В церковном календаре много праздников в честь богородичных икон: Казанской, Владимирской, Тихвинской и других. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) — в честь обретения, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в честь избавления Москвы от поляков. 4 ноября Церковь и граждане России отмечают осеннюю (зимнюю) Казанскую — праздник в честь Казанской иконы Богородицы «избавления ради царствующаго града Москвы».
В 2025 году исполняется 350 лет со дня преставления преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой. Старообрядческие согласия широко и торжественно отмечают эту дату: снят фильм о боярыне Морозовой, изданы книги, проведена научная конференция, открыта выставка. В Боровске воздвигнут памятник боярыне Морозовой, выпущены медаль и статуэтки, посвященные боярыне. Однако главная традиция почитания святых — почитание мощей — в этом году празднующими совершенно забыта. А между тем мощи боярыни Морозовой давно обретены. Об этом читайте далее.
В богослужебном Уставе установлены особые дни поминовения усопших. Один из них — Дмитриевская родительская суббота. Накануне, в пятницу, в старообрядческих храмах после Вечерни совершается Панихида: чтение 17 кафизмы с пением ее избранных псалмов и заупокойный канон. На Панихиде возглашаются также заупокойные ектении, на которых читаются записки «за упокой». Почему установлена в Русской Церкви Дмитриевская родительская суббота, о значении поминовения усопших христиан, о «памяти смертной» — читайте в статье.
Сегодня мы расскажем о знаменитой гостинице «Метрополь», расположенной рядом с Большим театром в самом центре Москвы. Это здание — часть исторического облика города, ведь его постройка началась еще в XIX веке в стиле модерн.
Крестьянин Михаил Павлович Цветов приехал в Рыбинск из тверских лесов и основал лесопильный завод, крупнейший в Рыбинском уезде. На рубеже XIX-XX вв. он успешно торговал лесом в России и за границей. Имел репутацию знатока лесного дела, уважаемого в купеческой среде. Очень любил охоту, пристрастившись к ней еще в тверских лесах.
Сейчас усадьба Харитоновых-Расторгуевых, расположенная в самом заметном месте Екатеринбурга — на Вознесенской горке напротив Храма-на-Крови — имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Именно из-за высокого статуса отреставрировать ее пока не удается.
14 мая 2025 года состоялось знаковое для старообрядчества событие. В Доме русского зарубежья, что расположен в столице, г. Москве, прошла научная конференция, посвященная презентации книги «Запрещенное согласие. Неокружническое движение в истории старообрядческой Белокриницкой иерархии». Сегодня мы продолжаем публикацию доклада историка и публициста Г. С. Чистякова. В прошлый раз было рассказано о том, почему в синодальной Церкви считалось, что староверы веруют в иного Бога. Сегодня рассказываем о точке зрения неокружников.
Во второй половине XIX века Якутская область была в центре мирового торгового обращения. Старообрядец-миллионер Петр Кушнарев в экстремальных климатических условиях смог не только преумножить свое состояние, но и своими действиями дал развитие родине. Проводником в эту историю стала Маргарита Кушнарева, потомок знаменитого якутского купца.
Особняк старообрядца И. А. Миндовского — памятник архитектуры в Москве, расположен на углу Поварской улицы и Скарятинского переулка. Построен в 1903–1904 годах по проекту архитектора Льва Кекушева.
Аксеновы были не только известными в Нижнетагильском заводском поселке купцами и благотворителями, но и старообрядцами, поэтому для моления они построили на внутренней территории подворья свою небольшую часовню. Изначально Аксёновы строили молельную только для собственного пользования, однако со временем туда стали ходить все тагильские старообрядцы.