставке, объединены идеей символического изображения Христа как Божественного Слова.
Святая Татиана — раннехристианская мученица, пострадавшая в Риме в III веке при императоре Александре Севере. В России святая Татиана считается покровительницей просвещения, студентов, образования. Поэтому и день ее памяти 25 января (12 января ст. ст.) называется Днем студентов. У нее просят помощи в освоении наук, защиты от злых сил.
Библиотека и архив Института Гувера запустили цифровую коллекцию газет русского зарубежья, изданных с 1917 по 1992 год. С одной стороны, этот проект демонстрирует преимущества современных цифровых технологий, с другой стороны, доказывает исключительную ценность печатных изданий, благодаря которым огромный массив информации смог сохраниться до наших времен.
На нашем сайте мы неоднократно рассказывали, что понятие «Киевская Русь» не историческое, а историографическое, то есть возникшее в трудах историков сравнительно недавно, под влиянием политического заказа «назначить» Киев столицей древней Руси, чего на самом деле не было. Сегодня мы продолжаем рассказ о подлинной истории Руси, представленной на страницах «Русского Летописца».
Несмотря на позитивные достижения в жизни старообрядческих согласий, состоявшиеся после упразднения государственного атеизма, за прошедшие 30 лет накопилось и немало острых проблем. Особо тревожит тот факт, что многие проблемы не только не решаются десятилетиями, но и даже не замечаются.
В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников чтить память тех святых, которые послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день после Богоявления, 20 января (7 января по старому стилю), Церковь чтит святого пророка Иоанна Предотечу, который послужил Крещению Христову, возложив свою руку на главу Спасителя. Слово «собор» означает собрание людей, которые воздают честь и хвалу святому пророку и Предотече, Крестителю Господню Иоанну.
Праздник Крещения Господня (другое название — Святое Богоявление) — это двунадесятый православный праздник, который совершается ежегодно 19 января (6 января по старому стилю). Праздник Крещения Господня установлен в воспоминание события евангельской истории — Крещения Исуса Христа в Иордане от Иоанна Предотечи. Крещению Господню предшествует несколько дней предпразднества, а после него — попразднество. Все знают, что в этот день и накануне, в сочельник, бывает освящение воды. Обычно в эти дни в храм приходят даже те, кто обычно не посещает службы — «за водой».
Двунадесятый праздник Крещения (Богоявления) Господня является одним из самых мистических и таинственных в христианской Литургике, он также связан со многими народными традициями и приметами. Однако в центре Богослужения этих дней находится освящение воды, символизирующее Крещение Христово. Христиане прибывают в этот день в храмы не только принести Богу молитву, но и с целью соприкосновения с великой святыней — Богоявленской водой великого освящения. Наш сайт публикует статью историка Глеба Чистякова, посвященную некоторым сторонам освящения и употребления Богоявленской воды.
Крестьянин Михаил Павлович Цветов приехал в Рыбинск из тверских лесов и основал лесопильный завод, крупнейший в Рыбинском уезде. На рубеже XIX-XX вв. он успешно торговал лесом в России и за границей. Имел репутацию знатока лесного дела, уважаемого в купеческой среде. Очень любил охоту, пристрастившись к ней еще в тверских лесах.
Празднование еже по плоти Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа совершается 14 января (1 января по старому стилю), в память о том, что по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рожества Богомладенец был обрезан. При этом ему было наречено имя, возвещенное архангелом Гавриилом Деве Марии и Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику — Исус.
В Древней Руси ни один бедный человек в Москве не оставался в день Рождества Христова без царской милостыни. Еще накануне Рождества царское шествие направлялось к площадям, тюрьмам и богадельням. Государь встречал праздник делами благотворения, и только после этого отдавал себя семье. Представляем описание, как отмечали Рождество на Руси, по историко-этнографическим очеркам из книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» А. А. Коринфского.
Святки, святые вечера, — так обыкновенно называются в России, да и за границей, дни празднества и дни священного торжества Рождества Христова с 7 января по 18 января. Русский историк и этнограф, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях. О том, как праздновали Святки наши предки, читайте в этом материале.
Празднование Собора Пресвятой Богородицы совершается 8 января, на второй день после Рожества Христова. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.
На Руси во время Святок, то есть периода от Рожества Христова до Крещения, столы крестьян были покрыты различными лакомствами. Одним из традиционных рождественских блюд был фаршированный разнообразными ингредиентами молочный поросенок. Сегодня мы запечем в духовке поросенка, начиненного гречкой.
Рождество Христово — один из главных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.
Сегодня мы готовим винегрет из картофеля, семги и сельди по рецепту из книги известной собирательницы рецептов русской народной кухни историка Е. И. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве».
Наша страна вступила в череду зимних церковных и светских праздников. Первого января начались зимние каникулы, во время которых большинство наших сограждан смогут отдохнуть от трудов праведных. Эти каникулы в народе уже прозвали «пьяной неделей», поскольку часть отдыхающих безрассудно сопровождает эти праздники непрерывными возлияниями. Как относиться к зимним праздникам христианам, размышляют члены редакции сайта ruvera.ru вместе со старообрядческим священником о. Иоанном Севастьяновым.
В связи с наступающим гражданским Новым годом мы публикуем необычный документ — новогоднее поздравление предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви архиепископа Московского и всея Руси Никодима (Латышева), опубликованное в старообрядческом церковном календаре за 1976 год.
23-25 (10-12 ст.ст.) декабря 2024 года в богоспасаемом граде Москве, в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси, состоялся Освященный собор Русской Древлеправославной Церкви.
Клинцы — это не только произведения автокранового искусства, но еще и уникальные образцы деревянного зодчества — наличники. Фирменная резьба до сих пор украшает окна старых домов райцентра. Познакомиться с ними и даже составить «наличник мечты» можно в новой интерактивной книжке-игрушке — «Ставни. Фартуки. Очелья». Об этом и других проектах для малой родины мы поговорили с одним из авторов издания, иллюстратором Ольгой Молявко.
Село Нижнеиргинское разместилось в очень живописной местности Красноуфимского района. Оно будто бы извивается вместе с изгибами реки Иргиной мимо гор со скальными выходами и странными названиями — Козлячья, Кожевенная… Сейчас это тихое село, особо не выделяющееся на фоне других уральских малых населенных пунктов. Но история у Нижнеиргинского очень богатая и интересная.
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка «Кресты Рогожской слободы. Каменная резьба XVI в. Итоги реставрации». Экспонаты представляют собой белокаменные кресты, относящиеся ко второй половине XVI века. Интересно также, что историческая Рогожская слобода находится в ином месте, нежели сегодня рассказывают официальные ресурсы РПсЦ.
На наших глазах сменяются поколения старообрядческих головщиков и певцов. Все больше молодых лиц на клиросах храмов, а уровень пения и репрезентации певческой культуры становится все более профессиональным. Основы, заложенные таким корифеями, как Н. Денисов и А. Емельянов, стали плодородной почвой для развития певческого движения. Сегодня мы беседуем с представителем нового поколения головщиков, руководителем хора «Параклит» Филиппом Севастьяновым.
Память святителя Нико́лы, архиепископа Мир Ликийских, Церковь чтит несколько раз в году. Главный праздник — «зимний» Нико́ла, в честь преставления святителя — 19 декабря (6 декабря по старому стилю). Вешний, то есть весенний — 22 мая (9 мая по старому стилю), когда вспоминается перенесение его мощей в итальянский город Бари. В церковном календаре есть также дата рожества Святителя и перенесение его св. образа от Вятки в Москву — 11 августа (29 июля по старому стилю). Также еженедельно, по четвергам, по церковному Уставу, совершается служба апостолам и святителю Нико́ле — в тех храмах, где служба ежедневная.
Хотя свобода вероисповедания или свобода совести еще в XX веке стала одной из базовых свобод, таких же, как свобода слова, свобода собраний и свобода передвижений, в разных странах мира она продолжает претерпевать испытания. Все помнят, что на Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека, где указано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; .. как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». Однако тема продолжает оставаться злободневной. В современном мире известны многочисленные случаи гонений за религиозные взгляды и права верующих, которые по-прежнему нуждаются в защите. Попробуем разобраться, как к свободе вероисповедания относились в русском староверии.
16 декабря (3 декабря ст. ст.) Церковь чествует память преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца, одного из ближайших учеников и сподвижников преп. Сергия Радонежского. Преподобный Савва стал основателем и первым игуменом Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, который первый в истории Руси получил статус Лавры.
Протопоп Аввакум был самым ярким и влиятельным идеологом старообрядчества, непримиримым противником беспощадной никоновской реформы Церкви и лидером «ревнителей древнего благочестия». Ко дню памяти протопопа Аввакума, 15 декабря, сайт «Русская вера» предлагает читателю статью о выдающемся деятеле.
Уже к XIX веку, когда Москва становится идеологическим и политическим центром старообрядчества, сами старообрядцы образовывают весьма важный сегмент российской экономики, владея примерно 70% капиталов дореволюционной России. В свою очередь среди потомственных старообрядцев было (и есть) немалое количество выдающихся деятелей науки, среди которых инженер-гидроаэродинамик Д. Рябушинский, биофизик Н. Борисов, И. Кулибин и другие. В данной статье речь пойдет об известном изобретателе Иване Кулибине. Повлияла ли принадлежность Кулибина к старообрядчеству на его деятельность и состоятельность? Попробуем проследить это в предложенной статье.
Неподалеку от г. Торжок, что в Тверской области, располагается деревня Матюково. В начале прошлого столетия ее можно было смело назвать старообрядческой, поскольку здесь проживало немало староверов, да и главное — был храм. За время существования церкви сменили друг друга три священника. Сергиевский храм повторил судьбу многих церквей, он был закрыт и после войны разобран. Сейчас о былом старообрядчестве в Матюково напоминают лишь остатки фундамента этой небольшой церкви.
Небо и полеты всегда волновали людей. Однако только в начале ХХ века с появлением аэропланов в этой области произошел настоящий прорыв. Россия стала первой европейской страной, где исследования в области аэродинамики велись в стенах научного учреждения — Аэродинамического института, располагавшегося в имении Дмитрия Рябушинского, которое называлось Кучино.
В Торжке история тесно соприкасается с обычной жизнью, порой кажется, что она и вовсе смешалась, но, если присмотреться, можно увидеть много интересного. Знаете ли вы, что на улицах Торжка есть не просто дома, а настоящие фамильные усадьбы именитых новоторов прошлых веков? Некоторые служат жилыми домами, в некоторых расположены различные учреждения. Среди них есть, заброшенные, перестроенные, а есть и те, которые сохранили свой внешний облик до наших дней.
17 октября 2024 года в богоспасаемом граде Тбилиси в резиденции Предстоятеля Грузинской Древлеправославной Церкви состоялось Совещание иерархов Русской и Грузинской Древлеправославных Церквей под председательством высокопреосвященнейшего Архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Хоравы).
Учредитель первого частного приюта и сквера для горожан, а также двух банков. Не имея образования, за счет предпринимательского таланта руководил миллионным бизнесом и 2 раза возглавлял Екатеринбург.
Сегодня мы публикуем рассказ о путешествии в бывший старообрядческий скит на Амбурских озерах. Вроде бы и недалеко это место от Северодвинска, но добраться туда — целое приключение.
На нашем сайте мы неоднократно рассказывали, что понятие «Киевская Русь» не историческое, а историографическое, то есть возникшее в трудах историков сравнительно недавно, под влиянием политического заказа. Сегодня мы продолжаем рассказ о подлинной истории Руси, рассказанной на страницах «Русского Летописца».
В 1907-1909 гг. состоялась научная экспедиция по изучению водного управления бассейна Амура. На фотографиях участника экспедиции, инженера-механика Владимира Федорова (1876-1956) запечатлены местные староверы и потрясающие виды природы.
Освященный собор Белокриницкой Митрополии создал комиссию по переводу богослужебных книг на английский язык, обратился к Древлеправославной Церкви Украины с просьбой прояснить официальную позицию, относительно канонических нарушений в Московской Митрополии РПсЦ, и прославил ряд святых, включая архиепископа Белокриницкого и всея древлеправославных христиан Митрополита Тихона (Качалкина).
Сколько бы ни говорили, что в Белоруссии много однотипной и серой архитектуры, в каждом городе, городке и даже деревне можно найти что-то удивительное. Дворец, усадьба, дом или что-то иное — но непременно уникальное. Чтобы убедиться в этом, предлагаем вам путешествие по Гомельской области.
VI Российский культурологический конгресс «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации» провел в Москве Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. Участники конгресса отметили, с одной стороны, необходимость сохранения культурного суверенитета и традиционных для народов России ценностей, а с другой — призывали к их развитию с использованием гуманитарных и технических инноваций.
В часе езды от Нижнего Новгорода находится город Семенов. Это столица хохломской росписи, родина матрешки и уникальных деревянных ложек. При этом о самом городе, несмотря на всемирную известность хохломской росписи, знают немногие.
В Казани состоялся второй форум Русской Православной старообрядческой Церкви, посвященный Году семьи. Открывая мероприятие, предстоятель РПсЦ назвал его форумом БРИКС, который расшифровывается как «Большой Российский Интернациональный Конгресс Старообрядцев». После таких слов Раис Татарстана вручил митрополиту орден «Дуслык».
Во времена СССР большой популярностью среди населения пользовались разные выставки народного хозяйства, и прежде всего ВДНХ, — Выставка достижений народного хозяйства в столице СССР, г. Москва. Однако мало кто говорил в эти годы, что традиция промышленных и художественных выставок развивалась в России задолго до 1917 года. Сегодня мы изучим экспозиции Горного отдела Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, состоявшейся в 1896 году.
Уникальная книга, посвященная бывшему духовному центру староверия, находившемуся в селе Кимры Тверской губернии, подготовлена и издана местным краеведом Владимиром Ивановичем Коркуновым. Еще какие-то сто лет назад Кимры назывались синодальными миссионерами «опасным гнездом безпоповского раскола».
Зарубежные публицисты часто негативно отзываются о роли и месте женщин в дореволюционной России. Однако подобные публикации, как правило, тенденциозны. Наш сайт публиковал статьи о роли женщины в старообрядчестве и вообще в Церкви. Сегодня мы расскажем о дореволюционном женском образовании на примере Тверской женской учительской школы.
Изменения в Уставе церкви, создание Казанской Архиепископии и борьба с глумлениями и безобразиями на свадебных пирах — вот лишь некоторые вопросы, обсужденные на Освященном соборе РПсЦ. На этом Соборе также впервые публично признана кончина старообрядческих клириков от последствий пандемии Covid-19.
Впервые с 1917 года в России опубликован каталог частного собрания церковнославянских рукописей. Помимо научных достоинств, он демонстрирует, что рынок манускриптов в нашей стране вполне существует и находки все еще случаются.
Интересна сегодняшняя судьба сельских дворянских и купеческих усадеб, которые были экспроприированы после Октябрьской революции 1917 года. До нашего времени на территории России сохранилось несколько тысяч таких построек. Иногда усадьбу выкупает и возрождает человек, неравнодушный к истории нашей страны. Примером такого рода воссоздания служит усадьба князей Куракиных в Тверской области.
Никем не изучены законы возникновения и укоренения славы. Есть прославленные писатели — творцы одного произведения. Таков автор гениальной комедии «Горе от ума» Александр Грибоедов. Есть знаменитые, много и продуктивно работавшие художники, получившие известность в качестве автора одной-единственной картины. Такими были Алексей Саврасов и его «Грачи прилетели» или Василий Пукирев и его «Неравный брак». И есть герои одного поступка — сознательного мужественного действия, навсегда разделившего их жизнь на периоды до и после и давшего им неоспоримое право на бессмертную славу на страницах Истории. Именно такой героический поступок совершил начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал Елисеев в 3 часа 06 минут рокового дня 22 июня 1941 года. В 2024 году исполняется 50 лет со дня смерти вице-адмирала Ивана Дмитриевича Елисеева (1901-1974).
В октябре 2024 года исполняется 330 лет с момента основания Выговской пустыни — крупнейшего центра старообрядцев-беспоповцев на Севере России. По случаю этого юбилея в Музее Андрея Рублева открылась выставка, посвященная рукописной октябрьской «Четьи-минее», изготовленной в Выговских скитах. Рукопись в свое время принадлежала Викулу Елисеевичу Морозову — известнейшему меценату и благотворителю.
Вопреки рассказам советских историков об отсталости дореволюционной России, до 1917 года Российская империя обладала одним из самых крупных авиапарков в Европе. Он стал создаваться всего лишь за 10-15 лет до известных революционных событий. Огромную роль в этом сыграли русские инженеры и изобретатели.
В галерее Быль-Небыль проходит выставка Ирины и Дарьи Свистовых «Нарядные дни» про творчество одной семьи. Тут работы Ирины и Леонида Свистовых — мужа с женой. И Дарьи Свистовой — младшей из четырех детей. Ирина Свистова — архитектор по образованию, художник и оформитель по роду деятельности. Работает в основном на ткани и сложных поверхностях (оргалит, картон). Леонид Свистов — физик-экспериментатор, в свободное время делает деревянные игрушки в соавторстве с женой. Дарья Свистова — тоже архитектор по образованию, но увлечена фольклором, а по роду занятий — дизайнер и иллюстратор книг. В работах использует максимально быстрые техники для рисования, любит вышивать.
В деревне Лампово (бывшее Дружногорское поселение Гатчинского района) с незапамятных времен живут староверы. Здесь сохранились десятки деревянных изб с резными наличниками и балконами, построенных выходцами с Русского Севера. Многим из домов-памятников — 150 лет.
У знаменитой усадьбы Знаменское-Раек под Торжком в Тверской области появился шанс на вторую жизнь: на днях в Министерство культуры РФ передали проект по развитию этого творения гениального архитектора Николая Львова. Но лицом региона могли бы стать еще десятки прекрасных усадеб. Однако в удовлетворительном состоянии находятся единицы из них.
19 сентября 2024 года в 12:00 в краеведческом музее г. Новозыбкова состоялось открытие выставки «Сохраняя веру и традиции предков», посвященной 250-летию Рождественско-Никольского храма г. Новозыбкова. Выставка посвящена духовным святыням русского старообрядчества, в основе которых лежит глобальная книжная культура.
В 1907-1908 гг. состоялось строительство Ново-ткацкой фабрики и Глуховской электростанции в Богородске. Это предприятие было построено старообрядцем А. И. Морозовым по самым современным технологиям. В советское время, в фильме «Светлый путь», вышедшем в 1940 году, помещения этой фабрики выдавали за сооружения «победившего социализма».
В столице состоялся международный форум «Казачество — сквозь века», посвященный 110-летию начала Первой мировой войны. На нем было представлено несколько десятков докладов и сообщений по истории казачества начала XX века, его участию в Первой мировой и гражданских войнах. Также были затронуты проблемные вопросы казачества, такие, как отсутствие должного образования, слабая гражданская активность и даже маргинализация некоторых атаманов и казачьих организаций.
От обширной прежде городской ампирной усадьбы Козьмы Солдатенкова, расположенной на Мясницкой (д. 37, стр. 1), ныне уцелели особняк с мезонином в глубине двора и пара боковых флигелей, выходящих на улицу.
Кто из архитекторов оставлял подпись на своих твореньях? Имя, оно же своеобразный автограф, Льва Кекушева сохранилось в масках царя зверей на фасадах его зданий и скульптурах, венчающих кровли. Еще каких-то десять лет назад на замковом камне въездной арки дома купца Василия Быкова (2-я Брестская, 19/18, стр. 1) красовалась львиная морда.
В прошлых публикациях мы рассказывали об уникальном источнике по древнерусской истории — «Русском Летописце». Мы продолжаем публикацию этого документа в русского переводе. Сегодня пойдет речь о князьях Великосане, Асане и Авехасане и грамоте к ним Александра Македонского. Также будет рассказано о битве на месте Влахерноского монастыря и призвании на княжение Рюрика.
Совет Митрополии обсудил ряд вопросов. Среди них — учреждение новой награды в виде медали, проведение очередного старообрядческого форума в Боровске, поглощение Древлеправославной Архиепископии и другие.
Без реституции — этой важной составляющей института частной собственности — невозможно полноценное и преемственное историческое бытие России. Однако пока закон о реституции не принят, потомки бывших владельцев частных усадеб выкупают их самостоятельно, пытаясь возрождать культурный и бытовой облик дореволюционной русской провинции.
У всего, что связано с искусством, обычно есть какой-то флер старины. И даже арт-рынок не исключение: сразу думается про «золотой век» Голландии, про меценатство семейства Медичи, про коллекции Щукина и Третьякова. Глобально — да, торговля искусством стара как мир, но в России ситуация нетривиальная. Традиции давние, а рынок — молодой. Искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, как формировался арт-бизнес в стране.
В старинном уральском городке Невьянске, в России и за ее пределами больше известном своей наклонной башней, в примыкающем к ней здании музея открылась выставка, посвященная старообрядцам. Они, без преувеличения, сыграли большую роль в промышленном развитии горного края. 300 лет назад здешний чугуноплавильный и железоделательный завод стал флагманом металлургии Урала, а сам Невьянск — крупнейшим центром староверческих общин.
22 августа в Музее им. Андрея Рублева открылась выставка «Повелитель Гроз», посвященная уникальной иконе Илии Пророка из коллекции Игоря Александровича Сысолятина, которая была написана в Ростове Великом.
Кулибин — имя нарицательное. Все знают, что это великий инженер, а как много его изобретений вы видели? Увы, но даже не все нижегородцы могут мгновенно ответить на вопрос, кем был Иван Петрович Кулибин и почему стал знаменитым.
«Я родился в Москве, на Большой Рогожской улице, близ Покровского монастыря. Припоминаю и весь большой наш дом, и подле огромный сад, выходящий на Дурновский переулок», — писал в мемуарах художник Константин Коровин. Все, что сохранилось от обширной усадьбы Коровиных в Рогожской слободе, где родились и провели свое детство два художника — братья Сергей и Константин Коровины — это флигель, выходящий в Товарищеский переулок.
В московском Музее русского импрессионизма проходит выставка «Журнал красивой жизни», посвященная одному из первых глянцевых изданий в России — дореволюционному журналу «Столица и усадьба», выходившему с 1913 по 1917 год и адресованному аристократической и светской публике.
Необычная выставка, посвященная Словарю живого великорусского языка Владимира Даля, открылась в Москве. Представленные на ней предметы искусства являют собой художественное видение терминов из словаря В. И. Даля. Также в этом материалы мы расскажем, почему великий лексикограф и ученый писал слово Росия и руский с одной «с».
Московский храм Николы на Ямах в Рогожской ямской слободе дал название улице. Церкви нет и в помине уж почти как лет восемьдесят, а Николоямская, часть древней дороги на Владимир, все так же значится на карте нашего города. В XVIII–XIX веках этот уголок Москвы был облюбован купцами и фабрикантами. Торговцы здесь строили свои заводики, а рядом — особняки и усадьбы, поскольку жить предпочитали в шаговой доступности от места работы.
Вопрос репатриации, возвращения русских и представителей других национальностей, традиционно проживавших на территории России, обсуждается на общественном и даже государственном уровне не первый раз. На этот раз дискуссия о репатриации возникла в стенах Государственной Думы.
С 27 по 29 июня 2024 года в государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» состоялась научная конференция «Убранство русской иконы». Ежегодная научно-практическая конференция, организуемая Ферапонтовским обществом сохранения и изучения памятников древнерусского искусства, а также музеем-заповедником «Ростовский кремль» (г. Ростов Великий), уже давно стала одним из главных событий российского историко-искусствоведческого года.
Сегодня мы расскажем о знаменитой гостинице «Метрополь», расположенной рядом с Большим театром в самом центре Москвы. Это здание — часть исторического облика города, ведь его постройка началась еще в XIX веке в стиле модерн.
В прошлых публикациях мы рассказывали об уникальном источнике по древнерусской истории — «Русском Летописце». Сегодня мы начинаем публикацию этого документа в русском переводе.
В Доме правительства Калужской области 17 июля 2024 года состоялось 383-е заседание рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе. В мероприятии приняли участие краеведы, историки, архивисты, а также боровская предпринимательница Светлана Шорохова, владелица объекта культурного наследия «Тюремный замок».
В этом году деревня Лякова Новгородской области была объявлена культурной столицей древлеправославного мира. Там был проведен lV фестиваль старообрядческой культуры, который стал настоящим центром притяжения, ведь только в этом году здесь побывало более 2-х тысяч человек. Также он приобрел статус не только всероссийского, но и международного, поскольку сюда приезжали участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Луги, Калининграда, Новгородской области, Нижнего Новгорода, Лабинска, Нижнего Тагила, Латвии, Эстонии, Белоруссии.
Ветка. Небольшой городок на востоке белорусского Полесья. Само по себе название уже примечательно тем, что так назвали свое новое поселение старообрядцы, прибывшие на эти земли еще в 1685 году.
Сайт «Русская вера» продолжает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Наш новый репортаж из старинной Костромы.
В музее им. Андрея Рублева открылась выставка «Воссоединение. Деисус XV века», посвященная выдающимся, самобытным произведениям тверской живописи — иконам «Христос Вседержитель», «Богоматерь» и «Апостол Павел». Их судьба оказалась непростой. Много веков назад они входили в один деисусный чин. Однако уже около ста лет эти памятники находятся в разных собраниях, не сохранились даже сведения, для какого храма они создавались. Теперь все три иконы на время объединены в одном экспозиционном пространстве.
Что пошло не так с томским форумом РПсЦ, почему-то называемым в некоторых СМИ IV Международным Старообрядческим Форумом. Об этом размышляет церковный и общественный деятель Алексей Безгодов.
Наталья Ушмаркина год за годом она собирает по крупицам историю Чугуевского округа, его населенных пунктов и семей переселенцев, охотится за краеведческой литературой, с азартом показывая жемчужины своей коллекции. В ней есть книги, выходившие тиражом в несколько десятков экземпляров. Научные издания, которые, вполне возможно, никогда не находили более въедливого и внимательного читателя. Газетные вырезки, старые карты, фотографии, копии архивных документов, полученные из архива РГИА ДВ.
Выставка «Живопись нитью. Лицевое шитье из собрания Музея имени Андрея Рублева, ЦАК МДА и частных коллекций» открылась в музее Андрея Рублева. На ней представлены произведения XV–XX веков различного функционального назначения: церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и возду́хи «Положение во гроб»), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены. Многие экспонаты демонстрируют высокий уровень мастерства ремесленников Ярославской земли.
Александр Николаевич Емельянов — руководитель хора Новосибирского кафедрального собора Русской Православной старообрядческой Церкви, лектор и хранитель знаний и традиций древнерусской духовной музыки посетил Красноярск в рамках XXVIII общегородского фестиваля «Весенние хоровые капеллы». Регент провел серию лекций-практикумов для студентов и преподавателей Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского и, пользуясь возможностью, мы узнали у Александра Николаевича, как он пришел в столь интересную и необычную профессию, чем особенно старообрядческое пение, и почему он считает важной просветительскую деятельность.
Одним из ярких и самобытных явлений русской культуры являются так называемые былины, известные на русском севере как стАрины или поГудки. Эти повествования веками передавались устно, и только сравнительно недавно ученые и энтузиасты народной культуры стали записывать и издавать это уникальное наследие. Мы поговорили с художницей Дарьей Свиствой, чтобы подробнее узнать о подобных проектах.
Старообрядческие форумы проходят уже более 5 лет. Мнения о них высказывают самые разные — от восторженных до критических. О сложившейся ситуации и возможных путях развития этой общественной инициативы размышляет публицист Глеб Чистяков.
У пересечения Егорьевского шоссе с речкой Доркой стоит изящная церковь, построенная в стиле модерн в 1913 году по проекту архитектора Б. М. Великовского. Этот храм был возведен на средства фарфорозаводчика Ивана Емельяновича Кузнецова на родине его предков в Новохаритонове. В Гжельской волости до революции жили православные и старообрядцы разных направлений. Это конфессиональное разнообразие отразилось и в судьбе Новохаритоновской церкви.
Принято считать, что в староверии не так много проектов, в которых занята молодежь. Однако это мнение устаревшее, доставшееся нам с советских времен, когда государство старалось не допустить активное участие молодежи в церковной жизни. Сегодня все большее количество молодых старообрядцев вовлечено в разные просветительские, образовательные и рекреационные проекты. Сегодня мы расскажем о проекте «znamennoe.ru», посвященном церковному пению.
Сегодня мы совершим прогулку по центральной части Таганского района — месту, которое долгое время было вотчиной двух известнейших в Российской империи семей промышленников — Морозовых и Алексеевых.
Члены семьи купцов Рахмановых активно занимались благотворительностью, собрали коллекцию старинных икон, выступили сооснователями научного издательства. На углу улицы Воронцово поле и Подсосенского переулка в Москве стоит старинный особняк. Прохожие заслуженно обращают на него внимание, но мало кто знает, что почти 100 лет он принадлежал династии купцов Рахмановых. Документы по истории этой известной семьи сохранились в Главархиве Москвы.
Не секрет, что изучение старообрядческой иконы последние 20 лет находится в центре научного внимания. Исследователями выявлены разные направления в иконописи староверов. Среди них: ветковская, невьянская, сызранская, поморская икона. Сегодня Михаил Чернов рассказывает о своих исследованиях иконописи Боровска.
17–20 мая 2024 года в Рогожской слободе состоялось широкое празднование Недели свв. Жен-Мироносиц. Праздничные мероприятия, посвященные распечатанию алтарей Рогожских храмов, помимо торжественного богослужения, включили в себя конференцию, презентацию книги, ярмарку народных промыслов и вечер духовных песнопений.
Свое название город Злынка в Брянской области получил от небольшой речки Злынки, на берегах которой и стоит. Первые поселенцы появились здесь в середине XVII века. Это были старообрядцы, которые бежали из центра страны от религиозных преследований. Только после победоносной войны со шведами Петр I узаконил существование раскольничьих поселений в награду за их самоотверженную борьбу с врагом. И по сей день в Злынке есть храмы и моленные ряда старообрядческих согласий.
В помещении Архива Российской академии наук (г. Москва) прошел Международный круглый стол «Неокружническое движение в истории старообрядческой Белокриницкой иерархии». В мероприятии приняли участие около двадцати ведущих специалистов по теме исторического старообрядоведения.
В Белоколонном зале Музея Фаберже в Санкт-Петербурге проходит выставка «Красота святости и святость красоты. Русские иконы в драгоценных окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже». Выставка посвящена искусству драгоценного оклада — оригинальному виду декоративного искусства, сложившемуся в Средние века, но расцветшему с особой яркостью в период XVIII — начала XX века в наиболее значимых центрах развития русской культуры.
В помещении Архива Российской академии наук (г. Москва) прошел Международный круглый стол «Неокружническое движение в истории старообрядческой Белокриницкой иерархии». В мероприятии приняли участие около двадцати ведущих специалистов по теме исторического старообрядоведения.
В следующем, 2025, году исполняется 350 лет со дня преставления преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой. Сегодня мы беседуем с предстоятелем Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) вл. Никодимом (Елякиным), который поведал историю поисков и обретения мощей святой.
20 апреля 2024 года в 19:00, в рамках всероссийской акции «Библионочь-2024», в Центре межрелигиозного диалога Библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино состоялся показ фильма «Русский Хозяин», посвященного 100-летней годовщине смерти Павла Павловича Рябушинского и его семье. Производство киноленты — Всемирный Союз староверов, продюсеры — Леонид Севастьянов, Игорь Лапшин.
Аксеновы были не только известными в Нижнетагильском заводском поселке купцами и благотворителями, но и старообрядцами, поэтому для моления они построили на внутренней территории подворья свою небольшую часовню. Изначально Аксёновы строили молельную только для собственного пользования, однако со временем туда стали ходить все тагильские старообрядцы.
Похвала Пресвятой Богородицы — это торжественный праздник, совершаемый в субботу пятой недели Великого поста. Празднование было установлено в VII–IX веке ради неоднократного избавления Пресвятой Богородицей града Константинополя от нападения военных захватчиков (626, 668–685, 716–741 гг.).
На международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе», прошедшей в Московском государственном университете, был зачитан доклад О. Р. Черноусовой и И. В. Поздеевой «„Новейшая концепция“ книжной культуры позднего русского средневековья в докторской диссертации В. П. Богданова». Этот доклад содержал многочисленные критические замечания в адрес докторской диссертации В. П. Богданова, защищенной совсем недавно, в прошлом, 2023, году. Сегодня мы публикуем ответ самого В. П. Богданова на этот доклад.
Усадьба Прозоровских-Бекетовых на Перекопской улице в Москве — настоящая точка притяжения района Зюзино. Это красивейший памятник архитектуры с многовековой историей.
Ежегодная научно-практическая конференция, организованная заведующим отделом икон Музея истории и культуры староверия (г. Боровск) Михаилом Черновым, уже давно стала одним из главных событий российского историко-искусствоведческого года. На это мероприятие собираются специалисты самого разного профиля — от молодых полевых практиков до кабинетных академических ученых, от начинающих культурологов до коллекционеров произведений старообрядческого и древнерусского искусства. На этих конференциях можно пообщаться со знатоками русской иконы, корифеями антикварного мира, музыковедами, специалистами в области антропологии и, разумеется, представителями старообрядческих согласий.
Если пойти от площади Ленина по Пролетарской вдоль центрального парка, то перед нами развернется исторический район Гомеля — Спасова Слобода. Основали его в первой половине XVIII века старообрядцы. Из небольшого поселения в лесу слобода постепенно выросла в один из самых престижных районов города, где не считали зазорным селиться даже дворяне. А оригинальный стиль домов сегодня делает квартал улиц Пролетарской-Плеханова и Ильинского спуска бесценным историческим наследием города.
14 марта 2024 года в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная библейской истории сотворения мира. Главная цель выставки — показать христианское понимание процесса сотворения мира и человека, основанное на библейском рассказе, через иконописные и иные художественные образы.
В последнее время в староверческих группах в социальных сетях «Вконтакте» и «Фейсбук» усилился интерес к истории одежды. Люди обсуждают в комментариях и выкладывают посты о том или ином предмете. Часто возникают споры и обсуждения. Мы продолжаем публикацию статей об истории разных предметов исторической одежды староверов и сегодня остановимся на таком важном предмете гардероба, как сарафан.
В массовом сознании русский купец — это скользкий делец, который легко идет на обман и с шиком уходит в загул. А вот те, чьи принципы не позволяли ни лгать, ни употреблять спиртного, часто оставались в тени. Огромная роль староверов в становлении русского бизнеса, их имена и заслуги в меценатстве до сих пор малоизвестны.
Международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе» прошла в Московском государственном университете. На нее прибыли ведущие археографы и историки старообрядчества России и стран ближайшего зарубежья. Были заслушаны интереснейшие доклады и разоблачен один «авантюрист от науки».
В конце февраля 2024 года Константинопольский патриархат сообщил о восстановлении в сущем сане нескольких священников до этого лишенных этого сана в Русской Православной Церкви. Как и почему в России сложилось мнение, что Константинополь является «крайним судией» в церковных вопросах, — размышляет историк Церкви Глеб Чистяков.
21 декабря 2023 года в московском независимом конференц-центре «Сретенский», что на Сухаревской, состоялась первая в истории старообрядчества научно-практическая конференция, посвященная памяти митрополитов Кирилла (Тимофеева) и Алимпия (Гусева). В интернете началась публикация материалов конференции. Сегодня мы представляем читателям вторую часть доклада А. Шишкина, посвященного эпохе митрополита Алимпия.
Сегодня мы продолжаем сравнивать первые главы «Русского Летописца» и «Повести временных лет» (ПВЛ), которая, как мы уже выяснили, была создана в Киеве на рубеже XVIII века, с целью сфальсифицировать русскую историю таким образом, чтобы представить второстепенный для страны город Киев «матерью городов русских».
Сайт «Русская вера» продолжает цикл публикаций исследователя подмосковного старообрядчества Галины Кочетковой, посвященных наиболее выдающимся старообрядцам из Гуслиц. Сегодня публикуем историю об антикварах Макаровых.
15 февраль 2024 года состоялось епархиальное собрание Донской и Кавказской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви. Публикуем протокол собрания.
Великомученик Никита Готфский — древний святой, почитался на Руси с самых ранних времен, но особенно — в период укрепления власти московских великих князей и утверждения концепции «Москва — Третий Рим». Образ великомученика Никиты, побивающего беса — Никиты Бесогона, со второй половины XIV века получил распространение в мелкой пластике — нательных крестах и небольших образках, имевших охранительную функцию. Выставка, посвященная этой иконе, открылась в музее имени Андрея Рублева.
На старообрядческом форуме, прошедшем в Москве 7 декабря 2023 года, прозвучало предложение сменить формат мероприятия и переименовать форум в Международную Ассамблею Старообрядческих Согласий (МАСС). Поступают первые отклики в экспертной среде на это предложение.
21 декабря 2023 года в московском независимом конференц-центре «Сретенский», что на Сухаревской, состоялась первая в истории старообрядчества научно-практическая конференция, посвященная памяти митрополитов Кирилла (Тимофеева) и Алимпия (Гусева). В интернете началась публикация материалов конференции. Сегодня мы представляем читателям первую часть доклада А. Шишкина, посвященного эпохе митрополита Алимпия.
В прошлом, 2023 году, внимание единоверцев, а также всех любителей церковной старины Русской Православной Церкви, привлекла деятельность неформальных сообществ, желающих более активно продвигать и популяризировать древнерусскую богослужебную традицию. Чтобы попытаться разобраться в этом относительном новом явлении, редакция обратились к одному из них — «Обществу сщмч. Андрея Ухтомского».
В следующем, 2025 году, исполняется 350 лет со дня преставления преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой. Старообрядческие согласия собираются торжественно отметить эту дату. О судьбе боярыни, обретении ее мощей, опере «Боярыня Морозова», ее персонаже в фильме «Раскол» — читайте в нашем материале.
В Санкт-Петербурге прошел круглый стол «Старообрядчество Ленинградской области и сопредельных территорий», посвященный вопросам старообрядчества на территории Северо-Западного региона нашей страны. Его участники единогласно отметили, что, несмотря на возросший в последние годы интерес к староверию, которое является неотъемлемой частью русской духовной традиции, оно требует внимания и поддержки. В противном случае мы можем потерять целый пласт уникальной культуры.
Когда в 2017 году на Освященном соборе РПсЦ было объявлено о восстановлении общения между Русской Православной старообрядческой Церковью и Древлеправославной Церковью (Древлеправославной Архиепископией), многих охватила радостная эйфория. Некоторым стало казаться, что начался процесс объединения старообрядческих согласий. Однако этого не случилось. Поспешность, отсутствие рассудительности и «головокружение от успехов» у ряда представителей РПсЦ, привело к непоправимой духовной катастрофе. О драматических событиях размышляет первоиерарх Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) епископ Никодим (Елякин).
30-31 января 2024 года в духовном центре РПСЦ, что Рогожском в Москве, под председательством митрополита Корнилия (Титова) прошло заседание очередного Совета Митрополии.
25 января 2024 года в Москве, в Белом зале храма Христа Спасителя, в рамках двух тематических направлений XXXII Международных Рождественских образовательных чтений — «Традиция. Диалог. Внешние связи» и «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие» — состоялась конференция «Старый обряд в Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее».
В книжном стеллаже Василия Клинцова появилась новинка нехудожественной развлекательной литературы, заявленной как исследование отношений между полами в Древней Руси.
Многие частные коллекции становятся музеями, но сегодня мы расскажем о музее, который пока так и не появился на свет, хотя коллекция по-прежнему существует. Коллекционер ушел из жизни, и музей не возник — во всяком случае, физически. Речь идет о существующем в интернете Музее староверия и его основателе Викторе Ивановиче Осипове. И коллекция, и музей, и жизнь самого коллекционера связаны с городом Боровском, районным центром Калужской области, чье население не достигает и тринадцати тысяч человек. Обо всем этом рассказывает дочь Виктора Ивановича, Анна Осипова, пресс-атташе Музея староверия на волонтерских началах.
Все, наверное, знают про гжельский фарфор, хохломскую и городецкую росписи и дымковские игрушки. А если речь заходит о росписи по жестяным подносам, то большинство убеждены: это традиция родом из подмосковного села Жостово. Однако у нее есть предшественник: культура художественной лаковой росписи подносов зародилась на Урале, в окрестностях современного Нижнего Тагила, за почти 80 лет до возникновения жостовского ремесла.
Публицист Василий Клинцов делает обзор новинки и рассуждает о том, какие тенденции в современном Единоверии РПЦ отразились в деятельности составителей календаря.
В последние два года в церковную жизнь современного Единоверия буквально ворвались события, связанные с деятельностью двух самопровозглашенных организаций — «Единоверческого миссионерского братства имени Павла Прусского» и «Единоверческого общества имени священномученика Андрея Ухтомского». Хотя деятельность этих братств проявилась по большей части в сети Интернета и в их петициях Священноначалию, но затронула и другие стороны жизни нашего сравнительно небольшого сообщества. Сегодня мы публикуем интервью с настоятелем храма Покрова в Рубцове, секретарем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиереем Иоанном Миролюбовым.
19 декабря 2023 в г. Владивосток состоялось епархиальное собрание Хабаровской и всего Дальнего Востока епархии. Эта церковная область РПсЦ за свою историю пережила немало неоднозначных событий, трагических историй и драматических потрясений. В нынешнем виде она была учреждена всего 10 лет назад.
22-25 декабря (9-12 ст. ст) 2023 года в богоспасаемом граде Москва в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси состоялся Освященный собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Владык, приняли участие отцы благочинные, сотрудники отделов и комиссий Церкви. Преосвященные Владыки, которые по болезни не смогли лично участвовать в трудах Собора, поручили представлять вверенные им Епархии своим представителям.
В г. Москва состоялось заседание комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Заседание провел председатель ОВЦС РПЦ митрополит Волоколамский Антоний. На совещании прозвучал отчет за минувший год, а также было рассказано о встрече с предстоятелем РПсЦ.
5 января Церковь чтит память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси. Святитель Филипп является одной из самых значимых и трагичных фигур в русской истории. Ради спасения людей он не побоялся идти против царя Иоанна Грозного. Ради утверждения правды он выступил против всеобщей лжи, против служилых царских пастырей, бояр и прочего недоброго царского окружения. Митрополит Филипп был лишен сана, отправлен в заточение и зверски убит. Но в своей борьбе за правду он вышел победителем. Сегодня мы публикуем статью, посвященную жизни и личности святителя.
22 декабря 2023 года в Центральном доме кинематографистов прошел показ документального фильма «Русский мир». Автор идеи и генеральный продюсер проекта — Леонид Севастьянов. Производство — Всемирный Союз староверов.
21 декабря 2023 года в московском независимом конференц-центре «Сретенский», что на Сухаревской, состоялась первая в истории старообрядчества научно-практическая конференция, посвященная памяти митрополитов Кирилла (Тимофеева) и Алимпия (Гусева).